Психологическая характеристика зрительного восприятия в старшем дошкольном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 14:38, курсовая работа

Описание работы

Восприятие – отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Восприятие – ведущий психический процесс дошкольного возраста, который выполняет объединяющую функцию:
восприятие объединяет свойства предметов в целостный образ предмета;
оно объединяет все познавательные процессы в совместной согласованной работе по переработке и получению информации;
восприятие объединяет весь полученный опыт об окружающем мире в форме представлений и образов предметов и формирует целостную картину мира в соответствии с уровнем развития ребёнка.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Общая характеристика работы…………………………………………………...5
Глава 1. Особенности зрительного восприятия в старшем дошкольном возрасте…………………………………………………………………………….9
1.1 Восприятие, характеристика и свойства…………………………………….9
1.2 Особенности зрительного восприятия……………………………………..15
1.3 Зрительное восприятие и его признаки…………………………………….20
1.4 Формирование зрительного восприятия у детей дошкольного возраста...23
1.5 Психологические особенности процесса восприятия окружающего мира детей дошкольного возраста……………………………………………………26
Вывод по первой главе…………………………………………………………..30
Глава 2. Эмпирическое исследование зрительного восприятия в старшем дошкольном возрасте……………………………………………………………31
2.1 Описание методики, используемой в работе………………………………31
2.2 Методы исследования……………………………………………………….32
2.3 Результаты исследования и их анализ……………………………………...32
Вывод по второй главе…………………………………………………………..34
Заключение……………………………………………………………………….35
Список используемых источников……………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа -Зрительное воспритятие в дошкольном возрасте.doc

— 260.50 Кб (Скачать)

РОССИЙСКИЙ  ГОСДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Филиал в  г. Минске

 

 

 

 

 

Курсовая работа

По теме: Психологическая  характеристика зрительного восприятия в старшем дошкольном возрасте.

 

 

 

 

 

Выполнила:

                                                        студентка 2-го курса заочного отделения                            

                                                        специальности «Психология»

                                                        Покатова Ю.В.

 

                                                         Проверил:

                                                         Позняк М.В.

 

 

 

 

 

 

 

Минск, 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………...…3

Общая характеристика работы…………………………………………………...5

Глава 1. Особенности  зрительного восприятия в старшем дошкольном возрасте…………………………………………………………………………….9

1.1 Восприятие, характеристика и свойства…………………………………….9

1.2 Особенности  зрительного восприятия……………………………………..15

1.3 Зрительное восприятие и его признаки…………………………………….20

1.4 Формирование зрительного восприятия у детей дошкольного возраста...23

1.5 Психологические  особенности процесса восприятия  окружающего мира детей дошкольного возраста……………………………………………………26

Вывод по первой главе…………………………………………………………..30

Глава 2. Эмпирическое исследование зрительного восприятия в старшем дошкольном возрасте……………………………………………………………31

2.1 Описание  методики, используемой в работе………………………………31

2.2 Методы исследования……………………………………………………….32

2.3 Результаты  исследования и их анализ……………………………………...32

Вывод по второй главе…………………………………………………………..34

Заключение……………………………………………………………………….35

Список используемых источников……………………………………………..37

Приложение 1…………………………………………………………………….40

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Знания об окружающем мире при непосредственном контакте с ним человек получает не только через ощущения, но и через восприятие. И ощущения и восприятия – звенья единого процесса чувственного познания. Они неразрывно взаимосвязаны, но имеют и свои отличительные особенности. В результате ощущений человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предмета – о его цвете, температуре, вкусе, звучании и пр. Но в реальной жизни мы видим не просто пятна света или цвет, слышим не просто громкие или тихие звуки, ощущаем запах не сам по себе. Мы видим свет солнца или электрической лампы, слышим мелодии музыкального инструмента или голос человека и пр. Восприятие дает целостные образы предметов или явлений, обладающих рядом свойств. В отличие от ощущения при восприятии человека познает не отдельные свойства предметов и явлений, а предметы и явления окружающего мира в целом. Проанализировав психолого-педагогическую литературу по вопросам восприятия (А.П. Данилова, В.М. Петросова и др.), мы остановились на следующих определениях понятия "восприятие".

Восприятие  – это отражение предметов и явлений, целостных ситуаций объективного мира в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.

Восприятие  – отражение в сознании человека предметов или явлений при  их непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие  – ведущий психический процесс  дошкольного возраста, который выполняет  объединяющую функцию:

  • восприятие объединяет свойства предметов в целостный образ предмета;
  • оно объединяет все познавательные процессы в совместной согласованной работе по переработке и получению информации;
  • восприятие объединяет весь полученный опыт об окружающем мире в форме представлений и образов предметов и формирует целостную картину мира в соответствии с уровнем развития ребёнка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая характеристика работы

 

Актуальность  темы. Реальные процессы отражения внешнего мира выходят далеко за пределы наиболее элементарных форм. Человек живет не в мире изолированных световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций, т.е. что бы человек ни воспринимал, он неизменно имеет дело не с отдельными ощущениями, а с целыми образами. Отражение этих образов выходит за пределы изолированных ощущений, опираясь на совместную работу органов чувств, синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы. Этот синтез может протекать как в пределах одной модальности (рассматривая картину, мы объединяем отдельные зрительные впечатления в целый образ), так и в пределах нескольких модальностей (воспринимая апельсин, мы фактически объединяем зрительные, осязательные, вкусовые впечатления, присоединяем к ним и наши знания о нем). Лишь в результате такого объединения изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций.

При восприятии знакомых предметов (стакан, стол) узнавание  их происходит очень быстро - человеку достаточно объединить два-три воспринимаемых признака, чтобы прийти к нужному  решению. При восприятии новых или незнакомых предметов узнавание их гораздо сложнее и протекает в гораздо более развернутых формах. Полное восприятие таких предметов возникает как результат сложной аналитико-синтетической работы, выделяющей одни существенные признаки, тормозящей другие, несущественные и комбинирующей воспринимаемые детали в одно осмысленное целое.

Восприятие  является очень сложным и активным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Этот сложный, активный характер восприятия проявляется в целом ряде признаков, требующих специального рассмотрения. Прежде всего, процесс информации ни в коей мере не является результатом простого раздражения органов чувств и доведения до коры мозга возбуждений от периферически воспринимающих органов. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз, выделяющие наиболее информативные точки; пропевание или проговаривание соответствующих звуков, играющих существенную роль в определении наиболее существенных особенностей звукового потока). Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта.

Далее, восприятие тесно связано с оживлением следов прошлого опыта: сличением доходящей  до субъекта информации с ранее сложившимися представлениями; сравниванием с ними актуальных воздействий; выделением существенных признаков; созданием гипотез о предполагаемом значении доходящей до него информации; синтезом воспринимаемых признаков в целые комплексы «принятием решения» о том, к какой категории относится воспринимаемый предмет. Иначе говоря, воспринимаемая (перцептивная) деятельность субъекта близка к процессам наглядного мышления, причем эта близость тем нагляднее, чем новее и сложнее воспринимаемый объект.

Естественно поэтому, что воспринимающая деятельность почти никогда не ограничивается пределами одной модальности, но складывается в совместной работе нескольких органов чувств (анализаторов), результатом которой являются представления, сформировавшиеся у субъекта. Наконец, важно и то обстоятельство, что восприятие предмета никогда не осуществляется на элементарном уровне: оно захватывает высшие уровни психической деятельности, в частности речь. Человек не просто смотрит на предметы и пассивно реагирует на их признаки. Выделяя и объединяя наиболее существенные из них, он всегда обозначает воспринимаемые предметы словом, тем самым глубже познавая их свойства, и относит их к определенным категориям. Воспринимая часы, и мысленно называя их этим именем, он отвлекается от таких несущественных признаков, как их цвет, размеры, форма, и выделяет основной признак - функцию указания времени. Одновременно он относит воспринимаемый предмет к определенной категорий, отделяет от других, близких по внешнему виду предметов, но относящихся к другим категориям (например, барометр). Все это еще раз подтверждает, что воспринимающая деятельность субъекта по своему психологическому строению может приближаться к наглядному мышлению. Сложный и активный характер воспринимающей деятельности человека определяет ряд особенностей его, в одинаковой степени относящихся ко всем его формам.

Итак, восприятие - это наглядно-образное отражение  действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей.

Цель работы: изучение такого познавательного процесса, как восприятие и его особенности  в дошкольном возрасте.

Объект исследования: зрительное восприятие в старшем  дошкольном возрасте.

Предмет исследования: процесс развития зрительного восприятия в период дошкольного возраста.

Гипотеза: дети старшего дошкольного возраста выполняют задания по восстановлению целостности геометрических фигур, хотя иногда допускают небольшую асимметрию.

Задачи:

1. Проведение  теоретического анализа восприятия  в психологии.

2. Выявление  способностей ребенка к целостному  восприятию формы предметов, состояния  его графических навыков, способности  осуществлять асимметричные изображения.

3. Проверка поставленной  гипотезы на выбранных испытуемых.

4. Качественный  и количественный анализ полученных данных.

Методологической  основой данного исследования являются работы отечественных и зарубежных авторов, изучавших закономерности психического развития детей в дошкольном возрасте: О. М. Дьяченко,

Е.В. Филипповой, З.М. Истоминой, Н.Н. Поддьякова, Л.С. Выготского, Дж. Гилфорда, Т.В. Куд- рявцева, Н.С. Лейтеса, Э.П.Торренса, Д. Б. Эльконина, А.Н.Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др.

Методы исследования: теоретический анализ общей и специальной психологической, педагогической литературы по проблеме исследования, эксперимент, наблюдение, анализ результатов исследования.

Методика исследования: Исследование способности к целостному восприятию формы предметов и  соотнесению частей геометрических фигур и предметных изображений (Методика Т.Н. Головиной).

Практическая  значимость: результаты исследования развития особенностей зрительного  восприятия могут быть использованы при проведении диагностического обследования детей и выступать основаниями  для оценки развития детей 5-6 лет.

Экспериментальная база исследования: дети 5-6 лет в количестве 15 человек из детского сада №3 г. Минска.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, выводов и  списка использованных источников, содержит

1 рисунок. Основной  текст курсовой работы изложен на 37 страницах. Список литературы содержит 27 наименований.

 

 

Глава 1. Особенности зрительного восприятия в старшем дошкольном возрасте

 

 

    1. Восприятие, характеристика и свойства

 

Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию. Способность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте.

В отличие от ощущений, которые  не воспринимаются как свойства предметов, конкретных явлений или процессов, происходящих вне и независимо от нас, восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью, причем даже в том случае, когда мы имеем дело с иллюзиями или когда воспринимаемое свойство сравнительно элементарно, вызывает простое ощущение (в данном случае это ощущение обязательно относится к какому-либо явлению или объекту, ассоциируется с ним).

Ощущения находятся в  нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализованы в  пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия в его отличии от ощущений, называется объективацией.

Еще одно отличие восприятия в его развитых формах от ощущений состоит в том, что итогом возникновения  ощущения является некоторое чувство (например, ощущения яркости, громкости, соленого, высоты звука, равновесия и т.п.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Для того чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, построение и уточнение образа. Для появления ощущения этого, как правило, не требуется.

Отдельные ощущения как бы «привязаны» к специфическим анализаторам, и достаточно бывает воздействия стимула на их периферические органы - рецепторы, чтобы ощущение возникло. Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки, свидетельствующие о свойствах воспринимаемого объекта, различают и виды восприятия. Соответственно выделяют зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Четыре анализатора - зрительный, слуховой, кожный и мышечный - чаще всего выступают как ведущие в процессе восприятия.

Информация о работе Психологическая характеристика зрительного восприятия в старшем дошкольном возрасте