Психокоррекционная программа развития эмоциональной сферы дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 14:55, доклад

Описание работы

Одной из самых серьезных социальных проблем, с которой сталкивается воспитатель в ДОУ, является недостаточное развитие произвольности эмоциональной сферы детей. Это обусловлено как возрастными особенностями дошкольного возраста, так и чрезмерной "интеллектуализацией" воспитания, "технологизацией" нашей жизни.

Содержание

Содержание
Введение
Этапы работы по программе
Литература

Работа содержит 1 файл

Психокоррекционная программа развития эмоциональной сферы дошкольника.doc

— 146.50 Кб (Скачать)

Ритуал приветствия

Игра "Встаньте все  те, кто. "

Воспитатель. Встаньте те, кто

любит прыгать,

радуется хорошей  погоде,

имеет младшего братишку,

любит дарить подарки  и т.д.

Рефлексия прошлого занятия

Испытывал ли ты и  твои близкие гнев за время прошедшее  с предыдущего занятия?

Чем это было вызвано?

Как ты или твои близкие  преодолели гнев?

Основная часть

Прослушивание и  обсуждение "Истории про Обидку и Грустинку".

Воспитатель. Жили-были на свете две подружи Обидка и Грустинка. Они всегда ходили вместе и искали себе друзей. Обидка выглядела. Как? (Ответы детей.) Обидка была зеленого цвета, очень пушистые ладошки у нее были липкими, поэтому она могла клеиться к прохожим. Грустинка выглядела. Как? (ответы детей.) Грустинка была синяя с красным носиком и очень худенькими ножками. Ее часто уносило ветром, но на лапках у Грустинки были присоски, с помощью которых она цеплялась за все, что попадалось пути. Давайте изобразим грусть. Вы сегодня выходили на улицу, вот там они к вам и пристали - прилипла я даже вижу их. (Подходит к кому-либо из детей и показывает.) Обидка сидит у тебя на левом плече, а Грустинка - на правом. Давайте их снимем, и пусть они летят дальше.

Воспитатель вместе с детьми в комическое форме начинают снимать Обидку и Грустинку, делая вид, что ему трудно это делать.

Воспитатель предлагает детям нарисовать героев рассказа, после этого вырезать их по контуру  и поиграть с ними.

Игра "Волшебный  стул"

Кому-нибудь из детей  кладется на плечо Грустинка или Обидка, он изображает соответствующего человека; (с соответствующим эмоциональным состоянием) садится на стульчик. А остальным детям дается задание придумать как можно больше ласковых и нежных слов адресованных их товарищу. После этого дети очереди подходят к волшебному стулу и, поглаживая сидящего на нем ребенка, говорят ему ласковые слова. Для примера первым игру начинает воспитатель.

Игра "Испорченный  телефон"

Передаем грустное слово.

Игра "Море волнуется  раз. "

Дети передают мимикой и пантомимикой заданное воспитателем эмоциональное состояние.

Релаксационное упражнение "Спаси птенца"

Представьте, что  у вас в руках маленький  беззащитный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. Теперь согрейте его. Медленно, по одному пальчику согните в ладонь, спрячьте в нее птенца, подышите на него согревая своим ровным, спокойным дыханием, прижмите ладони к своей груди, отдайте птенцу доб-1> сердца и тепло дыхания. Раскройте ладонь и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите, он еще прилетит к вам.

Ритуал прощания

Игра "Цвет настроения".

Занятие 12.

Тема: "УДИВЛЕНИЕ".

Цель: познакомить  детей с эмоцией удивления; продолжать учить определять эмоциональное  состояние других людей; развивать  способность выражать эмоции вербально и невербально; тренировать умение владеть своими эмоциями.

Ритуал приветствия

Игра "Встаньте те, кто. "

Воспитатель. Встаньте те, кто …

любит радоваться,

не любит грустить,

любит дарить цветы  и т.д.

Рефлексия прошлого занятия

Испытывал ли ты и  твои близкие грусть, печаль за время, прошедшее с предыдущего занятия?

Чем это было вызвано?

Как вы преодолели грусть, печаль? '

Основная часть

Звучит аудиозапись  Лес. Птицы. Дождь. Гроза, серии "Наедине  с природой").

Воспитатель (демонстрирует  лист с сюжетной картиной "Удивление"). Вот и наши знакомые гномы,

Гномы возвращались домой. Они были в гостях у общего друга на дне рождения. Настроение у них было замечательное. Вдруг  вокруг все потемнело, зашумела листва на деревьях. Подул сильный ветер  и пошел дождь. Гномы быстро встали под большой дуб, ожидая когда закончится дождь. Ведь летом чаще всего дождь быстро начинается и быстро заканчивается, так и случилось: закончился дождик, выглянуло солнышко, зачирикали птички. Гномы весело зашагали по тропинке. Неожиданно один из гномов вскрикнул от удивления и встал на колени - прямо на тропинке росли два гриба, а он чуть было не наступил на них. "Не может быть! - воскликнул гном, - Ты посмотри, какие большие и красивые!" У гномов не было с собой ножа, чтобы срезать грибы. Они пытались запомнить это место, но оно ничем не отличалось от других: такие же деревья и кусты вокруг. Вдруг они почувствовали сильный и притягательный запах: рядом с грибами рос большой куст душистой черемухи. Нигде больше было такого большого и ароматного куста. Быстро дойдя до дома, они взяли корзинку и ножик. По запаху черемухи они очень легко нашли то место, где росли грибы.

Посмотрите на картину  и скажите, как выглядит удивленный человек. (Ответы детей.) Правильно у  него раскрыт рот, брови приподняты, глаза широко раскрыты. Одной рукой он может придерживать или прикрывать рот, как будто хочет сдержать восклицание. От удивления человек может вскрикнуть, присесть или просто замереть. Переживание удивления бывает очень коротким и чаще всего приятным.

С каким человеком  можно сравнить по позе, жестам, мимике удивленного человека? (С радостным.)

Покажите, как вы удивляетесь? Закройте глаза, а потом  быстро откройте, посмотрите друг на друга  и удивитесь. (Дети выполняют задание.)

Звучит аудиозапись "Осень. Листопад".

Воспитатель (достает  из конверта коробочки с ароматными веществами). Вспомните, пожалуйста, что  помогло гномам найти грибы? (Запах  черемухи.) Грибы так удивили гномов, что в течение долгого времени, чувствовали запах черемухи, вспоминали грибы,

Запахи бывают необычными, запоминающими какими еще? (Неприятными, резкими.)

Закройте глаза. Каждому  из вас я дам понюхать коробочку, где живет запах. (Дети определяют,) скажите, что вы вспомнили, ощутив этот запах может быть, происходило  что-то необычное, когда удивил какой-нибудь запах; кто был рядом с вами например, как-то я зашла в булочную и вместо в/о свежеиспеченного хлеба ощутила резкий запах краски - это меня удивило. Оказалось, что в магазине покрасили одну из стен. (Любая рассказанная ребенком история должна быть выслушана с интересом). Затем можно спросить, чей рассказ детям понравился больше.)

А теперь нарисуйте  лицо с удивленным выражением.

Как, по-вашему, пахнут "Удивление", "Ра "Страх", "Гнев"? (Ответы детей.)

Релаксационное упражнение " Тропический остров"

См занятие 8.

Ритуал прощания.

Улыбнись другу.

Занятие 13.

Тема: Веселый, грустный или…

Задачи: развивать  у детей умения различать по мимике, жестам разные эмоциональные состояния (радость, горе, удивление); приучать детей  вслушиваться в интонацию речи, ее содержание и на этой основе делать вывод о настроении и чувствах детей; воспитывать у детей чувство взаимопомощи, чем и как можно порадовать другого в случае огорчения.

Ход занятия

1. Игра-этюд "Хорошая  погода".

Звучит в записи песенка о лете.

Воспитатель предлагает детям представить себе теплый солнечный  день, зеленую лужайку с яркими цветами, над которыми весело порхают  бабочки.

Какое сейчас у вас  настроение? Почему?

Дети выбирают соответствующую  пиктограмму настроения.

2. Игра-этюд "Плохая погода".

Звучит в записи мелодия осенней песенки "Хмурая, дождливая осень наступила" (слова  М. Ивенсена, музыка М. Красева).

Детям предлагается представить пасмурное небо, дождь, холодный ветер, взъерошенных воробьев, которые забились под крышу.

Какое у вас настроение? Почему? (Дети выбирают пиктограмму.)

3. Игра-этюд "Погода  изменилась".

Звучит в записи песня "Греет солнышко теплее" (муз.Т. Вилькорейской, сл.О. Высотской.)

Воспитатель. Представьте  себе, как вдруг неожиданно для  всех закончился дождь и выглянуло яркое солнышко. И это произошло так быстро, что даже воробьи удивились.

Что с вами произошло, когда вы себе представили такие  неожиданные перемены в погоде? Найдите  пиктограмму.

4. Упражнение "Зеркало".

Рассматривание пиктограмм и изображение перед зеркалом радости, горя, удивления. Дети по очереди придумывают сюжеты, а остальные их передают мимикой, жестами. Обсуждают, как помочь другу в случае горя (может рассказать историю воспитатель).

5. Рисование "Облака".

Дети рисуют облака-настроения, в которых передают свое настроение или настроение своего друга. По желанию они могут обменяться рисунками-настроениями: например, ребенку с грустным настроением дарят "веселые облака".

Занятие 14.

Тема: "МИР ЭМОЦИЙ".

Цель: закрепление  знаний детей об эмоциях; закрепление умения определять эмоциональное состояние других, тренировка умения владеть своими эмоциями.

Ритуал приветствия.

Упражнение на внимание "Что ты услышал?".

Рефлексия прошлого занятия

Что интересного  произошло за время, прошедшее с  прошлого занятия?

Какого цвета сейчас твое настроение?

Основная часть "Угадай эмоцию"

Вывешиваются по одному плакаты со схематичным изображением эмоций. Дети угадывают, какие эмоции изображены на них.

Упражнение "Фигуры эмоций"

Дети рисуют 5 больших  фигур на листе А4. Потом, распознав 4 фигуры (радость, страх, гнев, злость) цветными карандашами, придумывают имя пятой фигуре, используя такие цвета, которые соответствуют ее эмоциональному состоянию.

"Назови эмоцию"

Передавая мяч по кругу, дети называют эмоции, мешающие общению. Затем мяч передают в другую сторону называют эмоции, помогающие общению.

"Изобрази эмоцию"

Воспитатель. С помощью  чего можно выражать эмоции? (Их можно  выражать с помощью движений, мимики, пантомимики, интонации.) Заранее приготовленные карточки с изображением

той или иной эмоцией. (радость, страх, обида, грусть, и т.д.). Каждый ребенок по очереди достает  карточку и пытается изобразить доставшуюся  эмоцию без слов. Остальные должны угадать, что это за эмоция.

Упражнение "Поставь  балл эмоции"

На карточках с различными эмоциями предлагается поставить балл - цифру от 1 до 10 каждой эмоции в зависимости от того, как часто ее испытывает отвечающий. Затем идет обсуждение и делаются выводы.

Релаксационное упражнение "Воздушный шарик" см занятие 2.

Занятие 15.

Тема: Приключение  Буратино

Цель: закрепить знания об эмоциях; углублять способность  чувствовать настроение в музыке; развивать рефлексию.

Ритуал приветствия

Игра "Поздоровайся радостно, грустно.".

Основная часть

Рассказ о путешествии  по Стране сказок

Рассказать о том, что дети отправляются в путешествие по Стране сказок. На своем пути они увидят сказочные домики, в которых живут герои разных сказок. Сказочные герои выйдут, если дети правильно назовут эмоцию, изображенную на пиктограмме, висящей на двери домика. 1. Первый домик с пиктограммой гнева.

Дети называют эмоцию. Из домика выходит злой-презлой Карабас  и говорит, что у него в театре нет актеров, и он хочет забрать  всех детей в театр. Психолог предлагает показать свой гнев и зло ответить Карабасу-Барабасу, что они ни за что не пойдут в его театр.

Это помогает прогнать Карабаса-Барабаса и продолжить путешествие.

2. Второй домик  с пиктограммой страха.

Дети отгадывают эмоцию.

Из домика выходит  Зайчик, который боится Лису. Она  выгнала его из собственного дома.

Информация о работе Психокоррекционная программа развития эмоциональной сферы дошкольника