Психокоррекционная программа развития эмоциональной сферы дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 14:55, доклад

Описание работы

Одной из самых серьезных социальных проблем, с которой сталкивается воспитатель в ДОУ, является недостаточное развитие произвольности эмоциональной сферы детей. Это обусловлено как возрастными особенностями дошкольного возраста, так и чрезмерной "интеллектуализацией" воспитания, "технологизацией" нашей жизни.

Содержание

Содержание
Введение
Этапы работы по программе
Литература

Работа содержит 1 файл

Психокоррекционная программа развития эмоциональной сферы дошкольника.doc

— 146.50 Кб (Скачать)

Детям предлагается дотронуться до котенка и погладить  его.

Релаксационное упражнение "Что нам делать с этим чувством?"

Воспитатель. Если ты расстроен, испугался, представь, что  ты можешь с этим сделать. Например, если ты боишься, ты можешь включить телевизор и посмотреть любимый мультфильм, выйти из комнаты или выбросить страх в мусорное ведро, рассмеяться.

А затем сделай то, что представил: например, надуй  мяч из страха и закинь его подальше.

Занятие 7.

Тема: "МАЛЕНЬКИЙ ХРАБРЕЦ".

Цель: повышение самооценки; снятие психического напряжения, устранение страхов; создание положительного эмоционального фона.

Ритуал приветствия.

Игра "Круговая беседа"

Дети и воспитатель  садятся в круг. Воспитатель начинает предложение, а дети по очереди, не перебивая друг друга, дополняют его.

Больше всего мне  нравится в себе.

Я бы хотел стать.

Моя любимая игра.

Больше всего я  боюсь.

Когда-нибудь я надеюсь.

Основная часть

Воспитатель предлагает вниманию детей рассказ "Один дома".

Мама-енотиха ушла добывать еду, крошка-енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Крошке-еноту страшно: а вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет прийти на помощь?!

Мозговой штурм "Как  побороть страх?"

Воспитатель выслушивает  ответы детей и добавляет свои способы.

Рисование своего страха и рассказ о нем и способы  его преодоления.

Упражнение "Воспитай свой страх"

После того как дети нарисуют свой страх и расскажут  о нем, воспитатель предлагает ребенку  перевоспитать страшилку

для этого нужно  сделать его добрым. Вместе они придумывают, как это сделать, возможны

Варианты:

пририсовать воздушный  шарик, конфеты руках у страшилки, исправить злое выражение лица на доброе, улыбчивое, одеть страшилку  в нарядный, веселый костюм. Можно  придумать и другие атрибуты.

Релаксационное упражнение "Самолет"

Воспитатель

Займите позицию  готовности, как при взлете, стоя прямо и разведя руки в стороны. Может быть, у вас есть особый звуковой сигнал перед взлетом? Представьте, что ваш самолет разгоняется  и взлетев, набирает высоту.

Вы летите! Что  там сверху? Внизу? Что вы слышите?

Какие там запахи?

Что вы чувствуете, паря над облаками? Запомните ощущение и возьмите его с собой на землю. Вы приземляетесь.

В следующий раз, когда испугаетесь, представьте, что  вы взлетаете над облаками. Вперед и вверх!

Ритуал прощания Игра "Пожелания".

Занятие 8.

Тема: "ПЧЕЛКА В  ТЕМНОТЕ".

Цель: коррекция боязни темноты, замкнутого пространства, высоты.

Ритуал приветствия  Игра "Круг друзей"

Дети поют: "Что  мне снег, что мне зной, что  мне дождик проливной, когда мои друзья со мной!" Под эту песню ходят по кругу, прихлопывают в ладоши, притоптывают кружатся.

Основная часть

Игра "Пчелка в  темноте"

Воспитатель рассказывает, а дети выполняют соответствующие  действия.

Воспитатель. Пчелка перелетала с цветка на цветок можно использовать детские стульчики, тумбы разной высоты, мягкие модули. Когда пчелка прилетела на самый красивый цветок с большими лепестками, она наелась нектара и уснула внутри цветка. (Использовать детский столик или высокий стул, под который залезает ребенок.) Незаметно наступила ночь, и лепестки стали закрываться (столики и стулья накрываются материалом) Пчелка проснулась, открыла глаза и увидела, что кругом темно. Тут она вспомнила, что осталась внутри цветка и решила поспать до утра. Взошло солнышко, наступило утро. (материя убирается) и пчелка вновь стала веселиться, перелетая с цветка на цветок. Игру можно повторять, накрывая стульчик все более темной тканью, тем самым увеличивая степень темноты.

Рисование "Пчелка в темноте"

Рассматриваем рисунки детей и задаем вопросы:

Какое настроение хотел  передать автор на этом рисунке как  вы

это определили, по каким  признакам?

Разыгрывание этюда "В лесу"

Друзья пошли прогуляться  в лес. Один мальчик отстал, оглянулся - нет никого. Он стал прислушиваться, не слышно ли голосов? (Внимание.) Вроде слышит он какой-то шорох, потрескивание веток, вдруг это волк или медведь? (Страх.) Но тут ветки качнулись, и он увидел своих друзей - они тоже потеряли его. Мальчик обрадовался: теперь можно возвращаться домой (Радость.)

Релаксационное упражнение "Тропический остров"

Воспитатель. Сядьте удобнее. Можете закрыть глаза. Вы видите прекрасный волшебный остров. Это  может быть место, где вы однажды  побывали, которое видели на картинке, или любое другое, нарисованное вашим воображением. Ты единственный человек на этом острове. Кроме тебя только звери, птицы и цветы. Какие звуки ты слышишь? Какие запахи чувствуешь? Видишь чистый берег и воду? Поплавай в море, какое оно? Какая погода на твоем острове?

Как ты чувствуешь себя там совершенно один? Забери это чувство с собой, возвращаясь назад в свою группу, ты можешь представлять этот остров, когда захочешь. Отправляйся в свой собственный райский уголок в любое время.

Ритуал прощания "Комплименты"

Дети в кругу, все  берутся за руки. Глядя в глаза соседу сказать несколько добрых слов, за что-то поблагодарить (либо зато, что произошло на занятии сегодня: (аккуратен, отвечал хорошо, интересно рассказал) либо отметить качества, которые в нем привлекательны (умный, красивые глаза, волосы и пр.). Понимающий комплимент кивает головой и благодарит: "Спасибо, мне очень приятно!" - затем говорит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по парам.

Занятие 9.

Тема: "Гнев".

Цель: познакомить  с эмоцией гнева; учить различать  эмоцию по схематическому изображению; понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать о них; продолжать учиться передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; снятие психомышечного напряжения.

Ритуал приветствия

Игра "Поздоровайся гневно".

Рефлексия прошлого занятия

Испытывал ли ты и  твои близкие страх за время, прошедшее  с прошлого занятия?

Чем это было вызвано?

Как ты или твои близкие  преодолели страх?

Основная часть

Чтение отрывков из произведения К. Чуковского "Мойдодыр", где автор описывает гнев Умывальника и Крокодила. Вопросы к детям:

Почему рассердились Умывальник и Крокодил?

Как описал автор  гнев Умывальника?

Как описал автор  гнев Крокодила?

Рассматривание иллюстраций  художника А. Алянского, на которых изображены сердитые Умывальник и Крокодил.

Детям предлагается рассказать, как художник передал  гнев героев. Да, у разгневанного  человека брови сведены вместе, глаза  широко раскрыты, пальцы рук сжаты в кулак. Губы иногда сжаты, зубы стиснуты, иногда, наоборот, человек громко кричит. Он может сильно размахивать руками или топать ногами.

Драматизация отрывка  из сказки Л. Толстого "Три медведя"

Дети разыгрывают  эпизод, где описывается, как сердятся медведи, узнав о том, что кто-то пользовался их вещами. Воспитатель обращает внимание на то, как по-разному выражают гнев медвежонок, медведица и медведь.

Упражнение "Зеркало"

Детям предлагается изобразить перед зеркалом свой гнев.

Рисование гнева

Предложить детям цветовым пятном изобразить свой гнев. Рассмотреть рисунки. Обратить внимание на цветовую передачу гнева, отметить схожесть и отличия в детских работах.

Релаксационное упражнение "Что нам делать с этим чувством?" Воспитатель. Если ты расстроен, злишься, представь, что ты можешь сделать со своим чувством. Например, если ты злишься, ты можешь заорать или выбросить гнев в мусорное ведро, а также:

поджарить "гневный" омлет из "злобных" яиц,

нарисовать портрет  собственного гнева. А затем сделай то, что представлял, - например, нарисуй мяч из гнева и забрось его подальше.

Ритуал прощания.

Игра "Вместе весело шагать. "

Детям предлагается встать в хоровод и всем вместе порадоваться хорошей песне "Вместе весело шагать." (муз.В. Шаинского, сл.М. Матусовского).

Занятие 10.

Тема: "КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ГНЕВ".

Цель: продолжать учить  детей распознавать у себя и у  других эмоцию гнева; продолжать учить  выражать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные  средства; обучать приемам регуляции  и саморегуляции.

Ритуал приветствия

Игра "Поздоровайся гневно".

Рефлексия прошлого занятия

Испытывал ли ты и  твои близкие гнев за время, прошедшее  с прошлого занятия?

Чем это было вызвано?

Основная часть

"История про  Танечку и Ванечку"

Воспитатель. Жили-были Танечка и Ванечка. Были они замечательными детьми: всем всегда помогали, со всеми дружили, как вдруг что-то произошло. Вышли они как-то гулять на улицу, и налетела на них тучка-злючка. Унесла тучка-злючка Танечку и Ванечку в волшебное королевство Злобландию. И в этом королевстве не узнать было наших героев, научились они злиться, драться и кусаться. Как вы думаете, легко ли живется злым людям на свете? (Дети предлагают варианты ответов.) Но был у Танечки и Ванечки лучший друг Паша. Решил Паша помочь своим друзьям и победить тучку-злючку. Ребята, как вы думаете, как можно победить тучку-злючку? (Дети предлагают варианты ответов.) Вот и Паша задумался, что ему делать. Хотел сначала тучку на бой вызвать, да встретил одного мудрого старика, который сказал ему: "Зло ты злом не победишь, только людям навредишь!" Удивился Паша и спросил: "А чем же я его смогу победить?" Улыбнулся старик и ответил: "Зло можно победить только добром. "

А теперь ребята давайте  выберем Танечку и Ванечку, которых  заколдовала тучка-злючка.

Двое детей изображают злых и сердитых героев рассказа, а все остальные дети придумывают по одному ласковому слову и по очереди будут подходить к Танечке и Ванечке, ласково называя одного и другого.

После того как вы скажете ласковое слово, пожалейте  Танечку и Ванечку. А мы посмотрим, как происходит волшебное превращение.

Мимика сердитого, гневного лица: дети показывают и рисуют.

Мимика лица Танечки  и Ванечки после волшебного превращения: дети показывают и рисуют.

Игра "Волшебный  мешочек"

Если в группе есть ребенок, проявляющий вербальную агрессию, предлагаем ему перед входом в группу отойти в уголок и оставить все "плохие" слова в волшебном мешочке (маленький мешочек с завязками). После того как ребенок выговорится, завяжите мешочек вместе с ним и спрячьте.

Игра "Коврик злости"

Здесь ребенок вытирает ножки о коврик до тех пор, пока ему не захочется улыбнуться.

Игра "Возьми себя в руки"

Воспитатель. Как  только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди - это поза выдержанного человека.

Релаксационное упражнение

"Тух-тиби-дух"

Воспитатель. Я сообщу вам по секрету особое слово.

Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно действовало по-настоящему, необходимо || следующее.

Вы становитесь  в круг, я - в центр круга. Вы идете  по часовой стрелке, я - против. Как  только я скажу: Раз, два, три, стоп!" - все останавливаются. Я сердито - сердито говорю тому, перед кем остановилась, прямо в глаза, волшебное слово: "Тух-тиби-дух"

Затем воспитатель  меняется местами с тем, напротив кого он остановился, и игра продолжается. В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слова "тух-тиби-дух" сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

Ритуал прощания Игра "Комплименты".

Занятие 11.

Тема: "ЗНАКОМСТВО С ЭМОЦИЕЙ ГРУСТИ"

Цель: продолжать формировать  умение понимать эмоции других людей; познакомить с эмоцией грусти; развивать способность выражать эмоции вербально и невербально; обучать приемам саморегуляции.

Информация о работе Психокоррекционная программа развития эмоциональной сферы дошкольника