Психодиагностика посттравматического стрессового расстройства, переживания военной травмы у участников боевых действий

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

Цели теоретического исследования: изложить и обосновать основные современные методы и принципы психодиагностики и коррекции ПТСР.
Задачи:
1. Рассмотреть причины посттравматического стрессового расстройства
2. Изучить симптоматику посттравматических стрессовых расстройств.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
ГЛАВА I.Психологические особенности посттравматического стрессового расстройства, переживания военной травмы.
§1.1.ПТСР как феномен изучения в психологических исследованиях...5
§1.2. Особенности протекания ПТСР у участников военных действий...11
§1. 3. Методы изучения симптоматики ПТСР...........................................15
§1.4. Психологическая поддержка и снятие симптомов и травматических переживаний у участников боевых действий.........................18
Заключение.............................................................................................................24
Библиография ……………………................................................................26

Работа содержит 1 файл

курсовая Блинова АС ЭП31нрКоджаспиров АЮ (1).doc

— 410.50 Кб (Скачать)

   Характеризуется выраженными эмоциональными реакциями на событие и травмирующее событие и его последствия. Это очень интенсивные эмоции, которые постепенно могут превратиться в самокритику и сомнения в себе. Участник происшествия пытается представить себе. Что бы было, если бы он вёл себя по-другому в сложившейся ситуации и т.п. Это такназываемый «синдром вины выжевшего», который может привести к глубокой депрессии. Вторая фаза является критической – после неё либо происходит выздоровление, либо пострадавший фиксируется на травме и происходит развитие ПТСР. Здесь речь идёт о том, что острое стрессовое расстройство, развивающееся в течение от нескольких дней, до месяца после переживания травмы, перехидит в хроническую форму. Если это происходит, то развивающиеся нарушения затрагивают многие личностные структуры. В том числе страдает способность к межличностному взаимодействию, что, безусловно, усугубляет ситуацию: это приводит к личностным изменениям не только у непосрдественного участника событий, но и членов его семьи. 

  1. Фаза завершения.

    На  этой фазе у индивида появляются новые  механизмы адаптации и симптоматика ПТСР угасает.

      Посттравматическое  стрессовое расстройство, развивающкееся апод воздействием травматического  стресса. Термин «посттравматическое  стрессовое расстройство» появился в 1980 году. Дело в том, что в 1973 году окончилась война во вьетнаме и к 1980 году было проанализированно большое количетво случаев развития синдромов данного типа.

Историческая  справка

      В России изучением психических и  личностных изменеий у людей, переживших травмирующие события занимались С. Крайц, П. Ганушкин, Ф. Зарубин. Пострадавшие – участники Первой Мировой и Гражданской войн. После Втрой Мировой войны этим же вопросом занимались В. Гиляровский и Е. Краснушкин. Термина «посттравматическое стрессовое расстройство» тогда ещё не существовало. У разных авторов это явление имело различные названия: «солдатское сердце», «тревожный невроз», «синдром Да Коста», «тревожное сердце». В 1889 году Х. Опенгейм ввелш иермин «травматический невроз», для диагностики психических расстройств у участников бевых действий. Он говорил, что данное расстройство связано с органическими нарушениями в головном мозге. Эти нарушения, по его мнению, вызваны как психологическими, так и физическими факторами. До Первой Мировой войны данное расстройство связывали с чувством долга и рассматривали как проявление трусости.

      После окончания войны во Вьетнаме в 1973 году, американские ученые активно  занимались изучением психопатологических  и личностных расстройств у участников военных действий. Они обнаружили, что сходная симптоматика свойственна не только ветеранам войны, но и лицам, пострадавшим в других ситуациях, сильного стрессогенного воздействия. Выяснилось так же, что данная симптоматика не присуща ни одной из ранее описанных форм психических расстройств. М. Горовиц предложил выделить её в качестве отдельного синдрома и назвал его «посттравматическое стрессовое расстройство». После этого им были разработаны диагностические критерии ПТСР, которые были приняты для американской классификации психических заболеваний – руководства по диагностике и статистике психических расстройств (DSM – III и DSM – III – R), в последствие они вошли в международную классификацию болезней, практически без изменений.

      В 80-ых г.г. двадцатого века в Америке было выполнено множество исследований, посвященных этой проблеме, самыми значительными из которых были работы Эгендорфа с соавторамии и Боуландера с соавторами. Первая из них была посвяшена изучению механизмов адаптации участников войны во Вьетнаме и их невоевавших ровестников. В работе Боуландера изучалась отсроченная реакция на стресс у того же контингента. Результаты этих и других исследований в последствие вошли в трёхтомную монографию «Травма и её след» (1986).

      Психологические теории стресса

  1. Когнитивная теория (Р. Лазарус)

   Основное  положение теории Р. Лазаруса заключается  в том, что сама по себе оценка угрозы жизни или угрозы неблагоприятного воздействия  влияет на психологическое  и эмоциональное  состояние индивида.

   В рамках этой теории вредные стимулы 9условия) оцениваются по:

    - интенсивности воздействия

    - степени неопределенности  воздействия стимула  и времени действия

    - ресурсов индивида  для его преодоления.

      Ресурсы индивида,  в данном случае, - это его  психологические  характеристики.

      Р. Лазарус считал, что  «адаптация к среде  определяется эмоциями». Процессы восприятия в его теории занимают центральное место  – от них зависит  качество и интенсивность  эмоциональных реакций. Когнитивная оценка ситуации индивидом  определяется взаимодействием личностных факторов и окружающей среды.

      Кроме того, Лазарус настаивал  на том. что психологические  механизмы переживания  стресса должны быть отделены от физиологических. По его мнению, между воздействием стрессора и ответной физиологической реакцией на него, лежат психологические механизмы, являющиеся. Как бы, промежуточным звеном.

      Когнитивная теория стресса продолжает развиваться, однако не смотря на это, часто  подвергается критике. Например, С. Хобфолл  считает, что данная модель «тавтологична  и не предусматривает возможных вариантов, отклонений» [13, с.34]. Он говорит о том. что необходимо учитывать различие интерпретации и восстановления утраченных ресурсов конкретным индивидом. В данном случае под ресурсами понимается статус, зароботок, власть, самоуважение и т.п.

  1. Второй подход в изучении стресса направлен на рассмотрение психологических предпосылок и закономерностей проявления тех или иных внешних реакций. Сторонники этого подхода выделяют различные переменные в качестве ведущих признаков стресса. Среди них, например, можно выделить:

    - реакцию тревоги,  вызванную угрозой  удовлетворения основных  нужд

    - оценку человеком  угрозы

    - адаптацию к ситуации  и собственным  чувствам.

      Этот  подход предпологает, что физиологические  реакции индивида при стрессе связаны с психологическими и взаимно обусловлены.

      Проблема  заключается в  различиях между определениями понятия «стресс» разными авторами. Это препятствует их сравнению и интеграции.

Стресс  с точки зрения физиологии

      Здесь нам необходимо вернуться  к тому, о чём мы говорили в самом начале.  Канадский физиолог Ганс Селье одним из первых выдвинул концепцию «общего адаптационного синдрома», впоследствии получившего название «синдрома биологического стресса»[14, c.67], [15, c.8-9]. В то время Селье работал в клини инфекционных болезней и обратил внимание на то, что первые проявления различных заболваний абсолютно идетичны (слабость, температура, потеря аппетита). В связи с этим он выдвинул предположении о наличии этого общего механизма реагирования на различные стимулы. В последсттвии он развил свою теорию и включил в неё не только чисто биологические воздействия на организм человека, но и психологические. Таким образом, Селье пришел к общей формулировке концепции стресса [15, c.8-9].

      С какой бы трудностью не столкнулся организм, её можно преодолеть с помощью двух типов реакций:

    1. Активной (борьбы)
    2. Пассивной (бегства)

      Эта концепция универсальна. Даже в том случае, если мы говорим о  каком либо физическом воздействии на организм, например, введение какого-либо химического вещества, то реакция на него может быть двух типов – либо разрушение его с помощью иимунитета, либо мирное с ним сосуществование.

Выводы:

  1. Любой человек подвержен влияний стрессоров и разрушительным последствия м стресса.
  2. Реакция стресса направлена на адаптацию организма к изменяющимся условиям внешней среды. Биологически стресс обусловлен потребностью организма в сохранении постоянства внутренней среды.
  3. Поскольку люди различаются по психологическим характеристикам, влиние одного и того же стрессора на разных людей может быть различно. В том числе это зависит от восприятия угрозы вредного воздействия тем или иным человеком.

    §1.2. Особенности протекания ПТСР у участников боевых действий.

   Прежде  чем говорить о  военном стрессе, опредеим что же такое  профессиональный стресс в целом, так как военный стресс является частным случаем профессионального.

   Соотнося  проблемы стресса  с условиями работы в организации, Н.В. Самоукина пишет: "Профессиональный стресс - это напряженное  состояние работника, возникающее у  него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью" Фактически речь скорее идет о профессиональном дистрессе. К этому можно было бы добавить, что профессиональный стресс (дистресс) - это также реакция на какие-то затруднения, выражающаяся в неспецифических действиях.

      Н.В. Самоукина выделяет основные виды профессионального  стресса (дистресса).

1. Информационный стресс  возникает в условиях  жесткого лимита  времени и усугубляется  в условиях высокой ответственности задания. Часто информационный стресс сопровождается неопределенностью ситуации (или недостоверной информацией о ситуации) и быстрой переменой информационных параметров.

2. Эмоциональный стресс  возникает при  реальной или предполагаемой опасности (чувство вины за невыполненную работу, отношения с коллегами и др.). Нередко разрушаются глубинные установки и ценности работника, связанные с его профессией.

3. Коммуникативный  стресс связан  с реальными проблемами  делового общения.  Он проявляется в повышенной конфликтности, в неспособности контролировать себя, в неумении тактично отказать в чем-либо, в незнании средств защиты от манипулятивного воздействия и т.п.

      Основные  проявления коммуникативного профессионального  стресса: раздражительность в деловом общении - причины: привычка общаться на повышенных тонах; неуверенность самого человека (как известно, "собака громко лает от страха"); тревожность, неудовлетворенность своей работой и т.п. коммуникативная агрессия (главная причина - стремление унизить или подавить соперника в конкурентной борьбе), которая проявляется в разных формах: вербальной (словесной); прямой (открытый вызов); косвенный (придирчивость, намеки, отказ от помощи, ложь, мелочность, угрозы); ситуативной (спонтанные вспышки ярости); направленной на другого (обвинение другого) или на самого себя (самообвинение).

      Психологические исследований стресса  в условиях военных  действий очень мало. Прежде всего это  сявязано с недостатком  профессионального  психологического состава, подготовленного к работе в таких условиях. Работа военных психологов, прежде всего, связана с деятельностью в тыловых военных подразделениях и частях, уже вышедших из боя. Л. Китаев-Смык выделяет как негативное влияние военного стресаа, так и позитивное. Можно даже сказать о том, что он уделяет гараздо большее внимание позитивному влиянию данного вида стресса на личность. Вот что он пишет в книге «Военный стресс»: «Один, скажем, положительный полюс боевого стресса — у обстрелянных солдат, освоивших науку воевать. Офицеры называют их «состарившимися». <…> Это хороший (конструктивный) боевой стресс. «Старички» психологически ориентированы на жизнь. Они более опрятны, следят за оружием, охотно овладевают новыми его видами. В бою — устремлены на победу, чтобы выжить. К пленным и местным жителям-чеченцам - лояльны. Их страх, как правило, адекватен опасности. Смерть страшна, но она не ввергает в уныние».  Психические изменения личности вызывает «деструктивный» стресс. В категорию лиц, подвергшихся влиянию подобного вида стресса входят те, кто в ходе боевых действий стал мене приспособленным к ним, нежели в момент прибытия в зону боевых действий. Окажется ли военный стресс «позитивным» или «негативным» зависит многих факторов. Это уровень подготовки, личностные особенности, способнгость к адаптации и т.п. [17, c. 9], [18, c. 607]

Информация о работе Психодиагностика посттравматического стрессового расстройства, переживания военной травмы у участников боевых действий