Психокоррекция подростков с девиантным поведением

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 01:40, реферат

Описание работы

Профессиональный интерес социологов, социальных педагогов и социальных психологов к различным видам и уровням изменений личности несовершеннолетних и их характерологических особенностей весьма высок и устойчив многие годы. Об этом свидетельствуют направленность и количество работ, посвящённых проблеме отклоняющегося поведения. Уже накоплен немалый опыт по коррекции и профилактике девиантного поведения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..…… 3
Типы и структура девиантного поведения………………………………………..…. 4
Причины возникновения девиации ……………………………………..………..….. 6
Ведущие факторы агрессивного поведения современных подростков..................... 8
Метод исследования девиантного поведения……………………………................. 11
Профилактика и коррекция девиантного поведения……………………………..… 12
Заключение………………………………………………………………………….… 19
Список использованной литературы………………………………………………… 22

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

   Реализация  перечисленных требований должна базироваться на определённых правилах.

  1. Правило позитивного настроя. Любое взаимодействие следует начинать с себя, особенно если оно связано со стремлением изменить другого человека. Путь по изменению отклоняющегося от нормы поведения может оказаться длительным и напряжённым.
  2. Правило доверительности взаимодействия.  Контакт между ребёнком и взрослым подобен мосту, который соединяет две стороны одного потока. Нет моста – нет связи, нет пути от взрослого к ребёнку и наоборот.

   К основным формам работы с девиантными  детьми относят:

  1. Беседы и практические занятия с родителями и учителями по диагностике причин отклоняющегося поведения детей.
  2. Систему коррекционных занятий (всего 19 – отобранных из журналов по социальной работе и практической психологии).
  3. Включение в учебно-воспитательный процесс системы воспитательных моментов, способствующих постепенной нейтрализации отклонений в поведении.
  4. Внедрение в практику работы педагогических ситуаций, формирующих у детей позитивную мотивацию учения.
  5. Опору на этнокультурные обычаи и традиции народа.

   Но  параллельно необходимо начинать проводить работу с семьёй, а также анализировать социальное окружение детей с девиантным поведением. После диагностики семейных отношений и степени их дисгармоничности, должна осуществляться психокоррекционная работа с детьми как индивидуально, так и с группой. Совершенно неэффективными оказываются общие беседы о необходимости "хорошо себя вести".

   Особое  место в коррекционной работе уделяется формированию круга интересов школьника также на основе особенностей его характера и способностей. Стремясь к максимальному сокращению периода свободного времени подростков – "времени праздного существования и безделья" необходимо привлекать их к положительно формирующим личность занятиям: спорту, чтению, самообразованию, занятию музыкой и т.д. Одновременно и родители должны помогать занять детей  работой по дому, что было нелегко, т.к. упустили соответствующий момент в раннем детском возрасте.

   Важное  значение в профилактической и коррекционной  работе имеет диагностика статуса личности в группе (социометрия и референтометрия).

   Как говорят социальные педагоги и психологи: «При непродуктивной деятельности в  период свободного времени – «ничегонеделанье»  – неизбежен скорый возврат подростка в асоциальную компанию и рецидив делинквентности. [5]

   Поэтому крайне необходимо записывать детей в спортивные школы, приучать дома к ежедневной гимнастике, подсовывать гантели и эспандеры, железные гири и боксёрские перчатки. Нельзя допустить, чтобы агрессия накапливалась, подобно статическому электричеству. Оно ведь имеет свойство взрываться болезненными разрядами. [6]

   Д.И. Фельдштейн выделил социально признаваемую и социально одобряемую деятельность. Психологический смысл этой деятельности состоит для подростка в том, что участвуя в ней, он фактически приобщается к делам общества, занимает в нём определённое место и удерживает свою новую социальную позицию среди взрослых и сверстников. В процессе этой деятельности подросток признаётся взрослыми, как равноправный член общества. Это создаёт оптимальные условия и для реализации его потребностей. Такая деятельность предоставляет подростку возможность развития его самосознания, формирует нормы его жизнедеятельности. Но методы и принципы такой деятельности требуют значительной корректировки при включении в неё подростков, отличающихся повышенной агрессивностью. Прежде всего, необходима организация системы развёрнутой деятельности, создающей жёсткие условия и определённый порядок действий и постоянный контроль. При условии последовательности, постепенности приобщения агрессивных подростков к различным видам социально признаваемой деятельности – трудовой, спортивной, художественной, организаторской и других, – важно соблюдать принципы общественной оценки, преемственности, чёткого построения этой деятельности. [9]

   Формы работы с подростками из группы риска (склонных к алкоголизму, токсикомании, воровству, бродяжничеству, физической агрессии и т.д.), в основном, традиционны: включение учащихся в школьные и внешкольные спортивные секции,  школьное самоуправление и т.д. Коррекционная работа носит, в основном, индивидуальный характер или осуществляется с минигруппой в 2-3 человека. Для подростков 11-12-летнего возраста используются усовершенствованные для данного возраста игры, проводимые с младшеклассниками.

  Также для коррекции девиантного поведения возможно использование тренингов, целью которых является диагностика характера и иерархии взаимоотношений детей и статуса каждого ребенка в группе, особенностей мотивационно-потребностной сферы детей; выявление причин их тревожности и страхов; обучение навыкам ауторелаксации. Примеры игр, которые могут быть включены в тренинг, отображены в приложении.

  Предложенная система тренинга, разумеется, не претендует на ее совершенство, но она интересна и полезна для специалистов. Важно только отметить, что каждому психологу, педагогу следует творчески подойти к разработке подобной программы, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей детей определенного возраста и специфики конкретной школ.

  Отклоняющееся поведение у младших подростков значительно уменьшается при условии ранней диагностики социальных, психологических, педагогических причин, приводящих к девиантному поведению; наличия системы психолого-педагогических действий по целенаправленной коррекции и профилактике негативных поступков и поведения детей; гуманизации отношений и постоянном взаимодействии со взрослыми по развитию способности к самообразованию, самовоспитанию.

  Психолого-педагогические средства коррекции девиантного  поведения дают особый эффект, если применяются в форме сопряженного физического и когнитивного воздействия. Такое воздействие может применяться как в виде психомоторных упражнений, игр с элементами двигательных и когнитивных действий, а также традиционных средств физической культуры, адекватных возрасту занимающихся, с корректировкой, соответствующей их индивидуально-типовым особенностям.

  Формами коррекционной помощи при работе с девиантными детьми и подростками  являются: моторная и психомоторная  коррекция, а также коррекция  когнитивных расстройств в форме упражнений и игр, основанных на сопряжении когнитивных и психомоторных компонентов, коррекция эмоционально-личностных нарушений, работа с родителями. Применение таких форм корригирующей помощи имеет следствием значительное улучшение со стороны высших психических функций в 75% случаев, в положительной динамике со стороны неврологических симптомов (84% случаев), в совершенствовании функций программирования и контроля, произвольного внимания, зрительно-моторной координации, тонкой моторики, пространственных представлений (улучшение зафиксировано в 67% случаев).

  Комплексная коррекционная программа способствует повышению уровня физического развития и физической подготовленности занимающихся, особенно в сфере физических качеств, связанных с тонкими мышечно-двигательными дифференцировками, а также дифференцировками пространственно-временных отношений взаимодействия субъекта и объекта физической деятельности.

  Кроме того, необходимо учитывать, что развитие ребенка осуществляется в деятельности, а подросток стремится к утверждению себя, своей позиции как взрослый, среди взрослых, поэтому необходимо обеспечить включение подростка к такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создает возможности подростку реализовать и утвердить себя на уровне взрослых. В качестве такой деятельности, сензитивной подростковому возрасту, Д.И. Фельдштейн вычленил социально признаваемую и социально одобряемую деятельность. Психологический смысл этой деятельности состоит для современного подростка в том, что, участвуя в ней, он фактически приобщается к делам общества, занимает в нем определенное место и утверждает свою новую социальную позицию среди взрослых и сверстников. В процессе этой деятельности подросток осознает себя и признается окружающим как равноправный член общества, что создает оптимальные условия для реализации его потребностей.

  Внешне  задаваемая, педагогическая «навязываемая» подростку социально одобряемая деятельность, когда она выступает для него как самостоятельно организуемая, способна обеспечить формирование адекватной ей мотивационно-потребностной сферы, так как, с одной стороны, отвечает ожиданиям растущего человека, его потенциям; с другой — предоставляет ему практику для развития самосознания, формируя нормы его жизнедеятельности. Основные принципы, формы и методы построения такой деятельности, отработанные в условиях воспитания подростка «в норме», требуют значительной корректировки при включении в нее подростков, отличающихся повышенной агрессивностью.

  Прежде  всего необходима организация системы  развернутой деятельности, создающей жесткие объективные условия, определенный порядок действий, четко выделенные образцы и постоянный контроль, постепенно перерастающий в самоконтроль.

  При условии  последовательности, постепенности при общения агрессивных подростков к различным видам социально признаваемой деятельности — трудовой и спортивной, художественной, организаторской и других, — важно соблюдать принципы общественной оценки, преемственности, четкого построении угон деятельности. [11]

  Таким образом можно выделить следующие  формы профилактики девиантного  поведения:

  1. Включение в деятельность с учетом формирования позитивной мотивации.
  2. Практическое формирование деятельности: психотренинги, психотехнические игры,  включенность в кружки по интересам, ролевые игры и др.)
  3. Консультационные беседы. Причем следует помнить, что оказывая помощь в разрешении затруднительного для подростка вопроса использовала различные способы. Тактичность, чувствительность, гибкость, избирательность, отказывалась от неработающих способов или модифицировала их. При этом применяла следующие приёмы:
    • информирование (расширение информированности подростка);
    • метафора (использования аналогий, образов, сказок, притч, пословиц, случаев их жизни);
    • установление логических взаимодействий (психолог вместе с подростком устанавливает последовательность событий);
    • проведение логического обоснования (позволяет отсортировать возможные способы решения актуальной жизненной задачи за счёт логического анализа);
    • самораскрытие (псих. косвенно побуждает ребенка “стать самим собой”);
    • конкретное пожелание (может содержать рекомендацию попробовать какой-либо конкретный способ);
    • парадоксальная инструкция (вызвать чувство протеста с целью активизации и анализа происходящего);
    • убеждение (на фоне уравновешенного эмоционального состояния);
    • релаксация (осуществление расслабления, достижение внутреннего комфорта);
    • повышение энергии и силы (когда подросток чувствует себя обессиленным, двигательные упражнения, перевоплощение);
    • переоценка (выделение негативных мыслей, поиск положительного);
    • домашние задание – (действие о котором договаривались заранее с ребёнком), упражнение несёт помощь в закреплении наметившихся в ходе работе изменениях;
    • социальные пробы (осуществление конкретных действий подростком как специально запланированных жизненных ситуациях, так и в правовых процедурах), позволяет лучше понять собственные возможности, пройти своеобразное социальное закаливание, освоить новые формы и способы поведения;
    • оказание помощи в поисках идентичности. Весьма актуально для подростков, которых мучает ответ на вопрос: “кто я на самом деле?”. Конкретные пути, позволяющие найти ответ на данный вопрос, могут быть основаны на самопознании, самоанализе, осмыслении собственных поступков.

 

    Заключение.

  Под девиантностью разумеют отклонение от принятых в обществе норм. … Под  определение девиантное поведение попадает как делинквентное, так и другие нарушения поведения (от ранней алкоголизации до суицидных попыток). В литературе указывается на необходимость различать понятие  "отклоняющееся поведение" от терминов "отклонение в развитии", "задержка в развитии", "отставание в развитии"…Эти термины обозначают детей с дефектами развития. [9]

  Исследования  показывают, что социальные причины  отклоняющегося поведения несовершеннолетних непосредственно взаимосвязаны с психологическими причинами. Все корни девиантного поведения лежат в психике детей. Как в социальном, социально-педагогическом, так и в психологическом аспектах отклоняющегося поведения детей стрежневым является тенденция к повышению уровня агрессивности большинства из них.

  Анализ  научно-исследовательских работ  показывает, что во многих из них, во-первых, недостаточно раскрывается  взаимосвязь  и взаимодействие социальной педагогики, социальной психологии, психологии по выявлению причин девиантного поведения подростков; во-вторых, в профилактике девиантного поведения подростков имеется ряд неотложных задач, требующих своего решения: 1) девиантное поведение подростков раскрывается в определенном отрыве от делинквентного поведения детей дошкольного и младшего школьного возраста; 2) решение проблемы девиантного поведения в социальной педагогике имеет тенденцию к раскрытию, в основном, социальных причин данного явления.

  Отклоняющееся поведение детей и подростков имеет сложную многофакторную природу, его изучение требует, во-первых, реализации системного подхода, выявляющего иерархию и взаимосвязь неблагоприятных факторов, во-вторых, – применение сравнительного анализа, сопоставляющего условия благоприятного социального развития с процессом социопатогенеза, в-третьих, реализации междисциплинарного подхода, который не позволяет замыкаться в рамках одной специализации, а напротив, предполагает использование достижений таких отраслей психологии, как возрастная, социальная, педагогическая, медицинская.

  Среди множества параметров отклоняющегося поведения мы выделили: агрессивность (физическая, косвенная, вербальная, раздражение), неблагоприятное  социальное окружение, негативную мотивацию учения и поведения, курение, склонность к алкоголизму, наркомании и др.

Информация о работе Психокоррекция подростков с девиантным поведением