Автор: z********@inbox.ru, 24 Ноября 2011 в 21:47, курсовая работа
Цель исследования: изучение психологической готовности 6-7 летних детей к школе, посещающих и не посещающих учреждения дополнительного образования.
Объект исследования: психологическая готовность к школе.
Предмет исследования: психологическая готовность к школе детей, посещающих и не посещающих учреждения дополнительного образования.
Задачи исследования:
1. Провести анализ современного состояния и тенденций развития психологических исследований психологической готовности к школе 6-7 летних детей через изучение литературы.
2. Из обзора литературы описать роль учреждений дополнительного образования в индивидуально-личностном развитии детей 6-7 лет.
Глава I Психологическая готовность к школе: понятие и современные исследования.
1.1. Подходы к определению психологической готовности к школе в современной отечественной науке………………………………………………6
1.2.Обзор исследований, изучающие психологическую готовность к школе детей 6-7 лет……………………………………………………………...12
Глава II Роль дополнительного образования в индивидуально – личностном развитии детей 6-7 лет.
2.1. Понятие дополнительного образования как самостоятельной подсистемы российского образования…………………………………………16
2.2. Особенности содержания и принципы деятельности учреждений дополнительного образования в России……………………………………….20
2.3. Роль дополнительного образования в улучшении результатов готовности детей 6-7 лет к школьному обучению…………………………….23
Заключение……………………………………………………………………….27
Библиография…………………………………………………………………….29
М. И. Степанова отмечает, что готовность к обучению не что иное, как необходимый уровень развития ребёнка, который позволяет ему без ущерба для здоровья, нормального развития справляться с учебой к школе [11].
В свою очередь, Н. Ф. Виноградова уточняет, что готовность к школе – это прежде всего психологическое, эмоциональное, нравственно-волевое развитие ребёнка, сформированное желание учиться и элементы учебной деятельности [11]. Здесь имеется ввиду развитие тех специфических форм деятельности дошкольников, которые определяют, обеспечивают его легкую адаптацию к новому этапу жизни, снятие отрицательного влияния на здоровье, психическое и эмоциональное благополучие школьников.
Н. И. Гуткина пишет, что психологическая готовность к школе – это психологические предпосылки к овладению учебной деятельностью, которые формируются внутри ведущей деятельности, присущей дошкольному возрасту, то есть в игре [6,c.48].
По мнению Е. А. Вовочик – Блакитной, готовность представляет собой сложное системное образование, состоящие из когнитивных, операционных и мотивных компонентов [11].
Готовность к обучению, на взгляд Н. А. Завалко, есть динамическая система, состоящая из трёх компонентов (ценностно-мотивационного, ценностно – деятельностного, оценочнопознавательного) и способствующая успешной адаптации к условиям обучения, выстраиванию и развитию индивидуальной образовательной стратегии [11].
Также Н.И. Вьюнова выделяет:
- Психомоторную (функциональная) готовность:
1)
возрастающая на протяжении
2)
развитие мелких мышц руки
и зрительно-моторных
3)
совершенствование механизма
- Эмоционально-волевую готовность:
1) произвольность поведения;
2)
формирование основных
3)
начало развития
4)
новый характер
5)
позитивный эмоциональный
В работах Е.Е. Кравцовой при характеристике психологической готовности детей к школе основной упор делается на роль общения в развитии ребенка. Она выделяет три сферы — отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе, уровень развития, которых определяет степень готовности к школе и определенным образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности [6, c.16].
Таким образом, обращает на себя внимание, что существуют определенные расхождения во взглядах на ведущий компонент в структуре феномена. Одни ученые в качестве такового выделяют интеллектуальный компонент, другие - личностный. Отличительной чертой подхода отечественных психологов к данной проблеме является выделение в качестве ведущих мотивационной и социальной сфер личности ребенка. Обобщая точки зрения авторов, к числу компонентов психологической готовности к школьному обучению можно отнести психомоторную (функциональную), интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную (в том числе мотивационную), социально-психологическую (коммуникативную) готовность.
Отсюда можно выделить, что психологическая готовность к школе - многокомпонентное образование. Центральными компонентами, которые составляют психологическую готовность к обучению в школе являются:
-
новая внутренняя позиция
-
в познавательной сфере
-
в личностной сфере
-
в сфере деятельности и
1.2.Обзор исследований, изучающие психологическую готовность к школе детей 6-7 лет
Актуальность вопроса предшкольной подготовки детей 6-7 лет направляет многих исследователей на работу по данной проблеме. Так, Н.И. Вьюнова, К.М. Гайдар пишут, что собственный исследовательский опыт работы позволяет им выделить основные проблемы в работе с детьми, поступающими в школу:
При работе с детьми в направлении развития детей обязательно нужно учитывать возрастные особенности [5, с. 37].
Сотрудниками Центра «Дошкольное детство им. А.В. Запорожца» разработана научно-обоснованная концепция преемственности в работе детского сада и начальной школы, которая позволяет говорить о преемственности как двустороннем процессе, обеспечивающем непрерывность в развитии детей и образовании как системе [20].
Н.Г. Салмина осуществляя исследовательскую работу по диагностике и коррекции произвольных процессов у дошкольников и младших школьников, вывела показатели психологической готовности к школе, а именно:
1) произвольность как одну из
предпосылок учебной
2)
уровень сформированности
3)
личностные характеристики, включающие
особенности общения (умение
Е. Е. Кравцов в свою очередь работал над характеристикой психологической готовности детей к школе, где основной упор сделал на роль общения в развитии ребенка. Автор выделил три сферы - отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе, уровень развития которых определяет степень готовности к школе и определенным образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности [15, с. 193].
Исследование Е.О. Смирновой, посвященное коммуникативной готовности шестилетних детей к школьному обучению, дает интересное объяснение, почему именно к концу дошкольного возраста у детей появляется потребность в общении со взрослым на новом уровне. Коммуникативная готовность к школе рассматривается как результат определенного уровня развития общения со взрослым [27, с. 74].
Результатом многолетнего исследования Н. И. Гуткиной проблемы психологической готовности детей к школьному обучению является целостная концепция исследуемого явления, на основе которой создана оригинальная диагностико-развивающая программа «Группы развития». Под психологической готовностью к школе, Н. И. Гуткина понимает, прежде всего существование у ребенка учебной мотивации, позволяющей ему адекватно воспринимать и старательно выполнять учебные задания. Учебная мотивация складывается из познавательных и социальных мотивов учения, а также мотивов достижения [7, с. 62].
Исследование
развития учебной мотивации у
московских школьников от первого ко
второму классу, проведенное в 2003-2004
гг. в Московском городском психолого-
Психологическая готовность к школьному обучению, представляющая собой сформированные психологические предпосылки к овладению учебной деятельностью, по мнению Н. И. Гуткиной, не возникает на подготовительных к школе занятиях по школьному типу. Она возникает преимущественно внутри ведущей игровой деятельности как психологическое новообразование к концу старшего дошкольного возраста, примерно к семи годам. Отсюда ясно, что обсуждаемая сегодня предшкольная степень в виде нулевого класса с 5-6 лет не только не будет способствовать появлению психологической готовности к школе, но приведет к исчезновению зачатков таковой среды у первоклассников. При этом будут процветать всевозможные образовательные услуги, где детей начнут готовить к нулевому классу, что окончательно исключит игру из жизни ребенка [6,c.50].
Таким образом, существующая сегодня практика подготовки детей к школе способствует значительному снижению в дальнейшем учебной мотивации учащихся.
При
рассмотрении проблемы подготовки детей
к школе с психолого-
Итак, обзор исследований, изучающие психологическую
готовность к школе детей 6-7 лет, выявил,
что существуют проблемы в работе с
детьми поступающими в школу, которые
сохраняют свою актуальность в настоящее
время и имеют важное теоретическое, практическое
и методическое значение.
Глава II. Роль дополнительного образования в индивидуально – личностном развитии детей 6-7 лет
2.1. Понятие дополнительного образования как самостоятельной подсистемы российского образования.
Минуло более десяти лет с тех пор, как в российском образовании появился новый социальный институт – дополнительное образования детей, выросший из системы внешкольной работы с учащимися.
В
Российской Федерации насчитывается
18 тыс. образовательных учреждений
дополнительного образования
Л. М. Митрофанова отмечает, что термин «дополнительное образование» был введен в педагогический тезаурус в 1992 г., до этого времени использовались понятие «внешкольное образование» [19,c.77].