Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 01:40, реферат
Профессиональный интерес социологов, социальных педагогов и социальных психологов к различным видам и уровням изменений личности несовершеннолетних и их характерологических особенностей весьма высок и устойчив многие годы. Об этом свидетельствуют направленность и количество работ, посвящённых проблеме отклоняющегося поведения. Уже накоплен немалый опыт по коррекции и профилактике девиантного поведения.
Введение…………………………………………………………………………..…… 3
Типы и структура девиантного поведения………………………………………..…. 4
Причины возникновения девиации ……………………………………..………..….. 6
Ведущие факторы агрессивного поведения современных подростков..................... 8
Метод исследования девиантного поведения……………………………................. 11
Профилактика и коррекция девиантного поведения……………………………..… 12
Заключение………………………………………………………………………….… 19
Список использованной литературы………………………………………………… 22
В числе разнообразных, взаимосвязанных факторов, обуславливающих проявление отклоняющегося поведения, выделяются: индивидуальный, психолого-педагогический, социально-психологический, личностный, социальный.
Среди форм агрессивных реакций, встречающихся в различных источниках, необходимо выделить следующие: физическая, косвенная, склонность к раздражению, негативизм. Из форм враждебных реакций отмечаются: обида, подозрительность.
Различаются следующие группы трудных подростков: с педагогической запущенностью; с социальной запущенностью (нравственно испорченных); с крайней социальной запущенностью. Большинство из них могут входить в группу детей с девиантным поведением.
На основе анализа документации школ, бесед с учителями, родителями, соседями об интересах, отношениях каждого конкретного подростка с сверстниками, взрослыми, его особенностях, взглядах, различных сторонах поведения, в процессе тестирования, анкетирования, обследования детей с помощью опросников, сочинений и наблюдений, позволили выделить четыре группы подростков: подростки с устойчивым комплексом аномальных, аморальных, примитивных потребностей, имеющие деформацию ценностей и отношений, стремящиеся к потребительскому времяпровождению (в их поведении преобладает физическая агрессивность); подростки с деформированными потребностями и ценностями, обладающие более или менее широким кругом интересов, отличающиеся обострённым индивидуализмом, желающие занять привилегированное положение за счёт притеснения слабых и младших; подростки, у которых конфликт между деформированными и позитивными потребностями, отличающиеся односторонностью интересов, приспособленчеством, притворством, лживостью (преобладают косвенная и вербальная агрессия); подростки, отличающиеся слабо деформированными потребностями при отсутствии определённых интересов и весьма ограниченным кругом общения, отличающиеся безволием, мнительностью, трусливостью и мстительностью. В их поведении преобладают вербальная агрессивность и негативизм. Следовательно, девиантное поведение подростков имеет, в основном, социальные, социально-психологические корни.
Проведённое изучение подростков-правонарушителей (объектом которого были психически и физически здоровые дети) показало, что ядром конфликтной ситуации, приведшей к нравственной деформации личности, являются недостатки семейного воспитания, а жестокость, агрессивность, замкнутость, повышенная тревожность – в процессе стихийно-группового общения могут принимать устойчивый характер. [11]
Непременным условием отклоняющегося поведения является избыток свободного времени, отсутствие положительно формирующих личность увлечений. У многих подростков отмечается неполная семья с нарушенными функциональными связями. С другой стороны, гиперопёка, также как и безнадзорность, нередко способствуют делинквентному поведению. Реакции, вызванные чрезмерным контролем и нудными поучениями и наставлениями, находят своё выражение в виде уходов из дома и бродяжничества, агрессивности. [5]
Воспитательно-
Профилактика и предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних становится не только социально значимым, но и психологически необходимым.
Список использованной
литературы
Информация о работе Психокоррекция подростков с девиантным поведением