Психологическая характеристика зрительного восприятия в старшем дошкольном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 14:38, курсовая работа

Описание работы

Восприятие – отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Восприятие – ведущий психический процесс дошкольного возраста, который выполняет объединяющую функцию:
восприятие объединяет свойства предметов в целостный образ предмета;
оно объединяет все познавательные процессы в совместной согласованной работе по переработке и получению информации;
восприятие объединяет весь полученный опыт об окружающем мире в форме представлений и образов предметов и формирует целостную картину мира в соответствии с уровнем развития ребёнка.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Общая характеристика работы…………………………………………………...5
Глава 1. Особенности зрительного восприятия в старшем дошкольном возрасте…………………………………………………………………………….9
1.1 Восприятие, характеристика и свойства…………………………………….9
1.2 Особенности зрительного восприятия……………………………………..15
1.3 Зрительное восприятие и его признаки…………………………………….20
1.4 Формирование зрительного восприятия у детей дошкольного возраста...23
1.5 Психологические особенности процесса восприятия окружающего мира детей дошкольного возраста……………………………………………………26
Вывод по первой главе…………………………………………………………..30
Глава 2. Эмпирическое исследование зрительного восприятия в старшем дошкольном возрасте……………………………………………………………31
2.1 Описание методики, используемой в работе………………………………31
2.2 Методы исследования……………………………………………………….32
2.3 Результаты исследования и их анализ……………………………………...32
Вывод по второй главе…………………………………………………………..34
Заключение……………………………………………………………………….35
Список используемых источников……………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа -Зрительное воспритятие в дошкольном возрасте.doc

— 260.50 Кб (Скачать)

Восприятие, таким  образом, выступает как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения.[2]

Предметность, целостность, константность и категориальность (осмысленность и означенность) - это основные свойства образа, складывающиеся в процессе и результате восприятия. Предметность - это способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения. Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов. Это происходит и в том случае, если некоторые детали предмета человеком непосредственно в данный момент времени не воспринимаются. Константность определяется, как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине, ряду других параметров независимо от меняющихся физических условий восприятия. Категориальность человеческого восприятия проявляется в том, что оно носит обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом-понятием, относим к определенному классу. В соответствии с этим классом нами в воспринимаемом предмете ищутся и видятся признаки, свойственные всем предметам данного класса и выраженные в объеме и содержании этого понятия.

Описанные свойства предметности, целостности, константности  и категориальности восприятия с  рождения человеку не присущи; они постепенно складываются в жизненном опыте, частично являясь естественным следствием работы анализаторов, синтетической деятельности мозга.[5]

Осмысленность восприятия. Хотя восприятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением. Сознательно воспринимать предмет — значит мысленно назвать его, т.е. отнести к определенной группе, классу, обобщить его в слово. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство со знакомыми.

Восприятие  не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, но представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования, имеющихся данных.

Апперцепция. Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек, и поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности человека. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности, называется апперцепцией.

Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности; в его процессе участвуют установки, эмоции, которые могут изменять содержание восприятия. Это необходимое условие ориентировки человека в окружающей среде.

Формы восприятия:

Восприятие пространства. Восприятие пространства во многом отличается от восприятия формы предмета. Его отличие заключается в том, что оно опирается на другие системы совместно работающих анализаторов и может протекать на разных уровнях. В течение длительного времени в философии обсуждался вопрос о том, является ли восприятие врожденным (как это считали представители направления, известного под названием нативизма) или результатом обучения (так считали представители другого направления - эмпиризма). Сейчас стало совершенно ясно, что хотя восприятие пространства и имеет в своей основе ряд специальных аппаратов, его строение очень сложно и развитые формы восприятия пространства могут протекать на различных уровнях.

В основе восприятия трехмерного пространства лежит функция специального вестибулярного аппарата, расположенного во внутреннем ухе. Этот аппарат имеет характер З изогнутых полукружных трубок, расположенных в вертикальной, горизонтальной и сагиттальной плоскостях, заполненных жидкостью. Когда человек меняет положение головы, жидкость, заполняющая каналы, меняет свое положение, раздражая волосковые клетки, и их возбуждение вызывает изменения в ощущении устойчивости тела (статические ощущения). Этот аппарат, тонко реагирующий на отражение 3 основных плоскостей пространства, является его специфическим рецептором.

Вторым существенным аппаратом, обеспечивающим восприятие пространства и, прежде всего, глубины, является аппарат бинокулярного  зрительного восприятия и ощущения мышечных усилий от конвергенции глаз.

Третьим важным компонентом восприятия пространства являются законы структурного восприятия, описанные гештальтпсихологами. К  ним присоединяется и последнее  условие - влияние хорошо закрепленного  прежнего опыта, которое может существенно воздействовать на восприятие глубины, а в некоторых случаях - приводить к возникновению иллюзий.

Восприятие  времени. Несмотря на важное значение этого раздела психологии, он разработан гораздо меньше, чем вопрос о восприятии пространства. Можно указать, что восприятие времени имеет различные аспекты и осуществляется на разных уровнях. Наиболее элементарными формами являются процессы восприятия длительности последовательности, в основе которых лежат элементарные ритмические явления, известные под названием «биологических часов». К ним относятся ритмические процессы, протекающие в нейронах коры и подкорковых образований. Смена процессов возбуждения и торможения при длительной нервной деятельности, воспринимается как волнообразно чередующиеся усиления и ослабления звука при длительном вслушивании. К ним относятся такие циклические явления, как биение сердца, ритм дыхания, а для более длительных интервалов - ритмика смены сна и бодрствования, появление голода и т.п.

Все перечисленные  условия лежат в основе наиболее простых непосредственных оценок времени. Они могут проявляться у животных в выработке рефлексов «на время» и их можно изменять путем фармакологических воздействий, влияющих на вегетативную нервную систему. Последние воздействия могут быть проверены и на человеке. Так было показано, что под действием одних препаратов небольшие отрезки времени существенно «укорачиваются», в то время как воздействие других способствует «удлинению» этих временных интервалов при оценке их испытуемыми.

В собственно восприятии времени мы различаем: а) восприятие временной длительности; б) восприятие временной последовательности.

Характерной особенностью времени является его необратимость. Мы можем вернуться к тому месту  пространства, откуда мы ушли, но мы не можем вернуть то время, которое прошло. Установление объективного порядка или однозначной необратимой последовательности событий во времени предполагает раскрытие причинной зависимости между ними. Именно на основе причинных зависимостей мы обычно опосредованно решаем вопрос об объективной последовательности события.

Восприятие  движения. Восприятие движения - очень  сложный вопрос, природа которого еще не вполне выяснена. Если предмет  объективно движется в пространстве, то мы воспринимаем его движение вследствие того, что он выходит из области наилучшего видения и этим заставляет нас передвигать глаза или голову, чтобы вновь фиксировать на нем взгляд. Смещение же точки по отношению к положению нашего тела указывает нам на ее передвижение в объективном пространстве. Восприятие движения в глубину пространства, которое экспериментально еще почти не исследовалось, возникает вследствие смещения соответствующих точек на сетчатке глаза влево и вправо. Таким образом, некоторую роль в восприятии движения играет движение глаз, следящих за движущимся предметом.

В восприятии движения значительную роль, несомненно, играют косвенные признаки, создающие опосредованное впечатление движения. Впечатление  движения может вызвать необычайное  для покоящегося тела положение  частей фигуры. Впечатление движения может возникнуть и тогда, когда мы знаем, что движения на самом деле нет. Мы, таким образом, можем не только делать умозаключения о движении, но и воспринимать его.

 

1.2 Особенности зрительного восприятия

 

Представление о зрительном восприятии как о сложном системном акте базируется на теории функциональных систем П.К. Анохина, теории психофизиологических основ психических процессов Б.М. Теплова и Е.Н. Соколова, теории развития высших психических функций Л.С. Выготского, теории единства обучения и психического развития ребенка П.П. Блонского и В.В. Давыдова, теории деятельности С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева, теории системной организации психических процессов Б.Г. Ананьева и Б.Ф. Ломова. В соответствии с этими теориями зрительное восприятие рассматривается как процесс, включающий аттенционные (внимание), мнемонические (память), мыслительные, эмоциональные и другие компоненты.

В отечественной  психологии зрительное восприятие рассматривается как сложная система перцептивных и опознавательных действий.

На самом  первом этапе восприятия с помощью  перцептивных действий осуществляется обнаружение объекта, различение и  выделение его информативных признаков. Затем они интегрируются в целостное перцептивное образование, т.е. формируется зрительный образ на основе комплекса воспринятых признаков. Далее происходит сличение – соотнесение воспринятого образа с перцептивными и вербальными эталонами, хранимыми в памяти. Оценка степени совпадения образа с эталоном памяти позволяет произвести категоризацию, т.е. принять решение о классе, к которому относится объект.

Таким образом, зрительное восприятие – сложная системная деятельность, включающая сенсорную обработку визуальной информации, ее оценку, интерпретацию и категоризацию.

Основой этой системной деятельности являются первичные сенсорные процессы, происходящие в зрительном анализаторе. При глубоком слабовидении и остаточном зрении, как правило, нарушается первичная сенсорная обработка признаков объектов, и это приводит к отклонениям от нормы зрительного восприятия в целом. Компенсация нарушений восприятия в большой степени зависит от умений педагога научить ребенка организовывать свою перцептивную деятельность, обеспечивающую обнаружение, различение информативных признаков, формирование и опознание образа объекта.

Зрительное восприятие и  внимание. Восприятие внешнего мира невозможно как без внимания, направленного  вовне, так и без внимания, нацеленного на образы-эталоны памяти. В нормальных условиях зрительная система объединяет в целое признаки одного объекта, не смешивая их с признаками соседних объектов. Такая избирательность обеспечивается механизмами внимания на основе пространственной близости.

Микрогенез зрительного  восприятия характеризуется переходом  от глобально адекватного восприятия к восприятию, адекватному в деталях. Для успешной реализации этого процесса у ребенка с глубоким нарушением зрения следует обращать его внимание не только на общие очертания объекта, но также на отдельные части и детали. Формирование внимания обусловливает развитие у ребенка активных форм восприятия и способности выделять из окружающей среды значимые и существенные свойства.

Мнестические и мыслительные процессы в системе зрительного  восприятия. Память играет важнейшую  роль в сенсорно-перцептивных процессах. Мнестические механизмы обеспечивают реализацию не только воспроизведения, но и восприятия информации о внешнем мире. Сложный акт зрительного восприятия базируется на механизмах памяти. Мнестические процессы влияют на формирование образа восприятия, так как на их основе осуществляются отбор информативных признаков, их запоминание, классификация образов. Опознание объектов возможно только с опорой на след (эталон), имеющийся в памяти, и неразрывно связано с процессами кратковременной и долговременной памяти (КП и ДП). На уровне КП поступающая по сенсорному каналу информация сличается с эталонами, хранящимися на уровне ДП.

При глубоких нарушениях зрения опознание зависит от степени  точности, устойчивости эталона, а также  от индивидуальных стратегий извлечения его из памяти, которые определяются многими факторами (интеллектуальные, эмоциональные, личностные и т.д.).

Высокий уровень сформированности межфункциональных отношений зрительного восприятия и памяти – важное условие, обеспечивающее учебную деятельность детей с нормальным и нарушенным зрением. Хорошая зрительная память благоприятствует развитию творческих способностей детей, облегчает выполнение учебных заданий и значимо влияет на продуктивность обучения.

В современной психологии показана особая роль восприятия в  становлении мышления и большое значение уровня развития мышления для восприятия. Установлено, что сенсорная чувствительность возрастает в процессе решения мыслительных задач. Это объясняется тем, что сенсорные процессы тесно связываются с мыслительными операциями и активизируются в ходе решения задач. Мышление выступает как причина изменения сенсорной чувствительности.

Связь восприятия и мышления выявляется на этапе формирования образов, на котором осуществляется различение и интегрирование признаков объектов. К мыслительным операциям относятся сличение зрительных образов с хранящимися в памяти эталонами, идентификация и категоризация образов. В процессе восприятия происходит переход от элементарного анализа сенсорных данных к формированию обобщенных представлений.

Тесная связь восприятия с другими психическими функциями определяет иерархию уровней формирования системного зрительного образа. На базовом сенсорно-перцептивном уровне (ощущение и восприятие) формируются так называемые первичные образы при непосредственном воздействии объектов на органы чувств. Каждый орган чувств осуществляет отражение тех или иных свойств объектов, что соответствует ощущениям разных модальностей: зрительной, слуховой, тактильной и т.д.

Представления (вторичные  образы) возникают без непосредственного воздействия на органы чувств внешних объектов; они отражают те же свойства объектов, которые отражены в ощущениях и в восприятии. Однако при переходе от первичных к вторичным образам может меняться их структура; одни признаки усиливаются, подчеркиваются, а другие редуцируются. Представления соединяют наглядность с обобщенностью; чаще всего в них редуцируются случайные и подчеркиваются существенные, наиболее информативные признаки. Формирование вторичных образов содержит две тенденции: детализацию и интеграцию, обобщение и схематизацию. Яркость, четкость, степень детализации и другие характеристики образов зависят от деятельности субъекта.

Информация о работе Психологическая характеристика зрительного восприятия в старшем дошкольном возрасте