Психологическая диагностика готовности ребенка к школьному обучению

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 08:37, курсовая работа

Описание работы

Перед нашим обществом на современном этапе его развития стоит задача дальнейшего улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе. Для успешного решения этой задачи от психолога требуется умение определить уровень психического развития ребенка, вовремя диагностировать его отклонения и на этой основе намечать пути коррекционной работы.

Содержание

Введение ………………………………………………………………. 3
1.Психологическая диагностика готовности к школе
1.1 Понятие психологической готовности к школе в психологии .... 5
1.2 Основные методы изучения психологической готовности к
школе …………………………………………………………………...12
2. Эмпирические методы исследование готовности к школьному обучению
2.1 Методы, процедура и объект исследования психологической готовности к школе ……………………………………………………………17
2.2 Анализ и результат исследования …………………………………25
Заключение ……………………………………………………………...28
Список литературы ……………………………………………………..30

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 194.00 Кб (Скачать)


КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Чернявской Ольги Семеновны

 

 

Тема: «Психологическая диагностика готовности ребенка к школьному обучению»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Допущена к защите:                                                                      Научный руководитель:

 

 

 

 

2002 г.  Краснодар

 

 

 

 

 

 

 

 

29

 



ПЛАН

Введение ………………………………………………………………. 3

1.Психологическая диагностика готовности к школе

1.1 Понятие психологической готовности к школе в психологии .... 5

1.2 Основные методы изучения психологической готовности к

школе …………………………………………………………………...12

2. Эмпирические методы исследование готовности к школьному     обучению

2.1 Методы, процедура и объект исследования психологической готовности к школе ……………………………………………………………17

2.2 Анализ и результат исследования …………………………………25

Заключение ……………………………………………………………...28

Список литературы ……………………………………………………..30


 

29

 



Ведение

Проблема психологической готовности к школе, не смотря на значительное количество исследований, не потеряло своей актуальности и на современном этапе. Эта проблема исследовалась как в отечественной, так и в зарубежной психологии (Г. Гетпер, А. Керн, С. Штребел, Я. Йерасек, Авраменко Н.К. Гудкина Н.Н., Овчарова Р.В., Безруких М.И. и др.).

Перед нашим обществом на современном этапе его развития  стоит  задача дальнейшего  улучшения   воспитательно-образовательной   работы   с   детьми дошкольного возраста, подготовки  их  к  обучению  в  школе.  Для  успешного решения  этой  задачи  от  психолога  требуется  умение  определить  уровень психического развития ребенка, вовремя диагностировать его отклонения  и  на этой основе намечать пути коррекционной  работы. 

В современной психологической литературе под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения [4]. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.

Современная организация воспитания и обучения детей заставляет искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на оптимизацию методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение и актуальность как теоретическую, так и практическую.

Поступление в 1 класс средней образовательной школы это переломный момент в жизни ребенка, рассматриваемый, как новый этап социализации личности и кризис в психическом развитии ребенка, следовательно, в это время детям требуется особое внимание и психологическая поддержка.

С решением этой проблемы связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В то же время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

Цель  нашей  работы  -  выявление   теоретических и практических аспектов диагностики уровня готовности  дошкольника к  обучению  в  школе.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1. Анализ данных литературных источников;
2. На основании существующих исследований по проблеме подобрать набор методик для определения компонентов и уровня школьной готовности;
3. Провести диагностику  группы детей дошкольного возраста и выявить степень их школьной готовности;
4.Анализ и интерпретация результатов проведенного исследования.
Объект исследования: дошкольник и его психологическая готовность к школьному обучению.
Предмет исследования: психологическая готовность к школьному обучению.
Цель исследования: определение уровня готовности к школьному обучению        

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Психологическая диагностика готовности к школе

1.1 Понятие психологической готовности к школе в психологи

Единого определения понятия "готовность к школе" в детской психологии не существует до сих пор по причине многогранности,  «многопластовости» самой его сути.
А.Анастази определяет понятие школьной готовности как "овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня (развития) усвоения школьной программы поведенческими характеристиками" [2]. Понятие "другие поведенческие характеристики" в данном случае довольно широко и может включать в себя неограниченный ряд критериев.
По нашему мнению, более удачное и точное определение дает И.Шванцара . Он указывает, что школьная зрелость - достижение определенного уровня развития, когда ребенок "становится способным" обучаться в школе. Шванцара также выделяет набор компонентов готовности к школе, таких как умственный, эмоциональный и социальный [19].
Л..И.Божович отмечала, что готовность к школе складывается из таких факторов как определенный уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, произвольности регуляции деятельности и готовности принять социальную позицию школьника [4].
         А.И.Запорожец придерживался аналогичных взглядов, отмечая такие компоненты готовности к школе как мотивация, уровень развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности и степень сформированности механизмов волевой регуляции действий [12]
           П.А.Венгер дополнял такие выше перечисленные факторы, как необходимость ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний таким моментом как "установление со взрослым и со сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью" [7].
Исследования Лисиной М.И., Капгелия Г.И., Кравцовой Е.Е. дополняли понятие готовность к школе такими критериями, которые условно можно определить как коммуникативная готовность к школьному обучению.
         Таким образом, исходя из многих психологических и педагогических исследований, следует признать, что готовность к школе является сложным по структуре, многокомпонентным понятием, в котором можно выделить следующие пласты":

а) личностная готовность включает в себя готовность ребенка к принятию позиции ученика. Сюда входит определенный уровень развития мотивационной сферы, способность к произвольному управлению собственной деятельностью, развитие познавательных интересов - сформированная иерархия мотивов с высоко развитой учебной мотивацией. Здесь также учитывается уровень развития эмоциональной сферы ребенка, сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость.
б) интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка конкретного набора знаний и представлений об окружающем мире, а также наличие у него предпосылок к формированию учебной деятельности.
Е.И.Рогов [17] указывает на следующие критерии интеллектуальной готовности к школьному обучению:
-дифференцированное восприятие;

-аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);
-рациональный подход к деятельности (ослабление роли фантазии);
-логическое запоминание;

-интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
-овладевание на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;

-развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций
в) социально-психологическая готовность включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми и учителем. Этот компонент предполагает достижения детьми соответствующего уровня развития общения со сверстниками и взрослыми (внеситуативно-личностное, по Лисиной) и переход от эгоцентризма к децентрации.

Готовность к школе в современных условиях рассматривается отечественными психологами, прежде всего, как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Этот подход обоснован взглядом на проблему со стороны периодизации психического развития ребенка и смены ведущих видов деятельности [8]. По мнению Е.Е. Кравцовой, проблема психологической готовности к школьному обучению получает свою конкретизацию, как проблема смены ведущих типов деятельности, т.е. это переход от сюжетно-ролевых игр учебной деятельности .

Готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности, к социальной позиции школьника. А.В. Запорожец [12], отмечал, что готовность к обучению в школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребенка. Зона ближайшего развития определяется тем, чего ребенок может достичь в сотрудничестве со взрослым, тогда как без помощи взрослого он этого выполнить пока еще не может. Если актуальный уровень психического развития ребенка такой, что его зона ближайшего развития ниже той, которая требуется для освоения учебной программы в школе, то ребенок считается психологически не готовым к школьному обучению, так как в результате несоответствия его зоны ближайшего развития требуемой, он не может усвоить программный материал и сразу попадает в разряд отстающих учеников.
         Зона ближайшего развития - симптом, критерий в диагностике умственного развития ребенка. Отражая область еще не созревших, но уже созревающих процессов, зона ближайшего развития дает представление о внутреннем состоянии, потенциальных возможностях развития и на этой основе позволяет сделать научно обоснованный прогноз и дать практические рекомендации. Определение обоих уровней развития - актуального и потенциального, а также одновременно и зоны ближайшего развития, - составляет вместе то, что Л.С. Выготский называл нормативной возрастной диагностикой в отличие от симптоматической диагностики, опирающейся лишь на внешние признаки развития. Важным следствием этой идеи можно считать и то, что зона ближайшего развития может быть использована как показатель индивидуальных различий детей.

Традиционная диагностика психического развития ребенка ориентируется на определение актуального уровня развития. Но прогноз, составленный на основе подобных методов, недостаточно надежен. Для определения перспективы развития необходимо знать и "завтрашний день развития", а он определяется именно измерением зоны ближайшего развития. Так, например, измерение готовности к школе на основе уже сформированных у ребенка способностей оказывается недостаточным.

Собственно говоря, основная идея теории зоны ближайшего развития направлена на наиболее адекватную оценку перспектив развития ребенка и его способностей к школьному обучению

Понятие "зона ближайшего развития" традиционно рассматривается как одно из важнейших в психологии развития и педагогической психологии. Более того, подобный теоретико-методологический ракурс, рассмотрения процесса развития личности ребенка, и позволяет выстроить содержательно углубленную диагностику уровня развития становящейся, формирующейся личности.

На сегодняшний день практически общепризнанно, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.

Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Под интеллектуальной зрелостью понимается дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание. К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

Необходимо подчеркнуть, что в отечественной психологии при изучении интеллектуального компонента психологической готовности к школе акцент делается не на сумму усвоенных знаний, хотя это тоже не маловажный фактор, а на уровень развития интеллектуальных процессов. «… ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы [4]. Для успешного обучения ребенок должен уметь выделять предмет своего познания.

Кроме указанных составляющих психологической готовности к школе мы выделяем дополнительно еще одну – развитие речи. Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления.

Таким образом, психологическая готовность ребенка к школе представляет собой комплексное и многоуровневое образование, несмотря на значительную степень изученности, требующее дальнейших исследований и разработки  адекватных психодиагностических методик. Отечественные психологи на современном этапе интенсивно занимаются разработкой данной проблематики [10].

Подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой "социальной позиции" - положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе. Готовность этого типа, личностная готовность, выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе.

Ребенок, готовый к школьному обучению, хочет учиться в школе и потому, что у него уже есть потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения), и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Л. И. Божович (1968) «внутренней позицией школьника». Этому новообразованию она придавала очень большое значение, считая, что внутренняя позиция школьника может выступать как критерий готовности к школьному обучению.

Итак, под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения [17]. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства.

Таким образом, психологическая готовность к школе - это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения будущего первоклассника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Основные методы изучения психологической готовности к школе

С проблемой диагностики психологической готовности детей к школьному обучению сталкиваются практические психологи, работающие в учреждениях образования. В разных школах существуют свои способы и методы организации приема детей. При этом каждый психолог в меру своей компетентности, теоретических предпочтений использует различный набор методических процедур, позволяющих получать данные о сформированности психологической готовности к школьному обучению

Информация о работе Психологическая диагностика готовности ребенка к школьному обучению