Психокоррекция подростков с девиантным поведением

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 01:40, реферат

Описание работы

Профессиональный интерес социологов, социальных педагогов и социальных психологов к различным видам и уровням изменений личности несовершеннолетних и их характерологических особенностей весьма высок и устойчив многие годы. Об этом свидетельствуют направленность и количество работ, посвящённых проблеме отклоняющегося поведения. Уже накоплен немалый опыт по коррекции и профилактике девиантного поведения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..…… 3
Типы и структура девиантного поведения………………………………………..…. 4
Причины возникновения девиации ……………………………………..………..….. 6
Ведущие факторы агрессивного поведения современных подростков..................... 8
Метод исследования девиантного поведения……………………………................. 11
Профилактика и коррекция девиантного поведения……………………………..… 12
Заключение………………………………………………………………………….… 19
Список использованной литературы………………………………………………… 22

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

   Исследования  показывают, что социальные причины  отклоняющегося поведения несовершеннолетних непосредственно взаимосвязаны с психологическими причинами. Все корни девиантного поведения лежат в психике детей. Как в социальном, социально-педагогическом, так и в психологическом аспектах отклоняющегося поведения детей стрежневым является тенденция к повышению уровня агрессивности большинства из них. Агрессия нагнетается происходящими катаклизмами в обществе и государстве, телевидением, СМИ и т.д., происходящими событиями на глазах у подростков. Раскрывая проблемы девиантного поведения мы основное внимание уделили выявлению причин ее возникновения у детей и профилактику этого явления.

   В быту термин "агрессия" имеет широкое  распространение для обозначения насильственных захватнических действий. Агрессия и агрессоры всегда оцениваются резко отрицательно, как выражение наличия культа грубой силы. В основном же под агрессией понимается вредоносное поведение. В понятии "агрессия" объединяются различные по форме и результатам акты поведения – от злых шуток, сплетен, враждебных фантазий, до бандитизма и убийств. В подростковой жизни нередко встречаются формы насильственного поведения, определяемого в терминах "задиристость", "драчливость", "озлобленность", "жестокость". К агрессивности близко подходит состояние враждебности. Враждебность – более узкое по направленности состояние, всегда имеющее определённый объект. Часто враждебность и агрессивность сочетаются, но нередко люди могут находиться во враждебных отношениях, однако никакой агрессивности не проявляют. Бывает и агрессивность без враждебности, когда обижают людей, к которым никаких враждебных чувств не питают. [8] 

   Ведущие факторы агрессивного поведения современных  подростков 

   Подростковый возраст – один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность (с 11 до 15  лет), он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности. Эти обстоятельства: переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма – делают подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды. При этом необходимо учитывать свойственное подросткам стремление высвободиться из-под опёки и контроля родных, учителей и других воспитателей. Нередко это стремление приводит и к отрицанию духовных ценностей и стандартов жизни вообще старшего поколения. С другой стороны, всё более очевидным становятся и дефекты в воспитательной работе с подростками. Особенно значимыми в этом отношении являются неправильные взаимоотношения в семье, возросший уровень разводов. [5]

   Девиантное  поведение несовершеннолетних имеет  свою специфическую природу и  рассматривается, как результат  социопатогенеза, идущего под влиянием различных целенаправленных, организованных и стихийных, неорганизованных воздействий на личность ребёнка, подростка, юноши. При этом, большую роль среди причин, обуславливающих различные отклонения, играют социально-психологические, психолого-педагогические и психобиологические факторы, знание которых необходимо для эффективной воспитательной профилактической деятельности. Таким образом, именно в профилактике асоциального поведения несовершеннолетних особое значение приобретает психологическое знание, на основе которого исследуется природа отклоняющегося поведения подростков, а также разрабатываются практические меры по предупреждению асоциальных проявлений. [2]

   Девиантное  поведение является сейчас наиболее актуальной проблемой. И если раньше считалось, что отклоняющееся поведение присуще исключительно подросткам мужского пола, то в последние годы и подростки женского пола привлекают всё больше внимания. И дело не только в росте мелких правонарушений, алкоголизации и токсикоманий у девушек. Крайне важным является то, что эти отклонения приобретают у них большую социальную значимость и, соответственно, бывают более тяжёлыми. При этом подростки женского пола всё чаще становятся «вдохновителями» и инициаторами нарушений поведения у мальчиков. [5]

   Говоря  о факторах риска возникновения  девиантного поведения можно  выделить следующие:

   - инфантильные черты личности, преобладание черт незрелости над тенденцией возрастного развития; выраженность минимальной мозговой дисфункции:  психической неустойчивости, аффективной возбудимости, расторможенности влечений;

   - асинхрония психофизического развития в виде дисгармонической задержки и акселерации;         

   - неблагоприятные средовые условия,  специфические патогенные для  определенного варианта нарушений поведения;

   - раннее возникновение микросоциальной  и педагогической запущенности  как результат всех перечисленных выше факторов:

   - незрелости эмоциональной, волевой  и личностной сфер, низкого уровня  познавательной активности и слабости интеллектуальных предпосылок, неблагоприятных средовых условий. Этот фактор - один из ведущих.

    Во  всей этой системе факторов риска занимает семейный фактор, так как условия неправильного воспитания в родительской семье и сложившийся в ней стиль коммуникаций оказывают большое влияние на формирование и поддержание патологического влечения к алкоголю на психологическом уровне, а следовательно и на формирование девиантного поведения. [2]

    Выявление негативных влияний затруднено прежде всего потому, что они не выступают изолированно, а представляют взаимодействие самых разнообразных факторов, действующих с разным негативным вкладом в развитие отклоняющегося поведения: человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспитания (вернее многих видов направленного воздействия на формирование личности), собственной практической деятельности человека. [1]

   Также следует отметить, что нарушения  поведения у подростков связаны, как правило, не с одним из вышеперечисленных биологических или социальных факторов, а с их специфическим комплексом.

   Но  такие психологи как К-С-Лебединская, М.М. Райская, Г.В. Грибанова, В.В. Ковалев, В.А.Татенко,  Д.И. Фeльдштeйн, В.Т. Кондрашенко и др. предложили разделить все факторы на биологические, психологические и социальные:

    • Биологические факторы. Ключевыми моментами для понимания биологической стороны проблемы подростковых кризисов являются процесс  «полового» созревания и неустойчивости в этом возрасте различных физиологических систем, в первую очередь нервной.
    • Психологическими факторами риска делинквентного поведения являются наличие у подростков таких акцентуаций характера как, неустойчивая, гипертимная, истероидная, эпилептоидная. Иногда делинквентное поведение может встречаться у эмоционально-лабильных, подростков в условиях эмоционального отвержения и безнадзорности. Другим типам акцентуаций характера, особенно сенситивному и психастеническому, делинквентность несвойственна.
    • К социальным факторам, играющих большую роль в генезе нарушений поведения, относят неблагоприятные условия окружения и воспитания.

   Беличева  С.А. выделяет:

   - индивидуальный фактор, действующий  на уровне психобиологических  предпосылок асоциального поведения,  которые затрудняют социальную  адаптацию индивида;

   - психолого-педагогический фактор, проявляющийся  в дефектах школьного и семейного воспитания;

   - социально-психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе;

   - личностный фактор, который, прежде  всего, проявляется в активно-избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, а также в личных ценностных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения;

   - социальный фактор, определяющийся  социальными и социально-экономическими  условиями существования общества.

   Агрессивное побуждение требует выхода и имеет  разную направленность: на других людей, на себя, на объектно-предметный мир.

   Таким образом, можно сделать следующий вывод: отклоняющееся поведение детей и подростков имеет сложную многофакторную природу, его изучение требует, во-первых, реализации системного подхода, выявляющего иерархию и взаимосвязь неблагоприятных факторов; во-вторых, – применение сравнительного анализа, сопоставляющего условия благоприятного социального развития с процессом социопатогенеза, в-третьих, реализации междисциплинарного подхода, который не позволяет замыкаться в рамках одной специализации, а напротив, предполагает использование достижений таких отраслей психологии, как возрастная, социальная, педагогическая, медицинская. 

   Метод исследования девиантного  поведения 

  Для исследования девиантного поведения  подростков используются следующие  методы:

   1. Метод исследования  биографических данных – выявления причин отклоняющегося поведения (социальное окружение, наличие или отсутствие причин отклонений в психике и т.п.).

   2. Метод наблюдения за поведением младших подростков – осуществить наблюдение за поведением детей в школе, семье, вне школы и семьи.

   3. Метод беседы с учителями, родителями, сверстниками, знакомыми, близкими – выявление и уточнение причин отклоняющегося поведения.

  4. Метод анкетирования – дает возможность на большой выборке школьников-подростков выяснить мотивы и стимулы, побуждающие подростка не соизмерять поступки, действия и, в целом, свое поведение  с правилами и нормами коллектива и общества.

   5. Фрустрационный тест Розенцвейга. Эта методика будет использована для определения более близкой подростковому возрасту соответствующей позиции. Классический вариант позволяет ребенку быстро сориентироваться на ответ по предлагаемым рисункам первыми пришедшими на ум словами. Эта методика дает возможность определить уровень вербальной агрессии.

   6. Методика «Самооценки» (Дембо-Рубинштейн) определяет уровень самооценки по таким параметрам как: ум, здоровье, характер,  счастье. Исследуемому предлагается указать ступень на каждой лестнице, которая соответствует, по его мнению, его уму, здоровью, характеру, счастью. Здоровые исследуемые независимо от самооценки и объективной жизненной ситуации, не склонный к крайностям и указывают «свое место, как правило, чуть выше среднего.

  7. Опросник Басса-Дарки. Опросник  выявляет следующие формы агрессивных  и враждебных реакций: физическая агрессия (нападение), косвенная агрессия, склонность к раздражению, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия и т.д.

  Методика  Басса-Дарки позволяет определить типичные для испытуемых формы агрессивного поведения. Кроме того, с помощью непараметричесих критериев (в частности, же-критерий знаков), можно удостоверится в надежности и валидности как методики, так и полученных результатов. 

   Профилактика  и коррекция девиантного  поведения 

   Коррекционная работа по профилактике отклоняющегося поведения с подростками имеет свои особенности. В течение ряда лет на основе теоретической и практической литературы была разработана система профилактических и коррекционных мероприятий, способствующих многим детям с отклоняющимся поведением привести свои действия и поступки в соответствии с нормами, правилами поведения в социуме. 

   М.И. Рожкова отмечает, что при работе с девиантным поведением всегда стоит задача не просто использовать один из методов, а выбрать оптимальную их совокупность. Выбор такой совокупности – это всегда поиск оптимального пути психокоррекции и воспитания подростка.

   Приёмов может быть бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые приёмы. При оказании помощи таким детям необходимо учитывать ряд требований:

  1. Требование возрастной целесообразности, проявляется в том, что в настоящее время вся профилактическая работа начинается главным образом в подростковом возрасте, когда девиантное поведение стойко сформировано. Целесообразно сдвинуть возрастные границы этой работы в сторону младшего школьного возраста.
  2. Требование дифференциальности и индивидуализации работы, которая заключается в дифференцированном в плане пола и возраста подходе и учёте индивидуальных особенностей каждого конкретного ребёнка в процессе воспитательно-профилактической работы с ними.
  3. Вариативность работы. В зависимости от складывающейся ситуации, имеющихся условий и вероятных возможных последствий используются те или иные формы, методы и средства работы.
  4. Гуманный подход. Проявление внимательного и доброго отношения ко всем категориям детей, независимо от их национальной принадлежности, мировоззрения, вероисповедания, доверие к ребёнку и соблюдение его интересов в любой ситуации.
  5. Требование учёта региональных особенностей. Организуя воспитательно-профилактическую работу, необходимо учитывать особенности региона, где она организуется, складывающиеся в нём социально-культурную и экономическую ситуацию. [7]

Информация о работе Психокоррекция подростков с девиантным поведением