Психокоррекция подростков с девиантным поведением

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 01:40, реферат

Описание работы

Профессиональный интерес социологов, социальных педагогов и социальных психологов к различным видам и уровням изменений личности несовершеннолетних и их характерологических особенностей весьма высок и устойчив многие годы. Об этом свидетельствуют направленность и количество работ, посвящённых проблеме отклоняющегося поведения. Уже накоплен немалый опыт по коррекции и профилактике девиантного поведения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..…… 3
Типы и структура девиантного поведения………………………………………..…. 4
Причины возникновения девиации ……………………………………..………..….. 6
Ведущие факторы агрессивного поведения современных подростков..................... 8
Метод исследования девиантного поведения……………………………................. 11
Профилактика и коррекция девиантного поведения……………………………..… 12
Заключение………………………………………………………………………….… 19
Список использованной литературы………………………………………………… 22

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

  В числе разнообразных, взаимосвязанных  факторов, обуславливающих проявление отклоняющегося поведения, выделяются: индивидуальный, психолого-педагогический, социально-психологический, личностный, социальный.

  Среди форм агрессивных реакций, встречающихся  в различных источниках, необходимо выделить следующие: физическая, косвенная, склонность к раздражению, негативизм. Из форм враждебных реакций отмечаются: обида, подозрительность.

  Различаются следующие группы трудных подростков: с педагогической запущенностью; с социальной запущенностью (нравственно испорченных); с крайней социальной запущенностью. Большинство из них могут входить в группу детей с девиантным поведением.

  На  основе анализа документации школ, бесед с учителями, родителями, соседями об интересах, отношениях каждого конкретного подростка с сверстниками, взрослыми, его особенностях, взглядах, различных сторонах поведения, в процессе тестирования, анкетирования, обследования детей с помощью опросников, сочинений и наблюдений, позволили выделить четыре группы подростков: подростки с устойчивым комплексом аномальных, аморальных, примитивных потребностей, имеющие деформацию ценностей и отношений, стремящиеся к потребительскому времяпровождению (в их поведении преобладает физическая агрессивность); подростки с деформированными потребностями и ценностями, обладающие более или менее широким кругом интересов, отличающиеся обострённым индивидуализмом, желающие занять привилегированное положение за счёт притеснения слабых и младших; подростки, у которых конфликт между деформированными и позитивными потребностями, отличающиеся односторонностью интересов, приспособленчеством, притворством, лживостью (преобладают косвенная и вербальная агрессия); подростки, отличающиеся слабо деформированными потребностями при отсутствии определённых интересов и весьма ограниченным кругом общения, отличающиеся безволием, мнительностью, трусливостью и мстительностью. В их поведении преобладают вербальная агрессивность и негативизм. Следовательно, девиантное поведение подростков имеет, в основном, социальные, социально-психологические корни.

  Проведённое изучение подростков-правонарушителей (объектом которого были психически и физически здоровые дети) показало, что ядром конфликтной ситуации, приведшей к нравственной деформации личности, являются недостатки семейного воспитания, а жестокость, агрессивность, замкнутость, повышенная тревожность – в процессе стихийно-группового общения могут принимать устойчивый характер. [11]

  Непременным условием отклоняющегося поведения является избыток свободного времени, отсутствие положительно формирующих личность увлечений. У многих подростков отмечается неполная семья с нарушенными функциональными связями. С другой стороны, гиперопёка, также как и безнадзорность, нередко способствуют делинквентному поведению. Реакции, вызванные чрезмерным контролем и нудными поучениями и наставлениями, находят своё выражение в виде уходов из дома и бродяжничества, агрессивности. [5]

  Воспитательно-профилактическая деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия и коррекции, применяемыми непосредственно к несовершеннолетнему. Социального оздоровления и социально-педагогической коррекции требует неблагоприятная среда, которая вызывает социальную дезадаптацию несовершеннолетнего. [2]

  Профилактика  и предупреждение девиантного поведения  несовершеннолетних становится не только социально значимым, но и психологически необходимым.

  Адекватная  воспитательно-коррекционная работа дает шанс предотвратить десоциализацию подростков. Несвоевременное обнаружение начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребёнка, приводит к быстрому переходу отклонений в хронические нарушения поведения.

 

   Список использованной литературы 

   
  1. Андриенко В.К., Гербеев Ю.В., Невский И.А «Система перевоспитания подростков в условиях специальной школы», Москва, 1990
  2. Беличева С.А. «Основы превентивной психологии», Москва, 1993, стр.20
  3. Горьковая И.А«Медико-психологическое исследование формирования характера делинквентных подростков», автореферат диссертации кандидата психологических наук, Санкт-Петербург, 1992
  4. Иванова Л.Ю. «Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям», //сб. Проблемы личности, профилактика отклонений в её развитии, Москва & Архангельск, 1993, стр.141
  5. Личко А.Е., Попов Ю.В. «Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков», Москва, 1988
  6. Тархова Л. «Как уберечь ребёнка от тюрьмы и панели», Москва, 1997
  7. Саенко Е.В. «Профессиональная деятельность психолога при профилактике девиантного поведения». Автореферат диссертации кандидата психологических наук. Тверь, 1995
  8. Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции», Москва, 1996
  9. Степанов В.Г., «Психология трудного школьника», Москва, 1998
  10. Шипицына Л.М., Иванов Е.С.«Нарушения поведения учеников вспомогательной школы», Уэлс, Великобритания, 1992
  11. Фельдштейн Д.И. «Психолого-педагогические проблемы соотношения биологического и социального», журнал  «Советская педагогика», 1984, № 5, стр.52-55

Информация о работе Психокоррекция подростков с девиантным поведением