Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 12:46, реферат
Фрейдовская теория во многих странах прочно вошла в учебники по психологии, психотерапии, психиатрии. Она оказала воздействие на другие науки о человеке - социологию, педагогику, антропологию, этнографию, философию, а также на искусство и литературу», а фрейдовская методология познания общественных явлений, требующая раскрытия лежащих в их основе бессознательных механизмов, подавленных желаний, широко использовалась последователями Фрейда и выросла в своеобразную философию.
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................................
ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ................................................................................
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ИДЕИ ФРЕЙДИЗМА........................................................
Психоанализ 3.Фрейда......................................................................................................
Особенности воззрений последователей З. Фрейда…………………………………...
Фрейд и неофрейдизм.......................................................................................................
ПСИХОАНАЛИЗ И СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ.................................................
Проблемы онтологии в психоанализе.............................................................................
Психоанализ и франкфуртская школа.............................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................................
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Размышления о проблеме бессознательного заняли важное место во многих философских работах XIX века. В этот период намечается и осуществляется переворот от рационализма эпохи Просвещения и немецкой классической философии к иррациональному пониманию бытия человека в мире.
Одним из философов, отстаивающих
иррационалистическую линию в философской
мысли, был Шопенгауэр (1788-1860). В своем
главном труде "Мир как воля
и представление" (1819) он выдвинул
учение, согласно которому началом
всего сущего является бессознательная
"мировая воля", а первым актом
сознания - представление. В воле находится
источник спонтанного развития, именно
эта необузданная и неуправляемая
сила дает толчок к созиданию всех
реалий жизни. Что касается познания
человеком окружающего мира, то,
в понимании Шопенгауэра, лишь, посредством
представления этот мир становится
доступным человеческому
Аналогичных взглядов придерживается и Ницше (1844-1900). Как и Шопенгауэр, он исходил из того, что в основе мира лежит бессознательная воля, дающая начало всему сущему. Исходя из этого, бессознательное в философии Ницше кладется в основу, как познавательных процессов, так и всей человеческой деятельности. Для объяснения всех проявлений жизнедеятельности людей он вводит понятие "воля к власти", трактуя ее в качестве природноданного, бессознательного инстинкта каждого человеческого существа. Сознание же вторично и вообще исчезает, уступив место автоматизму. Философия Шопенгауэра и Ницше оказала большое влияние на формирование психоанализа. Многие идеи этих философов в значительной степени предопределили различные психоаналитические концепции. Конечно, между психоанализом Фрейда и философией Шопенгауэра и Ницше нет абсолютного тождества. Напротив, в понимании бессознательного между ними имеются определенные расхождения. У Шопенгауэра бессознательное изначально онтологично: "мировая воля" - первопричина всего сущего. Ницше в известной степени разделяет эту точку зрения, но большее внимание акцентирует на рассмотрении бессознательного, как он функционирует в глубинах человеческого существа. Для Фрейда же бессознательное - это прежде всего и главным образом нечто психологическое, подлежащее осмыслению лишь в связи с человеком. Однако, рассуждения Шопенгауэра и Ницше о приоритете бессознательного над сознанием и рассмотрении бессознательного в качестве важного, определяющего элемента человеческой жизни импонировали Фрейду, который поставил всю эту проблему в центр своего психоаналитического учения.
Особо следует сказать
о немецком философе и психологе
Т. Липсе (1851-1914), который заявил, что
бессознательные процессы представляют
собой особую сферу психического,
требующую изучения. Рассматривая человеческую
психику, Липс выдвинул мысль, согласно
которой основным фактором психической
жизни являются бессознательные
ее проявления, и, следовательно, необходимо
сосредоточить усилия на том, чтобы
понять и раскрыть природу бессознательного,
выявить и объяснить
В период, предшествующий зарождению
психоанализа, Фрейд неоднократно обращался
к работам Липса и, несмотря на
то, что он пытался доказать, что
использованное им понятие бессознательного
не совпадает с той его
Таким образом, еще до Фрейда
многие философы обращались к проблеме
бессознательного и их идеи, несомненно,
оказали влияние на становление
психоаналитического учения Фрейда
и, хотя Фрейда чаще рассматривают как
психиатр, его философского наследия
нельзя недооценивать. Э. Фромм в
своей работе "Психоанализ и
религия" писал: "... Фрейд, последний
великий представитель
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ИДЕИ ФРЕЙДИЗМА
Психоанализ 3. Фрейда
Для рассмотрения основных вопросов реферата необходимо провести разграничение основных понятой используемых в ходе работы.
Психоанализ (от греч. psyche-душа
и analysis-решение) - часть психотерапии,
врачебный метод исследования, развитый
З. Фрейдом для диагностики и
излечения истерии. Затем он был
переработан Фрейдом в
Исходя из вышеизложенного, сущность психоанализа мы можем рассматривать на трех уровнях:
1.психоанализ - как метод психотерапии;
2.психоанализ - как метод изучения психологии личности;
3.психоанализ - как система
научных знаний о
Рассмотрев основной психологический смысл психоанализа, в дальнейшем мы будем обращаться к нему как мировозренческой системе.
В результате творческой эволюции
З. Фрейд рассматривает
Под Оно (ид) понималась наиболее примитивная инстанция, которая охватывает все прирожденное, генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия и ничего не знающее ни о реальности, ни об обществе. Она изначально иррациональна и аморальна. Ее требованиям должна удовлетворять инстанция Я (эго).
Эго - следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями.
Эго посредник между стимулами, идущими как из этой Среды, так и из глубин организма, с одной стороны, и ответными двигательными реакциями с другой. К функциям эго относится самосохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий в памяти, избегание угрожающих влияний, контроль над требованиями инстинктов (исходящих от ид).
Особое значение придавалось
сверх-Я (супер-эго), которое служит
источником моральных и религиозных
чувств, контролирующим и наказующим
агентом. Если ид предопределен генетически,
а Я - продукт индивидуального
опыта, то супер-эго - продукт влияний,
исходящих от других людей. Оно возникает
в раннем детстве (связано, согласно
Фрейму, с комплексом Эдипа) и остается
практически неизменным в последующие
годы. Сверх-Я образуется благодаря
механизму идентификации
Учение Фрейда прославилось
прежде всего тем, что проникло в
тайники бессознательного, или, как
иногда говорил сам автор, "преисподнюю"
психики. Однако, если ограничиться этой
оценкой, то можно упустить из виду
другой важный аспект: открытие Фрейдом
сложных, конфликтных отношений
между сознанием и
Идея о том, что на наше повседневное поведение влияют неосознаваемые мотивы, рассмотрена Фрейдом в книге "Психопатология обыденной жизни" (1901). Различные ошибочные действия, забывание имен, оговорки, описки обычно принято считать случайными, объяснять их слабостью памяти. По Фрейду же в них прорываются скрытые мотивы, потому что ничего случайного в психических реакциях человека нет. Все причинно обусловлено. В другой работе "Остроумие и его отношение к бессознательному" (1905) шутки или каламбуры интерпретируются Фрейдом, как разрядка напряжения, созданного теми ограничениями, которые накладывают на сознание индивида различные социальные нормы.
Схема психосоциального развития личности от младенческого возраста до стадии, на которой возникает естественное влечение к лицу противоположного пола рассматривается Фрейдом в "Трех очерках по теории сексуальности" (1905). Одной из ведущих версий Фрейда является Эдипов комплекс, как извечная формула отношения мальчика к родителям: мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, который вызывает и ненависть и страх.
В период первой мировой войны Фрейд вносит коррективы в свою схему инстинктов. Наряду с сексуальным в психике человека присутствует инстинкт стремления к смерти (Тонатос как антипод Эросу), по Фрейду, этот инстинкт включает в себя и инстинкт самосохранения. Под именем Тонатос имелось в виду не только особое тяготение к смерти, но и к уничтожению других, стремление к агрессии, которая возводилась в ранг известного, заложенного в самой природе человека биологического побуждения.
Особенности воззрений последователей З. Фрейда
Фрейда окружало множество
учеников. Наиболее самобытными из
них были К. Юнг (1875-1961) и А. Адлер (1870-1937),
создавшие собственные
По выражению К. Юнга последователи Фрейда учились у своего "отца" не тому что он наставлял, а тому, что он делал". Неудовлетворенность психоаналитическими методами и необходимость пересмотра ряда постулатов ортодоксального фрейдизма привели его ближайших последователей к личному разрыву с Фрейдом, но не к разрыву с психоанализом.
Первым нововведением
Юнга было понятие о "коллективном
бессознательном". Если по Фрейду, в
бессознательную психику