Психологическая готовность ребенка к школьному обучению

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 12:34, дипломная работа

Описание работы

Сегодня дети попадают в школу, как правило, минуя все возможные варианты подготовки. Тогда основная нагрузка по подготовке дошкольника к процессу обучения ложится на педагогов начальных классов и школьных психологов.

Тема курсовой работы – «Психологический тренинг как средство повышения уровня социальной готовности первоклассников к обучению в школе».

Цель – особенность диагностики и коррекции психологической готовности ребенка к обучению в школе.

Задачи исследования:
Теоретически исследовать проблемы психологической готовности дошкольников к обучению в школе.
Отобрать методики, необходимые для диагностики и коррекции психологической готовности дошкольников к школе.
Провести опытно-экспериментальную работу по изучению психологической готовности дошкольников к обучению.

Содержание

.Введение ……………………………………………………………

2. Глава I :Психологический тренинг как средство повышения уровня социальной готовности первоклассников к обучению в школе …..

I.1 Психологическая готовность детей к школе. …………….

I.2. Понятие психолого-педагогическая, социальная готовность..

I.3. Психологический тренинг как средство повышения уровня социальной готовности первоклассников к обучению в школе …….

Заключение………………………………………………………………

Список Литературы……………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Готово.doc

— 223.00 Кб (Скачать)

     Развитие  интеллектуальных способностей.

     "Сходство  и различие"

     Предложите  ребенку указать сходство и различие следующих пар слов:

     Книга - тетрадь День – ночь

     Лошадь - корова Дерево – куст

     Телефон - радио Помидор – огурец

     Самолет - ракета Стол – стул

     "Поиск  противоположного объекта"

     Называя какой-либо предмет (например, сахар), надо назвать как можно больше других, противоположных данному. Надо найти противоположные объекты по функции "съедобное - несъедобное", "полезное - вредное" и др., по признаку (размеру, форме, состоянию) и др.

     "Поиск  аналогов".

     Называется  какое-нибудь слово, например, портфель. Необходимо придумать как можно больше "аналогов", т.е. других предметов, сходных с ним по разным существенным признакам (сумка, мешок, рюкзак и т.д.)

     "Аналогии  по признакам".

     Выпишите  в столбик признаки заданного  предмета, например, портфель, и предложите ребенку назвать эти признаки, встречающиеся в других предметах (объемность, прочность, устройство для переноски и др.).

     "Составить  предложение из трех слов".

     Берутся три слова: обезьяна, самолет, стул. Требуется составить как можно  больше предложений, которые включали бы эти три слова (можно изменять падежи и использовать аналоги слов).

     Назвать, одним словом группу предметов. Многие конкретные предметы мы называем, одним словом. Например, березу, сосну, дуб и др. называем деревьями.

     Предложите  ребенку назвать, одним словом:

     - стол, стул, шкаф - это...

     - собака, кошка, корова - это...

     - чашка, блюдце, тарелка - это...

     - василек, ромашка, тюльпан - это...

     Неумение  обобщать - слабое звено интеллекта. Обычно ребенок ищет общее между  предметами по внешнему признаку - цвету, форме.

     - Ложка и шарик похожи: они оба из пластилина.

     В школе пользуются обобщениями по существенному признаку. На основе таких обобщений строится умение рассуждать, мыслить.

     "Нахождение  возможных причин"

     Сформулировать  какую-либо ситуацию: "Мальчик упал и расшиб колено". Ребенок должен назвать как можно больше предположений возможной причины падения: споткнулся о камень, засмотрелся на прохожих, азартно играл с ребятами, торопился к маме и др.

     "Социализация  речи"

     Говорить  так, чтобы другие понимали, - одно из важнейших школьных требований.

     К 7 годам дети говорят много, но речь их ситуативная. Они не затрудняют себя полным описанием, а обходятся обрывками, дополняя элементами действия все, что  упущено в рассказе. "Этот ему  как даст. И побежал... Бах - трах! Ноги из ямы. А глаза-то!"

     Если  не видишь сам, что происходит, то ничего не поймешь.

     "Испорченный  телефон"

     Игра  помогает преодолеть ребенку речевое  несовершенство. Два ребенка сидят  за столом лицом друг к другу, между  ними непрозрачная ширма. В руках  одного - фигурка (картинка). Его задача - описать приятелю, как изготовить этот образец. Не называя, что перед ним, перечисляет последовательность действий, цвет, размер, форму.

     Другой  должен воспроизвести копию из любого конструкционного материала (пластилин, мозаика и т.д.).

     При полной иллюзии понимания не всегда получается то, что требуется изготовить. Через некоторое время дети сами приходят к той социальной форме  речи, которая понятна окружающим.

     2.3 Контрольный эксперимент

     После проведения коррекции и развития вновь провели диагностику, используя те же задания и вариантный материал к ним и получили следующие результаты.

     Методика  «Бусы».

     Таблица 5 – Результаты проведения методики «Бусы»

эксперимент

уровни

Констатирующий  Формирующий
Кол-во % Кол-во %
Высокий 3 14 4 19
Хороший 12 58 13 62
Средний 3 14 3 14
Низкий  3 14 1 5
 

     

     Рисунок 1 – Результаты проведения методики «Бусы» 

     В формирующем эксперименте несколько  выросли показатели высокого и хорошего уровней, и соответственно, снизились низкого, среднего остались без изменения. В целом отмечен прирост качества на 9 процентов.

     Методика  «Домик». 

     Таблица 11 – Результаты проведения методики «Домик»

эксперимент

уровни

Констатирующий  Формирующий
Кол-во % Кол-во %
Высокий 2 10 5 23,5
Хороший 9 43 10 48
Средний 5 23,5 4 19
Низкий  5 23,5 2 9,5
 

 

     Рисунок 2 – Результаты проведения методики «Домик» 

     Показатель  умения ориентироваться на образец, точно скопировать его, степень  развития произвольного внимания, сформированность пространственного восприятия в достаточной степени с 53 % детей увеличился до 71,5 %. Прирост качества составил 18,5 %.

     Методика  «Узор». 

     Таблица 7 – Результаты проведения методики «Узор»

эксперимент

уровни

Констатирующий  Формирующий
Кол-во % Кол-во %
Высокий 6 29 9 43
Хороший 10 48 11 52
Средний 3 14 1 5
Низкий  2 9 0 0
 

     

     Рисунок 3 – Результаты проведения методики «Узор» 

Вместо  шести девять человек (43%) показали достаточно высокий уровень умения действовать по правилам, то есть в работе одновременно учитывали несколько правил. В результате формирующего эксперимента нет ни одного ребенка в группе, у которого умение действовать по правилу не было бы сформировано. Качественный прирост составил 18 процентов.

     Методика  «Графический диктант». 

     Таблица 8 – Результаты проведения методики «Графический диктант»

эксперимент

уровни

Констатирующий  Формирующий
Кол-во % Кол-во %
Высокий 5 24 9 43
Хороший 11 52 9 43
Средний 3 14 3 14
Низкий  2 10 0 0

       Рисунок 4 – Результаты проведения методики «Графический диктант»

     Определяя уровень развития произвольной сферы  ребенка, а также изучения возможностей в области персептивной и моторной организации пространства, мы выявили, что 9 человек (43%) обладают высоким уровнем развития, что на 4 человека (19%) больше по сравнению с констатирующим экспериментом. Низкий уровень не зафиксирован. Прирост качества составляет 29%.

     Таким образом, в результате проведенного эксперимента мы можем заключить, что гипотеза, выдвинутая нами, целиком подтвердилась и эксперимент проведен успешно.  

 

      Заключение 

     Несмотря  на наличие разнообразных отечественных  систем развивающего обучения в начальной школе, доминирование воспроизводящей деятельности учащихся над творческой остается, а количество неуспешных и проблемных детей возрастает из года в год. Причин здесь много: неэффективная служба родовспоможения, в результате чего значительное количество детей рождается с задержкой психического развития: отсутствие серьезной социальной защиты детства и семьи со стороны государства привело к снижению материального положения и росту неблагополучных семей; слабый медицинский контроль за здоровьем детей увеличил заболеваемость детей и ослабление их организма. Недостатки в организации учебно-воспитательного процесса также вызывают ряд негативных последствий в обучении и развитии детей, тревожность и закомплексованность учащихся, слабая мотивация учения, несформированность рациональных способов в работе с учебным материалом, слабое развитие приемов логического мышления, способов систематизации учебного материала и комбинаторных действий и т.п. Эти и другие причины снижают устойчивость внимания, прилежание, работоспособность у значительной части младших школьников.

     Основной  стратегией современного общего образования  является повышение его качества. Имеется в виду, прежде всего, совершенствование ведущего вида деятельности в начальной школе – учебной, чтобы каждый ученик научился ставить перед собой цель при выполнении задания; осознавать, чем это задание отличается от предыдущих и чему он научился при выполнении этого задания; какие практические и умственные действия ему в этом помогут, какими способами он может осуществить самоконтроль и попытаться выделить трудности, с которыми он встретился, чтобы задать учителю вопрос и убедиться, правильно ли он выбрал способ их преодоления. Несомненно, все это связано с гуманизацией отношений между учителем и учащимися. Учитель должен не только вести ребенка к успеху в учении, но и давать каждому ученику право на ошибку, помогать ему в поиске способов преодоления этих ошибок, тем самым снимая тревогу и неуверенность перед учебным трудом.

     Отбирая знания для изучения новой темы, учителю целесообразно подумать о качественных характеристиках  усвоения этих знаний: их полноте (в  объеме, предусмотренном учебной  программой), действенности и гибкости (умении использовать их в нестандартных ситуациях), системности (умении устанавливать связи между изучаемыми объектами, например, между фактами по природоведению или в рассказах по истории, усвоении знаний в структурированной форме), прочности (умение сохранять знания в памяти и актуализировать их в нужный момент).

     Важную  роль в повышении эффективности  учебно-познавательной деятельности дошкольников играет усиление коммуникативной стороны  процесса обучения, то есть использование  диалоговых форм в организации занятия. Этот прием позволяет обеспечить активную позицию каждого будущего школьника на уроке, учит их взаимодействовать при выполнении заданий, доверяя друг другу ошибки, одновременно осуществляя взаимопроверку и элементы самоанализа удач и недостатков выполненного задания, осознанно и с уверенностью обсуждать правильность выполнения работы.

     Разнообразие  коммуникации и последовательность включения в них учащихся открывает  обучаемых к контакту, преодолевает их страхи и неуверенность в учении, расширяет сферу общения, позволяет высказать догадку, то есть приводит к взаимообогащению каждого.

     Констатирующий  этап проведенного нами эксперимента позволил установить пробелы в психологической  готовности ребенка к школе. В  процессе формирующего этапа мы имели возможность развивать отсутствующие или недостаточно развитые умения дошкольников, необходимые ему в школьном обучении. По результатам контрольного этапа мы можем заключить, что гипотеза, выдвинутая нами, целиком подтвердилась и эксперимент проведен успешно.

Информация о работе Психологическая готовность ребенка к школьному обучению