Автор: z********@inbox.ru, 24 Ноября 2011 в 21:47, курсовая работа
Цель исследования: изучение психологической готовности 6-7 летних детей к школе, посещающих и не посещающих учреждения дополнительного образования.
Объект исследования: психологическая готовность к школе.
Предмет исследования: психологическая готовность к школе детей, посещающих и не посещающих учреждения дополнительного образования.
Задачи исследования:
1. Провести анализ современного состояния и тенденций развития психологических исследований психологической готовности к школе 6-7 летних детей через изучение литературы.
2. Из обзора литературы описать роль учреждений дополнительного образования в индивидуально-личностном развитии детей 6-7 лет.
Глава I Психологическая готовность к школе: понятие и современные исследования.
1.1. Подходы к определению психологической готовности к школе в современной отечественной науке………………………………………………6
1.2.Обзор исследований, изучающие психологическую готовность к школе детей 6-7 лет……………………………………………………………...12
Глава II Роль дополнительного образования в индивидуально – личностном развитии детей 6-7 лет.
2.1. Понятие дополнительного образования как самостоятельной подсистемы российского образования…………………………………………16
2.2. Особенности содержания и принципы деятельности учреждений дополнительного образования в России……………………………………….20
2.3. Роль дополнительного образования в улучшении результатов готовности детей 6-7 лет к школьному обучению…………………………….23
Заключение……………………………………………………………………….27
Библиография…………………………………………………………………….29
В студии ребенок не имеет никаких преимуществ перед другими детьми. Ему приходится по- новому подчиняться требованиям взрослого, выполнять систему установленных правил, выстраивать отношения с остальными участниками коллектива.
Во вторых. Комплексная программа позволяет разносторонне развивать ребенка. У дошкольника появляется возможность попробовать свои силы в разных видах деятельности, которые сложно организовать дома. При правильной организации расширения диапазона занятий будит у ребенка интерес к новому.
В третьих, в тех случаях, когда программа построена на принципах амплификации, к концу занятий у ребенка хорошо сформированы новообразования, обеспечивающие психологическую готовность к школе [29].
Кроме того, важно отметить, что в отличие от детского сада, куда ребенок вынужден ходить независимо от своего желания либо нежелания, студию он посещает добровольно. Поэтому, как правило, у детей, посещающих студии, постепенно формируется позитивная учебная мотивация.
И.Я. Лейбман представил положительные стороны дополнительного образования для детей не посещающих образовательные дошкольные учреждения.
У.М. Безруких (директор института возрастной физиологии РАО) и руководителя проекта «Начальная школа ХХI века», профессора Н. Виноградовой, имеются другое мнение о роли дополнительного образования. Они провели обследование детей с которыми интенсивно занимаются в дошкольных гимназиях, различных студиях. Положительный эффект только один: увеличение запаса сведений. Дети рассказывают и про отрицательное число и про планеты Вселенной и про политику. Но если комплексно изучать интеллект детей, то выяснится, что отдельные структуры рассыпаются, вместо того чтобы поддерживать друг друга [24].
Есть еще не желательный эффект раннего обучения, построенного по школьному принципу. Это отрицательная мотивация на учебу: 71% детей, прошедших обучение в дошкольных гимназиях, идти в школу не хотят. Эти дети уже знакомы с недовольством взрослых, знают, что такое не получается, знают какого большого напряжения требует школьная работа [24].
Также в концепции организации и методического обеспечения подготовки детей к школе описывается, что на базе школ, культурно- образовательных центров и центров дополнительного образования подготовка детей к школе в условиях кратковременного пребывания выглядит менее привлекательно.
В школах занятия с детьми проходят в учебных классах, где мебель не соответствует росту детей. В культурно-образовательных центрах и центрах дополнительного образования для занятий с детьми используются помещения, которые часто не отвечают санитарно-гигиеническим требованиям. Дети вынуждены работать при искусственном освещении, поскольку занятия организуются в вечерние часы. Не выполняются требования смены видов деятельности, методы и приемы воздействия на детей не соответствуют специфике дошкольного возраста. Занятия с детьми проводят преимущественно учителя предметники или другие специалисты, нередко не имеющие подготовки к работе с детьми дошкольного возраста. Используются программы первого класса с комплектами методического обеспечения, в содержание которых включены узкоспециальные навыки счета, чтения, подготовки руки к письму.
Вместе с тем результаты специального изучения свидетельствуют о том, что в группы кратковременного пребывания поступает 80% детей с проблемами в сфере произвольной регуляции (недостаточность самостоятельной организации и элементарного планирования деятельности, волевых усилий по достижению цели) и сфере взаимодействия со сверстниками (неумение наладить совместную деятельность на основе взаимного уважения, соблюдения общепринятых норм и правил) [12].
Таким образом:
- дополнительное образование детей, это процесс свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение интересов личности, ее склонностей, способностей и содействующий ее самореализации и культурной адаптации, выходящие за рамки стандарта общего образования;
- дополнительное образование для детей, не посещающих ДОУ имеет большую роль в улучшении результатов готовности детей 6-7 лет к школьному обучению;
-
в тоже время для детей, посещающих
детский сад, интенсивные, нерегламентированные
занятия в учреждениях дополнительных
учреждениях могут выступать излишней
нагрузкой, что в свою очередь снижает
психологические ресурсы организма ребёнка.
Заключение
В настоящее время вопрос о подготовке детей к школе очень широко обсуждается в педагогической и психологической литературе. Многие говорят о том, что все чаще дети, обладая казалось бы, достаточным количеством знаний и умений, оказываются не готовыми к обучению в школе по множеству разнообразных причин. Это может быть связано с тем, что у ребенка не сформирована мотивационная готовность к школе, то есть желание учиться.
Сегодня при каждой гимназии,
школы, при центрах
Для
ребенка, который ходит в детский
сад, где в полном объеме реализуется
программа подготовки к школе, нет
необходимости в посещении
Цель курсовой работы состояла в изучении и анализе научной литературы, освещающей проблему психологической готовности 6-7 летних детей к школе, посещающих и не посещающих учреждения дополнительного образования.
На сегодняшний день вопрос о психологической подготовке ребёнка к школе остаётся актуальным. Прежде всего, это связано с новыми ожиданиями со стороны учителей к будущим ученикам, требуется определённый объем знаний и умений, сформированность ряда новообразований, составляющих психологическую готовность к школе. Анализируя современное состояние и тенденции развития психологических исследований психологической готовности к школе 6-7 летних детей через изучение литературы, были рассмотрены работы авторов Н.И. Вьюновой, К.М. Гайдара, Н.Г. Салминой, Е. Е. Кравцова, Е.О. Смирновой, Н. И. Гуткиной. Основной задачей предшкольной подготовки современными исследователями видится в усилении факторов, развивающих готовность дошкольников к органичному переходу в новые условия жизнедеятельности. Готовность рассматривается как понимание и принятие задачи с анализом ресурсов для её решения. В качестве ресурсов для решения важнейшей возрастной и социальной задачи дошкольника выступают такие виды готовности, как физическая, мотивационная, интеллектуальная, эмоционально-волевая, коммуникативная, общеличностная, социальная.
Из обзора литературы была определена роль учреждений дополнительного образования в индивидуально-личностном развитии детей 6-7 лет. Учреждения дополнительного образования могут рассматриваться в качестве организации направленной на подготовку детей к школе, так как специально создаются государством и негосударственными структурами, и имеются своей основной задачей социальное развитие определенных возрастных групп населения. Исходным в идентификации учреждений дополнительного образования в данном качестве следует считать рассмотрение социализации как «развития и самоизменения человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах». В качестве предшкольной подготовки деятельность учреждения дополнительного образования направлена на создание условий для целенаправленного позитивного развития ребёнка и приобретения духовно-ценностной ориентаций, подготовке к новым жизненным задачам, связанным с переходом в школу.
В
перспективе планируем провести
эмпирическое исследование психологической
готовности 6-7 летних детей к школе посещающих
и не посещающих учреждения дополнительного
образования.
Библиография