Психологическая диагностика готовности ребенка к школьному обучению

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 08:37, курсовая работа

Описание работы

Перед нашим обществом на современном этапе его развития стоит задача дальнейшего улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе. Для успешного решения этой задачи от психолога требуется умение определить уровень психического развития ребенка, вовремя диагностировать его отклонения и на этой основе намечать пути коррекционной работы.

Содержание

Введение ………………………………………………………………. 3
1.Психологическая диагностика готовности к школе
1.1 Понятие психологической готовности к школе в психологии .... 5
1.2 Основные методы изучения психологической готовности к
школе …………………………………………………………………...12
2. Эмпирические методы исследование готовности к школьному обучению
2.1 Методы, процедура и объект исследования психологической готовности к школе ……………………………………………………………17
2.2 Анализ и результат исследования …………………………………25
Заключение ……………………………………………………………...28
Список литературы ……………………………………………………..30

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 194.00 Кб (Скачать)

Психолог проводит как массовые, так и индивидуальные психологические обследования. При массовых (групповых) обследованиях детей обнаруживается в общих чертах уровень интеллектуального развития, развития тонкой моторики руки, координации движения рук и зрения, умение ребенка подражать образцу. Для реализации этих целей, чтобы составить общее представление об уровне развития готовности ребенка к школьному обучению можно использовать ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йерасека.

Достаточно широко  известный  ориентационный  тест  школьной  зрелости Керна-Йирасека [5] включает, кроме  рисования  по  памяти  мужской  фигуры,  два задания - срисовывания письменных букв и  срисовывания  группы  точек,  т.е. работу по образцу. Аналогична этим заданиям методика  Н.И.Гуткиной [6]  «Домик»: дети срисовывают картинку, изображающую  домик,  составленный  из  элементов прописных букв. Также существуют более простые методические приемы: задания А.Л.Венгера «Дорисуй  мышкам  хвосты»  и  «Нарисуй  ручки  для зонтиков». И мышиные хвосты и ручки также представляют собой элементы букв [6]. Нельзя не упомянуть еще  две  методики  Д.Б.Эльконина  -  А.Л.Венгера: графический диктант и «образец и правило» [17]. Выполняя первое задание, ребенок на листке в клеточку от  поставленных предварительно  точек  вычерчивает  орнамент,  следуя  указаниям  психолога. Психолог диктует группе детей, в какую сторону и на сколько  клеточек  нужно проводить линии, а затем предлагает дорисовывать получившийся  под  диктовку «узор»  до  конца  страницы.  Графический  диктант   позволяет   определить, насколько точно ребенок  может  выполнять  требования  взрослого,  данные  в устной  форме,  а  также  возможность   самостоятельно   выполнять   задания зрительного воспринимаемому образцу.

Более сложная методика «Образец и правило» предполагает  одновременное следование в своей работе  образцу  (дается  задание  нарисовать  по  точкам точно  такой  же  рисунок,  как  данная  геометрическая  фигура)  и  правилу (оговаривается условие: нельзя проводить линию  между  одинаковыми  точками, т.е. соединять кружок  с  кружком,  крестик  с  крестиком  и  треугольник  с треугольником). Ребенок, стараясь выполнить задание, может рисовать  фигуру, похожую на заданную,  пренебрегая  правилом,  и,  наоборот,  ориентироваться только на правило, соединяя разные точки и не  сверяясь  с  образцом.  Таким образом методика выявляет уровень ориентировки ребенка  на  сложную  систему требований

Уровень развития пространственного мышления выявляется разными способами. Эффективна и удобна методика А.Л. Венгера [3] «Лабиринт». Ребенку нужно найти путь к определенному домику среди других, неверных путей и тупиков лабиринта. В этом ему помогают образно заданные указания – мимо таких объектов (деревьев, кустов, цветов, грибов) он пройдет. Ребенок должен ориентироваться в самом лабиринте и схеме, отображающих последовательность пути, т.е. решения задачи.

Наиболее распространенными методиками, диагностирующими уровень развития словесно-логического мышления, являются следующие:

а) «Объяснение сюжетных картин»: ребенку показывают картинку и просят рассказать, что на ней нарисовано. Этот прием дает представление о том, на сколько верно ребенок понимает смысл изображенного, может ли выделить главное или теряется в отдельных деталях, на сколько развита его речь;

б) «Последовательность событий» - более сложная методика. Это серия сюжетных картинок (от 3 до 6), на которых изображены этапы какого-то знакомого ребенку действия. Он должен выстроить из этих рисунков правильный ряд и рассказать, как развивались события [11].

Обобщение и абстрагирование, последовательность умозаключений и некоторые другие аспекты мышления изучаются с помощью методики предметной классификации. Ребенок составляет группы карточек с изображенными на них неодушевленными предметами и живыми существами. Классифицируя различные объекты, он может выделять группы по функциональному признаку и давать им обобщенные названия. Например: мебель, одежда. Может по внешнему признаку («все больше» или «они красные»), по ситуативным признакам (шкаф и платье объединяются в одну группу, потому что «платье висит в шкафу»).

При помощи  методики «Нелепицы» оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль[13].

Для определения продуктивности и устойчивости внимания чаще всего используется методика «найди и вычеркни» [13].

Определяя личностную готовность ребенка к школе необходимо  выявить  и специфику развития сферы  произвольности.  Произвольность  поведения ребенка  проявляется   при   выполнении   требований,   конкретных   правил, задаваемых  учителем,   при   работе   по   образцу.   Поэтому   особенности произвольного поведения прослеживаются не только при наблюдении за  ребенком на индивидуальных и групповых занятиях, но и с помощью специальных методик [9].

О личностной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время беседы с психологом.

Существуют и специально разработанные планы беседы, выявляющей позицию школьника (методика Н.И. Гуткина), и особые экспериментальные приемы [10].

Например, преобладание у ребенка познавательного и игрового мотива определяется по выбору деятельности прослушивания сказки или игры с игрушками. После того, как ребенок рассмотрел игрушки в течение минуты, ему начинают читать сказки, но на самом интересном месте прерывают чтение. Психолог спрашивает, что ему сейчас хочется – дослушать сказку или поиграть с игрушками. Очевидно, что при личностной готовности к школе, доминирует подготовительный интерес и ребенок предпочитает узнать, что произойдет в конце сказки. Детей, мотивационно не готовых к обучению, со слабой познавательной потребностью, больше привлекает игра.

 

Вывод

Один из важнейших итогов психического развития  в  период  дошкольного детства  -  психологическая  готовность  ребенка   к   школьному   обучению.

Выделяют два аспекта  психологической  готовности  -  личностную

(мотивационную) и интеллектуальную готовность к  школе.  Оба  аспекта  важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной,  так  и  для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в  новую систему отношений.

Наиболее распространенными методиками, диагностирующими уровень подготовки к школе, являются следующие: «Четвертый лишний», «Лабиринты»,  «Объяснение сюжетных картин», «Последовательность событий», «Нелепицы», «Графический диктант», «Домик», ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йерасека, различные корректурные пробы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Исследование готовности к школьному обучению

2.1 Методы, процедура и объект исследования психологической готовности к школе

Диагностика готовности к школе проводилась нами на базе детского  сада №128 г. Краснодара в марте 2009 года.                                                                  Было обследовано 10  детей  подготовительной  группы. 

2 марта 2009 года было проведено групповое занятие с целью диагностики интеллектуальной готовности к школе по  методике Керна Йирасека

Инструкция к тесту.
Все три задания методики направлены на определение развития тонкой моторики руки, координации движений и зрения. Все это необходимо для того, чтобы ребенок в школе научился писать. Кроме того, с помощью этого теста в общих чертах можно определить интеллектуальное развитие ребенка, умение подражать образцу и способность к сосредоточенности, концентрации внимания.
Методика состоит из трех заданий:
1. Срисовывание письменных букв.
2. Срисовывание группы точек.
3. Рисование мужской фигуры.
Ребенку дают лист нелинованной бумаги. Карандаш кладут так, чтобы ребенку было одинаково удобно взять его и правой, и левой рукой.
А. Копирование фразы "Ей дан чай"
Ребенку, еще не умеющему писать, предлагают скопировать фразу "Ей дан чай", написанную письменными(!) буквами. Если ребенок уже умеет писать, то следует предложить ему скопировать образец иностранных слов.
Инструкция. "Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, поэтому попробуй это нарисовать. Хорошенько посмотри, как это написано, и в верхней части листа (показать где) напиши также.
1 балл - срисованную фразу можно прочитать. Буквы не более чем в 2 раза больше образца. Буквы образуют три слова. Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30°.
2 балла - предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу. Их стройность не обязательна.
3 балла - буквы разделены не менее чем на две группы. Можно прочитать хотя бы 4 буквы.
4 балла - на образцы похожи не менее 2 букв. Вся группа имеет вид письма.
5 балл - каракули.                                                                                                    Б. Срисовывание группы точек
Ребенку выдают бланк с изображением группы точек. Расстояние между точками по вертикали и горизонтали -1 см, диаметр точек - 2 мм.
Инструкция. "Здесь нарисованы точки. Попробуй сам нарисовать такие же вот здесь" (показать где).
1 балл - точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Какие-либо незначительные отклонения одной или нескольких точек от строки или колонки допускаются. Может быть любое уменьшение фигуры, увеличение же возможно не более чем вдвое.
2 балла - число и расположение точек соответствует заданному образцу. Отклонение не более трех точек от заданного положения можно не учитывать. Допустимо изображение кружков вместо точек.
3 балла - рисунок в целом соответствует образцу, не более чем вдвое превышая его по величине в длину и в ширину. Число точек не обязательно соответствует образцу (однако их не должно быть больше 20 и меньше 7). Отклонение от заданного положения не учитывается.
4 балла - контур рисунка не соответствует образцу, хотя и состоит из отдельных точек. Размеры образца и число точек не учитываются совсем.
5 баллов - каракули.                                                                                                В. Рисунок человека
Инструкция: "Здесь (указать где) нарисуй какого-нибудь мужчину (дядю)." Никаких пояснений или указаний при этом не дается. Также запрещается объяснять, помогать, делать замечания по поводу ошибок. На любой вопрос ребенка нужно отвечать: "Рисуй так, как ты умеешь". Разрешается ребенка подбодрить. На вопрос: "Можно ли рисовать тетю?" - необходимо объяснить, что рисовать надо дядю. Если же ребенок начал рисовать женскую фигуру, можно разрешить ее дорисовать, а затем попросить рядом нарисовать мужчину.
При оценке рисунка человека учитывается:
- наличие основных частей: головы, глаз, рта, носа, рук, ног;
- наличие второстепенных деталей: пальцев, шеи, волос, обуви;
- способ изображения рук и ног: одной чертой или двумя, так что видна форма конечностей.
1 балл - есть голова, туловище, конечности, шея. Голова не больше туловища. На голове волосы (шапка), уши, на лице глаза, нос, рот. Руки с пятью пальцами. Есть признак мужской одежды. Рисунок сделан непрерывной линией ("синтетический", когда руки и ноги как бы "вытекают" из туловища.
2 балла - по сравнению с описанным выше могут отсутствовать шея, волосы, один палец руки, но не должна отсутствовать какая-либо часть лица. Рисунок выполнен не "синтетическим способом". Нарисована отдельно голова и туловище. К ним "прилеплены" руки и ноги.
3 балла - есть голова, туловище, конечности. Руки, ноги должны быть нарисованы двумя линиями. Отсутствуют шея, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.
4 балла - примитивный рисунок головы с конечностями, изображен на одной линии. По принципу "палка, палка, огуречик - вот и вышел человечек".
5 баллов - отсутствие ясного изображения туловища, конечностей, головы и ног. Каракули.                                                                                                         Итоги:
Если общая сумма баллов:
1-6 - высокий уровень
7-11 - средний уровень
12-15 - низкий уровень (требуется дополнительная углубленная диагностика

7 марта 2009 года было проведено  индивидуальное обследование с целью диагностики интеллектуальной готовности к школе по  методикам «4-й лишний» и «Домик».

Диагностика развития наглядно-действенного мышления(4-й лишний)

Цель: определение уровня развития операции классификации на невербальном уровне.                                                                                     Оборудование: 5 карт с изображением набора из 4-х предметов, один из которых не может быть обобщен с другими по общему с ним существенному признаку, то есть “лишний”.                                                                       Инструкция: рассмотри внимательно картинку. Какой предмет здесь лишний? Какой предмет здесь оказался случайно, по ошибке, как называются одним словом предметы?                                                                                                Процедура: испытуемому поочередно предлагается 5 карт различной тематики.

1.                  Карта “Овощи-фрукты”: яблоко, груша, морковь, слива.

2.                  Карта “Игрушки и учебные вещи”: машина, пирамида, кукла, ранец.

3.                  Карта “Одежда-обувь”: пальто, сандали, трусы, майка.

4.                  Карта “Домашние – дикие животные”: курица, свинья, корова, лисица.

5.                  Карта “Животные и технические средства передвижения”: автобус, мотоцикл, легковой автомобиль, лошадь.

Обработка: оценивается правильность обобщения и наличие или отсутствие классификации – название обобщающего слова. Каждые правильно выполненные задания оцениваются в баллах: обобщение по существенному признаку – 2 балла; употребление обобщающего слова – 1 балл. Максимальное число баллов – 15. Выделяется 5 условных уровней сформированности обобщения:

I.                   – 15 баллов

II.                – 14-12 баллов

III.             – 11-9 баллов

IV.             – 8-6 баллов

Диагностика особенностей развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. Методика «Домик» (Н.И.Гуткина)

Задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв (см. рис. 2). Методика рассчитана на детей 5—10 лет .

Цель исследования: определить способность ребенка копировать сложный образец.

Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться на образец, точно его копировать, определить особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.


Материал и оборудование: образец рисунка, лист бумаги, простой карандаш

 

Процедура обследования

Перед выполнением задания ребенку дается следующая инструкция: «Перед тобой лежат лист бумаги и карандаш. Я прошу тебя на этом листе нарисовать точно такую картинку, как на этом листке (перед испытуемым кладется листок с изображением домика). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как на этом образце. Если ты что-то нарисуешь не так, не стирай ни резинкой, ни пальцем (необходимо проследить, чтобы у ребенка не было резинки). Надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».

По ходу выполнения задания необходимо зафиксировать: 1) какой рукой рисует ребенок (правой или левой); 2) как он работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, повторяющие контуры картинки, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти; 3) быстро или медленно проводит линии; 4) отвлекается ли во время работы; 5) высказывания и вопросы во время рисования; 6) сверяет ли после окончания работы свой рисунок с образцом.

Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему предлагается проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, то может их исправить, но это должно быть зарегистрировано экспериментатором.

Обработка  и анализ результатов

Обработка экспериментального материала проводится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки. Ошибки бывают следующими.

1. Отсутствие какой-либо детали рисунка (4 балла). На рисунке могут отсутствовать забор (одна или две половины), дым, труба, крыша, штриховка на крыше, окно, линия, изображающая основание домика.

2. Увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка (3 балла за каждую увеличенную деталь).

3. Неправильно изображенный элемент рисунка (3 балла). Неправильно могут быть изображены колечки дыма, забор, штриховка на крыше, окно, труба. Причем если неправильно нарисованы палочки, из которых состоит правая (левая) часть забора, то 2 балла начисляется не за каждую неправильно изображенную палочку, а за всю правую (левую) часть забора целиком. То же самое относится и к колечкам дыма, выходящего из трубы, и к штриховке на крыше дома: 2 балла начисляется не за каждое неправильное колечко, а за весь неверно скопированный дым; не за каждую неправильную линию в штриховке, а за всю штриховку в целом.

Правая и левая части забора оцениваются отдельно: так, если неправильно срисована правая часть, а левая скопирована без ошибки (или наоборот), то испытуемый получает за нарисованный забор 2 балла; если же допущены ошибки и в правой, и в левой части, то испытуемый получает 4 балла (за каждую часть по 2 балла). Если часть правой (левой) стороны забора скопирована верно, а часть неверно, то за эту сторону забора начисляется 1 балл; то же самое относится и к колечкам дыма, и к штриховке на крыше: если только одна часть колечек дыма срисована правильно, то дым оценивается 1 баллом; если только одна часть штриховки на крыше воспроизведена верно, то вся штриховка оценивается 1 баллом. Неверно воспроизведенное количество элементов в детали рисунка не считается за ошибку, то есть неважно, сколько будет палочек в заборе, колечек дыма или линий в штриховке крыши.

Информация о работе Психологическая диагностика готовности ребенка к школьному обучению