Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 12:46, реферат
Фрейдовская теория во многих странах прочно вошла в учебники по психологии, психотерапии, психиатрии. Она оказала воздействие на другие науки о человеке - социологию, педагогику, антропологию, этнографию, философию, а также на искусство и литературу», а фрейдовская методология познания общественных явлений, требующая раскрытия лежащих в их основе бессознательных механизмов, подавленных желаний, широко использовалась последователями Фрейда и выросла в своеобразную философию.
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................................
ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ................................................................................
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ИДЕИ ФРЕЙДИЗМА........................................................
Психоанализ 3.Фрейда......................................................................................................
Особенности воззрений последователей З. Фрейда…………………………………...
Фрейд и неофрейдизм.......................................................................................................
ПСИХОАНАЛИЗ И СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ.................................................
Проблемы онтологии в психоанализе.............................................................................
Психоанализ и франкфуртская школа.............................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................................
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Это дальнейшее развитие кантовских идей выливается в психоанализе в утверждение, согласно которому бессознательное психическое признается как нечто реально существующее, но восприятие, которого сознанием требует особых усилий, технических процедур, определенных навыков, связанных с умением истолковывать воспринимаемые явления.
Рассматривая вопрос об отношениях
между сознанием и
Позднее в 20-е годы, Фрейд использует иное сравнение для характеристики структуры человеческой психики, которая понимается как структура, состоящая из трех слоев, или инстанций, о чем мы говорили выше. И задача психоанализа может быть сравнима с задачей криптографа, помочь нуждающимся в переводе бессознательного в сознание. (Привлечь внимание сознания к необходимому душевному движению, и тем самым разрешить внутренний конфликт)
Фрейд исходит из того, что
психически реальное существует в различных
точно так же, как бессознательное
психическое может проявляться
в разнообразных выражениях. С
его точки зрения, одно из основных
свойств бессознательных
Здесь Фрейд вторгается в
традиционную область философских
споров, которая касалась соотношения
свободы и необходимости, случайности
и закономерности. Фрейд занимает
в этом вопросе своеобразную позицию.
С одной стороны его взгляды
совпадают с философией Фихте, бессознательное
руководствуется "принципом удовольствия",
т.е. не имеет каких-либо ограничений,
в то время как в сфере сознания
действует "принцип реальности"
с присущими ему
Фрейд не отвергает случайности как таковую, полагая, что бытие человека в мире не редко зависит от случая, хотя в самом мире действуют довольно строгие и устойчивые закономерности. Но он не абсолютизирует роль случайности в развитии мира. В отличии от тех философов, для которых только случай является причиной возникновения того или иного явления. Фрейд признает закономерности, действующие в реальном мире и стоящие за каждой случайностью. Другое дело сфера психической реальности, внутренний мир человека. Здесь по убеждению Фрейда, нет места для случайности, связанной с желаниями отдельного человеческого существа.
В психоаналитической философии, следовательно, отстаивается точка зрения, согласно которой человеческая деятельность подчиняется определенным закономерностям, а психические процессы имеют свою детерминацию, выявление и понимание сути которой должно стать объектом пристального внимания исследователей.
Таким образом, в психоаналитической философии происходит осмысление онтологической проблематики, рассмотренной под углом зрения человека в мире.
Психоанализ и франкфуртская школа
Большой вклад в философское
осмысление фрейдовских идей внесли
представители франкфуртской
Как известно, франкфуртцы выступили с обоснованием необходимости "критической теории", противостоящей ранее существовавшим методам познания, характеризующимся идеалистическо-метафизическими или сциентистско-позитивистскими установками. Эта идея была сформулирована в статье Хоркхаймера "Традиционная и критическая теория" (1937), в которой отстаивалась мысль, что предметом социального познания должна быть система взаимоотношений между природой и человеком, а не отдельные ее состояния.
Хоркхкаймер обсуждает, в
частности, вопрос о взаимосвязях сознательной
и бессознательной
Обращение Хоркхаймера к
психоанализу является ярко выраженным
в тех случаях, когда он стремится
осмыслить проблемы, связанные с
пониманием отношений в семье, взаимосвязи
между семьей и обществом, природы
авторитаризма и антисемитизма.
По мнению Хоркхаймера, именно Фрейд
положил начало переосмыслению традиционных
отношений между отцом и сыном.
В современном обществе уже не
отец, а ребенок становится той
реальностью, за которой скрываются
движущие силы социального развития.
Хоркхаймер и его последователи
считают, что психоанализ внес значительны
вклад в освещение
Именно в подобном переосмыслении взаимоотношений между ребенком и родителями многие представители франкфуртской школы пытаются отыскать истоки авторитаризма, антисемитизма, фашизма.
Психоаналитические идеи
органически включаются в размышления
Хоркхаймера о проблемах
Фрейд считал, что каждый
человек является противником культуры.
Развивая это положение, некоторые
его последователи попытались свести
агрессивность индивида по отношению
к природе и культуре в целом
к иррациональным наклонностям человека,
возникающим в глубинах человеческой
психики и переносимым на внешний
мир. Хоркхаймер не разделяет подобной
точки зрения, полагая, что "ненависть
цивилизации" не является иррациональной
проекцией психологических
В понимании Фрейда, по мере развития человеческой цивилизации происходит все большее распространение психических заболеваний, сопровождающееся возникновением "невротических культур", когда пациентом становится весь человеческий род. Аналогичные идеи развиваются Хоркхаймером и Адорно в их совместном труде "Диалектика просвещения. Философские фрагменты" (1947), где подробно обсуждается проблема рациональности и "сциентизации разума" в западноевропейской культуре.
Как полагают Хоркхаймер и Адорно, в период мифологического познания мира произошло отделение разума от природы. В дальнейшем это отделение разума от природного мира вылилось в стремление к полной автономии разума от каких либо природных уз и к господству его над природой. "Просвещение" обернулось порабощением природы, а вместе с ним и болезненным расстройством разума, ибо, с одной стороны он пребывает в иллюзии относительно своего могущества над природой, а с другой постоянно испытывает безотчетный страх перед возможностью проявления своего собственного природного начала, связывающего человека с окружающим его миром, что толкает его на выражение враждебного отношения к природе. Безумство, сумасшествие, болезнь разума приняли такие "параноидальные формы ", которые в завуалированном виде выступают в облике "тоталитарной идеологии", культа сильной личности и мании величия, приведших, в частности, к взлету фашизма.
В середине 50-х годов Маркузе попытался по-своему рассмотреть те же самые проблемы, которые затрагивались Адорно и Хоркхаймером.
Специфика маркузианского подхода
к осмыслению взаимоотношений между
человеком и культурой состоит
в том, что, в отличие от Хоркхаймера
и Адорно, использовавших психоаналитические
идеи для объяснения освещаемых ими
явлений, у Маркузе психоаналитическое
учение Фрейда высыпает в качестве
философской призмы, через которую
он стремится осмыслить
Рассмотрение фрейдовской
метапсихологии осуществляется Маркузе
путем выявления
"Прибавочная репрессия"
и "принцип производительности"
В отличие от Маркса, который выдвигал требования осуществления пролетарской революции, способствующей устранению отчужденного труда, Маркузе считал, что любая революция против существующей общественной репрессии и господства одной социальной группы над другой завершается возникновением элементов "самозащиты", превращающейся в новое господство.
"Нерепрессивная цивилизация
соотносится у Маркузе с новым
"принципом реальности", в соответствии
с которым, влечение человека
освобождаются от тирании "