Психокоррекционная программа развития эмоциональной сферы дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 14:55, доклад

Описание работы

Одной из самых серьезных социальных проблем, с которой сталкивается воспитатель в ДОУ, является недостаточное развитие произвольности эмоциональной сферы детей. Это обусловлено как возрастными особенностями дошкольного возраста, так и чрезмерной "интеллектуализацией" воспитания, "технологизацией" нашей жизни.

Содержание

Содержание
Введение
Этапы работы по программе
Литература

Работа содержит 1 файл

Психокоррекционная программа развития эмоциональной сферы дошкольника.doc

— 146.50 Кб (Скачать)

Причем все наши домовые - абсолютно разные, как и  мы сами. Один любит веселые истории, любит прыгнуть на ладошку и ждет, блестя глазами, когда с ним поделятся радостью! А вот его приятель больше любит истории грустные. Прижмется пушистым бочком, слушает и очень-очень рассказчику сочувствует. Третьему домовому нравятся истории сердитые. Брови насупит, кулачки сожмет и слушает, затаив дыхание, историю, в которой есть какой-нибудь злодей или обидчик. Сердится, сопереживает} Четвертый домовой предпочитает истории страшные. Пряниками не корми - дай послушать и испугаться! Только ушки мелко дрожат да шерстка дыбом становится.

Сказка продолжается, изображение каждого домового в  свой срок появляется на доске. Психолог наглядно демонстрирует, подходя к  кому-нибудь из группы, как именно каждый домовой слушает свою любимую  историю.

Далее психолог задает вопросы:

Кто может что-то рассказать про сегодняшний день этому домовому? А этому? А есть ли у кого-то что-то сообщить этому  домовому?

Кто-то из детей рассказывает соответствующую историю, а остальные  члены группы демонстрируют, как  именно домовой слушает.

Далее психолог проводит беседу о том, что такое настроение, как человек выражает свое настроение, что такое чувства, как человек  выражает свои чувства, что такое  эмоции, как человек их выражает. Рассказывает о выражении чувств, настроения и эмоций в музыке, рисунке, танце.

Воспитатель. В жизни  человека очень важно понимать чувства  других - это родник добрых взаимоотношений. Поэтому мы с вами и будем знакомиться  с разными эмоциями, чувствами, будем  учиться понимать эмоции, чувства  и настроение людей.

Психолог предлагает детям рассказать, какое у них  сейчас настроение. Следит, правильно  ли ребенок подбирает слова для  выражения своего настроения. После  этого психолог предлагает детям  нарисовать свое настроение.

Обсуждение рисунков.

Релаксационное упражнение

"Воздушный шарик"

Воспитатель. Представь, что в твоей груди находится  воздушный шарик. Вдыхая через нос, до отказа заполни легкие воздухом. Выдыхая ртом, почувствуй, как он выходит из легких.

Не торопясь, повтори. Дыши и представляй, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше.

Медленно выдохни  ртом, как будто воздух тихонько выходит из шарика.

Сделай паузу и  сосчитай до пяти.

Снова вдохни и заполни  легкие воздухом. Задержи его, считая до трех, представляя, что каждое легкое - надутый шарик.

Выдохни. Почувствуй, как теплый воздух проходит через  легкие, горло, рот.

Повтори три раза, вдыхая и выдыхая воздух, представляя, что каждое легкое - надутый шарик, из которого выходит воздух, когда  ты выдыхаешь. Остановись и почувствуй, что ты полон энергии, а все напряжение пропало.

Занятие 3.

Эмоциональное состояние  детей и взрослых (радость, грусть, злость и др.)

Задачи: формировать  представления детей о различных  эмоциональных состояниях детей  и взрослых, умения общаться с взрослыми и сверстниками; воспитывать желание дарит радость и хорошее настроение близким людям.

Ход занятия

1. Слушание стихотворения  (читает воспитатель).

Мне приснился грустный сон,

Но я его забыл.

Только помню, что  во сне

Я без мамы был.

Мне не хочется играть

И мультфильм смотреть,

Даже битву рисовать,

Даже песни петь.

Ничему-то я не рад,

Может, дождик виноват?

2. Беседа с детьми  о грусти, о плохом настроении.

Какое настроение у  героя стихотворения?

Что вы почувствовали, слушая это стихотворение?

Вспомните, было ли у вас плохое настроение, почему?

Какое сейчас у вас  настроение?

3. Творческая работа.

Воспитатель предлагает детям нарисовать дождик за окном, чтобы  мальчику из стихотворения не было так грустно и одиноко.

4. Слушание стихотворения.

Я не знаю, что со мной,

Разве лучше быть одной?

Всех друзей обидела,

Плохое в них  увидела.

Посмотри, вон у  Ирки

Не глаза, а просто дырки!

Вовка жадный! Сашка  глупый!

Ленка супом любит  хлюпать!

Вместе мы с утра играли -

Не с кем поиграть сейчас.

Нет, ребята, я не злая, -

Злинка мне попала в глаз.

5. Беседа по вопросам.

Хорошо ли поступила  девочка? Почему?

Как выглядит человек, когда он злится, сердится?

Воспитатель предлагает детям изобразить злое или сердитое лицо и посмотреть на себя в зеркало.

Понравилось ли вам  выражение вашего лица?

Почему злых людей  никто не любит?

6. Игра "Какое настроение?".

Задание. Подобрать  пиктограммы различных эмоциональных  состояний к сюжетным картинкам-ситуациям.

7. Игра "Добрые  и злые герои сказок".

Детям предлагаются картинки различных сказочных персонажей и кружки красного и черного цветов. Необходимо к добрым героям положить красные кружки, а к злым - черные и объяснить, почему так решили.

Воспитатель. Что  значит делиться радостью?

8. Рисование или  аппликация "Открытка".

Воспитатель. Сделайте красивую открытку и подарите тому, кому хотите подарить радость и хорошее настроение.

Занятие 4.

Тема: "Я ДАРЮ ТЕБЕ РАДОСТЬ".

Цель: развитие умения правильно выражать свои эмоции и  чувства посредством мимики; развитие выразительности жестов; снятие психомышечного напряжения.

Ритуал приветствия

Игра "Будь внимательным".

Основная часть

Воспитатель. Сегодня  утром в мое окно постучался солнечный  зайчик, широко улыбнулся мне и, передал  вас письмо. Давайте его прочитаем.

"Привет, ребята! Я  услышал про ваши занятия, и мне очень захотелось поиграть вместе с вами. Вы согласны? Я знаю, что вы учитесь угадывать настроение у своих друзей, взрослых. А можете ли вы угадать, какое настроение пришел сегодня подарить вам я? Давайте, попробуем! Я прислал вам свою фотографию, на которой изображено мое настроение. Но фотографии разрезана. Для того чтобы узнать, какое настроение хочу подарить вам, соберите ее".

(Дети собирают  фотографию и получают изображение  лица с радостным и веселым  выражением.)

Молодцы. А сейчас каждый из вас изобразит: эмоцию на своем лице.

Что вы чувствуете, когда  вам весело и радостно?

На что похоже ваше настроение?

Давайте пошлем солнечному зайчику свои фотографии с нашим  настроением. (Дети рисуют.)

Молодцы. А хотите еще поиграть с солнечным зайчиком?

Релаксационное упражнение

"Солнечный зайчик"

Воспитатель. Сядь удобно, расслабься. Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал  дальше по лицу, нежно погладь его  ладонями: на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживай аккуратно  голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот - погладь животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает тебя, подружись с ним. А теперь глубоко вдохнем и улыбнемся друг другу.

Ребята, вам стало  теплее и радостнее? Давайте поблагодарим солнечного зайчика. А когда вам бывает весело и радостно?

Дети отвечают на вопрос, а воспитатель заполняет  ромашку радости" для детей: когда  мне весело.

Затем совместно  с детьми заполняется "Ромашка  радости" для родителей: когда  твоя мама радуется.

Воспитатель. Ребята, вам приятно, когда у вас хорошее настроение? А когда у ваших друзей хорошее настроение вам за них радостно? Старайтесь поделиться вашим хорошим настроением с окружающими вас людьми.

Занятие 5.

Тема: "РАДОСТЬ".

Цель: развитие умения правильно выражать свои эмоции и чувства посредством мимики пантомимики; снятие психомышечного напряжения.

Ритуал приветствия.

Игра "Поздоровайся радостно".

Основная часть.

Предварительная работа: воспитатель заранее готовит  варианты ответов на вопрос "Что  такое радость?"Например:

Радость - это когда  все радуются, всем весело.

Радость - бывает радость  большая, а бывает маленькая.

Радость - это когда  у одного человека, а большая - когда  у всех.

Радость - это когда  у всех праздник.

Радость - это когда  никто не плачет. Ни один человек.

Радость - это когда  нет войны.

Радость - это когда  все здоровы.

Радость - это я, потому что мама говорит: "Ты моя радость"

Детям предлагается ответить на вопрос "Что такое  Радость?". Воспитатель фиксирует  ответы детей, сравнивает с теми, которые  были заранее приготовлены. Далее отвечают на вопросы:

Что ты делаешь, когда  тебе весело? (Ответы детей.) Расскажи самый  веселый (смешной) случай, который произошел  с тобой.

Затем детям предлагается нарисовать сюжет этого рассказа.

" Кто как радуется"

Дети становятся в круг. Педагог предлагает им изобразить, показать без слов, как они радуются при встрече с мамой, когда они встречают гостей в свой день рождения, при совместных прогулках с родителями или при походе в зоопарк, цирк.

Выразительные движения: объятия, улыбки, смех, восклицания.

Воспитатель совместно  с детьми наклеивает рисунки на большой  лист бумаги - проводится выставка, выбор  самого оригинального рисунка, ответы вопрос "Что такое радость? и  самые интересные истории).

Психогимнастика "Ручеек радости"

Садимся на пол по кругу, берутся за руки, распределяются.

Воспитатель. Мысленно представьте себе, что внутри каждого  из вас поселился добрый, веселый  ручеек. В каждом ручейке - чистая, прозрачная, теплая. Ручеек маленький и очень  озорной. Он не может усидеть на одном месте. Давайте с ним поиграем мысленно представим себе, как чистая, прозрачная водичка через ваши ручки переливается друг другу ро кругу. Мы мысленно передаем друг другу радость.

Занятие 6.

Тема: "СТРАХ".

Цель: познакомить  с новой эмоцией - страхом; учить распознавать, изображать и отреагировать имеющиеся страхи.

Ритуал приветствия

Игра "Поздоровайся с соседом так, как будто ты его боишься

Основная часть

С помощью сюжетной картины и схематического изображения  познакомить с новой эмоцией, ее проявлением в мимике, пантомимике, голосе.

Вопросы к детям:

Какое настроение у  героев этой картины?

Как вы это узнали?

Можем ли мы узнать о  настроении человека, не видя его лицо?

Как меняются движения человека в разном настроении?

Как меняется голос? '

Игра "Испорченный телефон"

Передаем страшное слово. Мимика страха. Обсуждение: "Чего мы боимся?"

Рисование "Я боюсь." или "Я боялся. "

Работа в парах - поменяться с соседом рисунками, рассказать ему о своем страхе и способах с ним справиться.

Игра "Живая шляпа"

Воспитатель (очень эмоционально). Это произошло совсем недавно с очень хорошими друзьями. Однажды у. (имя одного из присутствующих) был день рождения. И он пригласил к себе (воспитатель перечисляет имена всех присутствующих детей). В самый разгар веселья, когда родителей не было дома, в комнате раздался грохот. - Дети насторожились, а кто-то успел даже испугаться. Ой, что это? (воспитатель делает испуганное выражение лица и с ужасом смотрит по сторонам, останавливая свой взгляд в углу комнаты, где заранее прячется игрушечный котенок, сидящий в машинке с дистанционным управлением, накрытый шляпой.) Все ребята побежали в угол комнаты. И что же все там увидели? (Дети предлагают варианты ответов.) Это была не просто шляпа. Она двигалась! (воспитатель незаметно от детей начинает управлять движением шляпы, дети разбегаются в разные стороны.) Все, конечно же, испугались (воспитатель просит детей изобразить мимикой и жестами испуг). Как вдруг шляпа перевернулась. и там оказался маленький, пушистый, мягкий котенок. Все засмеялись и побежали гладить котенка.

Информация о работе Психокоррекционная программа развития эмоциональной сферы дошкольника