Психологическая характеристика зрительного восприятия в старшем дошкольном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 14:38, курсовая работа

Описание работы

Восприятие – отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Восприятие – ведущий психический процесс дошкольного возраста, который выполняет объединяющую функцию:
восприятие объединяет свойства предметов в целостный образ предмета;
оно объединяет все познавательные процессы в совместной согласованной работе по переработке и получению информации;
восприятие объединяет весь полученный опыт об окружающем мире в форме представлений и образов предметов и формирует целостную картину мира в соответствии с уровнем развития ребёнка.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Общая характеристика работы…………………………………………………...5
Глава 1. Особенности зрительного восприятия в старшем дошкольном возрасте…………………………………………………………………………….9
1.1 Восприятие, характеристика и свойства…………………………………….9
1.2 Особенности зрительного восприятия……………………………………..15
1.3 Зрительное восприятие и его признаки…………………………………….20
1.4 Формирование зрительного восприятия у детей дошкольного возраста...23
1.5 Психологические особенности процесса восприятия окружающего мира детей дошкольного возраста……………………………………………………26
Вывод по первой главе…………………………………………………………..30
Глава 2. Эмпирическое исследование зрительного восприятия в старшем дошкольном возрасте……………………………………………………………31
2.1 Описание методики, используемой в работе………………………………31
2.2 Методы исследования……………………………………………………….32
2.3 Результаты исследования и их анализ……………………………………...32
Вывод по второй главе…………………………………………………………..34
Заключение……………………………………………………………………….35
Список используемых источников……………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа -Зрительное воспритятие в дошкольном возрасте.doc

— 260.50 Кб (Скачать)

Главным условием является обучение ребенка действиям с этими предметами. И не любые действия, а такие которые помогают ребенку обнаружить основные свойства предмета, его назначения, особенности. Эти действия называются перцептивными или воспринимающими, исследовательскими. Для того чтобы облегчить или ускорить процесс формирования представлений об окружающем мире, необходимо обучить ребенка основным действиям и правилам восприятия. Когда ребенок их освоит, он сам, без помощи взрослых, будет изучать предметы и явления и получать правильные представления о них. На первых порах развития восприятия: в начале дошкольного периода, когда восприятие предметно и ребенок еще не отделяет его свойства, перцептивные действия примитивны и сразу переходят в исполнительские по воздействию на предмет: захватывание, бросание, манипулирование. Поэтому образ предмета, который формируется у ребенка, приблизительно отражает предмет, он не расчленен, то есть не выделяются отдельные свойства, детали, части, особенности предмета. Ребенок путает предметы, может не узнать знакомый предмет, если его повернуть или показать только его часть.

В дальнейшем развитии ребенок осваивает сложные перцептивные действия, которые позволяют ему выделять свойства предмета, количество таких обследовательских действий увеличивается при действии с предметами. Ребенок начинает разглядывать предметы, ощупывать их руками, сначала все кистью, а затем пальцами, останавливаясь на отличительных деталях. Взрослый обучает ребенка таким перцептивным действиям, как прикладывание предметов друг к другу для сравнения, наложения, измерения. Благодаря разнообразным перцептивным действиям образ предмета становится дифференцированным, то есть в нем выделяются детали, части, особенности предмета. Образ более приближен к реальному предмету. Представление о предмете обогащается названием его свойств, информацией о назначении предмета, возможными разновидностями предмета и другими сведениями.

У старшего дошкольника  восприятие предметов и явлений  опирается на систему перцептивных действий и систему эталонов, с которыми ребенок сравнивает предметы. Характер перцептивных действий меняется, в них увеличивается доля зрительных обследований, и только в затруднительных случаях и с незнакомыми объектами в обследовании участвует рука. Ребенок может уже мысленно выполнять некоторые двигательные действия: переворачивание предмета, прикладывание, измерение. Такие сложные действия помогают сформировать более детальный образ предмета, где все свойства и детали находятся в определенном соотношении друг с другом, тогда образ называют системным. Ребенок становится наблюдательным, замечая малейшие отличия.

Восприятие  становится психическим процессом, все больше осуществляется в уме, почти мгновенно перцептивные действия сворачиваются, выполняются не заметно и быстро. Ребенок быстро узнает знакомые предметы, замечает их отличия и сходство. Тогда говорят, что восприятие стало внутренним процессом. Перцептивные действия, которые выполняются в уме, создают условия для формирования мышления. Мышление уже направлено на познание внешних особенностей предметов и явлений, а на познание скрытых связей между предметами и явлениями, их внутренних особенностей, сложных отношений между ними, таких как причина и следствие, функции предметов, родовые и видовые связи и др.[8]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод по первой главе

 

Изучив теоретический  материал по заданной теме, можно сделать  следующие выводы:

1. Восприятие - целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Восприятие - результат деятельности системы анализаторов. Восприятие предполагает выделение из комплекса воздействующих признаков основных и наиболее существенных, с одновременным отвлечением от несущественных. Оно требует объединения основных существенных признаков и сопоставления воспринятого с прошлым опытом.

2. Предметность, целостность, константность и  категориальность (осмысленность и  означенность) - это основные свойства  образа, складывающиеся в процессе  и результате восприятия.

3. Процесс развития детского восприятия в дошкольном возрасте можно представить следующим образом. Во время перехода от раннего к дошкольному возрасту, т. е. в период времени от 3 до 7 лет, под влиянием продуктивной, конструкторской и художественной деятельности у ребенка складываются сложные виды перцептивной аналитико-синтетической деятельности, в частности способность мысленно расчленять видимый предмет на части и затем объединять их в единое целое, прежде чем подобного рода операции будут выполнены в практическом плане. Новое содержание приобретают и перцептивные образы, относящиеся к форме предметов. Помимо контура выделяется и структура предметов, пространственные особенности и соотношения его частей.

 

 

 

Глава 2. Эмпирическое исследование зрительного восприятия в старшем дошкольном возрасте

 

2.1 Описание  методики, используемой в работе

Методика: Т.Н. Головиной. Исследование способности к целостному восприятию формы предметов и соотнесению частей геометрических фигур и предметных изображений.

Цель: Исследование способности к целостному восприятию формы предметов.

Описание:

Для исследования восприятия необходимы таблицы, на которых  изображены геометрические фигуры (треугольники, круги, рис. 1 а. 1 б в Приложении 1) с неполными контурами и незаконченные контуры двух предметных изображений (бабочки и жука, рис. 1 в Приложении 1). Экспериментатор дает детям задание дорисовать эти предметы («Дорисуй треугольники» и т. п.). Подчеркивается, что все шесть треугольников одинаковой величины. Ребенку дают для работы копия таблиц, предварительно выполненные на листах бумаги размером 21 ∙ 30 см.

Обследуемая группа состоит из выборки в количестве 15 человек, в возрасте 5-6 лет.

Обработка результатов:

Наблюдение  за действиями ребенка во время его  работы с таблицами этою типа дает возможность составить представление о способности ребенка к целостному восприятию формы предметов, о состоянии его графических навыков, способности осуществлять симметричное изображение. Эти данные важны при определении готовности ребенка к школьному обучению. Дети старшего дошкольного возраста с нормальным интеллектом хорошо выполняют задания по восстановлению целостности геометрических фигур; при дорисовывании предметов они понимают принцип работы, хотя иногда допускают небольшую асимметрию.

Умственно отсталые дети справляются с этими заданиями в значительно более позднем возрасте. Наибольшие трудности возникают у них при необходимости дорисовать круг. Они замыкают его контур, не производя при этом необходимых кругообразных движений, поэтому площадь «дорисованной» фигуры оказывается, как правило, уменьшенной. При дорисовывании треугольников умственно отсталые дети изменяют их площадь и форму, причем имеют место случаи распространения принципа дополнения трех верхних треугольников на нижний ряд подобных фигур; дети забывают, что все треугольники одного размера или «не узнают» равенства. При дорисовывании предметных изображений (бабочки, жука) эти дети испытывают трудности в понимании принципов работы, допускают выраженную асимметрию и несоответствие заданному изображению, резкое увеличение или уменьшение дополняемой части, искажение формы

 

2.2 Методы исследования

 

  1. Анализ научной и психологической литературы по данной теме.
  2. Выбор методики.
  3. Опрос испытуемых:
    • Нахождение детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет);
    • Выяснение есть ли желание работать над методикой.

 

2.3 Результаты исследования и их анализ

 

По данной методике было опрошено 15 человек, из них 7 девочек  и 8 мальчиков.

Детей опрашивали по одному в спокойной, дружеской  обстановке.

Каждому ребенку выдавались таблицы, на которых изображены геометрические фигуры (треугольники, круги – рис. 1.а, 1.б) с неполными контурами, и незаконченные контуры двух предметных изображений (бабочки и жука – рис. 1.в) и было дано задание дорисовать эти предметы.

За всеми действиями детей во время их работы с таблицами велось наблюдение.

В основном затруднение  у детей вызвала таблица, где  нужно было дорисовывать бабочку  и жука. Дети понимали принцип работы, но допускали асимметрию при дорисовывании  предметов.

У троих детей (Костя, Никита, Егор) вызвала затруднение таблица с изображением треугольников. Они в начале работы забыли, что треугольники должны быть одинаковой величины, но затем исправились и выполнили правильно.

Две девочки  Саша и Алина выполняли работу самостоятельно, т.е. они не смотрели в копию таблицы, где это задание уже выполнено. Остальные дети пользовались примером.

Семь человек  из 15 детей выполнили работу быстрее  по времени, чем остальные дети. Другим детям потребовалось больше времени  на работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод по второй главе

 

В результате эмпирического  исследования, можно сделать вывод, что дети старшего дошкольного возраста с нормальным интеллектом, выполняли  задания по восстановлению целостности  геометрических и предметных фигур. При дорисовывании предметов  они понимают принцип работы, но допускают небольшую асимметрию.

При выполнении задания некоторым детям потребовалось  больше времени, чем другим. Кому-то задание показалось легким и интересным, а у других вызвало затруднение  в выполнении этих заданий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В заключение, можно  сделать вывод, что в старшем  дошкольном возрасте ребёнок учится различать разновидности свойств  предметов, обнаруживать их сочетание  в целостных предметах, учится и  словесному описанию, использованию  свойств предметов в разных видах деятельности. В это время знания о предметах и их свойствах организуются в систему, которая управляет познавательной активностью ребёнка в разных сферах окружающей действительности: искусстве, природе, общении с людьми. Он осваивает приёмы восприятия более сложных явлений.

Включение ребёнка  в доступные ему виды деятельности способствуют ускоренному развитию восприятия, но если эта активность не организована целесообразно и  не направлена специально на развитие восприятия, то процесс будет формироваться стихийно и к концу дошкольного периода может быть не организован в систему, иметь пробелы в представлениях ребёнка о ряде свойств предметов. Незавершённость в развитии процесса восприятия задержит развитие других познавательных процессов.

Итак, восприятие – ведущий познавательный процесс дошкольного возраста, который выполняет объединяющую функцию:

восприятие  объединяет свойства предметов в  целостный образ предмета;

оно объединяет все познавательные процессы в совместной согласованной работе по переработке и получению информации;

восприятие  объединяет весь полученный опыт об окружающем мире в форме представлений и  образов предметов и формирует  целостную картину мира в соответствии с уровнем развития ребёнка.

В данной работе мы ставили перед собой цель: исследовать психологические особенности зрительного восприятия у детей дошкольного возраста. Для проведения данного исследования мы взяли выборку из 15 детей старшего дошкольного возраста. Провели на основе методики Т.Н. Головиной эмпирическое исследование способности к целостному восприятию формы предметов в дошкольном возрасте. Проведя качественный анализ полученных результатов, мы можем говорить, что выдвинутая нами гипотеза о том, что дети старшего дошкольного возраста выполняют задания по восстановлению целостности геометрических фигур; при дорисовывании допускают небольшую асимметрию. Таким образом, мы справились с поставленными целью и задачи, осуществив исследование и подтвердив выдвинутую гипотезу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемых источников

 

  1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева.– М.: Аспект-пресс, 2004. – 366с.
  2. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология / Г.М. Еникеев. – М., 2000. – 475с.
  3. Величковский, Б.М., Психология восприятия / Б.М. Величковский,

В.П. Зинченко, А.Р. Лурия.  – М., 1973. – 226с.

  1. Венгер, Л.А. Развитие сенсорного восприятия в процессе воспитания / Л. А. Венгер. - М.: Просвещение, 2001. - 152 с.
  2. Выготский, Л. С. Проблемы общей психологии / Л. С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. - М., 2003. - Т. 2. - 364 с.
  3. Ганзен, В.А. Восприятие целостных объектов / В.А. Ганзен. – Л., 1976. – 158с.
  4. Грегори, Р.Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. // Под ред. А.Р. Лурия и В.П. Зинченко. – М., 1970. – 210с.
  5. Григорьева, Л.П. Развитие восприятия у ребенка / Л.П. Григорьева. - М.: Школа - Пресс. – 2001. – 350с.
  6. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф.

Информация о работе Психологическая характеристика зрительного восприятия в старшем дошкольном возрасте