Психологическая готовность ребенка к школьному обучению

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 12:34, дипломная работа

Описание работы

Сегодня дети попадают в школу, как правило, минуя все возможные варианты подготовки. Тогда основная нагрузка по подготовке дошкольника к процессу обучения ложится на педагогов начальных классов и школьных психологов.

Тема курсовой работы – «Психологический тренинг как средство повышения уровня социальной готовности первоклассников к обучению в школе».

Цель – особенность диагностики и коррекции психологической готовности ребенка к обучению в школе.

Задачи исследования:
Теоретически исследовать проблемы психологической готовности дошкольников к обучению в школе.
Отобрать методики, необходимые для диагностики и коррекции психологической готовности дошкольников к школе.
Провести опытно-экспериментальную работу по изучению психологической готовности дошкольников к обучению.

Содержание

.Введение ……………………………………………………………

2. Глава I :Психологический тренинг как средство повышения уровня социальной готовности первоклассников к обучению в школе …..

I.1 Психологическая готовность детей к школе. …………….

I.2. Понятие психолого-педагогическая, социальная готовность..

I.3. Психологический тренинг как средство повышения уровня социальной готовности первоклассников к обучению в школе …….

Заключение………………………………………………………………

Список Литературы……………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Готово.doc

— 223.00 Кб (Скачать)
 

     Умение  ориентироваться на образец, точно  скопировать его, степень развития произвольного внимания, сформированность пространственного восприятия в  достаточной степени развиты  у 53 процентов детей. 47 процентам дошкольников требуется коррекция и развитие данных умений.

     Методика  «Узор». 

     Таблица 3 – Результаты проведения методики «Узор»

Уровни Кол-во детей %
Отличный 6 29
Хороший 10 48
Средний 3 14
Низкий  2 9
 

6 человек  (29%) показали достаточно высокий  уровень умения действовать по  правилам, то есть в работе  одновременно учитывали несколько  правил. У 10 человек (48%) умение  действовать по правилам сформировано  не до конца, могут удерживать  при работе ориентацию только на одно правило. 3 (14%) человека обнаружили низкий уровень умения действовать по правилу, постоянно сбивались и нарушали правило, хотя и старались на него ориентироваться. У двух человек (9%) умение действовать по правилу не сформировано.

     Методика «Графический диктант». 

     Таблица 4 – Результаты проведения методики «Графический диктант»

Уровни Кол-во детей %
Высокий 5 24
Хороший 11 52
Средний 3 14
Низкий  2 10
 

     Определяя уровень развития произвольной сферы  ребенка, а также изучения возможностей в области персептивной и моторной организации пространства, мы выявили, что 5 человек (24%) обладают высоким уровнем развития, 11 человек (52%) – хорошим, 3 человека (14%) – средним, 2 человека (10%) – низким.  

     2.2 Формирующий эксперимент 

     Диагностика сформированности предпосылок учебной деятельности младших школьников выявила необходимость в коррекции и развитии.

     Для коррекционных и развивающих  занятий мы поставили следующие  задачи:

  1. развить способность самоконтроля в обучающей деятельности;
  2. развивать творческие способности и воображение, формировать представления об окружающем мире, формируя интерес к познавательной деятельности;
  3. развивать интеллектуальные способности.

     Развитие  самоконтроля

     Самоконтроль  является составной частью любого вида деятельности человека и направлен  на предупреждение возможных или обнаружение уже совершенных ошибок. Иначе говоря, с помощью самоконтроля человек всякий раз осознает правильность своих действий, в том числе в игре, учебе и труде.

     Одним из существенных отличий в познавательной деятельности "успешных" и "неуспешных" учеников является различие в умении осуществлять самоконтроль и саморегуляцию своих действий. "Неуспешные" школьники даже при знании и понимании правила, по которому нужно действовать, затрудняются в самостоятельном выполнении задания, где требуется в определенной последовательности выполнить ряд умственных операций, и им необходима постоянная помощь взрослого. Развитие способности к самоконтролю и саморегуляции начинается уже в дошкольном возрасте и происходит естественнее и эффективнее всего в процессе разнообразных "игр с правилами".

     Также умение сличить свою работу с образцом и сделать выводы, обнаружить ошибку или убедиться в правильности выполнения задания, - важный элемент  самоконтроля, которому нужно учить.

     Для развития навыков самоконтроля у детей мы использовали следующие упражнения.

     Ученику дается карточка с нарисованными  цветными кольцами и с учетом их размеров: 

     

     Ребенок должен надеть кольца в соответствии с образцом, после чего написать на карточке, каким по счету было кольцо каждого цвета, считая сверху или снизу.

     Это же задание усложняется. Каждому  ученику дается карточка с нарисованными незакрашенными кружочками.  

       

     Ученики должны их закрасить, ориентируясь на образец:

     5 – красный

     4 – синий

     3 – желтый

     2 – коричневый

     1 – черный

     Выполнив  работу, ученики самостоятельно проверяют  ее по образцу.

     2. Игра "Сохрани слово в секрете".

     Сейчас  мы поиграем в такую игру. Я буду называть тебе разные слова, а ты будешь их четко за мной повторять. Но помни об одном условии: названия цветов - это наш секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, ты должен молча хлопнуть один раз в ладоши.

     Примерный список слов:

     окно, стул, ромашка, ириска, просо, плечо, шкаф, василёк, книга и т. д.

     Основная  задача упражнений на развитие произвольности и саморегуляции - научить ребенка  длительное время руководствоваться  в процессе работы заданным правилом, "удерживать" его. При этом безразлично, какое именно правило выбрано - подойдет любое.

     Варианты:

  1. нельзя повторять слова, начинающиеся на звук [р];
  2. нельзя повторять слова, начинающиеся с гласного звука;
  3. нельзя повторять названия животных;
  4. нельзя повторять имена девочек;
  5. нельзя повторять слова, состоящие из 2-х слогов, и т. д.

     Когда ребенок станет хорошо и постоянно  удерживать правило, можно переходить к игре с одновременным использованием двух правил.

     Например:

  1. нельзя повторять названия птиц, надо отмечать их одним хлопком;
  2. нельзя повторять названия предметов, имеющих круглую форму (или зеленый цвет), надо отмечать их двумя хлопками.

     Можно ввести элемент соревнования и за каждую ошибку начислять одно штрафное очко. Результат игры записывать и  каждый последующий сравнивать с  предыдущим. Ребенок должен убедиться, что чем больше он играет, учитывая правила, тем лучше у него получается.

     3. Как превратить "о" в "и".

     Ученик  доброй феи говорил: "Я не волшебник, я только учусь". Эти слова относятся  и к нам: мы еще не умеем делать серьезных превращений, но превратить одну букву в другую нам под силу. Попробуем? Ниже напечатаны слоги. Не просто читай их, но во всех случаях, когда встречается звук [о], меняй его на [и]. 

    Столбики со слогами:

     

     1. пропускать (не читать) все слоги,  начинающиеся на звук [п] или  [к] или на гласный звук. Вместо  этого надо произносить слово  "лишний";

     2. менять в слогах звук [п] на  звук [с];

     3. слоги, оканчивающиеся на гласный, читать наоборот.

     4. Помоги пчёлке собрать урожай.

     Настоящая пчела - очень трудолюбивое насекомое. Целыми днями она работает, собирает нектар, двигаясь от одного цветка к  другому.

     Наша  пчела тоже трудолюбивая, но летает она не по цветочному, а по буквенному полю. Вместо нектара она собирает буквы. Если пчелка соберет буковки правильно, у нее получится целое слово.

     Если  ты будешь четко следить за моими  командами и записывать буквы, на которых пчела делает остановку, то в конце путешествия пчелы ты сможешь прочесть полученное слово. Запомни: за каждую команду пчела перелетает только на соседнюю клеточку, далеко летать она не умеет.

     Эту игру можно использовать много раз. Старайтесь, чтобы за перелетами пчелы  ребенок следил только глазами, не водя пальцем по полю.

     Задание: Пчелка сидела на букве Ш. Запиши эту букву. Затем пчела полетела. Следи за направлением полета и остановками.

     Вверх, вверх, вверх, остановка. Вниз, остановка. Направо, вверх, остановка. Влево, влево, вниз, остановка. Какое слово получилось?

     Формирование  интереса к познавательной деятельности

     Для формирования интереса к познавательной деятельности мы прибегли к развитию воображения, творческих способностей.

     На  бытовом уровне воображением или  фантазией называют все то, что нереально, не соответствует действительности и потому не имеет никакого практического значения. В научном понимании воображение – это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.

     Основой воображения являются образы. Образы воображения опираются на образы памяти, но существенно отличаются от них. Образы памяти - это неизменные, по возможности правильные образы прошлого. Образы воображения изменены и отличаются от того, что можно наблюдать в реальности.

     Воображение имеет несколько степеней активности. Самая низкая степень проявляется  во сне, когда мы воспринимаем какие-либо картины или образы независимо от своего желания.

     Приемы  развития воображения разнообразны. Так, еще Леонардо да Винчи советовал для этой цели разглядывать облака, трещины стен, пятна и находить в них сходство с предметами окружающего мира. Ценные рекомендации по развитию детского воображения дает известный итальянский писатель Джанни Родари в книге "Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй". В частности, он предлагает развивать словесное творчество ребенка через предъявление ему пар слов для придумывания историй, соседство которых было бы необычным. Например, Золушка - пароход, трава - сосульки и т. п.

     Дошкольникам  мы предложили такие упражнения для  развития воображения.

     Нарисуй, как ты себе представляешь животное с другой планеты; самый необычный  домик; доброго волшебника в детстве.

     Я назову тебе любую известную детскую  сказку. Расскажи ее так, чтобы в ней все было "наоборот" (заяц охотится за волком, слон величиной с горошину, а мышка - с гору и т. п.).

     Представь себе, что на люстре в комнате  сидит гномик. Расскажи, что и  как он видит оттуда.

     Соедини в связный рассказ эти два  предложения: "Далеко на острове произошло извержение вулкана..." - "...поэтому сегодня наша кошка осталась голодной"; "По улице проехал грузовик..." - "...поэтому у Деда Мороза была зеленая борода"; "Мама купила в магазине рыбу..." - "...поэтому вечером пришлось зажигать свечи".

     Вообрази, что ты превратился в тигра, который  пробирается в джунглях; робота; парящего над скалами орла; королеву Франции; инопланетянина; кипящую кастрюлю; авторучку, в которой кончились  чернила. Изобрази все это в движении.

     Воображение играет очень важную роль в жизни ребенка. С одной стороны, это полет фантазии, которая вызывает бурю эмоций, а с другой - способ постижения мира, который снимает временные и пространственные ограничения. Благодаря воображению можно перенестись в прошлое и будущее, представить и создать то, чего пока не существует в реальности. Это расширяет мир возможностей, вдохновляет познание и творчество.

Информация о работе Психологическая готовность ребенка к школьному обучению