Автор: Анастасия Шпилевая, 14 Ноября 2010 в 12:13, курсовая работа
Объект исследования: дети дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности психического развития и уровень психологической готовности дошкольников к школьному обучению.
Цель исследования: выявить и изучить особенности психической готовности ребенка к школе.
Исходя из цели, необходимо решить следующие задачи:
-изучить психолого-педагогическую литературу по теме курсовой работы;
-рассмотреть особенности психического развития дошкольников.
-изучить особенности психологической готовности ребенка к школе.
-выявить условия формирования психологической готовности ребенка к школе.
Введение………………………………………………………….…………………….... 3
1 Понятие готовности к школьному обучению……...................................................5
1.1 Краткие итоги дошкольного развития ребенка. Основные аспекты школьной зрелости…........................................................................................................................... 5
1.2 Психологическая готовность к школе и ее виды. Внутренняя позиция школьника.……..……………………………………………………………………….....9
2 Компоненты структуры психологической готовности к школьному обучению.…………………………………………………………………………..…….13
2.1 Личностная и интеллектуальная готовности к школьному обучению. Формирование внутренней позиции школьника. … ………………………………….13
2.2 Эмоционально-волевая и социально-психологическая готовности к школьному обучению……………………………………................................................................. 18
Заключение…………………………………………………………………….………. 23
Глоссарий……………………………………………………………………….……….25
Список использованных источников………………………………….………….....26
Таким
образом, итогом развития ребенка в дошкольном
возрасте является возникновение фундаментальных
психологических образований: внутреннего
плана действий, произвольности, воображения,
обобщенного внеситуативного отношения
к себе. У ребенка возникает стремление
к выполнению общественно значимой, общественно
оцениваемой деятельности. Ребенок тяготится
своим положением дошкольника.
1.2Психологическая
готовность к школе
и ее виды. Внутренняя
позиция школьника
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства [11,С.25].
Так, Л. И. Божович выделяла несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе: определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Наиболее важным признавался мотивационный план.
Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что него уже есть потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения), и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного внутренней позицией школьника.2
Этому новообразованию Л. И. Божович придавала очень большое значение, считая, что внутренняя позиция школьника может выступать как критерий готовности к школьному обучению.
Следует заметить, что именно школа является связующим звеном между детством и взрослостью. Дети, достигая школьного возраста, понимают, что школа открывает им доступ к взрослой жизни. Отсюда и появляется желание учиться.
“ Внутренняя позиция
Д. Б. Эльконин считал, что произвольное поведение рождается в коллективной ролевой игре, позволяющей ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем игра в одиночку.
Коллектив корректирует нарушения в подражании предполагаемому образцу, тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребенку бывает еще очень трудно.
“ Функция контроля еще очень слаба, и часто еще требует поддержки со стороны ситуации, со стороны участников игры. В этом слабость этой рождающейся функции, но назначение игры в том, что эта функция здесь рождается. Именно поэтому игру можно считать школой произвольного поведения ” [25,C.103].
К концу дошкольного возраста интенсивно наращиваются те психологические новообразования, которые обеспечивают переход к новой качественной форме жизнедеятельности.
Ведущей
деятельностью дошкольного
В итоге меняется позиция ребёнка по отношению к окружающему миру и формируется координация своей точки зрения, что открывает путь для перехода на новый уровень мышления.
Обсуждая
проблему готовности к школе, Д.Б. Эльконин
выделял необходимые
-
потребность детей сознательно
подчинять свои действия
-
способность ориентироваться
-умение
внимательно слушать
-
возможность самостоятельно
Фактически, это параметры развития произвольного поведения ученика. Произвольность действий – сознательное формирование и исполнение намерений и целей.
Почти все авторы, исследующие психологическую готовность к школе, уделяют произвольности особое место в изучаемой проблеме. Есть точка зрения, что слабое развитие произвольности – главный камень преткновения психологической готовности к школе. Но в какой степени должна быть развита произвольность к началу обучения в школе – вопрос, весьма слабо проработанный в литературе. Трудность заключается в том, что с одной стороны, произвольное поведение считается новообразование младшего школьного возраста, развивающимся внутри учебной (ведущей) деятельности этого возраста, а с другой стороны – слабое развитие произвольности мешает началу обучения в школе.
Существуют и другие подходы к определению психологической готовности детей к школе, когда, например, основной упор делается на роль общения в развитии ребенка.
Выделяется три сферы: отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе, уровень развития которых определяет степень готовности к школе и определенным образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности [16,С.39].
При изучении интеллектуального компонента психологической готовности к школе акцент делается не на сумму усвоенных ребенком знаний, хотя это тоже немаловажный фактор, а на уровень развития интеллектуальных процессов.
“Ребенок должен уметь выделять существенное в окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.”5
Для успешного обучения ребенок должен уметь выделять предмет своего познания.
Кроме указанных составляющих психологической готовности к школе выделяется дополнительно еще одна - развитие речи.
Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления. Необходимо, чтобы ребенок умел находить в словах отдельные звуки, т.е. у него должен быть развит фонематический слух.
Таким образом, подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод, что психологическая готовность к школьному обучению - целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности.
Отставание
в развитии одного из компонентов
психологической готовности влечет
за собой отставание развития других,
что определяет своеобразные варианты
перехода от дошкольного детства к младшему
школьному возрасту.
2
Компоненты структуры
психологической
готовности к школьному
обучению
2.1
Личностная и интеллектуальная
готовности к школьному
обучению. Формирование
внутренней позиции
школьника
По данным Л.А.Венгера, В.В.Холмовской, Л.Л.Коломинского, Е.Е.Кравцовой и других в структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты:
1.
Личностная готовность, которая
включает формирование у
2.
Интеллектуальная готовность
3.
Социально-психологическая
4.
Эмоционально-волевая
Рассмотрим компоненты психологической готовности более подробно. Структуру психологической готовности к школьному обучению смотрите в приложении Б.
Личностная готовность. Включает
формирование у ребенка
Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции. Л.И. Божович характеризует внутреннюю позицию как центральное личностное позиционирование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям. Образ жизни школьника в качестве человека, занимающегося в общественном месте общественно-значимым и общественно оцениваемым делом, осознается ребенком, как адекватный для него путь к взрослости – он отвечает сформировавшемуся в игре мотиву «стать взрослым и реально осуществлять его функции» [28,С.197].
С
того момента, как в сознании ребенка
представление о школе
Наличие
внутренней позиции школьника
Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Обобщая, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:
- дифференцированное восприятие;
- аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);
-
рациональный подход к
- логическое запоминание;
-
интерес к знаниям, процессу
их получения за счет
- овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;
-
развитие тонких движений руки
и зрительно-двигательных
Интеллектуальная
готовность к школьному обучению
связана с развитием
Информация о работе Психологическая диагностика готовности детей к школьному обучению