Психоаналитические концепции

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 22:25, курсовая работа

Описание работы

Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества с одной стороны, а с другой – быстро теряет свою актуальность, устаревает и требует в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным взгляд на современное образование как на непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей, изменение задач, стратегий развития образования. Современный мир пронизан потоками информации. Завтрашний день наших детей – это информационное общество.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1. Теоретические основы использования инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе начальной школы………………………..4
1.1Инновационные педагогические технологии………………………………..6
1.2.Методика критического мышления………………………………………….6
1.3 Модульное обучение: сущность, технологии ………………………….15 1.4 Метод проектов на уроках в начальной школе……………………………20

ГЛАВА 2. Использование технологии проектного обучения в учебно-воспитательном процессе начальной школы………………………………… .20
2.1.Метод проектов в урочное и внеурочное время .Эксперимент…………..31
2.2. Проектное обучения как фактор установления межпредметных связей на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, человек и мир и литературного чтения …………………………………………………………...39
2.3. Результативность использования проектной технологии в обучении и воспитании младших школьников……………………………………………...41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….45
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...46
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

Курсовая новая передел.doc

— 227.50 Кб (Скачать)

Уровень сформированности знаний у младших школьников

 

 

Технология метода проектов использоваться педагогами много лет. Сегодня ими накоплен определенные опыт ее использования, как в процессе преподавания многих учебных предметов, так и во внеурочной деятельности.

Для изучения был выбран проект, посвященный празднику Восьмое марта. Для того чтобы проверить эффективность использования метода проектов в учебно-воспитательном процессе начальной школы, мною были проведены тесты, результаты которых отражают уровень знаний учащихся по теме будущего проекта. Для сравнения были взяты 3 «А» класс ГУО «СШ № 45 г. Минска» и 3 «Б» класс ГУО «СШ № 45 г. Минска». [ПРИЛОЖЕНИЕ 3]

Данный проект состоял из двух частей: подготовка подарка маме и оформление класса к празднику Восьмое марта. Поэтому диагностика знаний проводилась в два этапа. Первый этап назывался «Прекрасен мир бабочек». На этом этапе нами определялась глубина знаний учащихся о бабочках. Самым сложным оказался вопрос о том, что такое феномен меланизма у бабочек. Это был самый тяжелый вопрос, но выбран он не случайно. Дети всегда с интересом ищут ответы на вопросы, которые им задавались в тестах или в письменных работах. Поэтому, это задание было первым шагом по активизации познавательной активности в новом проекте. [ПРИЛОЖЕНИЕ 4]

Лучше всего учащиеся отвечали на вопрос, связанный с названиями видов бабочек, хотя почти не было полностью правильных ответов.[ПРИЛОЖЕНИЕ 5]

По данным таблиц видно, что оба класса имеют примерно один уровень знаний по данной теме (разница в 0,4 и 0,6 среднего балла).

Второй составляющей частью проекта была подготовка праздничной открытки к празднику Восьмое марта. На этом этапе проводилась работа по изучению знаний по теме «Эти удивительные цветы». Мною был проведен тест по результатам которого был определен уровень знаний учащихся по выбранной теме. На первый вопрос, связанный со знанием названий цветов, ответы были данны каждым учащимся. Можно лишь сказать о том, что количество названных цветов у детей разное. Менее всего учащиеся справились с вопросами, о значении цветов. Последним было задание определить название цветка по его изображению. Оказалось, что не все дети знают названия цветов, а некоторые говорили, что видят этот цветок впервые. [ПРИЛОЖЕНИЕ 6]

Проанализировав полученные результаты, я пришел к следующему выводу: знания по теме у учащихся не высокие, фрагментарные. Это свидетельствует о недостаточно высоком общем уровне знаний по данной проблеме. В связи с этим необходимо проводить работу по расширению и улучшению качества знаний и развитию познавательного интереса по выбранной проблеме. [6,с.52]

 

2. 2. Проектное обучения как фактор установления межпредметных связей на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, человек и мир и литературного чтения

Для повышения уровня знаний на двух классах проводилась работа по исследуемой проблеме. В 3 «А» классе ГУО «СШ № 45 г. Минска» проводились часы информирования по данной теме.

3 «Б» класс ГУО «СШ № 45 г. Минска» проводилась работа с использованием метода проектов.

Целью проекта было развитие познавательной и творческой активности младших школьников в проектной деятельности, осуществляемой в целостном учебно-воспитательном процессе.

Работа по методу проекта проводилась в несколько этапов. Первым основным этапом был выбор общей темы всего проекта. На этом этапе учитель и учащиеся совместно выбирали общую тему проекта, и чему он будет посвящен. Тема была выбрана актуальная на тот момент, так как дети готовились к празднику Восьмое марта и было решено подготовить общий подарок от всего класса всем мамам, приглашенным на праздник. Предлагались такие названия проекта как «Мамин день», «Мамин праздник», «Восьмерка», «Первый весенний праздник», «Мамочкино сердце». В результате голосования была выбрана тема «Самой лучшей маме».

На втором этапе определялась форма реализации проектов. Необходимо было подготовить класс к празднованию дня Восьмое марта, то есть подготовить украшения класса, а так же сделать подарки мамам. Детям было предложено украсить класс бабочками, которых они сделают своими руками и повесить их на стены, доску и светильники. В качестве подарка мамам было решено сделать одну большую открытку от всего класса всем мамам в форме цифры восемь и украсить ее разными цветами, сделанными своими руками. Все это планировалось сделать на уроках трудового обучения и изо.

Третьим этапом проекта был сбор сведений по теме проекта. Дети искали информацию о бабочках и цветах, их строении, названия, интересные факты, искали стихи, рассказы, посвященные празднику и мамам. Этот этап связан с таким школьными предметами как литературное чтение и человек и мир. В течение недели дети обмениваются собранной информацией на уроках и во внеурочное время. Учитель тоже непосредственно учувствовал в сборе информации, а также контролировал деятельность учащихся. На этом этапе идет обучение детей через вовлечение их в активную деятельность, основанную на личном интересе к проблеме, сформулированной совместно с учителем, и предполагающую самостоятельное преодоление трудностей. На четвертом этапе после сбора информации учащиеся приступают к реализации проекта. На основе полученных знаний дети создают поделки, используя разные материалы: цветную бумагу, картон, бисер, стразы, пуговки, кусочки ткани, меха. . [ПРИЛОЖЕНИЕ 9]

Работа на третьем и четвертом этапах проводилась дважды, так как было выбрано два объекта проекта: бабочки и восьмерочка с цветами.

 

На пятом этапе проводится презентация проекта. По окончанию проекта «Самой лучшей маме» класс был украшен бабочками, сделанными в разных техниках и цветах, а в холле школы была вывешена восьмерочка, которую в последствии подарили мамам на Восьмое марта.

В ходе проекта с учащимися проводилась урочная внеклассная работа по углублению знаний, мероприятие «Прекрасен мир цветов», и «Полет бабочки». Задачами проведенных мероприятий были закрепление, конкретизирование и расширение знаний о цветах, научить делать выводы и высказывать предположения, развивать творческое мышление, воображение и нравственное отношение к прекрасному, природе, цветам и бабочкам, а также воспитывать через природу душевные качества детей.

 

2.3. Результативность использования проектной технологии в обучении и воспитании младших школьников

После работы по улучшению качества знаний учеников третьих классов, был проведен завершающий этап исследования, результаты которого показали эффективность использования технологи проектного обучения в учебно-воспитательном процессе начальной школы.

 

3 «Б» класс ГУО «СШ № 45 г. Минска»

Уровень

Балл

Кол-во правильных ответов

Процент

Высокий

17-20

13

65

Средний

11-16,5

7

35

Низкий

0-11

0

0

Итоговый Тест

 

Это помогало значительно повысить уровень знаний учеников. [ПРИЛОЖЕНИЕ 7]

В 3 «А» классе ГУО «СШ № 45г. Минска» проводилась работа с использованием метода проектов. Поисковая активность учащихся проявилась в разных учебных предметах (человек и мир и литературное чтение). Дети были заинтересованы в результатах поиска информации, так как полученные знания использовались в последующей творческой деятельности. Именно это позволило повысить уровень знаний учеников. [ПРИЛОЖЕНИЕ 8]

Сравнивая результаты проведенного опроса по данной теме, можно сделать следующие выводы: использование метода проектов повышает познавательную активность учащихся, расширяет и углубляет знания по проблеме, формирует интерес к учебной деятельности, развивает способности учащихся самостоятельно мыслить, генерировать идеи, проявлять инициативу и лидерские качества. Это достигается на основе целенаправленной, управляемой деятельности учащихся по изучению той или иной проблемы.

Таким образом, учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Итак, это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.

В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения. . [9,с.40]

Метод проектов - это система учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы.

После проведения первого этапа исследования мною были сделан следующий вывод: знания по теме у учащихся не высокие, фрагментарные.

В связи с этим мною была проведена работа по расширению и улучшению качества знаний и развитию познавательного интереса по выбранной проблеме.

В 3 «А» классе ГУО «СШ № 45г. Минска» были проведены часы информирования, а в 3 «Б» классе ГУО «СШ № 45г. Минска» проводилась работа с использованием метода проектов.

Работа по методу проекта проводится в насколько этапов:

1.      определение темы и цели проекта,

2.      определение формы реализации проекта,

3.      сбор необходимой информации и ее анализ,

4.      презентация проекта.

В ходе проекта с учащимися проводилась урочная и внеклассная работа по углублению знаний. Задачи проведенных мероприятий были определены следующим образом: закрепит, конкретизировать и расширить знания, научить детей делать выводы и высказывать предположения развивать творческое мышление, воображение и нравственное отношение к прекрасному, природе, а также воспитывать через природу душевные качества детей.

В процессе проектной деятельности успешно формируются творческие, познавательные и организационные умения учеников.

Работа над проектами показала, что для его успешной реализации важны следующие способности учащихся: самостоятельно мыслить, быть инициативным, уметь привлекать знания из разных источников, а так же устанавливать причинно-следственные связи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

       Изменения в экономике, политике и культуре современного общества оказывают влияния на развития системы образования. В связи с этим в концепции реформы общеобразовательной школы Республики Беларусь отмечена важность введения в школьную практику современных образовательных технологий. Понимая значимость данной проблемы, мною были изучены теоретические аспекты современных образовательных технологий и на примере метода проектов показана эффективность их использования.

Информация о работе Психоаналитические концепции