Психофизиологическая адаптация персонала к условиям профессиональной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:19, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – оценка уровня психофизиологической адаптации кондитеров к условиям профессиональной деятельности.
Объект изучения – адаптированность человека.
Предмет исследования - уровень психофизиологической адаптации кондитеров к условиям профессиональной деятельности.
Задачи работы.
Теоретический анализ специальной литературы по проблеме адаптации человека к условиям профессиональной деятельности.
Разработка и проведение эксперимента.
Оценка уровня психофизиологической адаптации кондитеров к условиям профессиональной деятельности

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Психофизиологическая адаптация персонала к условиям профессиональной деятельности…………………………………………4
Общее представление о психофизиологической адаптации………………4
Признаки психофизиологической адаптации человека к условиям профессиональной деятельности………………………………………………...8
Оценка уровня психофизиологической адаптации кондитеров к условиям профессиональной деятельности……………..………………14
Описание эксперимента…………………………………………………….14
Анализ результатов эксперимента…………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………….23

Список использованной литературы…………………………………………...25

Работа содержит 1 файл

КП по психофизиологии.docx

— 54.56 Кб (Скачать)

 

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Ижевский государственный технический  университет»

Факультет «Экономика, право и гуманитарные науки»

              

 

 

 

 

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

по  дисциплине «Психофизиология»

тема: «Психофизиологическая  адаптация персонала к условиям профессиональной деятельности»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                     

                                                            Выполнила: студентка группы  3-37-8(з)

Гуляева Наталья  Витальевна

 

 

                                                  Проверила: Жукова Анастасия Викторовна

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ижевск, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Психофизиологическая адаптация персонала к условиям профессиональной деятельности…………………………………………4
    1. Общее представление о психофизиологической адаптации………………4
    2. Признаки психофизиологической адаптации человека к условиям профессиональной деятельности………………………………………………...8
  2. Оценка уровня психофизиологической адаптации кондитеров к условиям профессиональной деятельности……………..………………14
    1. Описание эксперимента…………………………………………………….14
    2. Анализ результатов эксперимента…………………………………………22

Заключение……………………………………………………………………….23

Список использованной литературы…………………………………………...25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Существуют определенные стратегии  построения карьеры и жизни, которые  приводят к профессиональному успеху. Как правило, профессионального успеха достигают люди, которые строят карьеру не только путем накопления специальных знаний, но и через вхождение в круг приближенных ведущего лидера, занимающего одну из важных позиций в данной сфере или отрасли.

     Цель исследования  – оценка уровня психофизиологической  адаптации кондитеров к условиям  профессиональной деятельности.

Объект изучения – адаптированность человека.

Предмет исследования  - уровень  психофизиологической адаптации кондитеров к условиям профессиональной деятельности.

Задачи работы.

  1. Теоретический анализ специальной литературы по проблеме адаптации человека к условиям профессиональной деятельности.
  2. Разработка и проведение эксперимента.
  3. Оценка уровня психофизиологической адаптации кондитеров к условиям профессиональной деятельности

Методы работы. Для решения поставленных задач были использованы: теоретический анализ специальной литературы по теме исследования; психодиагностические методы – опросник НПН.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Психофизиологическая адаптация персонала к условиям профессиональной деятельности.

 

    1. Общее представление  о психофизиологической адаптации.

 

      Адаптация новых сотрудников в коллективе – одна из важных задач, которую приходится решать службе по работе с персоналом в организации
      Психофизиологическая адаптация - приспособление сотрудника к условиям труда и отдыха. Данная форма адаптации наиболее важна для производственных предприятий и организаций, где используется сложная технология и существует опасность получения производственных травм.

 Условия труда в офисах и торговых фирмах, как правило, стандартны, но новичку требуется некоторое время, чтобы подстроиться под ритм работы, интенсивность психофизических нагрузок.

 Каждый старается обустроить рабочее место по своему. Необходимые инструменты, бумаги раскладывают так, чтобы было удобно с ними работать, на стены прикрепляют постеры и календари, в шкафчики убирают предметы туалета и посуду.

 Психофизиологическая адаптация проходит быстро и безболезненно и определяется главным образом состоянием здоровья и правильной организацией режима труда и отдыха в соответствии с принятыми санитарно-гигиеническими нормами. [1,C.6]

       Психофизиологическая адаптация - адаптация к трудовой деятельности на уровне организма работника как целого, результатом чего становятся меньшие изменения его функционального состояния (меньшее утомление, приспособление к высоким физическим нагрузкам и т.п.). 
Профессиональная адаптация - полное и успешное овладение новой профессией, т.е. привыкание, приспособление к содержанию и характеру труда, его условиям и организации. Она выражается в определенном уровне овладения профессиональными знаниями и навыками, в умении, в соответствии характера личности характеру профессии. 
Социально-психологическая адаптация человека к производственной деятельности - адаптация к ближайшему социальному окружению в коллективе, к традициям и неписаным нормам коллектива, к стилю работы руководителей, к особенностям межличностных отношений, сложившихся в коллективе. Она означает включение работника в коллектив как равноправного, принимаемого всеми его членами. 
Среди составляющих производственной среды, к которым нужно адаптироваться работнику, наряду с такими, как условия и содержание труда, должностные обязанности, есть составляющие с социально-экономическим оттенком: организация труда, оплата труда и материальное стимулирование, социально-бытовая сфера предприятия, организация досуга работников и т.п. Неслучайно некоторые исследователи выделяют социально-экономический аспект производственной адаптации.  
В решении кадровых проблем на предприятии важное значение имеют все разновидности производственной адаптации. Так, при формировании коллектива нужно учитывать, что сменяемость кадров или обратный показатель - закрепляемость рабочих на рабочих местах - во многом зависят от результатов адаптации. Неудовлетворенность ее результатами приводит к необоснованно высокой текучести, к повышенной заболеваемости, к другим негативным моментам, в том числе и экономического характера. 
Профессиональная адаптация определяет сроки освоения новой профессии, что оказывает влияние на выбор кадровой политики (ориентация на набор работников со стороны или на перераспределение собственных), на длительность периода сохранения пониженных производственных показателей, свойственных неадаптированному работнику, периоду формирования трудового стереотипа. 
В ускорении процесса адаптации, снижении негативных моментов, ее сопровождающих, и состоит задача управления ею. [7]

 

 

Проблема адаптации человека приобретает  все возрастающую научную и практическую актуальность в связи с непрерывным  ростом социальной. экономической, экологической, техногенной, личностной экстремальности нашей жизни и существенным изменением содержания и условий труда у представителей многих профессий. В данной работе представлены материалы теоретического и экспериментального изучения адаптации человека и психологического стресса, излагаются накопленные знания о проблеме функционального состояния человека.

Термин «стресс» широко используется в ряде областей знаний, именно поэтому  в него вкладывается несколько различающийся  смысл с точки зрения причин возникновения  такого состояния, механизмов его развития, особенностей проявлений и последствий. Он объединяет большой круг вопросов, связанных с зарождением, проявлениями и последствиями экстремальных  воздействий внешней среды, конфликтами, сложной и ответственной производственной задачей, опасной ситуацией и  т.д. Различные аспекты стресса  являются предметом исследований в  области психологии, физиологии, медицины, социологии и других наук. Отметим, что и по сей день в литературе не всегда четко разграничиваются понятия  стресса, дистресса, напряжения, напряженности, эмоционального стресса и т.д., что еще больше затрудняет изучение этой и без того довольно сложной проблемы.

Стресс как особое психическое  состояние связан с зарождением  и проявлением эмоций, но он не сводится только к эмоциональным феноменам, а детерминируется и отражается в мотивационных, когнитивных, волевых, характерологических и других компонентах  личности. Именно поэтому феномен  стресса требует специально психологического изучения.

Стресс является реакцией не столько  на физические свойства ситуации, сколько  на особенности взаимодействия между  личностью и окружающим миром. Это  в большей степени продукт  наших когнитивных процессов, образа мыслей и оценки ситуации, знания собственных  возможностей (ресурсов), степени обученности. И в этом заложено понимание того, почему условия возникновения и характер проявления стресса (дистресса) у одного человека не являются обязательно теми же для другого.

Проблема психологического стресса  в трудовой деятельности и социальной жизни человека особенно активно  стала изучаться в последние  три-четыре десятилетия. Этому способствовал  ряд обстоятельств: распространение  концепций биологического стресса, непрерывно возрастающее внимание к  изучению «человеческого фактора», существенное повышение уровня общей напряженности, тревожности.

В этой работе излагаются сведения о  развитии теорий психологического стресса, проводится анализ данных о причинах, механизмах формирования и проявлениях  психологического стресса, приводятся результаты экспериментального изучения некоторых аспектов стресса.

Для решения практических жизненных  задач, связанных с трудностями  приспособления в постоянно изменяющихся условиях современной жизни, очень  важно сделать обобщение богатого теоретического материала, посвященного проблеме адаптации и стрессу. А  т.к. человек – это прежде всего социальное существо, обладающее индивидуальными и неповторимыми эмоциями, когнитивными ресурсами и другими личностными особенностями, важно уделить внимание психологическому стрессу и его различным проявлениям. Правильное использование теории помогает решать многие практические проблемы, например, знание стадий протекания стресса может помочь в достижении оптимального рабочего состояния и не допустить деструктивного влияния стрессового состояния.

 

 

 

 

 

 

    1. Признаки психофизиологической адаптации человека к условиям профессиональной деятельности

 

Адаптация психофизиологическая во многом зависит  от состояния здоровья работника, защитных реакций организма  на уровень и колебания  внешних факторов (температура, освещенность, загазованность, вибрация, шум и  т.п.). 
Адаптация психофизиологическая – приспособление к новым физическим и психологическим нагрузкам, физиологическим условиям труда. В процессе психофизиологической адаптации происходит освоение совокупности всех условий, оказывающих различное психофизиологическое воздействие на работника во время труда. Среди них: физические и психические нагрузки, уровень монотонности труда, ритм труда, удобство рабочего места, внешние факторы воздействия (шум, освещенность, вибрации и т.п.). 
С точки зрения психофизиологической адаптации можно выделить следующие четыре вида адаптации: 
1. Отрицание. Сотрудник выражает активное несогласие с ценностями фирмы, его ожидания находятся в непримиримом противоречии с реальностью. Обычно он увольняется в первые же месяцы. 
2. Конформизм. Полное принятие ценностей и норм организации, готовность подчиняться правилам игры. Такие работники составляют в коллективе основную массу. 
3. Мимикрия. Соблюдение второстепенных норм при неприятии основных характерно для потенциальной группы риска, члены которой готовы в любой момент расстаться с фирмой. 
4. Адаптивный индивидуализм. Он характеризуется согласием с основными нормами и ценностями организации при неприятии второстепенных. Сотрудник сохраняет некую индивидуальность, но по-своему неплохо работает в коллективе. 
В современном производстве морально стареют не только техника и технология, но и санитарно-гигиенические нормы производственной обстановки. Улучшение санитарно-гигиенических условий труда и быта работников, появление все большего количества удобных и современных квартир, одежды, предметов туалета не могут не сказаться на производственной деятельности. Современный работник чутко относится к отклонениям от субъективно воспринимаемых им норм санитарно-гигиенического комфорта, ритмов труда, удобства рабочего места и т.д. Материалы многих исследований свидетельствуют о том, что для рабочих вопросы санитарно-гигиенических условий комфорта стоят очень остро и оцениваются ими болезненно. 
Данная форма адаптации наиболее важна для производственных предприятий и организаций, где используется сложная технология и существует опасность получения производственных травм. Условия труда в офисах и торговых фирмах, как правило, стандартны, но новичку требуется некоторое время, чтобы подстроиться под ритм работы, интенсивность психофизических нагрузок. Каждый старается обустроить рабочее место по своему. Необходимые инструменты, бумаги раскладывают так, чтобы было удобно с ними работать, на стены прикрепляют постеры и календари, в шкафчики убирают предметы туалета и посуду.

Критерии психофизиологической адаптации: 
1. состояние здоровья 
2. уровень тревожности 
Тревожность — личностная черта, проявляющаяся в легком и частом возникновении состояний тревоги. Тревожность возникает при благоприятном фоне свойств нервной и эндокринной систем, но формируется прижизненно, прежде всего в силу нарушения форм внутри- и межличностного общения. 
3. настроение 
Настроение — эмоциональное состояние, которое характеризуется дифузностью, отсутствием четкой осознанной привязки к определенным предметам или процессам, и достаточной устойчивостью, которая позволяет рассматривать настроение в качестве отдельного показателя темперамента. Основой признак того или иного настроения — эмоциональный тон, положительный или отрицательный. 
4. степень утомляемости 
Утомляемость – временное снижение работоспособности под воздействием неблагоприятных условий труда. О степени утомляемости судят по изменению физиологических функций по сравнению с дорабочим состоянием. 
Утомление – в психологии – состояние временного снижения функциональных возможностей человеческого организма вследствие интенсивной или длительной деятельности. 
5. активность поведения 
Адаптация к условиям труда. 
Элементы условий труда делятся на 4 группы. 
1. Первая группа— санитарно-гигиенические элементы (микроклимат, освещенность, механические колебания, излучение и др.), составляющие характеристики среды рабочей зоны, создающейся в результате функционирования орудии и предметов труда, а также под воздействием технологических процессов. Эти элементы оцениваются количественно и нормируются. Их отрицательное влияние может быть снижено при использовании различных мер защиты. 
2. Вторая группа — психофизиологические элементы (физическая нагрузка, нервно-психическое напряжение, рабочая поза и др.). Элементы данной группы, кроме динамической работы, являющейся составной частью физической нагрузки, не нормируются. Для них еще нет стандартных, общественно принятых единиц измерения. Количественно элементы данной группы оцениваются экспертным методом. 
3. Третья группа — эстетические элементы, определяющие эстетическое отношение к труду и другим составляющим производственного процесса. Полный перечень эстетических элементов и их параметров выражает общую эстетическую составляющую условий труда, которая, будучи измеренной, позволяет более полно оценивать количественное состояние У. т. Для определения эстетического уровня отдельных элементов У. т. используются методы экслеряшои оценки. 
4. Четвертая группа — социально-психологические элементы, составляющие характеристику психологического климата в коллективе, а также некоторые социальные характеристики трудового процесса.

Информация о работе Психофизиологическая адаптация персонала к условиям профессиональной деятельности