Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 22:13, доклад
Психофизиология (психологическая физиология) — научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии, предметом ее изучения являются физиологические основы психической деятельности и поведения человека. Термин "психофизиология" был предложен в начале XIX века французским философом Н.Массиасом и первоначально использовался для обозначения широкого круга исследований психики, опиравшихся на точные объективные физиологические методы (определение сенсорных порогов, времени реакции и т.д.)
Психическое, хотя и обусловлено физиологической (высшей нервной) деятельностью мозга, тем не менее НЕ ТОЖДЕСТВЕННО ей. Психическое не сводимо к физиологическому как идеальное к материальному или как социальное к биологическому.
Ни одно из приведенных решений не получило общего признания, и работа в этом направлении продолжается. Наиболее существенные изменения в логике анализа проблемы "мозг — психика" повлекло за собой внедрение в психофизиологию системного подхода.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ
ДОНЕЦКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ДОКЛАД
На тему:
Динамика
трудоспособности и состояние утомления
Подготовила
Студентка 4-го курса
Группы МП 08-1
Покидина
Оксана
Донецк, 2012
Традиционной областью изучения функциональных состояний в психологии является исследование динамики работоспособности и утомления.
В течение
рабочего дня работоспособность
может изменяться несколько раз
в сторону снижения или увеличения.
Параллельно с показателями работоспособности
во многих случаях изменяются и показатели
производительности труда. На протяжении
рабочей смены отмечаются период
врабатывания (продолжительностью около
0,5 – 1,0 ч) и период высокой работоспособности
(продолжительностью около 1 – 2 ч). В
конце рабочего дня, а также перед
обеденным перерывом отмечается
снижение работоспособности и
Нередко этот цикл работоспособности развивается дважды на протяжении рабочего дня: в первой (дообеденной) и во второй (послеобеденной) его половине.
В психофизиологическом
механизме врабатываемости и
утомления на первый план выступают
особенности противоположного характера.
Так, если во время врабатывания происходит
формирование и уточнение рабочих
динамических стереотипов и соответствующие
изменения в протекании основных
функций различных систем, то в
период утомления наблюдается
Наиболее часто утомление понимается как временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. При этом специфика утомления существенно зависит от вида нагрузки, времени, необходимого для восстановления исходного уровня работоспособности и уровня локализации утомления. Различают физическое и умственное утомление, острое и хроническое; рассматривают также специфические виды утомления – мышечное, сенсорное, умственное и т.д.
В приведенном выше определении главным фактором утомления выступает снижение работоспособности, однако, кроме утомления, на снижение работоспособности влияют также состояния монотонии и психического пресыщения. Если утомление можно охарактеризовать как естественную реакцию, связанную с нарастанием напряжения при продолжительной работе, то и монотония, и психическое пресыщение являются следствием однообразия деятельности, выполняемой в специфических условиях (бедность внешней среды, ограниченное поле работы, несложные стереотипные действия и т.д.). В то же время одинаковая направленность изменения работоспособности при этих состояниях еще не служит доказательством их идентичности. Различия проявляются и в поведенческом плане, и в их субъективной представленности. Для монотонии характерны погружение человека в дремотное состояние, «выключение» из процесса деятельности. Состояние психического пресыщения связано с развитием аффективного эмоционального комплекса и попытками внести разнообразие в привычный стереотип выполняемых действий. Нарастание утомления сопровождается увеличением специфических «ошибок невнимательности», снижением точности и скорости действий, симптоматикой истощения резервов организма. В состоянии монотонии или психического пресыщения истощения резервов организма не наблюдается, наоборот, к нарастанию этих состояний ведет недостаточное или однобокое использование резервов. Для состояния монотонии основной тип изменений характеризуется общим снижением активности обеспечивающих деятельность процессов. Состояниям утомления, напротив, свойственна диссоциация этих процессов по мере нарастания напряжения, что проявляется в росте рассогласования между отдельными показателями.
С физиологической стороны развитие утомления свидетельствует об истощении внутренних резервов организма и переходе на менее выгодные способы функционирования систем: поддержание минутного объема кровотока осуществляется за счет увеличения частоты сердечных сокращений вместо увеличения ударного объема; двигательные реакции реализуются большим числом функциональных мышечных единиц при ослаблении силы сокращений отдельных мышечных волокон и др. Это находит выражение в нарушениях устойчивости вегетативных функций, снижении силы и скорости мышечного сокращения, дискоординации в работе регуляторных образований, затруднениях выработки и торможения условных рефлексов, вследствие чего и замедляется темп работы, нарушаются точность, ритмичность и координация движений.
По мере
роста утомления наблюдаются
значительные изменения в протекании
различных психических
Наиболее выраженными и существенными признаками утомления являются нарушения внимания: сужается объем внимания, страдают функции переключения и распределения внимания, снижается его произвольность. Со стороны процессов, обеспечивающих запоминание и сохранение информации, утомление прежде всего приводит к затруднениям извлечения информации, хранящейся в долговременной памяти. Снижение показателей кратковременной памяти связано с ухудшением удержания информации в системе кратковременного хранения и операций семантического кодирования. Эффективность процесса мышления существенно снижается за счет преобладания стереотипных способов решения задач в ситуациях, требующих принятия новых решений. Нарушается или снижается сознательный контроль процессов целеобразования в проблемных ситуациях, нарушается целенаправленность интеллектуальных актов.
По мере
развития утомления происходит трансформация
мотивов деятельности. Если на ранних
стадиях сохраняется адекватная
«деловая» мотивация, то затем преобладающими
становятся мотивы прекращения деятельности
или ухода от нее. При продолжении
работы это приводит к формированию
отрицательных эмоциональных
Описанный симптомокомплекс утомления представлен разнообразными субъективными феноменами, знакомыми каждому как комплекс переживания усталости. Переживание усталости имеет важное значение с точки зрения обеспечения соматического и психологического здоровья: оно является сигналом к поиску внешних или внутренних резервов продолжения деятельности или к ее прекращению.
Таким
образом, на психологическом уровне
утомление можно
Традиционным
способом выделения стадий работоспособности
является анализ зависимости между
эффективностью деятельности и временем
ее выполнения. Динамика работоспособности
при таком подходе
Появление
симптомов утомления
Первыми
симптомами хронического утомления
служат разнообразные субъективные
ощущения – чувство постоянной усталости,
повышенной утомляемости, сонливости,
вялости и т.д., объективные признаки
на начальных стадиях его развития
выражены мало. Однако поскольку задача
диагностики хронического утомления
особенно важна на ранних этапах, следует
искать надежные индикаторы его возникновения.
Наряду с анализом субъективной симптоматики
информативным оказывается
Утомительность
различных видов труда
За основу
классификации работ по степени
тяжести физического труда или
по напряженности умственного
Причина
утомления коренится в