Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 15:29, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование психологической готовности детей дошкольников к обучению в школе.
ачи исследования:
Теоретический анализ литературных источников по теме исследования.
Уточнение понятийно–терминологического аппарата (психологическая готовность дошкольников к школе, внутренняя позиция школьника).
Создание, обоснование и апробация психодиагностического комплекса, направленного на обследование внутренней позиции школьника.
Проведение обследования с целью изучения внутренней позиции школьника.
Создание обоснования и проведение коррекционной программы.
Введение ……………………………………………………… . . . . . . . . . . . . . . .2
Глава 1. Теоретические основы становления психологической готовности ребенка к школе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.1 Готовность ребенка к школе как психологический феномен. . . . . . . . . 5 1.2 Компоненты психологической готовности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 1.2.1 Интеллектуальная готовность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 1.2.2 Эмоционально – волевая готовность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12 1.2.3 Мотивационная готовность к обучению в школе. . . . . . . . . . . . . . . . . . 14 1.2.4 Готовность в сфере общения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17 1.3 Общая психологическая характеристика детей, поступающих в школу. 19
Глава 2. Характеристика диагностической программы, применяемой для выявления психологической готовности ребенка к школе. . . . . . . . . . . . . . .26
2.1 Методика А. Р. Лурия по исследованию памяти. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
2.2 Методика «Учебная деятельность» Л.И. Цеханской. . . . . . . . . . . . . . . . . 31
2.3 Тест «Тулуз - Пьерона». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
2.4 Тест «Керна - Йирасека». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
2.5 Методика «Нелепицы». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
Глава 3. Анализ результатов, полученных в ходе проведения исследования.44
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .48
Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .50
0 - 1 балл — за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц.
Выводы об уровне развития.
10 – 9 баллов - высокий.
4 - 7 баллов - средний.
2 - 0 балла - низкий.
Глава 3. Анализ результатов, полученных в ходе проведения исследования.
3.1 Методика А. Р. Лурия по исследованию памяти.
Метод заучивания 10 слов.
Данная методика предназначена для оценки
состояния слуховой памяти на слова, утомляемости,
активности внимания, запоминания, сохранения,
воспроизведения, произвольного внимания.
Проанализировав результаты данной методики можно сделать следующие выводы, что у 7 детей (70%) высокий уровень запоминания, что свидетельствует о норме, из них 2 мальчика и 5 девочек. У 3 человек (30%) были отмечены низкие результаты, из них 1 мальчик и 2 девочки. Можно предположить, что в жизни такие дети обычно страдают рассеянностью и забывчивостью, в основе которых лежит преходящая астения, истощаемость внимания.
3.2 Методика «Учебная деятельность» Л.И. Цеханской.
Данная методика выявляет продвижение ребенка в овладении предпосылками учебной деятельности, которое выражается в постепенном совершенствовании необходимых для выполнения задания умений.
В результате проведения
Проанализировав полученные
3.3 Тест «Тулуз - Пьерона».
Тест «Тулуз - Пьерона» позволяет вывить скорость переработки информации, развитость произвольного внимания, способность к произвольной концентрации.
Результаты теста показали, что у 1 (10%) ребенка высокая скорость и точность выполнения задания, у 7 детей (70%), из них5 девочек и 2 мальчика - средняя скорость выполнения задания, у 2 (20%) детей, из них 2 девочки - низкий уровень развития.
Проведя анализ данного
Данная методика направлена на выявление готовности к школьному обучению. Она включает в себя 3 блока заданий.
С первым блоком заданий справились все дети (100%), правильно указав все детали при изображении рисунка человека.
Со вторым блоком заданий
С третьим блоком большинство детей (70%) детей справилось довольно хорошо, не смогли справиться с заданием - ( 30%).
Данный тест предназначен для оценки образно - логического мышления.
С заданием справилась вся группа (100%). В ходе выполнения задания дети проявили повышенный интерес к нему.
Заключение.
Под
психологической готовностью к
школьному обучению понимается
необходимый и достаточный
Психологическая готовность к
школьному обучению
Особая актуальность изучения
проблемы психологической
Ребенок, имеющий хорошее интеллектуальное развитие, трудно адаптируется к школе, при первой же неудаче отказывается ходить в школу, не испытывает интереса к выполнению домашних заданий. Это происходит в результате несформированной мотивационной готовности ребенка к школе, отсутствия «внутренней позиции школьника». Таким образом, по окончании первого года в школе у ребенка может выработаться стойкое нежелание учиться.
Программы подготовки ребенка
к школе в детском дошкольном
учреждении направлены в
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был успешен, хорошо учился, с радостью ходил в школу и с удовольствием занимался. Это возможно только при сформированной мотивационной готовности ребенка к школе.
Как результат освоения дошкольной образовательной программы качества ребенка, возникающие к концу дошкольного возраста, диагностируются перед тем, как ребенок уходит из детского сада в школу. Но на протяжении всего дошкольного возраста проводится мониторинг развития ребенка, которое в итоге должно привести к появлению указанных в проекте качеств. При этом должны определяться параметры развития ребенка. Эти параметры выступают в качестве ориентиров на пути продвижения ребенка к намеченной образовательной программой цели его развития – обозначенной в понятии «качества». Обозначение цели развития ребенка через формирование у него указанных качеств позволяет подойти к решению проблемы его развития как целостной личности, а не по отдельным составляющим. Предложенное разбиение качеств на физические, личностные и интеллектуальные – весьма условное, поскольку качество задается как системное образование. Для его возникновения требуется системное развитие ребенка: физическое и психическое.
Литература.
Приложение № 1.
Приложение № 2.
Приложение №3.
№ |
Дети |
Уровень | ||
Методика «Учебная деятельность» | ||||
сырые |
стандартные | |||
1 |
Мальчик |
70 |
13 |
Высокий (40%) |
2 |
Девочка |
68 |
11 | |
3 |
Девочка |
67 |
10 | |
4 |
Девочка |
59 |
9 | |
5 |
Девочка |
62 |
8 |
Средний (50%) |
6 |
Девочка |
57 |
7 | |
7 |
Девочка |
54 |
6 | |
8 |
Девочка |
53 |
5 | |
9 |
Мальчик |
47 |
4 | |
10 |
Мальчик |
15 |
3 |
Низкий (10%) |
Информация о работе Психологическая готовность детей к школе