Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:19, курсовая работа
Цель исследования – оценка уровня психофизиологической адаптации кондитеров к условиям профессиональной деятельности.
Объект изучения – адаптированность человека.
Предмет исследования - уровень психофизиологической адаптации кондитеров к условиям профессиональной деятельности.
Задачи работы.
Теоретический анализ специальной литературы по проблеме адаптации человека к условиям профессиональной деятельности.
Разработка и проведение эксперимента.
Оценка уровня психофизиологической адаптации кондитеров к условиям профессиональной деятельности
Введение…………………………………………………………………………...3
Психофизиологическая адаптация персонала к условиям профессиональной деятельности…………………………………………4
Общее представление о психофизиологической адаптации………………4
Признаки психофизиологической адаптации человека к условиям профессиональной деятельности………………………………………………...8
Оценка уровня психофизиологической адаптации кондитеров к условиям профессиональной деятельности……………..………………14
Описание эксперимента…………………………………………………….14
Анализ результатов эксперимента…………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованной литературы…………………………………………...25
Режим труда и
отдыха – это устанавливаемые
для каждого вида
работ порядок
чередования периодов
работы и отдыха и
их продолжительность.
Рациональный режим
– такое соотношение
и содержание периодов
работы и отдыха, при
которых высокая производительность
труда сочетается с
высокой и устойчивой
работоспособностью
человека без признаков
чрезмерного утомления
в течение длительного
времени.
Один из основных
вопросов установления
рациональных режимов
труда и отдыха – это
выявление принципов
их разработки. Таких
принципов три;
удовлетворение потребности
производства;
обеспечение наибольшей
работоспособности
человека;
сочетание общественных
и личных интересов.
Важными факторами,
улучшающими психическую
адаптацию в профессиональных
группах, являются социальная
сплоченность, способность
строить межличностные
отношения, возможность
открытой коммуникации.
[3]
Результативный аспект адаптации используется как основной элемент при оценке успешности адаптационных процессов в целом. Ф.Б.Березин формулирует три критерия оценки психической адаптации в условиях определенной профессиональной деятельности:
1) успешность
деятельности (выполнение трудовых
заданий, рост квалификации, необходимое
взаимодействие с членами
2) способность избегать ситуаций, создающих угрозу для трудового процесса, и эффективно устранять возникшую угрозу (предотвращение травм, аварий, чрезвычайных происшествий);
3) осуществление деятельности без значимых нарушений физического здоровья.
Психофизиологическая адаптация в первую очередь включает приспособление к определенному, часто отличному от привычного, режиму труда и отдыха. Особое внимание психофизиологической адаптации нужно уделить в следующих ситуациях:
Профессиональная адаптация связанна непосредственно с профессиональной стороной деятельности сотрудника в организации. Хватает ли ему знаний, умений и навыков или требуется дообучени? Есть ли перспективы у данного работника? Эти вопросы интересуют менеджеров по персоналу и руководителя подразделения. А самому сотруднику необходимо освоить следующие профессиональные аспекты работы: используемые в компании технологии и техники; стандарты работы; документация; нормы, нормативы, технические требования; перспективы профессионального и карьерного роста; возможности обучения, повышения квалификации; параметры оценки качества работы; и т.д.[4]
Описание испытуемых:
Уровень психофизиологической адаптации оценивался косвенным методом - по уровню нервно-психического напряжения.
Нервно-психическое напряжение является особым видом психического состояния, развивающегося у человека в сложных условиях его жизни и деятельности. Оно протекает как системный процесс, вовлекающий в себя различные уровни нервно-психической и соматофизиологической организации человека, сопровождается как положительно, так и отрицательно окрашенными переживаниями, существенными сдвигами в организме человека и изменениями его работоспособности.[5]
Для измерения уровня нервно-психического наряжения использовался опросник НПН (ниже приведен список вопросов).
1. Наличие физического дискомфорта:1) б, 2) б, 3) а
а) полное отсутствие каких-либо неприятных физических ощущений.
б) имеют место незначительные неприятные ощущения, не мешающие работе.
в) наличие многих и разнообразных неприятных ощущений, серьезно мешающих работе.
2. Наличие болевых ощущений:1) б, 2) б, 3) а
а) полное отсутствие каких-либо болей
б) болевые ощущения появляются лишь иногда, быстро исчезают, не мешают работе
в) имеют место постоянные болевые ощущения, серьезно мешающие работе
3. Температурные ощущения: 1) а, 2) в, 3) а
а) отсутствие каких-либо изменений в ощущении
температуры тела
б) ощущение тепла, повышения температуры тела
в) ощущение похолодания конечностей, чувство озноба
4. Состояние мышечного тонуса: 1) б 2) в, 3) а
а) обычный, неизмененный мышечный тонус
б) умеренное повышение мышечного тонуса, чувство умеренного мышечного напряжения
в) значительное мышечное напряжение, дрожание рук, подергивание (тик) мышц лица, глаз, губ
5. Координация движений: 1) б, 2) б, 3) а
а) обычная, неизмененная координация движений
б) повышение двигательной активности, увеличение скорости, точности, ловкости, координированное™ движений во время работы, письма
в) ухудшение точности движений, нарушение координации, ухудшение почерка, затруднения при выполнении мелких движений, требующих высокой точности
6. Двигательная активность: 1) б, 2) б, 3) а
а) обычная, неизмененная двигательная активность
б) повышение двигательной активности, увеличение
скорости и энергичности движений
в) резкое усиление общей двигательной активности, невозможность усидеть на одном месте, суетливость, постоянное стремление двигаться, ходить, изменять положение тела
7. Ощущения со стороны сердечнососудистой системы: 1) а, 2) а, 3) а
а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений со стороны сердца
б) ощущение усиления сердечной деятельности,
не привлекающее внимания и не мешающее работе
в) наличие неприятных ощущений со стороны сердца, резкое сердцебиение, чувство сжатия в области сердца, покалывание, боли в области сердца
8. Проявления
(ощущения) со стороны желудочно-
а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений в животе
б) единичные, быстро проходящие и не мешающие работать ощущения в животе — подсасывание в подложечной области, чувство легкого голода, периодическое умеренное «урчание в животе»
в) выраженные неприятные ощущения в области живота — боли, снижение аппетита, подташнивание, чувство жажды
9. Проявления со стороны органов дыхания: 1) а, 2) а, 3) а
а) отсутствие каких-либо ощущений
б) увеличение глубины и учащение дыхания, не мешающие работе
в) значительные изменения дыхания — одышка, чувство недостаточности вдоха, «комок в горле»
10. Проявления
со стороны выделительной
а) отсутствие каких-либо изменений
б) умеренная
активизация выделительной
в) резкое учащение позывов в туалет, трудность или невозможность воздержаться
11. Состояние потоотделения: 1) а, 2) а, 3) а
а) обычное потоотделение без каких-либо изменений
б) умеренное усиление потоотделения
в) появление обильного «холодного, проливного» пота
12. Состояние
слизистой оболочки полости
а) обычное состояние без каких-либо изменений
б) умеренное увеличение слюноотделения
в) ощущение сухости во рту
13. Окраска кожных покровов: 1) а, 2) а, 3) а
а) обычная окраска кожи лица, рук, шеи
б) покраснение кожи лица, рук, шеи
в) побледнение кожи лица, рук, шеи, появление на коже «мраморного» (пятнистого) оттенка
14. Восприимчивость
к внешним раздражителям,
1) в, 2) б, 3) а
а) отсутствие каких-либо изменений, обычная чувствительность
б) умеренное повышение чувствительности, восприимчивости к внешним раздражениям, не отвлекающее от работы
в) резкое обострение чувствительности, отвлекаемость, фиксация на посторонних раздражителях
15. Чувство уверенности в себе, в своих силах: 1) б, 2) б, 3) б
а) обычное состояние, отсутствие каких-либо изменений
б) повышение уверенности в себе, уверенность в успехе
в) чувство неуверенности в себе, ожидание неудачи, провала
16. Настроение: 1) в, 2) в, 3) в
а) обычное, неизмененное настроение
б) приподнятое, повышенное настроение, чувство подъема, приятного удовлетворения деятельностью, работой
в) снижение настроения, чувство подавленности
17. Особенности сна: 1) б, 2) б, 3) а
а) нормальный, обычный сон
б) крепкий, освежающий сон накануне (перед выполнением) задания
в) беспокойный, с частыми пробуждениями и сновидениями сон в течение нескольких ночей, и в том числе накануне выполнения задания
18. Особенности
эмоционального состояния в
а) отсутствие каких-либо изменений в сфере чувств и эмоций
б) чувство озабоченности, ответственности, появление «азарта», положительно окрашенной «злости»
в) чувство страха, паники, отчаяния
19. Помехоустойчивость: 1) б, 2) б, 3) б
а) обычное состояние без каких-либо изменений
б) повышение помехоустойчивости в работе, способность работать в условиях шума, других помех и отвлекающих раздражителей
в) значительное снижение помехоустойчивости, неспособность работать при наличии отвлекающих раздражителей
20. Особенности речи: 1) б, 2) б, 3) а
а) обычная, неизмененная речь
б) повышение речевой активности, увеличение громкости голоса, ускорение речи без ухудшения ее качества (грамотности, логичности)
в) нарушения речи — появление длительных пауз, запинок, увеличение количества лишних слов, слишком тихий голос
21. Общая оценка психического состояния: 1) в, 2) в, 3) а
а) обычное, неизмененное состояние
б) состояние внутренней собранности, повышенной готовности к работе, подъем душевных сил, мобилизованность, высокий психический тонус
в) чувство усталости, безразличия, рассеянности, несобранности, апатии, снижение психического тонуса
22. Особенности памяти: 1) а, 2) в, 3) а
а) обычная, не измененная память
б) улучшение памяти — легко вспоминается то, что необходимо вспомнить в данный момент
в) ухудшение памяти
23. Особенности внимания: 1) а, 2) в, 3) а
а) обычное внимание бел каких-либо изменений
б) улучшение способности к сосредоточению, отвлечение от посторонних дел
в) ухудшение внимания, неспособность сосредоточиться на выполняемой работе, отвлекаемость
24. Сообразительность: 1) б, 2) а, 3) а
а) обычная
сообразительность без каких-
б) повышение сообразительности, высокая находчивость
в) растерянность, ухудшение сообразительности
25. Умственная работоспособность: 1) а, 2) а, 3) а
а) обычная умственная работоспособность
б) повышение умственной работоспособности
в) значительное снижение умственной работоспособности, быстрая умственная утомляемость
26. Явления психического дискомфорта: 1) в, 2) а, 3) а
а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений и переживаний, связанных с психическим состоянием
б) единичные, слабовыраженные, не мешающие работе изменения, чувство психического комфорта, удовлетворения, радости от выполнения работы, задания