Психологическая готовность ребенка к школьному обучению

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 12:34, дипломная работа

Описание работы

Сегодня дети попадают в школу, как правило, минуя все возможные варианты подготовки. Тогда основная нагрузка по подготовке дошкольника к процессу обучения ложится на педагогов начальных классов и школьных психологов.

Тема курсовой работы – «Психологический тренинг как средство повышения уровня социальной готовности первоклассников к обучению в школе».

Цель – особенность диагностики и коррекции психологической готовности ребенка к обучению в школе.

Задачи исследования:
Теоретически исследовать проблемы психологической готовности дошкольников к обучению в школе.
Отобрать методики, необходимые для диагностики и коррекции психологической готовности дошкольников к школе.
Провести опытно-экспериментальную работу по изучению психологической готовности дошкольников к обучению.

Содержание

.Введение ……………………………………………………………

2. Глава I :Психологический тренинг как средство повышения уровня социальной готовности первоклассников к обучению в школе …..

I.1 Психологическая готовность детей к школе. …………….

I.2. Понятие психолого-педагогическая, социальная готовность..

I.3. Психологический тренинг как средство повышения уровня социальной готовности первоклассников к обучению в школе …….

Заключение………………………………………………………………

Список Литературы……………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Готово.doc

— 223.00 Кб (Скачать)

     Выполняя  первое задание, ребенок на листке в  клеточку от поставленных предварительно точек вычерчивает орнамент, следуя указаниям психолога. Психолог диктует  группе детей, в какую сторону и на сколько клеточек нужно проводить линии, а затем предлагает дорисовывать получившийся под диктовку «узор» до конца страницы. Графический диктант позволяет определить, насколько точно ребенок может выполнять требования взрослого, данные в устной форме, а также возможность самостоятельно выполнять задания зрительного воспринимаемому образцу.

     Более сложная методика «Образец и правило» предполагает одновременное следование в своей работе образцу (дается задание  нарисовать по точкам точно такой же рисунок, как данная геометрическая фигура) и правилу (оговаривается условие: нельзя проводить линию между одинаковыми точками, т.е. соединять кружок с кружком, крестик с крестиком и треугольник с треугольником). Ребенок, стараясь выполнить задание, может рисовать фигуру, похожую на заданную, пренебрегая правилом, и, наоборот, ориентироваться только на правило, соединяя разные точки и не сверяясь с образцом. Таким образом, методика выявляет уровень ориентировки ребенка на сложную систему требований. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           I.2. Понятие психолого-педагогическая, социальная готовность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I.3. Психологический тренинг как средство повышения уровня     социальной готовности первоклассников к обучению в школе. 

     Диагностика сформированности предпосылок учебной  деятельности направлена на определение  готовности школьника к новой  для него деятельности – учебной. В отличие от игровой учебная  деятельность имеет ряд специфических  особенностей. Она предполагает ориентацию на результат, произвольность и обязательность.

     Большая часть учебных заданий, с которыми сталкивается первоклассник, направлена на выполнение ряда условий, некоторых  требований, ориентацию на правило  и образец. Именно эти умения относятся  к так называемым предпосылкам учебной деятельности, то есть к тем, которые еще не являются в полной мере учебными действиями, но необходимы для начала ее усвоения.

     Для диагностики предпосылок учебной  деятельности можно использовать комплекс методик, состоящий из диагностики умения ориентироваться на систему требований – методика "Бусы", умения ориентироваться на образец – методика "Домик", умения действовать по правилу – методика "Узор", уровня развития произвольности – методика "Графический диктант".

     Методика "Бусы"

     Цель: выявить количество условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух.

     Оборудование: не менее шести фломастеров или  карандашей разного цвета, лист с  рисунком кривой, изображающей нитку (см. Приложение А1).

     Работа  состоит из двух частей:

     I часть (основная) - выполнение задания  (рисование бус),

     II часть - проверка работы и, в  случае необходимости, перерисовывание  бус.

     Инструкция  к I части: на изображенной нитке нарисовать пять круглых бусинок так, чтобы нитка проходила через середину бусинок. Все бусины должны быть разного цвета, средняя бусина должна быть синяя.

     Инструкция  ко II части задания. Повтор задания для самостоятельной проверки рисунков детьми. В случае ошибки рядом создается рисунок.

     Оценка  выполнения задания:

     отличный  уровень - задание выполнено правильно, учтены все пять условий: положение  бусин на нитке, форма бусин, их количество, использование пяти разных цветов, фиксированный цвет средней бусины.

     хороший уровень - при выполнении задания  учтены 3-4 условия.

     средний уровень - при выполнении задания  учтено 2 условия.

     низкий  уровень - при выполнении задания  учтено не более одного условия.

     Методика "Домик"

     Цель: выявить умение ориентироваться  на образец, точно скопировать его; степень развития произвольного внимания, сформированность пространственного восприятия.

     Содержание: как можно точнее срисовать изображение  домика (см. Приложение А2). После окончания  работы проверить, все ли верно. Неточности можно исправить.

     Точное  воспроизведение оценивается 0 баллов, за каждую допущенную ошибку начисляется 1 балл.

     Ошибками  являются:

     а) неправильно изображенный элемент; правая и левая части забора оцениваются  отдельно;

     б) замена одного элемента другим или  отсутствие элемента;

     в) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены;

     г) сильный перекос рисунка.

     Оценка  методики:

     отличный  уровень – 0 ошибок;

     хороший уровень – 1 ошибка;

     средний уровень – 2-3 ошибки;

     низкий  уровень – 4-5 ошибок. 

     Методика "Узор"

     Цель: проверить умение действовать по правилу.

     Содержание: слушая задание, соединять треугольники и квадраты, чтобы получился узор.

     Три правила:

     1. два треугольника, два квадрата  или квадрат с треугольником  можно соединять только через  кружок;

     2. линия нашего узора должна  идти только вперед;

     3. каждое новое соединение надо начинать с той фигурки, на которой остановилась линия, тогда линия будет непрерывной и в узоре не получится промежутков.

     Предваряя эксперимент, детям объясняю образец (см. Приложение А 3). Далее предлагается стимульный материал для выполнения методики «Узор» и начинается диктант.

     Содержание  диктанта:

     "Соедините  треугольник с квадратом, квадрат  с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, два  квадрата, квадрат с треугольником,  треугольник с квадратом, два  квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, два треугольника, треугольник с квадратом".

     Оценка  результатов.

     Каждое  правильное соединение засчитывается  за два очка. Правильными являются соединения, соответствующие диктанту. Штрафные очки (по одному) начисляются:

     1) за лишние соединения, не предусмотренные  диктантом (кроме находящихся  в конце и в начале узора,  то есть предваряющих диктант  и следующих за ним);

     2) за "разрывы" - пропуски "зон"  соединения – между правильными  соединениями.

     Все остальные возможные виды ошибок не учитываются вовсе, так как их наличие автоматически снижает количество начисляемых очков. Окончательное количество набранных баллов вычисляется за счет разницы между количеством правильно набранных очков и количеством штрафных очков (из первых вычитают вторые).

     Максимально возможное количество очков в  каждой серии – 24 (0 штрафных очков). Максимально возможное количество очков за выполнение всего задания - 72.

     Интерпретация полученных результатов.

     отличный  уровень – 60-72 очка - достаточно высокий уровень умения действовать по правилу. Может одновременно учитывать несколько правил в работе;

     хороший уровень – 48-59 очков - умение действовать  по правилу сформировано недостаточно. Может удерживать при работе ориентацию только на одно правило;

     средний уровень – 36-47 очков - низкий уровень  умения действовать по правилу. Постоянно  сбивается и нарушает правило, хотя и старается на него ориентироваться;

     низкий  уровень – менее 36 очков - умение действовать по правилу не сформировано.

     Методика "Графический диктант"

     Цель: определить уровень развития произвольной сферы ребенка, а также изучения возможностей в области персептивной и моторной организации пространства.

     Содержание: проводить линию карандашом согласно инструкции: «поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вниз. Не отрывайте карандаш от бумаги, теперь одна клеточка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами".

     На  самостоятельное выполнение каждого  узора дается полторы-две минуты. Общее время проведения методики обычно составляет около 15 минут. 

     Анализ  результатов.

     Безошибочное  воспроизведение узора - 4 балла. За 1-2 ошибки ставят 3 балла. За большее число ошибок - 2 балла. Если ошибок больше, чем правильно воспроизведенных участков, то ставится 1 балл.

     Если  правильно воспроизведенных участков нет, то ставят 0 баллов. Указанным образом  оцениваются три узора (один тренировочный). На основе полученных данных возможны следующие уровни выполнения:

     10-12 баллов - высокий;

     6-9 баллов - хороший;

     3-5 баллов - средний;

     0-2 балла - низкий.

     Изучение  сформированности предпосылок учебной  деятельности дошкольников осуществлено на базе подготовительной группы «Б» детского сада № 11.

     В группе 21 человек: 11 мальчиков и 10 девочек.

     Выбранная нами диагностика позволила оценить  сформированность предпосылок учебной  деятельности. Получены следующие результаты.

     Методика  «Бусы».

Таблица 1 – Результаты проведения методики «Бусы»

Уровни Кол-во детей %
Высокий 3 14
Хороший 12 58
Средний 3 14
Низкий  3 14
 

Прохождение методики, предполагающей выявить количество условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух, показало, что больше половины группы справляется с данным заданием на хорошем уровне, и примерно треть испытывает затруднения при его выполнении. 

     Методика  «Домик».

     Таблица 2 – Результаты проведения методики «Домик»

Уровни Кол-во детей %
Высокий 2 10
Хороший 9 43
Средний 5 23,5
Низкий  5 23,5

Информация о работе Психологическая готовность ребенка к школьному обучению