Психофизиология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 22:13, доклад

Описание работы

Психофизиология (психологическая физиология) — научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии, предметом ее изучения являются физиологические основы психической деятельности и поведения человека. Термин "психофизиология" был предложен в начале XIX века французским философом Н.Массиасом и первоначально использовался для обозначения широкого круга исследований психики, опиравшихся на точные объективные физиологические методы (определение сенсорных порогов, времени реакции и т.д.)

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ.docx

— 58.27 Кб (Скачать)

Было  бы неправильно думать, что снижение функциональной подвижности нервной  системы немедленно приводит к уменьшению производительности труда. Уменьшение производительности труда наступает  несколько позже, в течение некоторого времени работа продолжается с прежними производственными показателями, несмотря на то что физиологические показатели уже начали ухудшаться. В данном случае работа продолжается при требуемых производством условиях за счет привлечения дополнительных факторов социально-психологического порядка (например, сознание ответственности за порученную работу).

Развитие  охранительного торможения в процессе трудовой деятельности свидетельствует  о том, что в производственных условиях снижение работоспособности  в связи с утомлением вызывается не непосредственно истощением запасов  энергии в нервных клетках, не засорением их продуктами распада, а  предшествующим этим процессам нарушением ритма деятельности и рабочего динамического  стереотипа. В общем случае указанные  обратимые функциональные нарушения  вызываются суммированием следов возбуждения, остающихся после каждого рабочего действия. В каждом же частном случае отдельной производственной работы суммирование следов возбуждения имеет  свои особенности в зависимости  от характера выполняемых рабочих  действий и условий труда на определенном участке производства. Конкретные психофизиологические механизмы суммирования следовых процессов  в нервной системе, приводящие к  утомлению, различны и зависят от условий труда.

Если  развитие утомления следует считать  естественной реакцией организма, имеющей  приспособительный характер и выполняющей  целый ряд полезных функций, то его  чрезмерное развитие в любой форме  – явление нежелательное. В соответствии с этим при решении прикладных задач должны ставиться разные цели. С одной стороны, необходимо максимально  продлить время оптимальной работоспособности  и отодвинуть появление первых признаков  утомления, хотя само состояние утомления  вполне допустимо в последние  часы работы. С другой стороны, для  предотвращения эффектов накопления утомления  желательно обеспечивать полное восстановление сил к началу следующего рабочего дня.

В каждом конкретном виде труда необходимо применять  такие оздоровительные меры, которые  могли бы в наибольшей степени  соответствовать психофизиологическим процессам, развивающимся во время  данного вида трудовой деятельности, в частности свойственному этому  виду труда физиологическому механизму  утомления. Наиболее эффективные средства предупреждения утомления при работе на производстве – это средства, нормализующие активную трудовую деятельность человека. Уменьшение плотности рабочего времени, наличие вынужденных перерывов  на протяжении рабочего дня не только не отдаляют наступление и развитие утомления, но могут и ускорить, и  углубить его. Исключение случайно возникающих  перебоев в работе, простоев и штурмовщины, ритмизация трудовых процессов являются важными условиями поддержания высокого уровня работоспособности. На фоне нормального протекания производственных процессов одним из важных физиологических мероприятий, противостоящих утомлению, является правильный режим труда и отдыха. В сменном режиме труда и отдыха должно быть предусмотрено физиологически и психологически обоснованное чередование периодов работы и перерывов для отдыха и приема пищи.

Перерывы  различаются по своему значению и  продолжительности. В середине рабочего дня обычно назначается обеденный  перерыв, продолжительность которого должна составлять 1 ч или 50 мин (в  отдельных случаях возможны перерывы меньшей продолжительности, что  должно компенсироваться другими мерами облегчения и оздоровления труда). В  первую (дообеденную) половину рабочего дня и во вторую (послеобеденную) в счет рабочего времени назначаются  дополнительные перерывы для отдыха продолжительностью – в зависимости  от особенностей данного вида труда  – от 5 до 15 мин (редко больше 15 мин). Расположение дополнительных перерывов  на протяжении рабочего дня, их количество и содержание (пассивный или активный отдых) определяются на основании данных физиологического и психологического изучения динамики работоспособности. В промежутках между рабочими операциями (а также между рабочими элементами и движениями) делаются короткие микропаузы продолжительностью от нескольких секунд до 2 – 3 мин.

Изменяя соответствующим образом число, продолжительность, расположение в  течение смены и содержание дополнительных перерывов, специалист в области  физиологии и психологии труда имеет  возможность создать на конкретном участке предприятия такой режим  труда и отдыха, который обеспечит  достижение высокого и устойчивого  уровня работоспособности, производительности труда и оптимальное приспособление физиологических и психических  функций к текущей трудовой деятельности.

 

МИНИСТЕРСТВО  НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ, МОЛОДЕЖИ И  СПОРТА УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ДОКЛАД

На тему:

Совершенствование функциональных возможностей организма средствами физической культуры и спорта 
 
 
 
 
 
 
 
 

Подготовила

Студентка 4-го курса

Группы МП 08-1

Покидина Оксана 
 
 
 
 
 
 

Донецк, 2012

     О союзе здоровья и физической  культуры людям известно с  незапамятных времен; где этого  союза нет, пространство заполняется  болезнями, снижением работоспособности,  раздражительностью.

     Не секрет, что в стране не  хватает спортивных баз, специалистов  оздоровительной физкультуры, хорошего  инвентаря. Однако, основной причиной безответственного отношения к своему здоровью является недооценка физической культуры и спорта.

     Знаменитый американский писатель  Марк Твен предложил нам великолепный  рецепт: «Единственный способ сохранить  свое здоровье - есть то, чего не  хочешь, пить то, чего не любишь, делать то, что не нравиться». В одном из недавних интервью  корреспонденту одной из газет  президент Всероссийской Ассоциации  «Спорт для всех» А.В.Царик заявил: «…надо остановить сползание нации в пропасть физической деградации. Если дело с профилактикой заболеваний пойдет и дальше так как сегодня, то скоро одна половина населения будет болеть, а вторая – лечить…».

     Не лучше обстоит дело с  физической подготовленностью. Прибывающие  на военную службу призывники  не могут получить оценку «удовлетворительно»  в подтягивании на перекладине  (25%), в беге на 100 м (40%), в кроссе  на 1000 м (60%). Правомерно сделать  вывод, что низкий уровень физической  подготовки свидетельствует об  отсутствии должной физкультурно – восстановительной работы в стране. А раз это так, то не надо удивляться и низкой устойчивости населения к обрушившимся на него болезням цивилизации: атеросклероз, спондилез, радикулит, гипертония, ожирение, ишемическая болезнь сердца и многие другие.

     Что же породило взрыв этих  ранее немногочисленных болезней? Прежде всего – малая двигательная  активность, отсутствие необходимости  больших мышечных усилий, свойственных  человеку от природы, то есть  – гиподинамия. В итоге –  резко пошла вверх кривая простудных, опухолевых заболеваний, нарушение  обмена веществ. 

     Вместе с тем для человечества  губительная роль телесного покоя  не должна бы быть секретом. Еще Аристотель задолго до  нашей эры предупреждал: «…ничто  так не разрушает человека, как  продолжительное физическое бездействие…».  Хорошо известно, что физическая  культура является мощным средством  профилактики многих заболеваний, в том числе и гиподинамии.

     В физиологическом отношении  физические упражнения характеризуются  переходом организма на повышенный (сравнительно с покоем) уровень  функциональной активности. Диапазон  этого перехода может быть, в  зависимости от особенностей  упражнений, весьма значителен. Легочная  вентиляция, например, может возрасти в 20 или более раз; минутный объем крови – в 10 и более раз. Соответственно увеличивается объем и интенсивность всех процессов в организме. Функциональные сдвиги во время упражнений стимулируют последующие процессы восстановления и адаптации, благодаря чему физические упражнения при определенных условиях служат мощным фактором повышения функциональных возможностей организма и совершенствования его структурных свойств.

     Отмечая поразительную способность  организма не только не изнашиваться  под влиянием физической деятельности, но и развиваться, А.А.Ухтомский писал: «…живое вещество характеризуется могучей способностью ассимиляции, которая постоянно восполняет текущие траты. Эта способность ассимиляции и компенсации так могуча, что, как убеждают опыты, сплошь и рядом ведет к тому, что именно работающий орган накапливает вещество в рабочем потенциале, особенно выше того уровня, на котором они были до работы. Благодаря такой избыточной компенсации и получается, что именно работа и упражнения ведут к увеличению массы и развитию органов…».

     Внешний облик физически тренированного  человека свидетельствует о здоровье  и готовности к интенсивной,  длительной и хорошо координированной двигательной деятельности.

     Физические упражнения совершенствуют  осанку человека, она характеризует  не только форму тела, но и  функции состояния двигательного  аппарата. Формирование полноценной  осанки связано с увеличением  подвижности суставов, особенно  в межпозвоночных сочленениях.  Не меньшее значение имеет  формирование нервно – мышечного  аппарата туловища – способность  мышц к расслаблению, напряжению  и растягиванию. Хорошее развитие  мышц спины является важным  условием для формирования правильной  осанки, оказывает положительное  влияние на деятельность систем  дыхания и кровообращения. Наибольшее  влияние физических упражнений  на формирование осанки наблюдается  в младшем и среднем школьном  возрасте (до 14 – 15 лет). В процессе  физических упражнений сила мышц  увеличивается, физические упражнения  содействуют лучшему формированию  нижних конечностей, в частности – свода стопы.

     Под влиянием физических упражнений  у человека в состоянии покоя  дыхательные движения становятся  более редкими (6 – 8 раз в  минуту) и более глубокими, тем  самым облегчается обновление  воздуха в легких. Исследования  показали, что у спортсменов уровень  дыхания ниже, чем у нетренированных  людей. Важнейшим показателем  состояния дыхательного аппарата  является, как известно, жизненная  емкость легких. Этот показатель  зависит и от врожденных данных, а не только от различных условий воспитания, одним из которых являются спортивные тренировки. Часто спортсменами становятся физически одаренные люди с жизненной емкостью легких до 7 и более литров. Жизненная емкость легких особенно велика у спортсменов, занимающихся греблей, плаванием, лыжными гонками. Жизненная емкость легких у спортсменов обычно на 25 - 30% превышает должные величины. Минутный объем дыхания у тренированных людей несколько меньше, чем у нетренированных.

     Под влиянием тренировки в  тесной связи с функцией дыхания  меняется и функция  кровообращения. Усиленная мышечная работа приводит  к гипертрофии сердечной мышцы  – увеличению ее массы, утолщению  мышечных волокон, а также функциональным  изменениям. У спортсменов увеличение  размеров сердца обнаруживалось  при рентгенографическом исследовании, а часто и при определении  границ сердца с помощью выстукивания. Вес сердца у тренированных  людей доходит до 400-500 г, а у  нетренированных он составляет  всего 200-300 г. Экспериментами доказано, что под влиянием упражнений  возрастает интенсивность окислительных  процессов в сердечной мышце  и оказывается выше ее рабочий  потенциал. Растет количество  гемоглобина и богатых энергией  фосфорных соединений. Вместе с  тем, по - сравнению с сердцем  нетренированного человека сердце  спортсмена работает экономичнее,  затрачивая меньше энергии на  одну единицу объема выбрасываемой  крови. Одновременно с ростом  массы сердечной мышцы изменяется  ее кровеносная сеть. Тренировки  увеличивают количество капилляров  сердца. Для суждения о функции  кровообращения важно учитывать  данные о работе сердца и  об основных показателях гемодинамики (частота сердечных сокращений  и уровень артериального давления). У спортсменов в состоянии  покоя она составляет 50 – 60 ударов  в минуту. Особенно это выражено  у бегунов на длинные дистанции,  велосипедистов, лыжников и пловцов.  В процессе занятий физическими  упражнениями меняется ряд электрографических  показателей, что является признаком  хорошего снабжения сердечной  мышцы кислородом. Давление в  пределах 100 – 110 мм свидетельствует  о таких изменениях сосудистого  русла, которые создают условия  для экономной работы сердца, так как кровь поступает в  сосуды при уменьшенном сопротивлении.

     Под влиянием рационального двигательного  напряжения возникает ряд прогрессивных  изменений в костно – скелетной опоре. Отчетливый эффект тренировки выражается в в увеличении силы мышц. Мышцы тренированного человека обладают способностью к выполнению не только большего однократного усилия, но и длительной работе. Под влиянием упражнений улучшается способность мышц к расслаблению, одновременно увеличивается возможность мышц к напряжению и возрастает разница между производимым напряжением и расслаблением.

Информация о работе Психофизиология как наука