Психологическая готовность детей к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 15:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование психологической готовности детей дошкольников к обучению в школе.
ачи исследования:
Теоретический анализ литературных источников по теме исследования.
Уточнение понятийно–терминологического аппарата (психологическая готовность дошкольников к школе, внутренняя позиция школьника).
Создание, обоснование и апробация психодиагностического комплекса, направленного на обследование внутренней позиции школьника.
Проведение обследования с целью изучения внутренней позиции школьника.
Создание обоснования и проведение коррекционной программы.

Содержание

Введение ……………………………………………………… . . . . . . . . . . . . . . .2
Глава 1. Теоретические основы становления психологической готовности ребенка к школе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.1 Готовность ребенка к школе как психологический феномен. . . . . . . . . 5 1.2 Компоненты психологической готовности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 1.2.1 Интеллектуальная готовность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 1.2.2 Эмоционально – волевая готовность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12 1.2.3 Мотивационная готовность к обучению в школе. . . . . . . . . . . . . . . . . . 14 1.2.4 Готовность в сфере общения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17 1.3 Общая психологическая характеристика детей, поступающих в школу. 19
Глава 2. Характеристика диагностической программы, применяемой для выявления психологической готовности ребенка к школе. . . . . . . . . . . . . . .26
2.1 Методика А. Р. Лурия по исследованию памяти. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
2.2 Методика «Учебная деятельность» Л.И. Цеханской. . . . . . . . . . . . . . . . . 31
2.3 Тест «Тулуз - Пьерона». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
2.4 Тест «Керна - Йирасека». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
2.5 Методика «Нелепицы». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
Глава 3. Анализ результатов, полученных в ходе проведения исследования.44
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .48
Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .50

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 1.76 Мб (Скачать)

   Рис. 2. Образцы правильного выполнения заданий методики «Учебная деятельность» (а – вводная серия, б – первая серия, в – вторая серия, г – третья серия).

            Интерпритация результатов. Ошибки могут быть двух типов. Первый тип связан с неточным выполнением предписаний диктанта: неправильно выбраны элементы соединения, некоторые соединения повторяются, наблюдается пропуск отдельных элементов.

           Ошибки второго типа допускаются за счет нарушения правил: соединение фигур минуя кружок, «разрывы» между соединениями, соединение фигур, находящихся одна под другой.

            Данная методика выявляет продвижение ребенка в овладении предпосылками учебной деятельности, которое выражается в постепенном совершенствовании необходимых для выполнения задания умений. Для более дифференцированной характеристики таких умений необходимо обратиться к анализу допущенных ребенком ошибок.

           Количественная оценка результатов. Каждое правильное соединение оценивается в два балла. Правильным считается соединение, соответствующее диктанту. Штрафные очки (по одному) начисляются за лишние соединения, не предусмотренные диктантом (кроме находящихся в начале и в конце узора, т.е. предваряющих диктант и следующих за ним), а также за «разрывы» между правильными соединениями (пропуски «зон» соединения).

             Все остальные виды ошибок не учитываются вовсе, так как их наличие автоматически снижает количество начисляемых баллов.

            Реальное количество баллов в каждой серии будет равно разнице между набранными и штрафными баллами. Максимальное количество баллов в каждой серии – 24, а за выполнение всего задания – 72.

 

2.3 Тест «Тулуз-Пьерона».

           Цель. Вывить скорость переработки информации, развитость произвольного внимания, способность к произвольной концентрации.

          Стимульный материал: бланки ответов формы(1-4),бланк фиксации результатов, ключи для обработки результатов, секундомер.

           Возрастные особенности использования. Методика адаптирована для детей 6-7 лет.

           Инструкция. Слева, в верхней части бланка ответов нарисованы квадратики-образцы. С ними надо будет сравнивать все остальные квадратики в бланке. Строчка под образцами (без номера)  – тренировочная. На ней ты сейчас попробуешь, как надо выполнять задание. Необходимо последовательно сравнивать каждый квадратик тренировочной строчки с образцами.

        В том случае, если квадратик тренировочной строчки совпадает с каким-либо из образцов, его следует зачеркнуть одной вертикальной черточкой. Если точно такого квадратика как образец нет, то его следует подчеркнуть внизу.

         Сейчас ты будешь последовательно обрабатывать квадратики в каждой

строчке, зачеркивая совпадающие  с образцом и подчеркивая несовпадающие.

Нельзя:

  • Сначала вычеркивать все совпадающие с образцами квадратики, а потом подчеркивать оставшиеся.
  • Ограничиться только вычеркиванием квадратиков.
  • Подчеркивать сплошной чертой, если подряд встречаются несовпадающие с образцами квадратики.
  • Выполнять инструкцию наоборот.

     Процедура проведения: После полного усвоения ребенком инструкции и правильного выполнения задания на тренировочной строке, переходят к непосредственному выполнению теста.

       Ребенок поочередно выполняет задание на 10 строчках. Время выполнения –1 минута на каждую строку. Взрослый только фиксирует время, но не вмешивается в ход работы. Бланки и ключ к тесту представлены в Приложении №1.

       Обработка результатов. Подсчитывается количество просмотренных ребенком знаков и количество ошибок в каждой строке.

        Скорость интеллектуальной деятельности и точность выполнения высчитывается по следующим формулам:

где  V –скорость переработки  информации,

Σ – сумма строк,

n – число рабочих строк,

x – количество обработанных  знаков в строке.

k – показатель концентрации  внимания;

V – скорость переработки  информации;

а – среднее количество ошибок в строке;

y – количество ошибок  в строке.

           Полученные результаты сравниваются с нормативными показателями.

 

2.4 Тест «Керна—Йирасека».

           Цель. Определение готовности к школьному обучению.

          Описание методики. Тест состоит из трех заданий. Первое -  рисование мужской фигуры по памяти, второе  -  срисовывание письменных букв, третье - срисовывание группы точек. Результат каждого задания оценивается по пятибалльной системе (1 - высший балл, 5 - низший балл), а затем вычисляется суммарный итог по трем заданиям. Развитие детей, получивших в сумме по трем заданиям от 3 до 6 баллов, рассматривается как выше среднего, от 7 до 11 - как среднее, от 12 до 15 -  ниже нормы. Детей, получивших 12 -  15 баллов, необходимо углубленно обследовать, так как среди них могут быть умственно отсталые дети.

           Все три задания данного графического  теста направлены на определение  развития тонкой моторики руки  и координации зрения и движения  руки. Кроме того, тест позволяет  определить в общих чертах  интеллектуальное развитие ребенка  (рисунок мужской фигуры по  памяти)

            Возрастные особенности использования. Данная методика актуальна для 5 - 7 - летних детей.

           Стимульный материал. Лист формата А4,  простой карандаш.

        Процедура проведения. Ребенку дают сложенный пополам лист A4 и простой карандаш. Лист должен лежать как тетрадка. На развернутой стороне (на левой половине листа) вверху заранее напишите короткое предложение письменными (не печатными) буквами: “Он ел суп”.

                           

        Внизу  вы рисуете группу точек так,  как показано у меня на образце  бланка. У меня посредине отмечена  линия сгиба для большей наглядности.  Правая половина листа – для  ребенка, который будет выполнять  задание по срисовыванию.

         Сидеть он должен так, как  ему удобно, чтобы стол и стул  были с учетом его роста.

         Когда все готово, усаживаете  ребенка, кладете перед ним  сложенный лист бумаги, даете  первое задание и ждете когда  он их выполнит. Затем просите  его развернуть лист для второго  задания и т.д.  . [3, с. 49] 

         Инструкция 1. «Нарисуй мужчину. Так как ты умеешь». Если он спрашивает, можно ли нарисовать женщину, говорите: «Нужно нарисовать мужчину». Если ребенок уже начал рисовать женщину – дождитесь, пока он закончит и повторите просьбу нарисовать мужчину. Бывает, что ребенок отказывается рисовать именно мужчину (далее я поясню, отчего это может быть). Тогда делаем следующее задание.

Ребенок переворачивает лист и видит вверху в левой части  предложение.

           Инструкция 2. «Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, но попробуй, может быть у тебя получится точно так же. Внимательно посмотри и здесь рядом на свободном месте напиши так же».

            Затем он переходит к группе  точек.

           Инструкция 3. Посмотри,  здесь нарисованы точки. Попробуй здесь, рядом, нарисовать точно так же.

            Обработка результатов. По первому заданию.

            1 балл – фигура мужчины имеет  голову, шею, туловище, конечности. Голова  не должна быть больше туловища. На голове есть волосы (или  они закрыты шапкой или кепкой), уши; на лице – глаза, нос,  рот. Руки заканчиваются пятипалой  кистью. Ноги как бы «растут из туловища», а не прикреплены к нему и внизу отогнуты. Фигура одета в мужскую одежду. Вся фигура нарисована синтетическим, другими словами, контурным способом, т.е. как единое целое, а не составляется из отдельных законченных частей и ее можно обвести, не отрывая карандаш от бумаги.

           2 балла – все требования, присущие 1 баллу, кроме синтетического  способа (фигура нарисована аналитическим  способом – из отдельных частей). Можно не учитывать три отсутствующие  детали (шея, волосы, один палец  руки, но не часть лица), если  способ рисования — синтетический.

          3 балла – фигура имеет голову, туловище, конечности. Руки и ноги  нарисованы двумя линиями, допускается  отсутствие шеи, волос, ушей, одежды, пальцев и ступней.

          4 балла – примитивный рисунок  с головой и туловищем. Конечности  нарисованы одной линией. Их может  быть одна пара.

            5 баллов – отсутствует четкое  изображение туловища типа «головоножка» и обеих пар конечностей.

По второму заданию.

             1 балл – хорошо и полностью  разборчиво скопирован написанный  образец. Буквы превышают размер  букв образца не более чем  в 2 раза. Первая буква по высоте  явно соответствует прописной  букве. Буквы четко связаны  в три слова. Скопированная  фраза отклоняется от горизонтальной  не более чем на 30 градусов.

             2   балла – достаточно разборчиво  скопирован образец. Размер букв  и соблюдение горизонтальной  линии не учитывается.

             3  балла – явная разбивка  надписи минимум на две части.  Можно понять хотя бы четыре  буквы образца.

             4 балла – с образцом совпадают  хотя бы две буквы. Воспроизведенный  образец все еще создает строку  записи.

             5     баллов – каракули.

По третьему заданию:

             1 балл – почти совершенное  копирование группы точек. Допускается  небольшое отклонение одной точки  от строки или колонки. Уменьшение  образца разрешается, а увеличение  – не более чем в 2 раза. Рисунок  должен быть параллелен образцу.

             2 балла – число и расположение  точек соответствует образцу,  можно не учитывать отклонение  не более трех точек на половину  ширины зазора между строкой  и колонкой.

             3 балла – рисунок в целом  похож на образец, не превышая  по ширине и высоте более  чем вдвое. Число точек может  не соответствовать образцу, но  их не должно быть больше 20 и меньше 7. Допускается любой  поворот, хоть на 180 градусов.

           4 балла – контур рисунка не  соответствует образцу, но все  же состоит из точек. Размеры  образца и число точек не  учитываются. Иные формы (например, линии) – не разрешаются.

           5 баллов – каракули.

          Интерпретация результатов. Каждое задание оценивается по пятибалльной шкале (1 балл - высший, 5 - низший), затем баллы суммируются и сравниваются с нормативом.

 Сумма баллов:

3  -  6  -   высокий  показатель развития.

7  -  11   -   средний  показатель.

12 - 15 - ниже нормы. Если  были получены такие результаты, требуется дополнительное обследование, т.к. в этой категории могут  быть умственно отсталые дети.

2.5  Тест  «Нелепицы».

            Цель. Оценка образно - логического мышления.

           Описание. При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль

              Возрастные особенности проведения. Данная методика стандартизирована для детей 3 - 7 лет.

              Стимульный материал.  Картинка с изображением «нелепицы». Приложение №2.

              Процедура проведения. Вначале ребенку показывают картинку, изображенную ниже. В ней имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными.

               Инструкция. «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на то и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть». См.  Приложение №4.

Интерпритация результатов.

10 баллов — такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.

8 - 9 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.

6 - 7 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три - четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

4 - 5 баллов — ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5 - 7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

2 - 3 балла — за отведенное время ребенок не успел заметить 1 - 4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.

Информация о работе Психологическая готовность детей к школе