Психологическая готовность детей к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 15:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование психологической готовности детей дошкольников к обучению в школе.
ачи исследования:
Теоретический анализ литературных источников по теме исследования.
Уточнение понятийно–терминологического аппарата (психологическая готовность дошкольников к школе, внутренняя позиция школьника).
Создание, обоснование и апробация психодиагностического комплекса, направленного на обследование внутренней позиции школьника.
Проведение обследования с целью изучения внутренней позиции школьника.
Создание обоснования и проведение коррекционной программы.

Содержание

Введение ……………………………………………………… . . . . . . . . . . . . . . .2
Глава 1. Теоретические основы становления психологической готовности ребенка к школе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.1 Готовность ребенка к школе как психологический феномен. . . . . . . . . 5 1.2 Компоненты психологической готовности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 1.2.1 Интеллектуальная готовность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 1.2.2 Эмоционально – волевая готовность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12 1.2.3 Мотивационная готовность к обучению в школе. . . . . . . . . . . . . . . . . . 14 1.2.4 Готовность в сфере общения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17 1.3 Общая психологическая характеристика детей, поступающих в школу. 19
Глава 2. Характеристика диагностической программы, применяемой для выявления психологической готовности ребенка к школе. . . . . . . . . . . . . . .26
2.1 Методика А. Р. Лурия по исследованию памяти. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
2.2 Методика «Учебная деятельность» Л.И. Цеханской. . . . . . . . . . . . . . . . . 31
2.3 Тест «Тулуз - Пьерона». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
2.4 Тест «Керна - Йирасека». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
2.5 Методика «Нелепицы». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
Глава 3. Анализ результатов, полученных в ходе проведения исследования.44
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .48
Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .50

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 1.76 Мб (Скачать)

           Не вызывает сомнения, что любой компонент структуры, как и вся структура в целом, важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений. Компонентами готовности ребенка к школьному обучению являются: физическая готовность, мотивационная готовность, интеллектуальная готовность, эмоционально-волевая готовность, готовность в сфере общения. Все компоненты тесно связаны между собой, представляют ассиметричную гармонию, могут компенсировать развитие друг друга.

            Разработанная характеристика общей готовности базируется на следующих принципах:

  • непрерывности в развитии способностей, возможностей ребенка;
  • оптимального объема показателей;
  • понимания готовности как способности к обучению, а не результата обученности в дошкольном учреждении;
  • диалектики общего, частного и единичного в понимании уровня готовности.

           Методологической основой представленной характеристики является системный подход к анализу готовности. Рассмотрение общей готовности к школе как целостной системы позволяет выделить системные качества (свойства), характеризующие сущность данного явления и позволяющие более обоснованно рассмотреть проблему диагностики готовности к школе и условий подготовки дошкольников к школьному обучению. [7, с. 83]

            Таким образом, готовность к школе – это целостное образование. Целостность как свойство системы обусловливает, что результат готовности к школьному обучению определяется не столько уровнем отдельных компонентов, сколько их взаимосвязью и интеграцией.

 

1.2 Компоненты психологической готовности.

          Для осознания входящих в понятие «готовность к обучению в школе» компонентов, необходимо дать их подробное описание.

      1. Интеллектуальная готовность.

           Будущий школьник должен иметь развитую способность проникать в сущность предметов и явлений, овладеть такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, классификация. В процессе учебной деятельности уметь устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, разрешать противоречия. Все это играет важную роль в овладении системой научных понятий и обобщенных способов решения практических задач в школе.

           Мышление – высшая ступень в развитии духовной, теоретической деятельности человека. Мы исходим из того, что мышление функционирует в соответствии с тремя основными принципам природосообразности, культуросообразности и дополнительности.

            Природосообразный характер мышления определяется прежде всего преобладанием целостного эмоционально-чувственного познания мира, особой формы действительности – посредством эмоциональных образов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, К.К. Платонов, Г.Х. Шингаров и др.). Особенности эти подчеркивают значимость аналогий. В их основе – идея сходства между различными явлениями действительности, способность к переносу известного в малоизвестные явления. В мышлении ребенка аналогия выступает «ключом к пониманию действительности, всеобщим принципом объяснения мира», ставит проблему, тогда как проверка, укрепление и устранение суждения требуют новых процессов мышления.

            Принцип культуросообразности мышления определяет общую направленность деятельности, поведения с учетом социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Ребенок в процессе своего развития активно проникает в окружающий мир человеческих отношений, усваивая общественные функции людей, выработанные нормы и правила поведения. Все это отражается в его мышлении, оказывает влияние на направленность в контексте определенной культуры, включая в работу принцип культуросообразности. Но в мышлении его природосообразность и культуросообразность функционируют в единстве – в асимметричной относительно устойчивой гармонии. В соответствии с принципом дополнительности взаимодействие природосообразного принципа и культуросообразного ведет к их относительно устойчивой асимметричной гармонии в мышлении ребенка, с доминированием природосообразного характера, эмоционально-чувственного, интуитивно-образного.. [4, с. 56]

              Анализируя природу мышления дошкольника традиционно к контексте основных видов деятельности выделяют наглядно – действенное, наглядно-образное, логическое.

              Наглядно-действенное мышление характеризуется как разновидность практического мышления, основной признак которого – неразрывная связь мыслительных процессов с практическими действиями; наглядно – образное – как решение мыслительных задач в результате внутренних действий с образами. Логическое мышление традиционно отождествляется с речевым, словесным.

                Разрабатывая показатели интеллектуальной готовности к школьному обучению, теоретики основывались на целостности мыслительного процесса, единстве образного и вербального компонентов мышления; учитывали не только все перечисленные принципы мышления, но и идею Н.Н. Поддьякова о саморазвитии детского мышления. Его когнитивная модель сферы включает два полюса: на одном – устойчивые, ясные, стабильные знания понятийного типа, на другом – гибкие, подвижные психические образования, находящиеся в процессе становления. Саморазвитие детского мышления происходит в том случае, когда каждый «шаг» мышления, с одной стороны, что-то проясняет, образуются новые устойчивые ясные знания, с другой – ясное знание служит основой возникновения новых, диффузных, «неясных знаний», правополушарных, интуитивных образов, отражающих малоизвестные стороны познаваемого объекта. Для наглядности представим показатели интеллектуальной готовности к школьному обучению. . [10, с. 121]

           Образный компонент – это способность воспринимать многообразные свойства, признаки предмета; зрительная память на образной основе; способность обобщать имеющиеся представления о предмете (явлении); развитие мыслительных операций аналогии, сравнения, синтеза; эвристичность мышления.

            Вербальный компонент – это способность перечислять различные свойства предметов, выделять из них существенные; слуховая память на речевой основе; способность обобщать множества единичных понятий при помощи знакомых или самостоятельно подобранных терминов; развитие мыслительных операций классификации, сериации, анализа; критичносгь мышления.

 

      1. Эмоционально – волевая готовность.

            Волевая готовность – это достаточно высокий уровень произвольно управляемого поведения, произвольной регуляции психических процессов, действий; овладение такой структурой деятельности и поведения, в которой уясняются мотивы и цель, мобилизуются усилия, направляется и регулируется психическая активность.

            Психологи А.Н. Леонтьев и А.В. Суровцева доказали, что в дошкольном возрасте, не превышая возможностей ребенка, путем организации игр, труда, занятий можно сформировать качества произвольного управления психическими процессами: вниманием, памятью, речью, а также поведением в пределах требований, предъявляемых начальной школой. Уровень волевого развития у разных детей шестилетнего возраста различен, но типичной чертой этого возраста является соподчинение мотивов, которое дает ребенку возможность управлять своим поведением и которое необходимо для учебной деятельности. Иерархия мотивов придает поведению ребенка определенную направленность (в зависимости от мотивов) и позволяет подчинить ситуативные, частные побуждения более значимым, устойчивым целям и намерениям. . [1, с. 48]

             Важным аспектом волевой готовности к школе является формирование нравственно-волевых качеств. Р.С. Буре, исследовавшая данный вопрос, выделяет следующие нравственно-волевые качества: активность, дисциплинированность, ответственность и исполнительность, целенаправленность, способность к преодолению трудностей. Формирование активности, в основном, происходит на занятиях и выражается в желании отвечать, дополнять ответы товарищей, во внимании к указаниям педагога. Дисциплинированность проявляется в умении ребенка быть сдержанным в поведении, подчиняться правилам, требованиям. Ответственность проявляется в отношении к заданиям, стремлении их выполнить в соответствии с требованиями педагога.

            Эмоциональная готовность – это способность ребенка переживать позитивные эмоции, связанные с учебной деятельностью, что создает благоприятный фон учению, снижает утомляемость, повышает учебную мотивацию.

            Развитие эмоциональной готовности к школе необходимо потому, что при возникновении различных ситуаций и в режиме школьной жизни ребенок должен регулировать свои аффекты, уметь проявлять эмоциональную устойчивость.

 

1.2.3 Мотивационная готовность к обучению в школе.

           Мотив – побудитель деятельности, складывающийся под влиянием условий жизни человека и определяющий направленность его активности.

Мотивационная готовность к  школьному обучению складывается из:

  • положительных представлений о школе;
  • желания учится в школе, чтобы узнать и уметь много нового;
  • сформированной позиции школьника.

           Наиболее адекватными для учебной деятельности являются учебно-познавательные мотивы, которые формируются в ходе осуществления самой учебной деятельности и специально организованных мероприятий. Следует отличать мотив посещения школы от мотива обучения. Оба этих мотива в организации поведения и учебной деятельности могут действовать в одном направлении, а могут расходиться. . [9, с. 79]

             В основе мотива посещения школы могут лежать следующие потребности: престижа (повышение своего социального положения), стремление к взрослости и желание называться уже школьником, желание быть «как все». В мотив обучения могут входить следующие причины: интерес к учению вообще (основанный на потребности в новых впечатлениях от приобретения знаний), желание получить образование в связи с пониманием его необходимости для жизни и профессиональной деятельности, желание заслужить похвалу.

            Познавательный интерес – потребностное отношение к миру, реализуемое в познавательной деятельности по усвоению содержания окружающего мира. Условно выделяют последовательные стадии развития познавательного интереса.

           Любопытство – элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами. С устранением внешних причин и исчезает и избирательная направленность. Эта стадия не обнаруживает подлинного стремления к познанию, но может служить его первоначальным толчком.

           Любознательность – стремление проникнуть за пределы увиденного, которое сопровождается сильным выражением эмоций удивления, радости познания, удовлетворенностью деятельностью.

            Узкий познавательный интерес – узкая направленность на ту или иную область познания. Познавательный интерес играет в процессе обучения огромную роль.

1.  Как средство обучения  – т.е. средство привлечения  к обучению, активизации мышления  детей, как средство заставляющее  их волноваться, переживать, увлеченно  работать.

2.  Как мотив учебной  деятельности – является наиболее  существенным. Для образования мотива  не достаточно внешних воздействий.  Мотивы должны опираться на  потребности самой личности: лишь  то, что для самой личности  представляет необходимость, ценность, значимость, закрепляется в мотиве. Познавательный интерес как мотив  имеет меньшую ситуационную привязанность:  он заставляет ребенка интересоваться  тем или иным не только в  рамках занятия, но и за их  приделами. . [11, с. 58]

              О наличии внутренней позиции школьника следует говорить том случае, если ребенок относится к поступлению в школу или пребыванию в ней положительно, как к совершенно естественному и необходимому событию в жизни: обнаруживает чувство необходимости учения, т.е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания, положительно относится к общественно принятых правил и норм поведения, признает авторитет учителя.

            Несформированность внутренней позиции школьника является одной из причин школьной дезадаптации на этапе младшего школьного возраста.

             Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются:

  • содержание учебного материала
  • организация учебной деятельности,
  • коллективные формы учебной деятельности
  • оценка учебной деятельности.

              Содержание учебного материала. Содержание обучения для детей выступает в виде той информации, которую они получают от воспитателя, из обучающей литературы и СМИ. Однако сама по себе информация вне потребностей ребенка не имеет для него какого-либо значения, а, следовательно, не побуждает к учебной деятельности. Поэтому, давая учебный материал, следует учитывать потребности детей. Таковыми являются: потребность в постоянной деятельности, потребность в новизне, в эмоциональной насыщенности. Поэтому учебный материал должен подаваться в такой форме, чтобы вызывать эмоциональный отклик, быть достаточно сложным, хорошо иллюстрированным. Учебный материал должен опираться на имеющиеся знания, и в то же время содержать информацию, позволяющую узнать не только что-то новое, но известное с новой стороны.

Информация о работе Психологическая готовность детей к школе