Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 19:38, курсовая работа
Цели теоретического исследования: изложить и обосновать основные современные методы и принципы психодиагностики и коррекции ПТСР.
Задачи:
1. Рассмотреть причины посттравматического стрессового расстройства
2. Изучить симптоматику посттравматических стрессовых расстройств.
Введение...................................................................................................................3
ГЛАВА I.Психологические особенности посттравматического стрессового расстройства, переживания военной травмы.
§1.1.ПТСР как феномен изучения в психологических исследованиях...5
§1.2. Особенности протекания ПТСР у участников военных действий...11
§1. 3. Методы изучения симптоматики ПТСР...........................................15
§1.4. Психологическая поддержка и снятие симптомов и травматических переживаний у участников боевых действий.........................18
Заключение.............................................................................................................24
Библиография ……………………................................................................26
Департамент образования города Москвы
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Московский
городской психолого-
Факультет экстремальной психологии
Кафедра
научных основ экстремальной
психологии
Курсовая работа
по психодиагностике психологии
на тему:
Психодиагностика
посттравматического стрессового расстройства,
переживания военной травмы у участников
боевых действий
Выполнила студентка
III курса ЭП, группа 3.1
Блинова А.С
Научный руководитель:
к.п.н., доцент
Коджаспиров
А.Ю.
% оригинального
текста _____
Москва
2011/2012 учебный год
Оглавление
Введение......................
ГЛАВА I.Психологические особенности посттравматического стрессового расстройства, переживания военной травмы.
§1.1.ПТСР как феномен изучения в психологических исследованиях...5
§1.2. Особенности протекания ПТСР у участников военных действий...11
§1. 3. Методы
изучения симптоматики ПТСР..........................
§1.4. Психологическая
поддержка и снятие симптомов и травматических
переживаний у участников боевых действий......................
Заключение....................
Библиография
……………………......................
Введение
В современном мире реабилитация военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях, была и остаётся чрезвычайно актуальной проблемой. Краткосрочное или долгосрочное пребывание человека в экстремальных условиях в ряде случаев может привести к серьёзным психическим нарушениям, которые требуют психологического, а иногда и фармакологического вмешательства. Таким образом, тема нашей работы является, безусловно, очень актуальной.
Не возникает сомнений в том, что прежде чем начать реабилитацию, нужно провести необходимые психодиагностические процедуры и разработь план последующей психокоррекционной групповой или индивилуальной работы.
К числу травматических ситуаций относят участие в боевых действиях, насилие, стихийные и технологические катастрофы и тому подобное. Здесь мы говорим только об одном из видов травматических событий, а именно: участии в боевых действиях.
Существенный научный вклад в исследование протекания и механизмов посттравматического стрессового расстройства – главного психологического последствия участия в боевых действиях - внесли такие видные психологи как А.Г. Караяни. Е.О. Лазебная, М.Е. Зеленова, Н.В. Тарабрина, Б. Бадмаев, А. Столяренко и многие другие.
В нашей работе мы будем опираться на работы этих выдающихся исследователей, в области изучения психодиагностики, психокоррекции и реаблитации ПТСР.
Проблема нашего исследования заключается в том, что не смотря на существавание множества различных методов диагностики и реабилитации, в некоторых подразделениях системы вооруженных сил ситуация с проведением психокоррекциооной работы остается крайне плачевной. Наша работа не даёт ответа на вопрос каким образом можно исправить эту ситуацию, однако она обращает внимание на некоторые методы работы с симптоматикой ПТСР. Мы понимаем, что это достаточно частный случай.
Цели теоретического исследования: изложить и обосновать основные современные методы и принципы психодиагностики и коррекции ПТСР.
Объект исследования: симптоматика посттравматического стрессового расстройства у участников боевых действий.
Предметом исследования: реабилитация военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях.
Гипотеза: психодиагностика и коррекция ПТСР является очень актуальной проблемой в настоящее время. Существет множество научных и научно-методических работ, посвященных этой проблеме.
Задачи:
Методы
исследования: сбор
и анализ информации
о проблеме посттравматического
стрессового расстройства.
ГЛАВА I.Психологические особенности посттравматического стрессового расстройства, переживания военной травмы.
§1.1 ПТСР как феномен изучения в психологических исследованиях
Развитие концепции стресса
Вероятно, ещё доисторический человек был подвержен стрессам и, возможно, ему, как и современному, было знакомо чувство предело собственных возможностей и эмоционального и/или физического истощения.
Хотя появления термина «стресс» обычно связывают с именем американского физиолога Уолтера Кэннона, ещё в XIX веке французский физиолог Клод Бернар впервые обратил внимание на постоянство внутренней среды, необходимое для нормальной жизнедеятельности организма. Уолтер Кэннон пятьдесят лет спустя писал о «координированных физиологических процессах, которые поддерживают большинство устойчивых состояний организма». Понятие «постоянство внутренней среды» подразумевает, что организм обладает, во-первых, способностью к её сохранению, а во-вторых, если её нарушение всё же произойдет, то это приведёт к болезни или даже смерти данного организма. Физиологическип роцессы, которые правоцируются стрессором, как раз направлены на сохранение внутренней среды организма. Однако, стоит подчеркнуть, что данное понимание стресса скорее связывают с «общим здоровьем». Стресс в современном понимании несколько шире. Хотя некоторые источники и утверждают, что опредилегние стресса в современном его пониманиии, можно встретить ещё аж в Оксфордском словаре английского языка, изданного в XVI веке, широкому его распространению мы обязаны Гансу Селье [13, с.22-25].
В первую очередь следует различать два понятия: понятие «стресса» и понятие «стрессового расстройства». В 1936 году Ганс Селье занимался разработкой «концепции стресса». В основе этой концепции лежат понятия «гомеостатической модели самосохранения организма» и мобилизации ресурсов для реакции на стрессор. Кроме того, Селье ввёл понятие общего адаптационного синдрома, который проходит три стадии в своём развитии:
Мобилизация
происходит путём перестройки
Согласно медицинским исследованиям, организм человека стереотипно реагирует на различные воздействия, при этом совершенно не важно, позитивно ли их воспринимает объект воздействия, то есть сам человек, или негативно. Это означает, что с точки зрения физиологии, потеря близкого человека совершенно равна, например, выиграшу спортсменом соревнований. Физиологическая реация организма на столь разные события будет совершенно одинаковой. Однако, Ганс Селье утверждает: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование. <…> Каждое предъявляемое организму требование, в каком-то смысле своелбразно или специфично» [10, с. 6-7]. За это утверждение он часто подвергается критике.
Существует так же понятие «эмоционального стресса» - это аффективные переживания, которые сопровождают стресс, именно они и ведут к негативным психологическим последствиям. Дело в том, что эмоции вовлекаются в структуру любого целенаправленного действия человека [1, с. 79-80]. В связи с этим, безусловно, эмоциональный аппарат первым включается в стрессовую реакцию, при внешнем воздействии стрессора на личность экстремальных факторов. Согласно современным представлениям, попадая в экстремальную ситуацию, человек сравнивает требования этой ситуации, с имеющимися у него ресурсами и оценивает возможность справиться с ней. Если эти требования превышают внутренние ресурсы личности, то это ведёт к той самой перестройке в организме человека и изменению гомеостаза, о коором говорилось выше. «Если попытки справится с ситуацией оказываются неэффективнымия, то стресс развивается и может привести к появлению патологических реакций и органических повреждений». Особенно разрушительным может стать непрерывное воздействие стрессового фактора. Даже в том случае, если ситуация в конце концов нормализуется, эмоциональное напряжение не ослабевает, центральная нервная система продолжает пребывать в состоянии активации, в связи с чем возникают соматические нарушения. В первую очередь это отражается на наиболее ослабленных системах организма, это индивидуальный процесс [1, с.79-80], [12, 56-57].
Травматический
стресс и ПТСР
Мы
можем говорить о травматическом
стрессе в тот момент, когда
результатом воздействия
Выделяют несколько факторов, при наличии которых возникает ПТСР (Ромек и др.):
Травматический стресс является нормальной реакцией на ситуацию, которая требует от индивида усилий (психологических и физических) превышающих его внутренние ресурсы. Травматические стресс является - это нормальная реакция человека, пережившего некое событие, выходящее за рамки нормального человеческого опыта [1, с.81]. Нельзя зарание предсказать, как то или иное событие повлияет на конкретного индивида.
Посттравматическя реакция на травму включает в себя следующие фазы [1, с.81-82] (считаем важным отметить, что существуют и другие классификации, которые значительно отличаются от предложенной в данной работе):