Автор: z********@inbox.ru, 24 Ноября 2011 в 21:47, курсовая работа
Цель исследования: изучение психологической готовности 6-7 летних детей к школе, посещающих и не посещающих учреждения дополнительного образования.
Объект исследования: психологическая готовность к школе.
Предмет исследования: психологическая готовность к школе детей, посещающих и не посещающих учреждения дополнительного образования.
Задачи исследования:
1. Провести анализ современного состояния и тенденций развития психологических исследований психологической готовности к школе 6-7 летних детей через изучение литературы.
2. Из обзора литературы описать роль учреждений дополнительного образования в индивидуально-личностном развитии детей 6-7 лет.
Глава I Психологическая готовность к школе: понятие и современные исследования.
1.1. Подходы к определению психологической готовности к школе в современной отечественной науке………………………………………………6
1.2.Обзор исследований, изучающие психологическую готовность к школе детей 6-7 лет……………………………………………………………...12
Глава II Роль дополнительного образования в индивидуально – личностном развитии детей 6-7 лет.
2.1. Понятие дополнительного образования как самостоятельной подсистемы российского образования…………………………………………16
2.2. Особенности содержания и принципы деятельности учреждений дополнительного образования в России……………………………………….20
2.3. Роль дополнительного образования в улучшении результатов готовности детей 6-7 лет к школьному обучению…………………………….23
Заключение……………………………………………………………………….27
Библиография…………………………………………………………………….29
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I Психологическая готовность к школе: понятие и современные исследования.
1.1. Подходы к определению
1.2.Обзор исследований, изучающие
психологическую готовность к
школе детей 6-7 лет……………………………………………………………...
Глава II Роль дополнительного образования в индивидуально – личностном развитии детей 6-7 лет.
2.1. Понятие дополнительного
2.2. Особенности содержания и
2.3. Роль дополнительного образования в улучшении результатов готовности детей 6-7 лет к школьному обучению…………………………….23
Заключение……………………………………………………
Библиография………………………………………………
Введение
В настоящее время вопрос о
подготовке к школе очень
Так, Г. Г. Сайфуллина пишет, что важнейшая задача, стоящая перед системой предшкольного образования - всестороннее развитие личности ребенка и подготовка к школе. Однако значительное количество детей, несмотря на «паспортный» возраст и имеющиеся у них «школьные» навыки и умения, испытывают большие трудности в учении. Основной причиной их неуспеха является то, что они еще «психологически» малы, т.е. не готовы к школьному типу обучения [24, с. 9]. В отечественной психологии проблема психологической готовности к школе базируется на основных методологических принципах классической отечественной психологии и культурно-исторической теории Л.С.Выготского (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович, Л.А.Венгер, В.С.Мухина, Л.И.Цеханская, Н.И.Гуткина, Е.Е.Кравцова) [9, с. 236].
Психологическая готовность к школьному обучению - «необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников» [6, с.17].
Л. Е. Захарова считает, что в большинстве работ авторов объединяет понимание психологической готовности к обучению в школе как комплекса определенных психических показателей, включающих в себя интеллектуальный, личностно-мотивационный, социальный компонент этого феномена [9,с. 236].
Подготовка к школе может осуществляться как в дошкольных образовательных учреждениях, как при школе, так и при различных центрах дополнительного образования.
Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 г. подчеркивает, что под «дополнительным» понимается мотивированное образование за рамками основного, позволяющее ребенку реализовать себя [13].
Существует ряд мнений о роли дополнительного образования в улучшении результатов психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению.
В частности О. Е. Лебедева пишет, что именно дополнительное образование призвано удовлетворять постоянные запросы дошкольника для самопознания, самовыражения и самореализации, помогать снизить негативные последствия незанятости детей в свободное время, сдерживать рост преступности, бродяжничества, усилить внимание к социально обездоленным детям [16, с. 28].
А. Г. Асмолов определил цель
дополнительного образования
как формирование мотивации
В тоже время существуют мнения, которые указывают на некоторую крайность в создании условий предшкольной подготовки средствами дополнительного образования.
И. Я. Лейбман отмечает, что главная проблема студий дополнительного образования для дошкольников, в том что, решая задачу подготовки к школе, они строят свои программы по принципу акселерации, игнорируя возрастные возможности детей [28, с. 73].
М. Б. Зацепина обращает внимание на организацию условий для занятий с детьми в учреждениях дополнительного образования, которые не всегда соответствуют психолого-педагогическим требованиям, отсутствует смена видов деятельности, методы и приемы воздействия на детей не соответствуют специфике дошкольного возраста [1, с. 49].
Таким образом, ставится проблема исследования – выявить существует ли возможность различия в уровне психологической готовности к школе детей 6-7 лет, в зависимости от посещения и не посещения учреждений дополнительного образования?
Цель исследования: изучение психологической готовности 6-7 летних детей к школе, посещающих и не посещающих учреждения дополнительного образования.
Объект исследования: психологическая готовность к школе.
Предмет исследования: психологическая готовность к школе детей, посещающих и не посещающих учреждения дополнительного образования.
Задачи исследования:
1. Провести анализ современного состояния и тенденций развития психологических исследований психологической готовности к школе 6-7 летних детей через изучение литературы.
2. Из обзора литературы описать роль учреждений дополнительного образования в индивидуально-личностном развитии детей 6-7 лет. Понятийный аппарат:
Психологическая готовность к школе - необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Дополнительное образование детей - феномен и процесс свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение интересов личности, ее склонностей, способностей и содействующий ее самореализации и культурной адаптации, выходящие за рамки стандарта общего образования.
Учреждение
дополнительного
образования - образовательное учреждение,
осуществляющее деятельность по реализации
в качестве основных одной или нескольких
дополнительных общеобразовательных
программ и (или) дополнительных профессиональных
образовательных программ.
Глава I. Психологическая готовность к школе: понятие и современные исследования
1.1. Подходы к определению психологической готовности к школе в современной отечественной науке
В настоящее время в психолого-педагогической науке и образовательной практике понятие «психологическая готовность к школе» является широко распространенным и активно используемым самыми различными специалистами: воспитателями детских садов, школьными учителями, практическими психологами образования, социальными педагогами и др. Хотя в теоретическом плане проблемой психологической готовности детей к обучению в школе в последние десятилетия занимались психологи, педагоги, гигиенисты, педиатры как в нашей стране, так и за рубежом, единого и четкого определения понятия «психологическая готовность к школе» пока нет, равно как до конца не установлены надежные и наиболее информативные критерии этой готовности к систематическому школьному обучению.
Н.И. Гуткина отмечает, что психологическая готовность к школе - особый феномен в том смысле, что с ним связан не один возраст человеческой жизни, а сразу несколько: он знаменует собой конец дошкольного и одновременно начало младшего школьного возраста [7, с.48].
А. В. Запорожец, включал в психологическую готовность к школе особенности мотивации личности ребенка, уровень развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий [8, с. 16].
По данным Л. А. Венгер, А. А. Венгер, В. В. Холмовской, Я. Я. Коломинского, Е. А. Пашко и др. в структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты:
1.Интеллектуальная готовность (или когнитивная):
1) известный запас знаний об окружающем мире, причем важен не только их объем, но и качество (правильность, четкость, обобщенность);
2)
представления, отображающие
3) достаточный уровень развития познавательных интересов - интереса к новому, к самому процессу познания;
4)
определенный уровень развития
познавательной деятельности, психических
процессов (сформированность
5)
начало формирования
6) развитие речи [4, с.34].
2.Личностная готовность:
1)
формирование готовности к
2)
мотивационная готовность - соподчинение
мотивов, наличие в поведении
общественных и моральных
3)
начало формирования
3.Социально-
Коммуникативная готовность очень важна ввиду перспективы постоянных контактов со взрослыми (и сверстниками) в ходе обучения в школе. Этот компонент психологической готовности предполагает сформированность двух характерных для рассматриваемого возрастного периода форм общения:
1)
внеситуативно-личностное
2)
общение с детьми, специфические
отношения с ними. Учебная деятельность
по сути своей - коллективная.
Ученики должны учиться
Исходя из теоретических взглядов Д. Б. Эльконина и Л. В Венгера при оценке готовности ребёнка к обучение в школе, Н. Г. Стародубова выделяет следующие составляющие:
Н.
Г. Стародубова считает, что к
перечисленному следует добавить эмоциональная
готовность (наличие способности
преодолевать естественно возникающие
чувство школьной тревожности, определенный
уровень эмоциональной