Психофизиология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 22:13, доклад

Описание работы

Психофизиология (психологическая физиология) — научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии, предметом ее изучения являются физиологические основы психической деятельности и поведения человека. Термин "психофизиология" был предложен в начале XIX века французским философом Н.Массиасом и первоначально использовался для обозначения широкого круга исследований психики, опиравшихся на точные объективные физиологические методы (определение сенсорных порогов, времени реакции и т.д.)

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ.docx

— 58.27 Кб (Скачать)

Психическое, хотя и обусловлено физиологической (высшей нервной) деятельностью мозга, тем не менее НЕ ТОЖДЕСТВЕННО ей. Психическое не сводимо к физиологическому как идеальное к материальному или как социальное к биологическому.

Ни одно из приведенных решений не получило общего признания, и работа в этом направлении продолжается. Наиболее существенные изменения в логике анализа проблемы "мозг — психика" повлекло за собой внедрение в  психофизиологию системного подхода.

 

МИНИСТЕРСТВО  НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ, МОЛОДЕЖИ И  СПОРТА УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ДОКЛАД

На тему:

Динамика трудоспособности и состояние утомления 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Подготовила

Студентка 4-го курса

Группы МП 08-1

Покидина Оксана 
 
 
 
 
 
 

Донецк, 2012

Традиционной  областью изучения функциональных состояний  в психологии является исследование динамики работоспособности и утомления.

В течение  рабочего дня работоспособность  может изменяться несколько раз  в сторону снижения или увеличения. Параллельно с показателями работоспособности  во многих случаях изменяются и показатели производительности труда. На протяжении рабочей смены отмечаются период врабатывания (продолжительностью около 0,5 – 1,0 ч) и период высокой работоспособности (продолжительностью около 1 – 2 ч). В  конце рабочего дня, а также перед  обеденным перерывом отмечается снижение работоспособности и производительности труда, которое объясняется развитием  утомления. В целом на протяжении рабочей смены последовательно  развиваются три характерных  процесса:

  1. врабатывание, или вхождение в работу;
  2. поддержание высокого уровня работоспособности;
  3. утомление.

Нередко этот цикл работоспособности развивается  дважды на протяжении рабочего дня: в  первой (дообеденной) и во второй (послеобеденной) его половине.

В психофизиологическом механизме врабатываемости и  утомления на первый план выступают  особенности противоположного характера. Так, если во время врабатывания происходит формирование и уточнение рабочих  динамических стереотипов и соответствующие  изменения в протекании основных функций различных систем, то в  период утомления наблюдается разрушение динамических стереотипов и изменение  протекания элементарных физиологических  функций. Если во время врабатывания происходит повышение уровня производительности труда, то во время утомления –  ее уменьшение.

Наиболее  часто утомление понимается как временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. При этом специфика утомления существенно зависит от вида нагрузки, времени, необходимого для восстановления исходного уровня работоспособности и уровня локализации утомления. Различают физическое и умственное утомление, острое и хроническое; рассматривают также специфические виды утомления – мышечное, сенсорное, умственное и т.д.

В приведенном  выше определении главным фактором утомления выступает снижение работоспособности, однако, кроме утомления, на снижение работоспособности влияют также  состояния монотонии и психического пресыщения. Если утомление можно охарактеризовать как естественную реакцию, связанную с нарастанием напряжения при продолжительной работе, то и монотония, и психическое пресыщение являются следствием однообразия деятельности, выполняемой в специфических условиях (бедность внешней среды, ограниченное поле работы, несложные стереотипные действия и т.д.). В то же время одинаковая направленность изменения работоспособности при этих состояниях еще не служит доказательством их идентичности. Различия проявляются и в поведенческом плане, и в их субъективной представленности. Для монотонии характерны погружение человека в дремотное состояние, «выключение» из процесса деятельности. Состояние психического пресыщения связано с развитием аффективного эмоционального комплекса и попытками внести разнообразие в привычный стереотип выполняемых действий. Нарастание утомления сопровождается увеличением специфических «ошибок невнимательности», снижением точности и скорости действий, симптоматикой истощения резервов организма. В состоянии монотонии или психического пресыщения истощения резервов организма не наблюдается, наоборот, к нарастанию этих состояний ведет недостаточное или однобокое использование резервов. Для состояния монотонии основной тип изменений характеризуется общим снижением активности обеспечивающих деятельность процессов. Состояниям утомления, напротив, свойственна диссоциация этих процессов по мере нарастания напряжения, что проявляется в росте рассогласования между отдельными показателями.

С физиологической  стороны развитие утомления свидетельствует  об истощении внутренних резервов организма  и переходе на менее выгодные способы  функционирования систем: поддержание  минутного объема кровотока осуществляется за счет увеличения частоты сердечных  сокращений вместо увеличения ударного объема; двигательные реакции реализуются большим числом функциональных мышечных единиц при ослаблении силы сокращений отдельных мышечных волокон и др. Это находит выражение в нарушениях устойчивости вегетативных функций, снижении силы и скорости мышечного сокращения, дискоординации в работе регуляторных образований, затруднениях выработки и торможения условных рефлексов, вследствие чего и замедляется темп работы, нарушаются точность, ритмичность и координация движений.

По мере роста утомления наблюдаются  значительные изменения в протекании различных психических процессов. Для состояния утомления характерно заметное снижение показателей сенсорной  чувствительности в различных модальностях вместе с ростом ее инерционности. Это  проявляется в увеличении абсолютных и дифференциальных порогов чувствительности, снижении критической частоты слияния  мельканий, возрастании яркости  и длительности последовательных образов. Нередко при утомлении уменьшается  скорость реагирования, т.е. увеличивается  время простой сенсомоторной  реакции и реакции выбора. Однако может наблюдаться и увеличение скорости ответов, сопровождаемое ростом числа ошибок. Утомление приводит к распаду выполнения сложных двигательных навыков по типу некоординированной реализации отдельных моторных стереотипов.

Наиболее  выраженными и существенными  признаками утомления являются нарушения  внимания: сужается объем внимания, страдают функции переключения и  распределения внимания, снижается  его произвольность. Со стороны процессов, обеспечивающих запоминание и сохранение информации, утомление прежде всего приводит к затруднениям извлечения информации, хранящейся в долговременной памяти. Снижение показателей кратковременной памяти связано с ухудшением удержания информации в системе кратковременного хранения и операций семантического кодирования. Эффективность процесса мышления существенно снижается за счет преобладания стереотипных способов решения задач в ситуациях, требующих принятия новых решений. Нарушается или снижается сознательный контроль процессов целеобразования в проблемных ситуациях, нарушается целенаправленность интеллектуальных актов.

По мере развития утомления происходит трансформация  мотивов деятельности. Если на ранних стадиях сохраняется адекватная «деловая» мотивация, то затем преобладающими становятся мотивы прекращения деятельности или ухода от нее. При продолжении  работы это приводит к формированию отрицательных эмоциональных реакций.

Описанный симптомокомплекс утомления представлен разнообразными субъективными феноменами, знакомыми каждому как комплекс переживания усталости. Переживание усталости имеет важное значение с точки зрения обеспечения соматического и психологического здоровья: оно является сигналом к поиску внешних или внутренних резервов продолжения деятельности или к ее прекращению.

Таким образом, на психологическом уровне утомление можно охарактеризовать как когнитивно-эмоционально-личностностный синдром. В его развитии выделяют несколько стадий, содержание и приспособительное значение которых раскрываются при анализе общих закономерностей динамики работоспособности в процессе длительно выполняемой деятельности.

Традиционным  способом выделения стадий работоспособности  является анализ зависимости между  эффективностью деятельности и временем ее выполнения. Динамика работоспособности  при таком подходе характеризуется  только на основании внешних показателей  результативности труда: ухудшение  результатов работы свидетельствует  о снижении работоспособности, улучшение  – о повышении работоспособности. Использование критерия эффективности  работы для определения динамики работоспособности характерно для  объектной парадигмы в исследованиях  психологии труда, в противовес которой субъектный подход учитывает и внутренние субъективные факторы, влияющие на динамику работоспособности. Однако при всем разнообразии подходов к описанию динамики работоспособности можно выделить общие, наиболее типичные стадии, такие как стадия врабатывания, стадия оптимальной работоспособности и утомление. Их продолжительность, чередование и степень выраженности определяются воздействием множества факторов и могут варьироваться вплоть до полного выпадения некоторых из них. Например, при наличии у субъекта развернутой структуры положительных мотивов профессиональной деятельности период врабатывания очень короткий, период оптимальной работоспособности длителен, а стадия утомления может отсутствовать вовсе.

Появление симптомов утомления свидетельствует  о недостаточности привлекаемых компенсаторных средств для поддержания эффективности деятельности на заданном уровне (по количественным и качественным показателям). Восстановление оптимального уровня работоспособности предполагает прекращение вызвавшей утомление деятельности на определенный период времени, который с необходимостью должен включать элементы как пассивного, так и активного отдыха. В тех случаях, когда продолжительность или полноценность периодов отдыха недостаточны, происходит накопление, или кумуляция, утомления.

Первыми симптомами хронического утомления  служат разнообразные субъективные ощущения – чувство постоянной усталости, повышенной утомляемости, сонливости, вялости и т.д., объективные признаки на начальных стадиях его развития выражены мало. Однако поскольку задача диагностики хронического утомления  особенно важна на ранних этапах, следует  искать надежные индикаторы его возникновения. Наряду с анализом субъективной симптоматики информативным оказывается анализ соотношений в продолжительности  отдельных стадий работоспособности, главным образом стадий врабатывания и оптимальной работоспособности.

Утомительность  различных видов труда определяется следующими факторами: затратой физических усилий; напряжением внимания; темпом работы; рабочим положением; монотонностью  труда; температурой и влажностью внешней  среды; запыленностью и загрязненностью  воздуха; шумом; вибрацией, вращением  и толчками; освещением. Каждый фактор и его градации имеют условные измерители (баллы), которые могут  быть выражены в процентах времени, необходимого для отдыха при работе под действием данного фактора. При оценке суммарного воздействия  на организм нескольких факторов соответствующие  им баллы и проценты могут складываться арифметически или геометрически (путем сложения квадратов и извлечения из суммы квадратного корня).

За основу классификации работ по степени  тяжести физического труда или  по напряженности умственного труда  в настоящее время принимают  градацию степени утомления по виду кривой работоспособности. Виды труда, характеризующиеся такой конфигурацией  кривой работоспособности, когда быстро протекает врабатывание, устойчивая работоспособность продолжительна и наблюдается короткое снижение работоспособности в последние  час-полчаса работы, относятся к I степени утомления и к I категории тяжести и напряженности. Нарушение силовых отношений в нервной деятельности, утрата плавности динамики работоспособности в период врабатывания, раннее наступление утомления, уменьшение производительности труда характеризуют II степень утомления и соответствуют II категории тяжести и напряженности труда. К III степени утомления и, соответственно, к III категории тяжести и напряженности труда предлагается относить трудовые действия, характеризующиеся значительным нарушением координационной функции центральной нервной системы в связи с накоплением следов утомления. Это состояние приобретает застойный характер и переходит в переутомление, когда могут нарушиться привычные рабочие движения (разрушается рабочий динамический стереотип). При этом резко изменяется кривая работоспособности, периодичность и соотношение ее отрезков утрачиваются, не наблюдается устойчивого состояния работоспособности, падает производительность труда, растет количество ошибок.

Причина утомления коренится в изменениях функционального состояния нервных  центров, в которых во время работы наряду с элементарными процессами, наблюдаемыми в клетках и тканях, проходят более сложные процессы, отражающие способность нервных  клеток суммировать в себе следовые процессы, остающиеся после каждой свойственной им реакции. В учении Н.Е. Введенского о парабиозе и  А.А. Ухтомского об усвоении ритма установлены  определенные эффекты суммации последовательных следовых процессов. В первой фазе воздействия  многократно повторяющихся раздражений  происходит такое изменение функционального  состояния нервных клеток, которое  характеризуется повышением скоростей  развития и завершения возбуждения, т.е. повышением функциональной подвижности (лабильности) или усвоения ритма. Во второй фазе продолжающееся воздействие  раздражителей и соответствующий  процесс суммации возбуждения приводят к противоположному результату –  уменьшению лабильности и развитию состояния, приближающегося при  дальнейших воздействиях к парабиозу.

Информация о работе Психофизиология как наука