Автор: Анастасия Шпилевая, 14 Ноября 2010 в 12:13, курсовая работа
Объект исследования: дети дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности психического развития и уровень психологической готовности дошкольников к школьному обучению.
Цель исследования: выявить и изучить особенности психической готовности ребенка к школе.
Исходя из цели, необходимо решить следующие задачи:
-изучить психолого-педагогическую литературу по теме курсовой работы;
-рассмотреть особенности психического развития дошкольников.
-изучить особенности психологической готовности ребенка к школе.
-выявить условия формирования психологической готовности ребенка к школе.
Введение………………………………………………………….…………………….... 3
1 Понятие готовности к школьному обучению……...................................................5
1.1 Краткие итоги дошкольного развития ребенка. Основные аспекты школьной зрелости…........................................................................................................................... 5
1.2 Психологическая готовность к школе и ее виды. Внутренняя позиция школьника.……..……………………………………………………………………….....9
2 Компоненты структуры психологической готовности к школьному обучению.…………………………………………………………………………..…….13
2.1 Личностная и интеллектуальная готовности к школьному обучению. Формирование внутренней позиции школьника. … ………………………………….13
2.2 Эмоционально-волевая и социально-психологическая готовности к школьному обучению……………………………………................................................................. 18
Заключение…………………………………………………………………….………. 23
Глоссарий……………………………………………………………………….……….25
Список использованных источников………………………………….………….....26
Психологическая готовность к школьному обучению – это многокомплексное явление, при поступлении детей в школу часто выявляется недостаточная сформированность какого-либо одного компонента психологической готовности. Это ведет к затруднению или нарушению адаптации ребенка в школе. Условно психологическую готовность можно разделить на учебную готовность и социально-психологическую готовность.
Проблема психологической готовности к школе для психологии не новая. В зарубежных исследованиях она отражена в работах, изучающих школьную зрелость детей (Г. Гетпер, 1936; А. Керн, 1954; С. Штребел, 1957; Я. Йирасел, 1970, и др.).
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства.
Мы живем в XXI веке и сейчас очень высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение.
С решением этой проблемы связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В то же время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе. Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации.
Для успешной реализации этой цели в последнее время создаются различные классы, в задачу которых входят осуществление индивидуального подхода в обучении по отношению к детям, как готовым, так и не готовым к школе, чтобы избежать школьной дезадаптации.
В разное время психологи занимались проблемой готовности к школе, разработано множество методик, программ (Гудкина Н.Н., Овчарова Р.В., Безруких М.И. и др.) диагностики школьной готовности детей и психологической помощи в формировании компонентов школьной зрелости.
Но на практике психологу трудно выбрать из этого множества ту, которая (полностью) поможет комплексно определить готовность ребенка к обучению, помочь подготовиться ребенку к школе.
В последнее время в литературе уделялось много внимания вопросу о выделении детей, не готовых к школьному обучению и имеющих трудности школьной адаптации в 1 классе. И проблема эта по-прежнему актуальна. Ребенок, поступая в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, успешность обучения ребенка в школе также зависит от его психологической зрелости.
Психологическая готовность к обучению – понятие многоаспектное. Она предусматривает не отдельные знания и умения, а определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы. Какие же составляющие водят в этот набор «школьной готовности»? Основными компонентами школьной зрелости являются: интеллектуальная, личностная, волевая, нравственная готовности.
Все перечисленные составляющие школьной готовности важны в развитии ребенка. В случае, если есть недостаточная развитость какого-либо одного компонента возникает потребность в психологической помощи ребенку. Проблема готовности детей к обучению в школе - это не только научная, но в первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая задача, еще не получившая своего окончательного решения. А от ее решения зависит многое, в конечном счете судьба детей, их настоящее и будущее.
н/п | понятие | определение |
1 | Адаптация | постоянный
процесс активного |
2 | Ведущая деятельность | обусловливает главнейшие изменения в психологических особенностях ребёнка в определённый период его развития |
3 | Внутренняя позиция школьника | единство социальной и познавательной потребности ребёнка по отношению к школьному обучению |
4 | Готовность к школьному обучению | совокупность морфофизиологических психологических особенностей ребёнка дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематически организованной школьной учёбе |
5 | Децентрация | один из механизмов развития познавательных процессов личности, формирование её моральной зрелости и совершенствования навыков общения, функционирующий на основе способности к восприятию точки зрения другого человека |
6 | Игра | форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления действий, в предметах науки и культуры |
7 | Оценка | процесс соотнесения объекта оценивания с эталоном (нормой) |
8 | Произвольность действий | сознательное формирование и исполнение намерений и целей |
9 | Психологическая готовность к школьному обучению | необходимый и
достаточный уровень |
10 | Учебная деятельность | Работа по овладению
обобщёнными способами |
|
Авраменко, Н.К. Подготовка ребенка к школе. М.: Педагогика, 2006. – 48 с. |
|
Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников: Сб. науч. трудов./Редкол.: Н.Н.Педъяков и др. – М.: Знание, 2006.-119 с. |
|
Божович, Л.И. «Личность и ее формирование в детском возрасте». М.: Знание, 2008.-306 с. |
|
Бугрименко, Е.А., Цукерман Г.А. «Школьные трудности благополучных детей. М.: Просвещение, 2007. – 189 с. |
|
Буря, Р.С. «Готовим детей к школе. М.: Педагогика, 2007. – 93с. |
|
Венгер, Л.А. «Готов ли ваш ребенок к школе?». М.: Знание, 2009. – 189 с. |
|
Венгер, Л.А., «Домашняя школа» М.: Знание, 2009 – 187 с. |
|
Венгер, Л.А. «Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе, «Дошкольное воспитание». М.: Просвещение, 2009. – 289 с. |
|
Готовность к школе / Под редакцией Дубровиной, И.В. М.: Педагогика, 2005. – 289 с. |
|
Гуткина, Н.Н. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению «Психологическое образование». М.: Знание, 2007. – 235 с. |
|
Гуткина, Н.И. «Психологическая готовность к школе». М.: Просвещение, 2008.-143 с. |
|
Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога, под редакцией Дубровиной, И.В. М.: "Владос", 2007. – 235 с. |
|
Ефимова, С.П. Как готовить ребенка к школе. Советы врача. М.: Просвещение, 2009 – 16с. |
|
Запорожец, А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики, под редакцией А.В. Запорожца, Г.А. Марковой. М.: Просвещение, 2005.- 980с. |
|
Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 2007.-145с. |
|
Кравцов, Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. М.: Знание, 2007.-201с. |
|
Кулагина, И. Ю. «Возрастная психология». М.: Просвещение, 2009. - 335 с. |
|
Люблинская, А. А. «Учителю о психологии младшего школьника». М.: Просвещение, 2007. - 278с. |
|
Марлова, Г. А. «Подготовка детей к школе в семье». М.: Педагогика, 2006. - 190 с. |
|
Мухина, В. С. «Детская психология». М.: Просвещение, 2005. – 315 с. |
|
Мухина, В. С. «Психология детства и отрочества». М.: Просвещение, 2008. – 488 с. |
|
Немов, Р.С. Психология, т.2 М.: Просвещение, 2005.- 688с. |
|
Немов, Р.С. Психология, т.3 М.: Просвещение, 2005.- 691с. |
|
Овчарова, Р. В. «Практическая психология в начальной школе», М.: Знание, 2009. – 261 с. |
|
Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста, под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М.: "Педагогика", 2008.-189 с. |
|
Петровский, А. В., Шпалинский, В. В. «Социальная психология коллектива». М.: Знание, 2008. – 291 с. |
|
Петроченко, Г. Г. «Развитие детей 6 – 7 летнего возраста и подготовка их к школе». М.: Знание, 2008. – 291 с. |
|
«Практикум по возрастной и педагогической психологии», под редакцией И. В. Дубровиной. М.: Знание, 2008. – 225 с. |
|
Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании М.: "Владос", 2005.-214 с. |
|
«Руководство практического психолога», под ред. И. В. Дубровиной, М.: Знание, 2009.- 116 с. |
|
«Учимся общаться с ребенком», под ред. Петровского В. А., Виноградова А. М. М.: Педагогика, 2009. – 178 с. |
|
«Хрестоматия. Возрастная и педагогическая психология», Дубровина И. В., Зацепин В. В. М.: Просвещение, 2009. – 253 с. |
|
Худик, В.А. Психологическая диагностика детского развития: методы исследования. К.: Освита, 2005.-189с. |
|
Цукерман, Г. А., Поливанова Н. К. «Введение в школьную жизнь». М.:ЮНИТИ, 2006. – 94 с. |
|
Эльконин, Д.Б. Детская психология. Развитие ребенка от рождения до 7 лет. М.: Знание, 2006.-207с. |
А |
|
Б |
Информация о работе Психологическая диагностика готовности детей к школьному обучению