Психофизиологическая адаптация персонала к условиям профессиональной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:19, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – оценка уровня психофизиологической адаптации кондитеров к условиям профессиональной деятельности.
Объект изучения – адаптированность человека.
Предмет исследования - уровень психофизиологической адаптации кондитеров к условиям профессиональной деятельности.
Задачи работы.
Теоретический анализ специальной литературы по проблеме адаптации человека к условиям профессиональной деятельности.
Разработка и проведение эксперимента.
Оценка уровня психофизиологической адаптации кондитеров к условиям профессиональной деятельности

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Психофизиологическая адаптация персонала к условиям профессиональной деятельности…………………………………………4
Общее представление о психофизиологической адаптации………………4
Признаки психофизиологической адаптации человека к условиям профессиональной деятельности………………………………………………...8
Оценка уровня психофизиологической адаптации кондитеров к условиям профессиональной деятельности……………..………………14
Описание эксперимента…………………………………………………….14
Анализ результатов эксперимента…………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………….23

Список использованной литературы…………………………………………...25

Работа содержит 1 файл

КП по психофизиологии.docx

— 54.56 Кб (Скачать)

Режим труда и  отдыха – это устанавливаемые  для каждого вида работ порядок  чередования периодов работы и отдыха и  их продолжительность. Рациональный режим – такое соотношение и содержание периодов работы и отдыха, при которых высокая производительность труда сочетается с высокой и устойчивой работоспособностью человека без признаков чрезмерного утомления в течение длительного времени. 
Один из основных вопросов установления рациональных режимов труда и отдыха – это выявление принципов их разработки. Таких принципов три; 
удовлетворение потребности производства; 
обеспечение наибольшей работоспособности человека; 
сочетание общественных и личных интересов. 
Важными факторами, улучшающими психическую адаптацию в профессиональных группах, являются социальная сплоченность, способность строить межличностные отношения, возможность открытой коммуникации. [3]

       Результативный аспект адаптации используется как основной элемент при оценке успешности адаптационных процессов в целом. Ф.Б.Березин формулирует три критерия оценки психической адаптации в условиях определенной профессиональной деятельности:

1) успешность  деятельности (выполнение трудовых  заданий, рост квалификации, необходимое  взаимодействие с членами группы  и другими лицами, оказывающее  влияние на профессиональную  эффективность);

2) способность  избегать ситуаций, создающих угрозу  для трудового процесса, и эффективно  устранять возникшую угрозу (предотвращение  травм, аварий, чрезвычайных происшествий);

3) осуществление деятельности без значимых нарушений физического здоровья.

      Психофизиологическая адаптация в первую очередь  включает приспособление к определенному, часто отличному от привычного, режиму труда и отдыха. Особое внимание психофизиологической адаптации нужно уделить в следующих ситуациях:

  • Сменный график работы: Если человек никогда не работал по ночам, ему будет объективно тяжело работать посменно или менять время пребывания на работе, к примеру с 8 часов на 12.
  • График работы сдвинут: В некоторых компаниях предлагается график работы с 7:00 до 16:00, в других – с 11:00 до 20:00. Резко переключиться с одного режима работы на другой нередко бывает довольно сложно.
  • Ненормированный рабочий день: К ненормированной работе сложно привыкнуть, если в предыдущей компании график работы сотрудника был нормированным. Необходимость сверхурочной работы нужно обговаривать на собеседовании.
  • Длительные командировки: Для ряда сотрудников длительные разъезды могут стать дополнительным стрессом.
  • Проектная работа: В случае проектной работы сотрудник должен быть готов к пиковым нагрузкам, которые обычно возникают перед сдачей проекта.

Профессиональная адаптация связанна непосредственно с профессиональной стороной деятельности сотрудника в организации. Хватает ли ему знаний, умений и навыков или требуется дообучени? Есть ли перспективы у данного работника? Эти вопросы интересуют менеджеров по персоналу и руководителя подразделения. А самому сотруднику необходимо освоить следующие профессиональные аспекты работы: используемые в компании технологии и техники; стандарты работы; документация; нормы, нормативы, технические требования; перспективы профессионального и карьерного роста; возможности обучения, повышения квалификации; параметры оценки качества работы; и т.д.[4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Оценка уровня психофизиологической адаптации кондитеров к условиям профессиональной деятельности
    1. Описание эксперимента.

Описание испытуемых:

  1. Возраст: 23 года, пол: жен., стаж: 5 лет
  2. Возраст: 26 лет, пол: жен., стаж: 7 лет
  3. Возраст: 21 год, пол: жен., стаж: 2 года

 

Уровень психофизиологической адаптации оценивался косвенным методом -  по уровню нервно-психического напряжения.

Нервно-психическое напряжение является особым видом психического состояния, развивающегося у человека в сложных условиях его жизни и деятельности. Оно протекает как системный процесс, вовлекающий в себя различные уровни нервно-психической и соматофизиологической организации человека, сопровождается как положительно, так и отрицательно окрашенными переживаниями, существенными сдвигами в организме человека и изменениями его работоспособности.[5]

 

Для измерения уровня нервно-психического наряжения использовался опросник НПН (ниже приведен список вопросов).

 

1. Наличие  физического дискомфорта:1) б, 2) б, 3) а

а) полное отсутствие каких-либо неприятных физических ощущений.

б) имеют  место незначительные неприятные ощущения, не мешающие работе.

в) наличие  многих и разнообразных неприятных ощущений, серьезно мешающих работе.

2. Наличие  болевых ощущений:1) б, 2) б, 3) а

а) полное отсутствие каких-либо болей

б) болевые  ощущения появляются лишь иногда, быстро исчезают, не мешают работе

в) имеют  место постоянные болевые ощущения, серьезно мешающие работе

3. Температурные  ощущения: 1) а, 2) в, 3) а

а) отсутствие каких-либо изменений в ощущении

температуры тела

б) ощущение тепла, повышения температуры тела

в) ощущение похолодания конечностей, чувство  озноба

4. Состояние  мышечного тонуса: 1) б 2) в, 3) а

а) обычный, неизмененный мышечный тонус

б) умеренное  повышение мышечного тонуса, чувство  умеренного мышечного напряжения

в) значительное мышечное напряжение, дрожание рук, подергивание (тик) мышц лица, глаз, губ

5. Координация  движений: 1) б, 2) б, 3) а

а) обычная, неизмененная координация движений

б) повышение  двигательной активности, увеличение скорости, точности, ловкости, координированное™  движений во время работы, письма

в) ухудшение  точности движений, нарушение координации, ухудшение почерка, затруднения  при выполнении мелких движений, требующих  высокой точности

6. Двигательная  активность: 1) б, 2)  б, 3) а

а) обычная, неизмененная двигательная активность

б) повышение  двигательной активности, увеличение

скорости  и энергичности движений

в) резкое усиление общей двигательной активности, невозможность  усидеть на одном месте, суетливость, постоянное стремление двигаться, ходить, изменять положение тела

7. Ощущения  со стороны сердечнососудистой системы: 1) а, 2) а, 3) а

а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений со стороны  сердца

б) ощущение усиления сердечной деятельности,

не привлекающее внимания и не мешающее работе

в) наличие  неприятных ощущений со стороны сердца, резкое сердцебиение, чувство сжатия в области сердца, покалывание, боли в области сердца

8. Проявления (ощущения) со стороны желудочно-кишечного  тракта:1)б,2)б,3)а

а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений в животе

б) единичные, быстро проходящие и не мешающие работать ощущения в животе — подсасывание в подложечной области, чувство  легкого голода, периодическое умеренное  «урчание в животе»

в) выраженные неприятные ощущения в области живота — боли, снижение аппетита, подташнивание, чувство жажды

9. Проявления  со стороны органов дыхания: 1) а, 2) а, 3) а

а) отсутствие каких-либо ощущений

б) увеличение глубины и учащение дыхания, не мешающие работе

в) значительные изменения дыхания — одышка, чувство  недостаточности вдоха, «комок в  горле»

10. Проявления  со стороны выделительной системы: 1) а, 2) а, 3) а

а) отсутствие каких-либо изменений

б) умеренная  активизация выделительной функции, более частое, чем обычно, желание  воспользоваться туалетом при полном сохранении способности воздержаться (потерпеть)

в) резкое учащение позывов в туалет, трудность или невозможность воздержаться

11. Состояние  потоотделения: 1) а, 2) а, 3) а

а) обычное  потоотделение без каких-либо изменений

б) умеренное  усиление потоотделения

в) появление  обильного «холодного, проливного»  пота

12. Состояние  слизистой оболочки полости рта: 1) б, 2) в, 3) а

а) обычное  состояние без каких-либо изменений

б) умеренное  увеличение слюноотделения

в) ощущение сухости во рту

13. Окраска  кожных покровов: 1) а, 2) а, 3) а

а) обычная  окраска кожи лица, рук, шеи

б) покраснение  кожи лица, рук, шеи

в) побледнение  кожи лица, рук, шеи, появление на коже «мраморного» (пятнистого) оттенка

14. Восприимчивость  к внешним раздражителям, чувствительность:

      1) в, 2) б, 3) а

а) отсутствие каких-либо изменений, обычная чувствительность

б) умеренное  повышение чувствительности, восприимчивости к внешним раздражениям, не отвлекающее от работы

в) резкое обострение чувствительности, отвлекаемость, фиксация на посторонних раздражителях

15. Чувство  уверенности в себе, в своих  силах: 1) б, 2) б, 3) б

а) обычное  состояние, отсутствие каких-либо изменений

б) повышение  уверенности в себе, уверенность  в успехе

в) чувство  неуверенности в себе, ожидание неудачи, провала

16. Настроение: 1) в, 2) в, 3) в

а) обычное, неизмененное настроение

б) приподнятое, повышенное настроение, чувство подъема, приятного удовлетворения деятельностью, работой

в) снижение настроения, чувство подавленности

17. Особенности  сна: 1)  б, 2) б, 3) а

а) нормальный, обычный сон

б) крепкий, освежающий сон накануне (перед выполнением) задания

в) беспокойный, с частыми пробуждениями и  сновидениями сон в течение нескольких ночей, и в том числе накануне выполнения задания

18. Особенности  эмоционального состояния в целом: 1) б, 2) б, 3) б

а) отсутствие каких-либо изменений в сфере  чувств и эмоций

б) чувство  озабоченности, ответственности, появление  «азарта», положительно окрашенной «злости»

в) чувство  страха, паники, отчаяния

19. Помехоустойчивость: 1) б, 2) б, 3) б

а) обычное  состояние без каких-либо изменений

б) повышение  помехоустойчивости в работе, способность  работать в условиях шума, других помех  и отвлекающих раздражителей

в) значительное снижение помехоустойчивости, неспособность работать при наличии отвлекающих раздражителей

20. Особенности  речи: 1) б, 2) б, 3) а

а) обычная, неизмененная речь

б) повышение  речевой активности, увеличение громкости  голоса, ускорение речи без ухудшения  ее качества (грамотности, логичности)

в) нарушения  речи — появление длительных пауз, запинок, увеличение количества лишних слов, слишком тихий голос

21. Общая  оценка психического состояния: 1) в, 2) в, 3) а

а) обычное, неизмененное состояние

б) состояние  внутренней собранности, повышенной готовности к работе, подъем душевных сил, мобилизованность, высокий психический тонус

в) чувство  усталости, безразличия, рассеянности, несобранности, апатии, снижение психического тонуса

22. Особенности памяти: 1) а, 2) в, 3) а

а) обычная, не измененная память

б) улучшение  памяти — легко вспоминается то, что необходимо вспомнить в данный момент

в) ухудшение  памяти

23. Особенности  внимания: 1) а, 2) в, 3) а

а) обычное  внимание бел каких-либо изменений

б) улучшение способности к сосредоточению, отвлечение от посторонних дел

в) ухудшение  внимания, неспособность сосредоточиться  на выполняемой работе, отвлекаемость

24. Сообразительность: 1) б, 2) а, 3) а

а) обычная  сообразительность без каких-либо изменений

б) повышение  сообразительности, высокая находчивость

в) растерянность, ухудшение сообразительности

25. Умственная  работоспособность: 1) а, 2) а, 3) а

а) обычная  умственная работоспособность

б) повышение  умственной работоспособности

в) значительное снижение умственной работоспособности, быстрая умственная утомляемость

26. Явления  психического дискомфорта: 1) в, 2) а, 3) а

а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений и переживаний, связанных с психическим состоянием

б) единичные, слабовыраженные, не мешающие работе изменения, чувство психического комфорта, удовлетворения, радости от выполнения работы, задания

Информация о работе Психофизиологическая адаптация персонала к условиям профессиональной деятельности