Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 15:29, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование психологической готовности детей дошкольников к обучению в школе.
ачи исследования:
Теоретический анализ литературных источников по теме исследования.
Уточнение понятийно–терминологического аппарата (психологическая готовность дошкольников к школе, внутренняя позиция школьника).
Создание, обоснование и апробация психодиагностического комплекса, направленного на обследование внутренней позиции школьника.
Проведение обследования с целью изучения внутренней позиции школьника.
Создание обоснования и проведение коррекционной программы.
Введение ……………………………………………………… . . . . . . . . . . . . . . .2
Глава 1. Теоретические основы становления психологической готовности ребенка к школе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.1 Готовность ребенка к школе как психологический феномен. . . . . . . . . 5 1.2 Компоненты психологической готовности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 1.2.1 Интеллектуальная готовность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 1.2.2 Эмоционально – волевая готовность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12 1.2.3 Мотивационная готовность к обучению в школе. . . . . . . . . . . . . . . . . . 14 1.2.4 Готовность в сфере общения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17 1.3 Общая психологическая характеристика детей, поступающих в школу. 19
Глава 2. Характеристика диагностической программы, применяемой для выявления психологической готовности ребенка к школе. . . . . . . . . . . . . . .26
2.1 Методика А. Р. Лурия по исследованию памяти. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
2.2 Методика «Учебная деятельность» Л.И. Цеханской. . . . . . . . . . . . . . . . . 31
2.3 Тест «Тулуз - Пьерона». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
2.4 Тест «Керна - Йирасека». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
2.5 Методика «Нелепицы». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
Глава 3. Анализ результатов, полученных в ходе проведения исследования.44
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .48
Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .50
Рис. 2. Образцы правильного выполнения заданий методики «Учебная деятельность» (а – вводная серия, б – первая серия, в – вторая серия, г – третья серия).
Интерпритация результатов. Ошибки могут быть двух типов. Первый тип связан с неточным выполнением предписаний диктанта: неправильно выбраны элементы соединения, некоторые соединения повторяются, наблюдается пропуск отдельных элементов.
Ошибки второго типа допускаются за счет нарушения правил: соединение фигур минуя кружок, «разрывы» между соединениями, соединение фигур, находящихся одна под другой.
Данная методика выявляет продвижение ребенка в овладении предпосылками учебной деятельности, которое выражается в постепенном совершенствовании необходимых для выполнения задания умений. Для более дифференцированной характеристики таких умений необходимо обратиться к анализу допущенных ребенком ошибок.
Количественная оценка результатов. Каждое правильное соединение оценивается в два балла. Правильным считается соединение, соответствующее диктанту. Штрафные очки (по одному) начисляются за лишние соединения, не предусмотренные диктантом (кроме находящихся в начале и в конце узора, т.е. предваряющих диктант и следующих за ним), а также за «разрывы» между правильными соединениями (пропуски «зон» соединения).
Все остальные виды ошибок не учитываются вовсе, так как их наличие автоматически снижает количество начисляемых баллов.
Реальное количество баллов в каждой серии будет равно разнице между набранными и штрафными баллами. Максимальное количество баллов в каждой серии – 24, а за выполнение всего задания – 72.
2.3 Тест «Тулуз-Пьерона».
Цель. Вывить скорость переработки информации, развитость произвольного внимания, способность к произвольной концентрации.
Стимульный материал: бланки ответов формы(1-4),бланк фиксации результатов, ключи для обработки результатов, секундомер.
Возрастные особенности
Инструкция. Слева, в верхней части бланка ответов нарисованы квадратики-образцы. С ними надо будет сравнивать все остальные квадратики в бланке. Строчка под образцами (без номера) – тренировочная. На ней ты сейчас попробуешь, как надо выполнять задание. Необходимо последовательно сравнивать каждый квадратик тренировочной строчки с образцами.
В том случае, если квадратик тренировочной строчки совпадает с каким-либо из образцов, его следует зачеркнуть одной вертикальной черточкой. Если точно такого квадратика как образец нет, то его следует подчеркнуть внизу.
Сейчас ты будешь последовательно обрабатывать квадратики в каждой
строчке, зачеркивая совпадающие с образцом и подчеркивая несовпадающие.
Нельзя:
Процедура проведения: После полного усвоения ребенком инструкции и правильного выполнения задания на тренировочной строке, переходят к непосредственному выполнению теста.
Ребенок поочередно выполняет задание на 10 строчках. Время выполнения –1 минута на каждую строку. Взрослый только фиксирует время, но не вмешивается в ход работы. Бланки и ключ к тесту представлены в Приложении №1.
Обработка результатов. Подсчитывается количество просмотренных ребенком знаков и количество ошибок в каждой строке.
Скорость интеллектуальной деятельности и точность выполнения высчитывается по следующим формулам:
где V –скорость переработки информации,
Σ – сумма строк,
n – число рабочих строк,
x – количество обработанных знаков в строке.
k – показатель концентрации внимания;
V – скорость переработки информации;
а – среднее количество ошибок в строке;
y – количество ошибок в строке.
Полученные результаты сравниваются с нормативными показателями.
2.4 Тест «Керна—Йирасека».
Цель. Определение готовности к школьному обучению.
Описание методики. Тест состоит из трех заданий. Первое - рисование мужской фигуры по памяти, второе - срисовывание письменных букв, третье - срисовывание группы точек. Результат каждого задания оценивается по пятибалльной системе (1 - высший балл, 5 - низший балл), а затем вычисляется суммарный итог по трем заданиям. Развитие детей, получивших в сумме по трем заданиям от 3 до 6 баллов, рассматривается как выше среднего, от 7 до 11 - как среднее, от 12 до 15 - ниже нормы. Детей, получивших 12 - 15 баллов, необходимо углубленно обследовать, так как среди них могут быть умственно отсталые дети.
Все три задания данного
Возрастные особенности
Стимульный материал. Лист формата А4, простой карандаш.
Процедура проведения. Ребенку дают сложенный пополам лист A4 и простой карандаш. Лист должен лежать как тетрадка. На развернутой стороне (на левой половине листа) вверху заранее напишите короткое предложение письменными (не печатными) буквами: “Он ел суп”.
Внизу
вы рисуете группу точек так,
как показано у меня на
Сидеть он должен так, как ему удобно, чтобы стол и стул были с учетом его роста.
Когда все готово, усаживаете
ребенка, кладете перед ним
сложенный лист бумаги, даете
первое задание и ждете когда
он их выполнит. Затем просите
его развернуть лист для
Инструкция 1. «Нарисуй мужчину. Так как ты умеешь». Если он спрашивает, можно ли нарисовать женщину, говорите: «Нужно нарисовать мужчину». Если ребенок уже начал рисовать женщину – дождитесь, пока он закончит и повторите просьбу нарисовать мужчину. Бывает, что ребенок отказывается рисовать именно мужчину (далее я поясню, отчего это может быть). Тогда делаем следующее задание.
Ребенок переворачивает лист и видит вверху в левой части предложение.
Инструкция 2. «Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, но попробуй, может быть у тебя получится точно так же. Внимательно посмотри и здесь рядом на свободном месте напиши так же».
Затем он переходит к группе точек.
Инструкция 3. Посмотри, здесь нарисованы точки. Попробуй здесь, рядом, нарисовать точно так же.
Обработка результатов. По первому заданию.
1 балл – фигура мужчины имеет
голову, шею, туловище, конечности. Голова
не должна быть больше
2 балла – все требования, присущие
1 баллу, кроме синтетического
способа (фигура нарисована
3 балла – фигура имеет голову,
туловище, конечности. Руки и ноги
нарисованы двумя линиями,
4 балла – примитивный рисунок
с головой и туловищем.
5 баллов – отсутствует четкое
изображение туловища типа «
По второму заданию.
1 балл – хорошо и полностью
разборчиво скопирован
2 балла – достаточно разборчиво
скопирован образец. Размер
3 балла – явная разбивка надписи минимум на две части. Можно понять хотя бы четыре буквы образца.
4 балла – с образцом совпадают
хотя бы две буквы.
5 баллов – каракули.
По третьему заданию:
1 балл – почти совершенное
копирование группы точек.
2 балла – число и расположение
точек соответствует образцу,
можно не учитывать отклонение
не более трех точек на
3 балла – рисунок в целом
похож на образец, не превышая
по ширине и высоте более
чем вдвое. Число точек может
не соответствовать образцу,
4 балла – контур рисунка не
соответствует образцу, но все
же состоит из точек. Размеры
образца и число точек не
учитываются. Иные формы (
5 баллов – каракули.
Интерпретация результатов. Каждое задание оценивается по пятибалльной шкале (1 балл - высший, 5 - низший), затем баллы суммируются и сравниваются с нормативом.
Сумма баллов:
3 - 6 - высокий показатель развития.
7 - 11 - средний показатель.
12 - 15 - ниже нормы. Если
были получены такие
Цель. Оценка образно - логического мышления.
Описание. При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль
Возрастные особенности проведения. Данная методика стандартизирована для детей 3 - 7 лет.
Стимульный материал. Картинка с изображением «нелепицы». Приложение №2.
Процедура проведения. Вначале ребенку показывают картинку, изображенную ниже. В ней имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными.
Инструкция. «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на то и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть». См. Приложение №4.
Интерпритация результатов.
10 баллов — такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.
8 - 9 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.
6 - 7 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три - четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
4 - 5 баллов — ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5 - 7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
2 - 3 балла — за отведенное время ребенок не успел заметить 1 - 4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.
Информация о работе Психологическая готовность детей к школе