Психологическая готовность к школе детей 6-7 лет посещающих и не посещающих учреждения дополнительного образования

Автор: z********@inbox.ru, 24 Ноября 2011 в 21:47, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение психологической готовности 6-7 летних детей к школе, посещающих и не посещающих учреждения дополнительного образования.
Объект исследования: психологическая готовность к школе.
Предмет исследования: психологическая готовность к школе детей, посещающих и не посещающих учреждения дополнительного образования.
Задачи исследования:
1. Провести анализ современного состояния и тенденций развития психологических исследований психологической готовности к школе 6-7 летних детей через изучение литературы.
2. Из обзора литературы описать роль учреждений дополнительного образования в индивидуально-личностном развитии детей 6-7 лет.

Содержание

Глава I Психологическая готовность к школе: понятие и современные исследования.
1.1. Подходы к определению психологической готовности к школе в современной отечественной науке………………………………………………6
1.2.Обзор исследований, изучающие психологическую готовность к школе детей 6-7 лет……………………………………………………………...12
Глава II Роль дополнительного образования в индивидуально – личностном развитии детей 6-7 лет.
2.1. Понятие дополнительного образования как самостоятельной подсистемы российского образования…………………………………………16
2.2. Особенности содержания и принципы деятельности учреждений дополнительного образования в России……………………………………….20
2.3. Роль дополнительного образования в улучшении результатов готовности детей 6-7 лет к школьному обучению…………………………….23
Заключение……………………………………………………………………….27
Библиография…………………………………………………………………….29

Работа содержит 1 файл

курсвая готовность к школе лена.docx

— 62.04 Кб (Скачать)

       М. И. Степанова отмечает, что готовность к обучению не что иное, как необходимый уровень развития ребёнка, который позволяет ему без ущерба для здоровья, нормального развития справляться с учебой к школе [11].

     В свою очередь, Н. Ф. Виноградова уточняет, что готовность к школе – это  прежде всего психологическое, эмоциональное, нравственно-волевое развитие ребёнка, сформированное желание учиться  и элементы учебной деятельности [11]. Здесь имеется ввиду развитие тех специфических форм деятельности дошкольников, которые определяют, обеспечивают его легкую адаптацию к новому этапу жизни, снятие отрицательного влияния на здоровье, психическое и эмоциональное благополучие школьников.

       Н. И. Гуткина пишет, что психологическая готовность к школе – это психологические предпосылки к овладению учебной деятельностью, которые формируются внутри ведущей деятельности, присущей дошкольному возрасту, то есть в игре [6,c.48].

     По  мнению Е. А. Вовочик – Блакитной, готовность представляет собой сложное  системное образование, состоящие  из когнитивных, операционных и мотивных компонентов [11].

     Готовность  к обучению, на взгляд Н. А. Завалко, есть динамическая система, состоящая из трёх компонентов (ценностно-мотивационного, ценностно – деятельностного, оценочнопознавательного) и способствующая успешной адаптации к условиям обучения, выстраиванию и развитию индивидуальной образовательной стратегии [11].

       Также Н.И. Вьюнова выделяет:

     - Психомоторную (функциональная) готовность:

     1) возрастающая на протяжении всего  дошкольного детства сбалансированность  процессов возбуждения и торможения - позволяет ребенку более длительное  время сосредоточивать свое внимание  на объекте своей деятельности, способствует формированию произвольных  форм поведения и познавательных  процессов;

     2) развитие мелких мышц руки  и зрительно-моторных координации  - создает основу для овладения  действиями письма;

     3) совершенствование механизма функциональной  асимметрии мозга - активизирует  становление речи как средства  познания и вербально-логического  мышления.

     - Эмоционально-волевую готовность:

     1) произвольность поведения;

     2) формирование основных элементов  волевого действия: постановка цели, принятие решения, построение  плана действия, выполнение его,  проявление определенного усилия  в случае преодоления препятствия,  оценка результатов своего действия;

     3) начало развития дисциплинированности, организованности, самоконтроля и  других волевых качеств;

     4) новый характер эмоциональности  детей по сравнению с более  ранними возрастами. Повышается  сдержанность и осознанность  в проявлениях эмоций, устойчивость  эмоциональных состояний;

     5) позитивный эмоциональный настрой,  положительное отношение к школе,  учению, самому себе [4,с. 27].

     В работах Е.Е. Кравцовой при характеристике психологической готовности детей  к школе основной упор делается на роль общения в развитии ребенка. Она выделяет три сферы — отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе, уровень развития, которых определяет степень готовности к школе и определенным образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности [6, c.16].

     Таким образом,  обращает на себя внимание, что существуют определенные расхождения во взглядах на ведущий компонент в структуре феномена. Одни ученые в качестве такового выделяют интеллектуальный компонент, другие - личностный. Отличительной чертой подхода отечественных психологов к данной проблеме является выделение в качестве ведущих мотивационной и социальной сфер личности ребенка. Обобщая точки зрения авторов, к числу компонентов психологической готовности к школьному обучению можно отнести психомоторную (функциональную), интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную (в том числе мотивационную), социально-психологическую (коммуникативную) готовность.

     Отсюда  можно выделить, что психологическая готовность к школе - многокомпонентное образование. Центральными компонентами, которые составляют психологическую готовность к обучению в школе являются:

     - новая внутренняя позиция школьника,  проявляющаяся в стремлении к  общественно значимой и общественно  оцениваемой деятельности;

     - в познавательной сфере знаково-символическая  функция сознания и способность  к замещению, произвольность психических  процессов, дифференцированное восприятие, умение обобщать, анализировать,  сравнивать познавательные интересы;

     - в личностной сфере произвольность  поведения, соподчинение мотивов  и волевые качества;

     - в сфере деятельности и общения:  умения принимать условную ситуацию, учиться у взрослого, регулировать  свою деятельность.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2.Обзор  исследований, изучающие  психологическую  готовность к школе детей 6-7 лет

     Актуальность  вопроса предшкольной подготовки детей 6-7 лет направляет многих исследователей на работу по данной проблеме.   Так, Н.И. Вьюнова, К.М. Гайдар пишут, что собственный исследовательский опыт работы позволяет им выделить основные проблемы в работе с детьми, поступающими в школу:

  1. несогласованность позиций разных исследователей по вопросу о соотношении общего и особенного в старшем дошкольном и младшем школьном возрастах;
  2. отсутствие единой концепции психологической готовности ребенка к школе, охватывающей определение этого понятия, выделение структуры, а также понимание сути прикладных аспектов "работы" с этим феноменом: диагностики, консультирования и развития.

       При работе с детьми в направлении развития детей обязательно нужно учитывать возрастные особенности [5, с. 37].

       Сотрудниками Центра «Дошкольное детство им. А.В. Запорожца» разработана научно-обоснованная концепция преемственности в работе детского сада и начальной школы, которая позволяет говорить о преемственности как двустороннем процессе, обеспечивающем непрерывность в развитии детей и образовании как системе [20].

       Н.Г. Салмина осуществляя исследовательскую работу по диагностике и коррекции произвольных процессов у дошкольников и младших школьников, вывела показатели психологической готовности к школе, а именно: 

      1) произвольность как одну из  предпосылок учебной деятельности;

     2) уровень сформированности семиотической  функции; 

     3) личностные характеристики, включающие  особенности общения (умение совместно  действовать для решения поставленных  задач), развитие эмоциональной сферы  и др. Отличительной особенностью подхода к показателям готовности к школе, выявленного Н. Г. Салминой,  считается рассмотрение семиотической функции как показателя готовности детей к школе, причем ступень развития данной функции характеризует интеллектуальное развитие ребенка [26, с. 98].    

         Е. Е. Кравцов в свою очередь работал над   характеристикой психологической готовности детей к школе, где основной упор сделал на роль общения в развитии ребенка. Автор выделил три сферы - отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе, уровень развития которых определяет степень готовности к школе и определенным образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности [15, с. 193].

     Исследование  Е.О. Смирновой, посвященное коммуникативной готовности шестилетних детей к школьному обучению, дает интересное объяснение, почему именно к концу дошкольного возраста у детей появляется потребность в общении со взрослым на новом уровне. Коммуникативная готовность к школе рассматривается как результат определенного уровня развития общения со взрослым [27, с. 74].

     Результатом многолетнего исследования Н. И. Гуткиной проблемы психологической готовности детей к школьному обучению является целостная концепция исследуемого явления, на основе которой создана оригинальная диагностико-развивающая программа «Группы развития».    Под психологической готовностью к школе, Н. И. Гуткина понимает, прежде всего существование у ребенка учебной мотивации, позволяющей ему адекватно воспринимать и старательно выполнять учебные задания. Учебная мотивация складывается из познавательных и социальных мотивов учения, а также мотивов достижения [7, с. 62].

     Исследование  развития учебной мотивации у  московских школьников от первого ко второму классу, проведенное в 2003-2004 гг. в Московском городском психолого-педагогическом университете под руководством Н. И. Гуткиной, показало, что у большинства детей учебная мотивация не развивается от первого ко второму классу, причем у многих школьников она ухудшается. Таким образом, современная социальная ситуация развития детей дошкольного и младшего школьного возраста приводит к тому, что ученики очень рано теряют интерес к учебе. В первую очередь это связано с тем, что в подготовительной группе детского сада и на подготовительных курсах при школе дети проходят тот же материал, что и в первом классе. И это происходит в то время, когда первоклассникам необходима новизна и интеллектуальная нагрузка, что было выяснено в специальных исследованиях [7, с.64].

       Психологическая готовность к школьному обучению, представляющая собой сформированные психологические предпосылки к овладению учебной деятельностью, по мнению Н. И. Гуткиной, не возникает на подготовительных к школе занятиях по школьному типу. Она возникает преимущественно внутри ведущей игровой деятельности как психологическое новообразование к концу старшего дошкольного возраста, примерно к семи годам. Отсюда ясно, что обсуждаемая сегодня предшкольная степень в виде нулевого класса с 5-6 лет не только не будет способствовать появлению психологической готовности к школе, но приведет к исчезновению зачатков таковой среды у первоклассников. При этом будут процветать всевозможные образовательные услуги, где детей начнут готовить к нулевому классу, что окончательно исключит игру из жизни ребенка [6,c.50].

     Таким образом, существующая сегодня практика подготовки детей к школе способствует значительному снижению в дальнейшем учебной мотивации учащихся.

     При рассмотрении проблемы подготовки детей  к школе с психолого-медицинской точки зрения Н. И. Гуткина отмечает, что растет количество гиперактивных детей, детей с мозговыми дисфункциями, задержкой психического развития, органическими поражениями нервной системы, психоматикой. Эти категории ребят с трудом обучаются. Отсюда Н. И. Гуткина делает вывод, что дети слишком много учатся, переутомляются и надо их разгрузить, но почему то не делается вывод о том, что дошкольники не должны сидеть по два часа и более за столиками во время занятий по школьному типу, тем более что скорректировать неправильную посадку детей в группе практически не может. Чем раньше детей посадят за парту, тем вероятнее у них возникнут проблемы с позвоночником, зрением и пр., поскольку происходит ограничения ребенка, необходимые для полноценного физического и психического здоровья [6, с.51].

         Итак, обзор исследований, изучающие психологическую готовность к школе детей 6-7 лет, выявил, что существуют проблемы в работе с  детьми поступающими в школу, которые сохраняют свою актуальность в настоящее время и имеют важное теоретическое, практическое и методическое значение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава II. Роль дополнительного образования в индивидуально – личностном развитии детей 6-7 лет

     2.1. Понятие дополнительного  образования как  самостоятельной  подсистемы российского  образования.

     Минуло  более десяти лет с тех пор, как в российском образовании  появился новый социальный институт – дополнительное образования детей, выросший из системы внешкольной  работы с учащимися.

     В Российской Федерации насчитывается 18 тыс. образовательных учреждений дополнительного образования детей  различной ведомственной принадлежности, в том числе в системе образования  — 8,9 тыс., системе культуры — 5,8 тыс., системе спорта — 1,1 тыс., общественных организаций — более 2 тыс. В них  занимается свыше 10 млн. детей в возрасте от 5 до 18 лет (38,7 % от общего числа обучающихся).

     Л. М. Митрофанова отмечает, что термин «дополнительное образование» был введен в педагогический тезаурус в 1992 г., до этого времени использовались понятие «внешкольное образование» [19,c.77].

Информация о работе Психологическая готовность к школе детей 6-7 лет посещающих и не посещающих учреждения дополнительного образования