Психодиагностика посттравматического стрессового расстройства, переживания военной травмы у участников боевых действий

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

Цели теоретического исследования: изложить и обосновать основные современные методы и принципы психодиагностики и коррекции ПТСР.
Задачи:
1. Рассмотреть причины посттравматического стрессового расстройства
2. Изучить симптоматику посттравматических стрессовых расстройств.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
ГЛАВА I.Психологические особенности посттравматического стрессового расстройства, переживания военной травмы.
§1.1.ПТСР как феномен изучения в психологических исследованиях...5
§1.2. Особенности протекания ПТСР у участников военных действий...11
§1. 3. Методы изучения симптоматики ПТСР...........................................15
§1.4. Психологическая поддержка и снятие симптомов и травматических переживаний у участников боевых действий.........................18
Заключение.............................................................................................................24
Библиография ……………………................................................................26

Работа содержит 1 файл

курсовая Блинова АС ЭП31нрКоджаспиров АЮ (1).doc

— 410.50 Кб (Скачать)

Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Московский  городской психолого-педагогический университет

Факультет экстремальной психологии

Кафедра научных основ экстремальной  психологии  
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

по психодиагностике психологии

на тему:

Психодиагностика  посттравматического стрессового расстройства, переживания военной травмы у участников боевых действий 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Выполнила  студентка 

III курса ЭП, группа 3.1

Блинова А.С

Научный руководитель:

к.п.н., доцент

Коджаспиров А.Ю. 
 
 

% оригинального  текста _____ 
 
 
 

Москва 2011/2012 учебный год  
 

Оглавление

Введение...................................................................................................................3

ГЛАВА I.Психологические особенности посттравматического стрессового расстройства, переживания военной травмы.

§1.1.ПТСР как феномен изучения в психологических исследованиях...5

§1.2. Особенности протекания ПТСР у участников военных действий...11

§1. 3. Методы изучения симптоматики ПТСР...........................................15

§1.4. Психологическая поддержка и снятие симптомов и травматических переживаний у участников боевых действий.........................18

Заключение.............................................................................................................24

Библиография ……………………................................................................26 

 

Введение

      В современном мире реабилитация военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях, была и остаётся чрезвычайно актуальной проблемой. Краткосрочное или долгосрочное пребывание человека в экстремальных условиях в ряде случаев может привести к серьёзным психическим нарушениям, которые требуют психологического, а иногда и фармакологического вмешательства. Таким образом, тема нашей работы является, безусловно, очень актуальной.

      Не  возникает сомнений в том, что прежде чем начать реабилитацию, нужно провести необходимые психодиагностические процедуры и разработь план последующей психокоррекционной групповой или индивилуальной работы.

      К числу травматических ситуаций относят  участие в боевых действиях, насилие, стихийные и технологические  катастрофы и тому подобное. Здесь  мы говорим только об одном из видов  травматических событий, а именно: участии в боевых действиях.

        Существенный научный вклад в исследование протекания и механизмов посттравматического стрессового расстройства – главного психологического последствия участия в боевых действиях - внесли такие видные психологи как А.Г. Караяни. Е.О. Лазебная, М.Е. Зеленова, Н.В. Тарабрина, Б. Бадмаев, А. Столяренко и многие другие.

В нашей  работе мы будем опираться на работы этих выдающихся исследователей, в  области изучения психодиагностики, психокоррекции и реаблитации ПТСР.

      Проблема  нашего исследования заключается в том, что не смотря на существавание множества различных методов диагностики и реабилитации, в некоторых подразделениях системы вооруженных сил ситуация с проведением психокоррекциооной работы остается крайне плачевной. Наша работа не даёт ответа на вопрос каким образом можно исправить эту ситуацию, однако она обращает внимание на некоторые методы работы с симптоматикой ПТСР. Мы понимаем, что это достаточно частный случай.

      Цели  теоретического исследования: изложить и обосновать основные современные методы и принципы психодиагностики и коррекции ПТСР.

      Объект  исследования: симптоматика посттравматического стрессового расстройства у участников боевых действий.

      Предметом исследования: реабилитация военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях.

      Гипотеза: психодиагностика и коррекция ПТСР является очень актуальной проблемой в настоящее время. Существет множество научных и научно-методических работ, посвященных этой проблеме.

      Задачи:

  1. Рассмотреть причины посттравматического стрессового расстройства
  2. Изучить симптоматику посттравматических стрессовых расстройств.
  3. Исследовать методы коррекции посттравматического стресса.
  4. Изучить направления помощи при ПТСР, в рамках тех или иных теоретических направлениях психологии.

   Методы  исследования: сбор и анализ информации о проблеме посттравматического стрессового расстройства. 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА I.Психологические особенности посттравматического стрессового расстройства, переживания военной травмы.

§1.1 ПТСР как феномен изучения в психологических исследованиях

      Развитие  концепции стресса

      Вероятно, ещё доисторический человек был подвержен  стрессам и, возможно, ему, как и современному, было знакомо чувство предело собственных возможностей и эмоционального и/или физического истощения.

      Хотя  появления термина «стресс» обычно связывают с именем американского физиолога Уолтера Кэннона, ещё в XIX веке французский физиолог Клод Бернар впервые обратил внимание на постоянство внутренней среды, необходимое для нормальной жизнедеятельности организма. Уолтер Кэннон пятьдесят лет спустя писал о «координированных физиологических процессах, которые поддерживают большинство устойчивых состояний организма». Понятие «постоянство внутренней среды» подразумевает, что организм обладает, во-первых, способностью к её сохранению, а во-вторых, если её нарушение всё же произойдет, то это приведёт к болезни или даже смерти данного организма. Физиологическип роцессы, которые правоцируются стрессором, как раз направлены на сохранение внутренней среды организма. Однако, стоит подчеркнуть, что данное понимание стресса скорее связывают с «общим здоровьем». Стресс в современном понимании несколько шире. Хотя некоторые источники и утверждают, что опредилегние стресса в современном его пониманиии, можно встретить ещё аж в Оксфордском словаре английского языка, изданного в XVI веке, широкому его распространению мы обязаны Гансу Селье [13, с.22-25].

      В первую очередь следует различать  два понятия: понятие «стресса»  и понятие «стрессового расстройства». В 1936 году Ганс Селье занимался разработкой «концепции стресса». В основе этой концепции лежат понятия «гомеостатической модели самосохранения организма» и мобилизации ресурсов для реакции на стрессор. Кроме того, Селье ввёл понятие общего адаптационного синдрома, который проходит три стадии в своём развитии:

    1. Стадия (реакия) тревоги
    2. Стадия резистентности
    3. Стадия истощения.
 

       

      Мобилизация происходит путём перестройки гомеостатических механизмов организма. Если организм истощен  и не может осуществить мобилизацию  ресурсов, для реакции на стрессор, то это может привести к смерти.

      Согласно  медицинским исследованиям, организм человека стереотипно реагирует  на различные воздействия, при этом совершенно не важно, позитивно ли их воспринимает объект воздействия, то есть сам человек, или негативно. Это означает, что с точки зрения физиологии, потеря близкого человека совершенно равна, например, выиграшу спортсменом соревнований. Физиологическая реация организма на столь разные события будет совершенно одинаковой. Однако, Ганс Селье утверждает: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование. <…> Каждое предъявляемое организму требование, в каком-то смысле своелбразно или специфично» [10, с. 6-7]. За это утверждение он часто подвергается критике.

      Существует так же понятие «эмоционального стресса» - это аффективные переживания, которые сопровождают стресс, именно они и ведут к негативным психологическим последствиям. Дело в том, что эмоции вовлекаются в структуру любого целенаправленного действия человека [1, с. 79-80]. В связи с этим, безусловно, эмоциональный аппарат первым включается в стрессовую реакцию, при внешнем воздействии стрессора на личность экстремальных факторов. Согласно современным представлениям, попадая в экстремальную ситуацию, человек сравнивает требования этой ситуации, с имеющимися у него ресурсами и оценивает возможность справиться с ней. Если эти требования превышают внутренние ресурсы личности, то это ведёт к той самой перестройке в организме человека и изменению гомеостаза, о коором говорилось выше. «Если попытки справится с ситуацией оказываются неэффективнымия, то стресс развивается и может привести к появлению патологических реакций и органических повреждений». Особенно разрушительным может стать непрерывное воздействие стрессового фактора. Даже в том случае, если ситуация в конце концов нормализуется, эмоциональное напряжение не ослабевает, центральная нервная система продолжает пребывать в состоянии активации, в связи с чем возникают соматические нарушения. В первую очередь это отражается на наиболее ослабленных системах организма, это индивидуальный процесс [1, с.79-80], [12, 56-57].

        
Травматический  стресс и ПТСР

      Мы  можем говорить о травматическом стрессе в тот момент, когда  результатом воздействия стрессора  на индивда становятся нарушения в психической деятельности. Существует целый спектр систем, которые нарушаются в следствие этого воздействия: самовосприятие, когнитивная модель окружающего мира, аффективная сфера, неврологические механизмы, управляющие механизмами научения, память. «В качестве стрессора в таких случаях выступают травматические события – экстремальные кризисные ситуации, обладающие мощным негативным последствием, ситуации угрозы жизни для самого себя или значимых близких». В ряде случаев переживание подобного рода событий приводит к развитию посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Однако, стоит отметить, что оно формируется далеко не всегда. Большая часть людей, пережитвших стрессовое событие, в том числе большая часть участников боевых действий, восстанавливаются и развития ПТСР не происходит. По статистике [1, с.81] ПТСР возникает лишь у 20% лиц, пострадавших в экстремальных ситуациях, в случае. Если у них отсутствуют физические травмы. Но следует так же помнить, что отсроченная реакция на травматический стресс может вызвать психические нарушения у любого человека.

   Выделяют несколько факторов, при наличии которых возникает ПТСР (Ромек и др.):

  1. Происшедшее событие осознается, то есть человек знает что с ним происходило и из-за чего у него ухудшилось психическое состояние.
  2. Это состояние обословлено внешними причинами.
  3. Пережитое разрушает привычный образ жизни.
  4. Происшедшее событие вызывает ужас и ощущение беспомощности, бессилия что-либо сделать или предпринять.

    Травматический  стресс является нормальной реакцией на ситуацию, которая требует от индивида усилий (психологических и физических) превышающих его внутренние ресурсы. Травматические стресс является  - это нормальная реакция человека, пережившего некое событие, выходящее за рамки нормального человеческого опыта [1, с.81]. Нельзя зарание предсказать, как то или иное событие повлияет на конкретного индивида.

          Посттравматическя реакция на травму включает в себя следующие фазы [1, с.81-82] (считаем важным отметить, что существуют и другие классификации, которые значительно отличаются от предложенной в данной работе):

  1. Фаза психологического шока
    1. угнетение активности, нарушение ориентировки в окружающей среде, деорганизация активности
    2. отрицание происходящего.
  2. Фаза воздействия.

Информация о работе Психодиагностика посттравматического стрессового расстройства, переживания военной травмы у участников боевых действий