Автор: Анастасия Шпилевая, 14 Ноября 2010 в 12:13, курсовая работа
Объект исследования: дети дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности психического развития и уровень психологической готовности дошкольников к школьному обучению.
Цель исследования: выявить и изучить особенности психической готовности ребенка к школе.
Исходя из цели, необходимо решить следующие задачи:
-изучить психолого-педагогическую литературу по теме курсовой работы;
-рассмотреть особенности психического развития дошкольников.
-изучить особенности психологической готовности ребенка к школе.
-выявить условия формирования психологической готовности ребенка к школе.
Введение………………………………………………………….…………………….... 3
1 Понятие готовности к школьному обучению……...................................................5
1.1 Краткие итоги дошкольного развития ребенка. Основные аспекты школьной зрелости…........................................................................................................................... 5
1.2 Психологическая готовность к школе и ее виды. Внутренняя позиция школьника.……..……………………………………………………………………….....9
2 Компоненты структуры психологической готовности к школьному обучению.…………………………………………………………………………..…….13
2.1 Личностная и интеллектуальная готовности к школьному обучению. Формирование внутренней позиции школьника. … ………………………………….13
2.2 Эмоционально-волевая и социально-психологическая готовности к школьному обучению……………………………………................................................................. 18
Заключение…………………………………………………………………….………. 23
Глоссарий……………………………………………………………………….……….25
Список использованных источников………………………………….………….....26
Филиал | Барнаульский |
Вид работы | Курсовая работа |
Название дисциплины | Педагогическая психология |
Тема | №14 Психологическая диагностика готовности детей к школьному обучению |
Введение…………………………………………………………
1
Понятие готовности
к школьному обучению……....................
1.1 Краткие
итоги дошкольного развития ребенка. Основные
аспекты школьной зрелости….....................
1.2 Психологическая
готовность к школе и ее виды. Внутренняя
позиция школьника.……..…………………………………………
2
Компоненты структуры
психологической
готовности к школьному
обучению.………………………………………………………
2.1 Личностная и интеллектуальная готовности к школьному обучению. Формирование внутренней позиции школьника. … ………………………………….13
2.2 Эмоционально-волевая
и социально-психологическая готовности
к школьному обучению……………………………………........
Заключение……………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………
Список
использованных источников………………………………….…………..
Приложение
А «Аспекты школьной зрелости»……………….....………….………..
Приложение
Б «Структура психологической готовности
к школьному обучению»………………………………………………………
Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства - психологическая готовность ребенка к школьному обучению.
Под
психологической готовностью к
школьному обучению понимается необходимый
и достаточный уровень
По данным Л.А. Венгера, В.В. Холмовской, Л.Л. Коломинского, Е.Е.Кравцовой и других в структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты:
1.
Личностная готовность, которая
включает формирование у
2.
Интеллектуальная готовность
3.
Социально-психологическая
4.
Эмоционально-волевая
Актуальностью курсовой работы является то, что с проблемой диагностики психологической готовности детей к школьному обучению сталкиваются практические психологи. Применяемые методы диагностики психологической готовности должны показать развитие ребенка во всех сферах.
Результаты тестирования могут помочь вовремя заметить нарушения в психическом развитии дошкольника и правильно составить коррекционную программу.
Объект исследования: дети дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности психического развития и уровень психологической готовности дошкольников к школьному обучению.
Цель исследования: выявить и изучить особенности психической готовности ребенка к школе.
Исходя из цели, необходимо решить следующие задачи:
-изучить психолого-педагогическую литературу по теме курсовой работы;
-рассмотреть особенности психического развития дошкольников.
-изучить особенности психологической готовности ребенка к школе.
-выявить условия формирования психологической готовности ребенка к школе.
Методы исследования:
- обзорно-аналитический
Литературный обзор. При написании курсовой работы было использовано тридцать два источника литературы. В основном использовалась учебная и монографическая литература, составленная ведущими специалистами в данной области, а именно труды таких авторов как: Л.И. Божович, Р.С. Немова, Д.Б. Эльконина и др. [3,22,23,35,36 и др.]
Практическая
значимость материал данной курсовой
работы можно использовать при подготовке
к семинарским, практическим занятиям
и для написания рефератов.
1 Понятие готовности
к школьному обучению
1.1Краткие
итоги дошкольного развития
Дошкольный период непосредственно предшествует следующему, очень важному этапу в жизни ребёнка – поступлению в школу. Поэтому существенное место в работе с детьми шестого и седьмого года жизни занимает подготовка к школе. Здесь можно выделить два момента: продолжающееся целенаправленное развитие личности ребёнка и познавательных психических процессов, лежащих в основе успешного усвоения им в будущем собственно учебной программы; обучение начальным школьным умениям и навыкам (элементам письма, чтения, счёта).
К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит себе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно - родственных отношениях и умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. У такого ребенка уже развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства «Я должен» над мотивом «Я хочу». К концу дошкольного возраста особое значение приобретает мотивационная готовность к учению в школе.1
Готовность ребёнка к школьному обучению рассматривается сегодня, в первую очередь, как психологическая проблема: приоритет отдаётся уровню мотивационно-потребностной сферы, произвольности психических процессов, операциональных навыков, развитию тонкой моторики руки. Готовность к школе в современных условиях рассматривается как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Этот подход обоснован взглядом на проблему со стороны периодизации психического развития ребенка и смены ведущих видов деятельности.
По
мнению Е.Е. Кравцовой, проблема психологической
готовности к школьному обучению
получает свою конкретизацию, как проблема
смены ведущих типов
Л. И Божович еще в 60-е годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мысленной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции, своей познавательной деятельности к социальной позиции школьника[3, С.36].
Аналогичные взгляды развивал А.В. Запорожец, отмечая, что готовность к обучению в школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции [14,С. 218].
Путь
познания, который проходит ребенок
от 3 до 7 лет, огромен. За это время
он много узнает об окружающем мире.
Его сознание не просто заполнено
отдельными образами, представлениями,
но характеризуется некоторым
Психологические
исследования свидетельствуют о
том, что в период дошкольного
детства у ребенка уже
Сознание
своего социального “Я” и
В
психолого-педагогической литературе
наряду с термином «готовность к
школьному обучению»
Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Под интеллектуальной зрелостью понимается дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.
Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.
На основании выделенных параметров создаются тесты определения школьной зрелости [30, С. 91]. Если зарубежные исследования школьной зрелости в основном направлены на создание тестов и в гораздо меньшей степени ориентированы на теорию вопроса, то в работах отечественных психологов содержится глубокая теоретическая проработка проблемы психологической готовности к школе, идущая своими корнями из трудов Л.С. Выготского [3,С.89].
При этом следует помнить, что при изучении детей в переходный период от дошкольника к младшему школьному возрасту диагностическая схема должна включать в себя диагностику как новообразований дошкольного возраста, так и начальных форм деятельности следующего периода. Готовность, которая измеряется тестированием, в сущности сводится к овладению знаниями, умениями, способностями и мотивацией, необходимыми для оптимального освоения школьной программы.
"Готовность
к обучению" - показатель комплексный,
каждый из тестов дает
Информация о работе Психологическая диагностика готовности детей к школьному обучению