Психологическая готовность к школе детей 6-7 лет посещающих и не посещающих учреждения дополнительного образования

Автор: z********@inbox.ru, 24 Ноября 2011 в 21:47, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение психологической готовности 6-7 летних детей к школе, посещающих и не посещающих учреждения дополнительного образования.
Объект исследования: психологическая готовность к школе.
Предмет исследования: психологическая готовность к школе детей, посещающих и не посещающих учреждения дополнительного образования.
Задачи исследования:
1. Провести анализ современного состояния и тенденций развития психологических исследований психологической готовности к школе 6-7 летних детей через изучение литературы.
2. Из обзора литературы описать роль учреждений дополнительного образования в индивидуально-личностном развитии детей 6-7 лет.

Содержание

Глава I Психологическая готовность к школе: понятие и современные исследования.
1.1. Подходы к определению психологической готовности к школе в современной отечественной науке………………………………………………6
1.2.Обзор исследований, изучающие психологическую готовность к школе детей 6-7 лет……………………………………………………………...12
Глава II Роль дополнительного образования в индивидуально – личностном развитии детей 6-7 лет.
2.1. Понятие дополнительного образования как самостоятельной подсистемы российского образования…………………………………………16
2.2. Особенности содержания и принципы деятельности учреждений дополнительного образования в России……………………………………….20
2.3. Роль дополнительного образования в улучшении результатов готовности детей 6-7 лет к школьному обучению…………………………….23
Заключение……………………………………………………………………….27
Библиография…………………………………………………………………….29

Работа содержит 1 файл

курсвая готовность к школе лена.docx

— 62.04 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I Психологическая готовность к школе: понятие и современные исследования.

         1.1. Подходы к определению психологической  готовности к школе в современной  отечественной науке………………………………………………6

         1.2.Обзор исследований, изучающие  психологическую готовность к  школе детей 6-7 лет……………………………………………………………...12

Глава  II Роль дополнительного образования в индивидуально – личностном развитии детей 6-7 лет.

         2.1. Понятие дополнительного образования  как самостоятельной подсистемы  российского образования…………………………………………16

         2.2. Особенности содержания и принципы  деятельности учреждений дополнительного  образования в России……………………………………….20

         2.3. Роль дополнительного образования в улучшении результатов готовности детей 6-7 лет к школьному обучению…………………………….23

Заключение……………………………………………………………………….27

Библиография…………………………………………………………………….29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

         В настоящее время вопрос о  подготовке к школе очень широко  обсуждается в педагогической  и психологической литературе.

       Так, Г. Г. Сайфуллина пишет, что  важнейшая задача, стоящая перед системой предшкольного образования - всестороннее развитие личности ребенка и подготовка к школе. Однако значительное количество детей, несмотря на «паспортный»  возраст и имеющиеся у них «школьные» навыки и умения, испытывают большие трудности в учении. Основной причиной их неуспеха является то, что они еще «психологически» малы, т.е. не готовы к школьному типу обучения [24, с. 9]. В отечественной психологии проблема психологической готовности к школе базируется на основных методологических принципах классической   отечественной психологии и культурно-исторической теории Л.С.Выготского (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович, Л.А.Венгер, В.С.Мухина, Л.И.Цеханская, Н.И.Гуткина, Е.Е.Кравцова) [9, с. 236].

       Психологическая готовность к школьному обучению - «необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников» [6, с.17].

       Л. Е. Захарова считает, что в большинстве работ авторов объединяет понимание психологической готовности к обучению в школе как комплекса определенных психических показателей, включающих в себя интеллектуальный, личностно-мотивационный, социальный компонент этого феномена [9,с. 236].

       Подготовка к школе может осуществляться как в дошкольных образовательных учреждениях, как при школе, так и при различных центрах дополнительного образования.

       Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 г. подчеркивает, что под «дополнительным» понимается мотивированное образование за рамками основного, позволяющее ребенку реализовать себя [13].

       Существует ряд мнений о роли дополнительного образования в улучшении результатов психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению.

     В частности О. Е. Лебедева пишет, что именно дополнительное образование призвано удовлетворять постоянные запросы дошкольника для самопознания, самовыражения и самореализации, помогать снизить негативные последствия незанятости детей в свободное время, сдерживать рост преступности, бродяжничества, усилить внимание к социально обездоленным детям [16, с. 28].

       А. Г. Асмолов определил цель  дополнительного образования   как формирование мотивации ребенка  к познанию и творчеству [17, с.75].

       В тоже время существуют мнения, которые указывают на некоторую крайность в создании условий предшкольной подготовки средствами дополнительного образования. 

       И. Я. Лейбман отмечает, что главная проблема  студий дополнительного образования для дошкольников, в том что, решая задачу подготовки к школе, они строят свои программы по принципу акселерации, игнорируя возрастные возможности детей [28, с. 73].

     М. Б. Зацепина  обращает внимание на организацию  условий  для занятий с детьми в учреждениях дополнительного образования, которые не всегда соответствуют психолого-педагогическим требованиям, отсутствует смена видов деятельности, методы и приемы воздействия на детей не соответствуют специфике дошкольного возраста [1, с. 49].

       Таким образом, ставится проблема исследования – выявить существует ли возможность различия в уровне психологической готовности к школе детей 6-7 лет, в зависимости от  посещения и не посещения  учреждений дополнительного образования?

            Цель исследования: изучение психологической готовности 6-7 летних детей к школе, посещающих и не посещающих учреждения дополнительного образования.

     Объект  исследования: психологическая готовность к школе.

     Предмет исследования: психологическая готовность к школе детей, посещающих и не посещающих учреждения дополнительного образования.

     Задачи  исследования:

     1. Провести анализ современного состояния и тенденций развития психологических исследований психологической готовности к школе 6-7 летних детей через изучение литературы.      

     2. Из обзора литературы описать роль учреждений дополнительного образования в индивидуально-личностном развитии детей 6-7 лет. Понятийный аппарат:

     Психологическая готовность к школе - необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

     Дополнительное  образование детей - феномен и процесс свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение интересов личности, ее склонностей, способностей и содействующий ее самореализации и культурной адаптации, выходящие за рамки стандарта общего образования.

     Учреждение  дополнительного  образования - образовательное учреждение, осуществляющее деятельность по реализации в качестве основных одной или нескольких дополнительных общеобразовательных программ и (или) дополнительных профессиональных образовательных программ. 
 
 
 

     Глава I.  Психологическая готовность к школе: понятие и современные исследования

     1.1. Подходы к определению психологической готовности к школе в современной отечественной науке

         В настоящее время в психолого-педагогической науке и образовательной практике понятие «психологическая готовность к школе» является широко распространенным и активно используемым самыми различными специалистами: воспитателями детских садов, школьными учителями, практическими психологами образования, социальными педагогами и др.   Хотя в теоретическом плане проблемой психологической готовности детей к обучению в школе в последние десятилетия занимались психологи, педагоги, гигиенисты, педиатры как в нашей стране, так и за рубежом, единого и четкого определения понятия «психологическая готовность к школе» пока нет, равно как до конца не установлены надежные и наиболее информативные критерии этой готовности к систематическому школьному обучению.

     Н.И. Гуткина отмечает, что психологическая готовность к школе - особый феномен в том смысле, что с ним связан не один возраст человеческой жизни, а сразу несколько: он знаменует собой конец дошкольного и одновременно начало младшего школьного возраста [7, с.48].

       А. В. Запорожец, включал в психологическую готовность к школе особенности мотивации личности ребенка, уровень развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий [8, с. 16].

     По  данным Л. А. Венгер, А. А. Венгер, В. В. Холмовской, Я. Я. Коломинского, Е. А. Пашко и др. в структуре психологической  готовности принято выделять следующие  компоненты:

     1.Интеллектуальная  готовность (или когнитивная):

     1) известный запас знаний об  окружающем мире, причем важен  не только их объем, но и  качество (правильность, четкость, обобщенность);

     2) представления, отображающие существенные  закономерности явлений, относящихся  к разным областям действительности;

     3) достаточный уровень развития  познавательных интересов - интереса  к новому, к самому процессу  познания;

     4) определенный уровень развития  познавательной деятельности, психических  процессов (сформированность сенсорных  эталонов; качества восприятия;  качества мышления; определенная  степень децентрации мышления; высокий  уровень развития наглядно-образного  и образно-схематического мышления; сформированность символической  функции и воображения);

     5) начало формирования произвольности  психических процессов;

     6) развитие речи [4, с.34].

     2.Личностная  готовность:

     1) формирование готовности к принятию  новой "социальной позиции" - положения школьника, имеющего  круг важных обязанностей и  прав. Выражается в желании стать школьником, на появление которого влияет отношение близких взрослых к учению как к важной содержательной деятельности. У ребенка формируется внутренняя позиция школьника.

     2) мотивационная готовность - соподчинение  мотивов, наличие в поведении  общественных и моральных мотивов  (чувства долга).

     3) начало формирования самосознания  и самооценки. Ребенка отличают  глобальное переживание собственной  ценности, вера в возможность  быть еще лучше, т.е. совершенствоваться. Продуктивная учебная деятельность  предполагает его адекватное  отношение к своим способностям, результатам работы, поведению[4, с. 35].

     3.Социально-психологическая  готовность (коммуникативная):

     Коммуникативная готовность очень важна ввиду  перспективы постоянных контактов  со взрослыми (и сверстниками) в ходе обучения в школе. Этот компонент психологической готовности предполагает сформированность двух характерных для рассматриваемого возрастного периода форм общения:

     1) внеситуативно-личностное общение  со взрослым, которое формирует  у ребенка умение внимательно  слушать и понимать его, воспринимать  в роли Учителя и занимать  по отношению к нему позицию  Ученика. 

     2) общение с детьми, специфические  отношения с ними. Учебная деятельность  по сути своей - коллективная. Ученики должны учиться деловому  общению друг с другом, умению  успешно взаимодействовать, выполняя  совместные учебные действия [4, с. 37] .

     Исходя  из теоретических взглядов Д. Б. Эльконина  и Л. В Венгера при оценке готовности ребёнка к обучение в школе, Н. Г. Стародубова выделяет следующие  составляющие:  

  1. Интеллектуальная готовность (наличие основных представлений о природных и социальных явлениях, развитые формы наглядно-образного, наглядно-схематического мышления, творческого воображения, высокий уровень доступных обобщений).
  2. Волевая готовность (сформированность определенного уровня произвольной регуляции поведения и деятельности).
  3. Мотивационная готовность (наличие познавательной активности, желание занять новую позицию школьника).
  4. Коммуникативная готовность (развитие умения вступать во взаимоотношения со сверстниками и взрослыми посредством учебной деятельности) [11].

     Н. Г. Стародубова считает, что к  перечисленному следует добавить эмоциональная  готовность (наличие способности  преодолевать естественно возникающие  чувство школьной тревожности, определенный уровень эмоциональной устойчивости, отсутствие или недостаточное развитие  которого может привести к проблеме школьной дезадаптации) [11].

Информация о работе Психологическая готовность к школе детей 6-7 лет посещающих и не посещающих учреждения дополнительного образования