Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 14:55, доклад
Одной из самых серьезных социальных проблем, с которой сталкивается воспитатель в ДОУ, является недостаточное развитие произвольности эмоциональной сферы детей. Это обусловлено как возрастными особенностями дошкольного возраста, так и чрезмерной "интеллектуализацией" воспитания, "технологизацией" нашей жизни.
Содержание
Введение
Этапы работы по программе
Литература
Причем все наши домовые - абсолютно разные, как и мы сами. Один любит веселые истории, любит прыгнуть на ладошку и ждет, блестя глазами, когда с ним поделятся радостью! А вот его приятель больше любит истории грустные. Прижмется пушистым бочком, слушает и очень-очень рассказчику сочувствует. Третьему домовому нравятся истории сердитые. Брови насупит, кулачки сожмет и слушает, затаив дыхание, историю, в которой есть какой-нибудь злодей или обидчик. Сердится, сопереживает} Четвертый домовой предпочитает истории страшные. Пряниками не корми - дай послушать и испугаться! Только ушки мелко дрожат да шерстка дыбом становится.
Сказка продолжается, изображение каждого домового в свой срок появляется на доске. Психолог наглядно демонстрирует, подходя к кому-нибудь из группы, как именно каждый домовой слушает свою любимую историю.
Далее психолог задает вопросы:
Кто может что-то рассказать про сегодняшний день этому домовому? А этому? А есть ли у кого-то что-то сообщить этому домовому?
Кто-то из детей рассказывает соответствующую историю, а остальные члены группы демонстрируют, как именно домовой слушает.
Далее психолог проводит беседу о том, что такое настроение, как человек выражает свое настроение, что такое чувства, как человек выражает свои чувства, что такое эмоции, как человек их выражает. Рассказывает о выражении чувств, настроения и эмоций в музыке, рисунке, танце.
Воспитатель. В жизни человека очень важно понимать чувства других - это родник добрых взаимоотношений. Поэтому мы с вами и будем знакомиться с разными эмоциями, чувствами, будем учиться понимать эмоции, чувства и настроение людей.
Психолог предлагает детям рассказать, какое у них сейчас настроение. Следит, правильно ли ребенок подбирает слова для выражения своего настроения. После этого психолог предлагает детям нарисовать свое настроение.
Обсуждение рисунков.
Релаксационное упражнение
"Воздушный шарик"
Воспитатель. Представь, что в твоей груди находится воздушный шарик. Вдыхая через нос, до отказа заполни легкие воздухом. Выдыхая ртом, почувствуй, как он выходит из легких.
Не торопясь, повтори. Дыши и представляй, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше.
Медленно выдохни ртом, как будто воздух тихонько выходит из шарика.
Сделай паузу и сосчитай до пяти.
Снова вдохни и заполни легкие воздухом. Задержи его, считая до трех, представляя, что каждое легкое - надутый шарик.
Выдохни. Почувствуй, как теплый воздух проходит через легкие, горло, рот.
Повтори три раза, вдыхая и выдыхая воздух, представляя, что каждое легкое - надутый шарик, из которого выходит воздух, когда ты выдыхаешь. Остановись и почувствуй, что ты полон энергии, а все напряжение пропало.
Занятие 3.
Эмоциональное состояние детей и взрослых (радость, грусть, злость и др.)
Задачи: формировать
представления детей о
Ход занятия
1. Слушание стихотворения (читает воспитатель).
Мне приснился грустный сон,
Но я его забыл.
Только помню, что во сне
Я без мамы был.
Мне не хочется играть
И мультфильм смотреть,
Даже битву рисовать,
Даже песни петь.
Ничему-то я не рад,
Может, дождик виноват?
2. Беседа с детьми о грусти, о плохом настроении.
Какое настроение у героя стихотворения?
Что вы почувствовали, слушая это стихотворение?
Вспомните, было ли у вас плохое настроение, почему?
Какое сейчас у вас настроение?
3. Творческая работа.
Воспитатель предлагает детям нарисовать дождик за окном, чтобы мальчику из стихотворения не было так грустно и одиноко.
4. Слушание стихотворения.
Я не знаю, что со мной,
Разве лучше быть одной?
Всех друзей обидела,
Плохое в них увидела.
Посмотри, вон у Ирки
Не глаза, а просто дырки!
Вовка жадный! Сашка глупый!
Ленка супом любит хлюпать!
Вместе мы с утра играли -
Не с кем поиграть сейчас.
Нет, ребята, я не злая, -
Злинка мне попала в глаз.
5. Беседа по вопросам.
Хорошо ли поступила девочка? Почему?
Как выглядит человек, когда он злится, сердится?
Воспитатель предлагает детям изобразить злое или сердитое лицо и посмотреть на себя в зеркало.
Понравилось ли вам выражение вашего лица?
Почему злых людей никто не любит?
6. Игра "Какое настроение?".
Задание. Подобрать
пиктограммы различных
7. Игра "Добрые и злые герои сказок".
Детям предлагаются картинки различных сказочных персонажей и кружки красного и черного цветов. Необходимо к добрым героям положить красные кружки, а к злым - черные и объяснить, почему так решили.
Воспитатель. Что значит делиться радостью?
8. Рисование или аппликация "Открытка".
Воспитатель. Сделайте красивую открытку и подарите тому, кому хотите подарить радость и хорошее настроение.
Занятие 4.
Тема: "Я ДАРЮ ТЕБЕ РАДОСТЬ".
Цель: развитие умения правильно выражать свои эмоции и чувства посредством мимики; развитие выразительности жестов; снятие психомышечного напряжения.
Ритуал приветствия
Игра "Будь внимательным".
Основная часть
Воспитатель. Сегодня утром в мое окно постучался солнечный зайчик, широко улыбнулся мне и, передал вас письмо. Давайте его прочитаем.
"Привет, ребята! Я услышал про ваши занятия, и мне очень захотелось поиграть вместе с вами. Вы согласны? Я знаю, что вы учитесь угадывать настроение у своих друзей, взрослых. А можете ли вы угадать, какое настроение пришел сегодня подарить вам я? Давайте, попробуем! Я прислал вам свою фотографию, на которой изображено мое настроение. Но фотографии разрезана. Для того чтобы узнать, какое настроение хочу подарить вам, соберите ее".
(Дети собирают
фотографию и получают
Молодцы. А сейчас каждый из вас изобразит: эмоцию на своем лице.
Что вы чувствуете, когда вам весело и радостно?
На что похоже ваше настроение?
Давайте пошлем солнечному зайчику свои фотографии с нашим настроением. (Дети рисуют.)
Молодцы. А хотите еще поиграть с солнечным зайчиком?
Релаксационное упражнение
"Солнечный зайчик"
Воспитатель. Сядь удобно, расслабься. Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот - погладь животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает тебя, подружись с ним. А теперь глубоко вдохнем и улыбнемся друг другу.
Ребята, вам стало теплее и радостнее? Давайте поблагодарим солнечного зайчика. А когда вам бывает весело и радостно?
Дети отвечают на вопрос, а воспитатель заполняет ромашку радости" для детей: когда мне весело.
Затем совместно с детьми заполняется "Ромашка радости" для родителей: когда твоя мама радуется.
Воспитатель. Ребята, вам приятно, когда у вас хорошее настроение? А когда у ваших друзей хорошее настроение вам за них радостно? Старайтесь поделиться вашим хорошим настроением с окружающими вас людьми.
Занятие 5.
Тема: "РАДОСТЬ".
Цель: развитие умения правильно выражать свои эмоции и чувства посредством мимики пантомимики; снятие психомышечного напряжения.
Ритуал приветствия.
Игра "Поздоровайся радостно".
Основная часть.
Предварительная работа: воспитатель заранее готовит варианты ответов на вопрос "Что такое радость?"Например:
Радость - это когда все радуются, всем весело.
Радость - бывает радость большая, а бывает маленькая.
Радость - это когда у одного человека, а большая - когда у всех.
Радость - это когда у всех праздник.
Радость - это когда никто не плачет. Ни один человек.
Радость - это когда нет войны.
Радость - это когда все здоровы.
Радость - это я, потому что мама говорит: "Ты моя радость"
Детям предлагается ответить на вопрос "Что такое Радость?". Воспитатель фиксирует ответы детей, сравнивает с теми, которые были заранее приготовлены. Далее отвечают на вопросы:
Что ты делаешь, когда тебе весело? (Ответы детей.) Расскажи самый веселый (смешной) случай, который произошел с тобой.
Затем детям предлагается нарисовать сюжет этого рассказа.
" Кто как радуется"
Дети становятся в круг. Педагог предлагает им изобразить, показать без слов, как они радуются при встрече с мамой, когда они встречают гостей в свой день рождения, при совместных прогулках с родителями или при походе в зоопарк, цирк.
Выразительные движения: объятия, улыбки, смех, восклицания.
Воспитатель совместно с детьми наклеивает рисунки на большой лист бумаги - проводится выставка, выбор самого оригинального рисунка, ответы вопрос "Что такое радость? и самые интересные истории).
Психогимнастика "Ручеек радости"
Садимся на пол по кругу, берутся за руки, распределяются.
Воспитатель. Мысленно представьте себе, что внутри каждого из вас поселился добрый, веселый ручеек. В каждом ручейке - чистая, прозрачная, теплая. Ручеек маленький и очень озорной. Он не может усидеть на одном месте. Давайте с ним поиграем мысленно представим себе, как чистая, прозрачная водичка через ваши ручки переливается друг другу ро кругу. Мы мысленно передаем друг другу радость.
Занятие 6.
Тема: "СТРАХ".
Цель: познакомить с новой эмоцией - страхом; учить распознавать, изображать и отреагировать имеющиеся страхи.
Ритуал приветствия
Игра "Поздоровайся с соседом так, как будто ты его боишься
Основная часть
С помощью сюжетной картины и схематического изображения познакомить с новой эмоцией, ее проявлением в мимике, пантомимике, голосе.
Вопросы к детям:
Какое настроение у героев этой картины?
Как вы это узнали?
Можем ли мы узнать о настроении человека, не видя его лицо?
Как меняются движения человека в разном настроении?
Как меняется голос? '
Игра "Испорченный телефон"
Передаем страшное слово. Мимика страха. Обсуждение: "Чего мы боимся?"
Рисование "Я боюсь." или "Я боялся. "
Работа в парах - поменяться с соседом рисунками, рассказать ему о своем страхе и способах с ним справиться.
Игра "Живая шляпа"
Воспитатель (очень эмоционально). Это произошло совсем недавно с очень хорошими друзьями. Однажды у. (имя одного из присутствующих) был день рождения. И он пригласил к себе (воспитатель перечисляет имена всех присутствующих детей). В самый разгар веселья, когда родителей не было дома, в комнате раздался грохот. - Дети насторожились, а кто-то успел даже испугаться. Ой, что это? (воспитатель делает испуганное выражение лица и с ужасом смотрит по сторонам, останавливая свой взгляд в углу комнаты, где заранее прячется игрушечный котенок, сидящий в машинке с дистанционным управлением, накрытый шляпой.) Все ребята побежали в угол комнаты. И что же все там увидели? (Дети предлагают варианты ответов.) Это была не просто шляпа. Она двигалась! (воспитатель незаметно от детей начинает управлять движением шляпы, дети разбегаются в разные стороны.) Все, конечно же, испугались (воспитатель просит детей изобразить мимикой и жестами испуг). Как вдруг шляпа перевернулась. и там оказался маленький, пушистый, мягкий котенок. Все засмеялись и побежали гладить котенка.
Информация о работе Психокоррекционная программа развития эмоциональной сферы дошкольника