Психологическая диагностика готовности детей к школьному обучению

Автор: Анастасия Шпилевая, 14 Ноября 2010 в 12:13, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: дети дошкольного возраста.

Предмет исследования: особенности психического развития и уровень психологической готовности дошкольников к школьному обучению.

Цель исследования: выявить и изучить особенности психической готовности ребенка к школе.

Исходя из цели, необходимо решить следующие задачи:

-изучить психолого-педагогическую литературу по теме курсовой работы;

-рассмотреть особенности психического развития дошкольников.

-изучить особенности психологической готовности ребенка к школе.

-выявить условия формирования психологической готовности ребенка к школе.

Содержание

Введение………………………………………………………….…………………….... 3

1 Понятие готовности к школьному обучению……...................................................5

1.1 Краткие итоги дошкольного развития ребенка. Основные аспекты школьной зрелости…........................................................................................................................... 5

1.2 Психологическая готовность к школе и ее виды. Внутренняя позиция школьника.……..……………………………………………………………………….....9

2 Компоненты структуры психологической готовности к школьному обучению.…………………………………………………………………………..…….13

2.1 Личностная и интеллектуальная готовности к школьному обучению. Формирование внутренней позиции школьника. … ………………………………….13

2.2 Эмоционально-волевая и социально-психологическая готовности к школьному обучению……………………………………................................................................. 18

Заключение…………………………………………………………………….………. 23

Глоссарий……………………………………………………………………….……….25

Список использованных источников………………………………….………….....26

Работа содержит 1 файл

Пед. психология.doc

— 257.50 Кб (Скачать)

     Основные данные о работе

Филиал Барнаульский 
Вид работы Курсовая работа
Название  дисциплины Педагогическая  психология
Тема   №14 Психологическая диагностика готовности детей к школьному обучению

 

     Содержание

Введение………………………………………………………….…………………….... 3

1 Понятие готовности к школьному обучению……...................................................5

1.1 Краткие итоги дошкольного развития ребенка. Основные аспекты школьной зрелости…........................................................................................................................... 5

1.2 Психологическая готовность к школе и ее виды. Внутренняя позиция школьника.……..……………………………………………………………………….....9

2 Компоненты структуры  психологической  готовности к школьному  обучению.…………………………………………………………………………..…….13

2.1 Личностная и интеллектуальная готовности к школьному обучению. Формирование внутренней позиции школьника. … ………………………………….13

2.2 Эмоционально-волевая и социально-психологическая  готовности к школьному обучению……………………………………................................................................. 18

Заключение…………………………………………………………………….………. 23

Глоссарий……………………………………………………………………….……….25

Список  использованных источников………………………………….………….....26

Приложение  А «Аспекты школьной зрелости»……………….....………….………..29

Приложение  Б «Структура психологической готовности к школьному обучению»…………………………………………………………...………….………..29 

     Введение

 
 

     Один  из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства - психологическая  готовность ребенка к школьному обучению.

     Под психологической готовностью к  школьному обучению понимается необходимый  и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства.

     По  данным Л.А. Венгера, В.В. Холмовской, Л.Л. Коломинского, Е.Е.Кравцовой и других в структуре психологической  готовности принято выделять следующие компоненты:

     1. Личностная готовность, которая  включает формирование у ребенка  готовности к принятию новой  социальной позиции - положение  школьника, имеющего круг прав  и обязанностей. В личностную  готовность входит определение  уровня развития мотивационной сферы.

     2. Интеллектуальная готовность ребенка  к школе. Данный компонент готовности  предполагает наличие у ребенка  кругозора и развития познавательных  процессов.

     3. Социально-психологическая готовность  к школьному обучению. Этот компонент  включает в себя формирование у детей нравственных и коммуникативных способностей.

     4. Эмоционально-волевая готовность  считается сформированной, если  ребенок умеет ставить цель, принимать  решения, намечать план действий  и принимать усилие к его реализации.

     Актуальностью курсовой  работы  является то, что с проблемой диагностики психологической готовности детей к школьному обучению сталкиваются практические психологи. Применяемые методы диагностики психологической готовности должны показать развитие ребенка во всех сферах.

     Результаты тестирования могут помочь вовремя заметить нарушения в психическом развитии дошкольника и правильно составить коррекционную программу.

       Объект исследования:  дети дошкольного возраста.

       Предмет исследования: особенности психического развития и уровень психологической готовности дошкольников к школьному обучению.

       Цель исследования: выявить и изучить особенности психической готовности ребенка к школе.

     Исходя  из цели, необходимо решить следующие  задачи:

     -изучить  психолого-педагогическую  литературу по теме курсовой работы;

           -рассмотреть особенности психического развития дошкольников.

      -изучить особенности психологической готовности ребенка к школе.

      -выявить условия формирования психологической готовности ребенка к школе.

     Методы исследования:

     - обзорно-аналитический

       Литературный обзор. При написании курсовой работы было использовано тридцать два источника литературы. В основном использовалась учебная и монографическая литература, составленная ведущими специалистами в данной области, а именно труды таких авторов как: Л.И. Божович, Р.С. Немова, Д.Б. Эльконина и др. [3,22,23,35,36 и др.]

     Практическая  значимость материал данной курсовой работы можно использовать при подготовке к семинарским, практическим занятиям и для написания рефератов.   
 

     Основная  часть

 
 

       1 Понятие готовности к школьному обучению 

     1.1Краткие  итоги дошкольного развития ребенка.  Основные аспекты школьной зрелости 
 

     Дошкольный  период непосредственно предшествует следующему, очень важному этапу  в жизни ребёнка – поступлению  в школу. Поэтому существенное место в работе с детьми шестого и седьмого года жизни  занимает подготовка к школе. Здесь можно выделить два момента: продолжающееся целенаправленное развитие личности  ребёнка и познавательных психических процессов, лежащих в основе успешного усвоения им в будущем собственно учебной программы; обучение начальным школьным умениям и навыкам (элементам письма, чтения, счёта).

     К концу дошкольного возраста ребенок  уже представляет собой в известном  смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит себе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно - родственных отношениях и умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. У такого ребенка уже развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства «Я должен» над мотивом «Я хочу». К концу дошкольного возраста особое значение приобретает мотивационная готовность к учению в школе.1

     Готовность  ребёнка к школьному обучению рассматривается сегодня, в первую очередь, как психологическая проблема: приоритет отдаётся уровню  мотивационно-потребностной  сферы, произвольности психических  процессов, операциональных навыков, развитию тонкой моторики руки.  Готовность к школе в современных условиях рассматривается как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Этот подход обоснован взглядом на проблему со стороны периодизации психического развития ребенка и смены ведущих видов деятельности.

     По  мнению Е.Е. Кравцовой, проблема психологической  готовности к школьному обучению получает свою конкретизацию, как проблема смены ведущих типов деятельности, т.е. это переход от сюжетно-ролевых игр учебной деятельности [15,С.47]. Такой подход является актуальным и значительным, но готовность к учебной деятельности не охватывает полностью феномена готовности к школе.

     Л. И Божович еще в 60-е годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мысленной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции, своей познавательной деятельности к социальной позиции школьника[3, С.36].

       Аналогичные взгляды развивал А.В. Запорожец, отмечая, что готовность к обучению в школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции [14,С. 218].

     Путь  познания, который проходит ребенок  от 3 до 7 лет, огромен. За это время  он много узнает об окружающем мире. Его сознание не просто заполнено  отдельными образами, представлениями, но характеризуется некоторым целостным  восприятием и осмыслением окружающей его действительности.

     Психологические исследования свидетельствуют о  том, что в период дошкольного  детства у ребенка уже складывается самооценка. Конечно, не такая, как у  старших детей, но и не такая, как  у детей раннего возраста. У дошкольников формирующаяся самооценка опирается на производимый ими учет успешности своих действий, оценок окружающих, одобрения родителей. К концу дошкольного возраста ребенок уже становится способным сознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в жизни.

     Сознание  своего социального “Я” и возникновение  на этой основе внутренних позиций  т. е. целостного отношения к окружающему  и самому себе, порождает соответствующие  потребности и стремления, на которых  возникают их новые потребности, но они уже знают, чего они хотят и к чему стремятся. В результате игра к концу этого периода перестает его удовлетворять. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять новое, доступное ему место и осуществлять реальную, серьезную, общественно значимую деятельность. Невозможность реализовать эту потребность порождает кризис. 7 лет. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. Главным становится все то, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь, отметки). В кризисный период происходят изменения в плане переживаний. Осознанные переживания образуют устойчивые аффективные комплексы. В дальнейшем эти аффективные образования изменяются по мере накопления другого опыта. Переживания приобретают новый смысл для ребенка, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний.

     В психолого-педагогической литературе наряду с термином «готовность к  школьному обучению» употребляется термин «школьная зрелость», смотрите приложение А «Аспекты школьной зрелости».

      Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Под интеллектуальной зрелостью понимается дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.

      Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

      К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

     На  основании выделенных параметров создаются  тесты определения школьной зрелости [30, С. 91]. Если зарубежные исследования школьной зрелости в основном направлены на создание тестов и в гораздо меньшей степени ориентированы на теорию вопроса, то в работах отечественных психологов содержится глубокая теоретическая проработка проблемы психологической готовности к школе, идущая своими корнями из трудов Л.С. Выготского [3,С.89].

           При этом следует помнить, что при изучении детей в переходный период от дошкольника к младшему школьному возрасту диагностическая схема должна включать в себя диагностику как новообразований дошкольного возраста, так и начальных форм деятельности следующего периода. Готовность, которая измеряется тестированием, в сущности сводится к овладению знаниями, умениями, способностями и мотивацией, необходимыми для оптимального освоения школьной программы.

     "Готовность  к обучению" - показатель комплексный,  каждый из тестов дает представление  лишь об определенной стороне  готовности ребенка к школе. Любая методика тестирования дает субъективную оценку. В выполнении каждого из заданий зависит во многом от состояния ребенка в данный момент, от правильности инструкции, от условий проведения теста. Все это приходится учитывать психологу при проведении обследования [12,С.103].

Информация о работе Психологическая диагностика готовности детей к школьному обучению