Психологическая готовность к школе детей 6-7 лет посещающих и не посещающих учреждения дополнительного образования

Автор: z********@inbox.ru, 24 Ноября 2011 в 21:47, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение психологической готовности 6-7 летних детей к школе, посещающих и не посещающих учреждения дополнительного образования.
Объект исследования: психологическая готовность к школе.
Предмет исследования: психологическая готовность к школе детей, посещающих и не посещающих учреждения дополнительного образования.
Задачи исследования:
1. Провести анализ современного состояния и тенденций развития психологических исследований психологической готовности к школе 6-7 летних детей через изучение литературы.
2. Из обзора литературы описать роль учреждений дополнительного образования в индивидуально-личностном развитии детей 6-7 лет.

Содержание

Глава I Психологическая готовность к школе: понятие и современные исследования.
1.1. Подходы к определению психологической готовности к школе в современной отечественной науке………………………………………………6
1.2.Обзор исследований, изучающие психологическую готовность к школе детей 6-7 лет……………………………………………………………...12
Глава II Роль дополнительного образования в индивидуально – личностном развитии детей 6-7 лет.
2.1. Понятие дополнительного образования как самостоятельной подсистемы российского образования…………………………………………16
2.2. Особенности содержания и принципы деятельности учреждений дополнительного образования в России……………………………………….20
2.3. Роль дополнительного образования в улучшении результатов готовности детей 6-7 лет к школьному обучению…………………………….23
Заключение……………………………………………………………………….27
Библиография…………………………………………………………………….29

Работа содержит 1 файл

курсвая готовность к школе лена.docx

— 62.04 Кб (Скачать)

       В разных источниках  (документах) существует несколько определений данного понятия:

         В Федеральном законе о дополнительном образовании описывается, что дополнительное образование включает в себя общее дополнительное образование и профессиональное дополнительное образование;  
- общее дополнительное образование - дополнительное образование, направленное на развитие личности, способствующее повышению культурного и интеллектуального уровня человека, его профессиональной ориентации в соответствии с дополнительными общеобразовательными программами, приобретению им новых знаний [20].

        В концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года, под «дополнительным» понимается мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющего человеку пробрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно[2,c.37].

        В педагогическом энциклопедическом  словаре, дополнительное образование детей (внешкольная работа) – составная часть системы образования и воспитания детей, подростков, учащейся молодежи, ориентированная на свободный выбор и освоение учащимися дополнительных образовательных программ [22, с. 76].

        Дополнительное образование детей  – это особая подсистема общего  образования, обеспечивающая развитие  интересов и способностей личности, ее индивидуальный образовательный  путь на основе свободного  выбора содержательной деятельности, которая не ограничивается рамками  образовательных стандартов и  формами традиционной внеурочной  и внешкольной работы [2,c.37].

        В проекте концепции модернизации дополнительного образования детей до 2010 г., под дополнительном образовании детей понимается «зона ближайшего развития» личности ребенка, которую он выбирает сам иди с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями и потребностями. [23].

     Е. Б. Евладова видит в   понятии  «дополнительный» («дополнительное»)  два значения:

     1) дополнительное - это то, что делает более полным, прибавляясь к чему-нибудь, восполняя недостающее в чем-нибудь;

     2) дополнительное предстает как  прибавление сверх, помимо необходимого. Другими словами, дополнительное  образование призвано дополнить  каждому воспитаннику ту общую  и необходимую для всех основу, которую обеспечивает школа, с помощью разных материалов и по-разному [18, с. 71 ].

     А. К. Бруднов под дополнительным образованием  понимает тип образования, объединяющий воспитание, обучение, развитие в единый процесс в целях удовлетворения и развития познавательных интересов, творческого потенциала ребенка, способствующих самореализации и социализации личности и опирающихся на свободный выбор ребенком видов деятельности [1, с. 26].

       Б.В.Куприянов выявил более двадцати  значений в русском, английском, немецком, французском, итальянском языках, что под дополнительным образованием детей допустимо понимать образование, обеспечивающее:

     - удовлетворение образовательных запросов детей, обусловленных определенной ситуацией, значимых для них потребностей в оценке достигнутых ими успехов;

     - создание условий для насыщения детей необходимой им информацией, использования свободного времени в позитивных для развития личности целях, прибавления (добавления, присоединения) новых достижений к уже имеющимся;

     - исполнение заказов детей;

     - заполнение имеющихся у детей дефицитов (информации, знаний, способов деятельности, условий, ресурсов, внимания референтных взрослых, дружественной среды, помощи в разрешении возникших затруднений и т.д.) за счет наполнения его жизни новыми возможностями, компенсирующими недостающих;

     - разрешение противоречий;

     - увеличение, расширение представлений детей о себе и окружающем мире;

     - оптимизацию процесса получения и продуктивного использования новой (дополнительной) информации;

     - параллейное освоение разных учебных материалов, учебных курсов, образовательных программ [19, с. 53].

         Использование разных смысловых  значений слова «дополнительное»  позволяет признать дополнительное  образование детей мотивированным, актуальным, востребованным, ситуативным, контекстным, фоновым, вспомогательным, субъективным, субсидиарным, резервным, запасным, ресурсным, межпредметным и междисплинарным [19, с. 12]. 

       Таким образом, в системе российского  образования существует в качестве  важного института дополнительное  образование. Дополнительное образование детей – это особая подсистема общего образования, обеспечивающая развитие интересов и способностей личности с педагогической точки зрения, а с психологической, дополнительное образование детей – это «зона ближайшего развития» личности ребенка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2. Особенности содержания  и принципы деятельности  учреждений дополнительного образования в России

         В нормативных документах описывается, что дополнительное образование детей осуществляется в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, образовательных учреждениях дополнительного образования лиц независимо от возраста, иных образовательных учреждениях, реализующих основные образовательные программы, и организациях, осуществляющих деятельность в области дополнительного образования детей [20].

        Образовательное учреждение дополнительного образования   в федеральном законе о дополнительном образовании трактуется так: Образовательное учреждение дополнительного образования - образовательное учреждение, осуществляющее деятельность по реализации в качестве основных одной или нескольких дополнительных общеобразовательных программ и (или) дополнительных профессиональных образовательных программ [20].

     Образовательные учреждения дополнительного образования  детей могут быть следующих видов: дворцы; центры (дома); станции; школы; клубы; студии; детские оздоровительно-образовательные  лагеря; иные образовательные учреждения дополнительного образования детей.

        В обновлении содержания дополнительного образования детей в условиях модернизации регионального образования описывается, что анализ опыта современных учреждений дополнительного образования детей позволяет увидеть следующие особенности содержания деятельности:

     - дополнительное образование не регламентируется стандартами, его содержание определяется социальным заказом детей, родителей, других социальных институтов;

     - дополнительное образование предоставляет ребенку широкое разнообразие деятельности в различных областях: художественной, технической, спортивной, экологической и многих других. Кроме того, можно говорить о многообразии содержательных аспектов деятельности: теоретическом, прикладном, изобретательском, исследовательском, опытническом и других;

     - содержание образовательного процесса практически значимо для ребенка в следующих аспектах: приобретение практических навыков, допрофессиональная подготовка, достижение успехов в общеобразовательной школе и др.;

     - содержание образовательного процесса имеет комплексный потенциал (обучающий, воспитательный, развивающий). Можно говорить о развитии межпредметных связей внутри структурных подразделений и за пределами учреждения;

     - в основе образовательного процесса учреждения дополнительного образования детей  лежат дополнительные образовательные программы различного уровня и направленности. Фактически каждая дополнительная образовательная программа устанавливает свой стандарт ее освоения.       Достоинством дополнительных образовательных программ можно считать то, что они создают возможность для дифференцированного и вариативного образования,  разработки индивидуальных образовательных маршрутов, позволяющих ребенку самостоятельно выбирать путь освоения того вида деятельности, который в данный момент наиболее для него интересен [20].

         Дополнительное  образование детей опирается  на следующие принципы: гуманизация,  демократизация образовательного  процесса, индивидуализация, педагогика  сотрудничества. Важнейшим принципом  дополнительного образования детей  является добровольный выбор  ребёнком предмета (вида) деятельности, педагога и объединения по  интересам. Оно востребовано детьми, родителями, педагогами и обществом  в целом, так как позволяет  удовлетворять в условиях неформального  образовательного процесса разнообразные  познавательные интересы личности [23].

        Итак, особенностями  содержания  учреждения дополнительного образования  являются: содержание дополнительного  образования определяется социальным заказом детей, родителей, других социальных институтов; дополнительное образование предоставляет ребенку широкое разнообразие деятельности в различных областях; содержание образовательного процесса имеет комплексный; в основе образовательного процесса учреждения дополнительного образования детей  лежат дополнительные образовательные программы различного уровня и направленности [21].

      Содержание образования в УДО обеспечивается через варианты интеграции разных направленностей, разнообразных функций деятельности (обучения, развития, оздоровления, социальной поддержки, ) и т.д. Совершенствование содержания и организации образовательного процесса осуществляется через: создание разноуровневых комплексных образовательных программ, направленных на решение комплекса задач обучения, воспитания и развития детей; принципами учреждений дополнительного образования  являются принципы гуманизация, демократизация образовательного процесса, индивидуализация, педагогика сотрудничества. Важнейшим принципом дополнительного образования детей является добровольный выбор ребёнком предмета (вида) деятельности, педагога и объединения по интересам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.3 Роль дополнительного образования в улучшении результатов готовности детей 6-7 лет к школьному обучению.

     В.А. Горский в качестве цели дополнительного  образования выделяет социально-педагогическую поддержку личности ребенка. Основная цель социально-педагогической поддержки - создание такого рода психологических, образовательных и, если необходимо, бытовых условий, чтобы ребенок в будущем мог профессионально и личностно реализовать себя на уровне, соответствующем его возможностям, с одной стороны, и его индивидуальности - с другой[18].

         И.Я. Лейбман пишет, что в    настоящее время при поступлении в школу дошкольникам приходится проходить обследование, в котором ребенок должен продемонстрировать как хорошую учебную подготовку, т.е. определенный объем знаний и умений, так и сформированность ряда новообразований, составляющих психологическую готовность к школе [29, с. 85].

        В систему такого обучения попадают как домашние дети, так и дети посещающие детские сады. 

     И. Е. Буршит в своей диссертации описывает, что по данным исследования, 89% опрошенных учителей начальных классов Ростовской области в 2010 году указали, что дети, посещавшие ранее ДОУ и школы раннего развития, и дети, не посещавшие ДОУ и школы раннего развития, по разному «входят» в новую социальную ситуацию развития, связанную с поступлением в первый класс. Это обусловлено различиями дошкольного периода. 82% - в 2010 г.  опрошенных показали, что дефицит общения с «чужими» взрослыми и сверстниками, бессистемное приобретение знаний и представлений об окружающем мире детьми, не посещавшими ДОУ и школы раннего развития, препятствуют актуализации потенциальных возможностей их психического развития [3]. 

     Студии  раннего развития при УДО отличаются разнообразием программ и перечнем предметов, но все они привлекательны для родителей комплексным подходом, что ребенок посещает одновременно и в одном месте занятия  по различным направлениям.

        Но как отмечает И.Я. Лейбман, значение таких студий для развития ребенка переоценить сложно.

         Во первых, для детей не посещающих детский сад, это порой единственное место, где ребенок включен в совместную деятельность со сверстниками, т.е. ребенок имеет равно несовершенного партнера и получает возможность узнать себе цену, представить уровень личных возможностей и достижений.

Информация о работе Психологическая готовность к школе детей 6-7 лет посещающих и не посещающих учреждения дополнительного образования