Психоаналитические концепции

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 22:25, курсовая работа

Описание работы

Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества с одной стороны, а с другой – быстро теряет свою актуальность, устаревает и требует в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным взгляд на современное образование как на непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей, изменение задач, стратегий развития образования. Современный мир пронизан потоками информации. Завтрашний день наших детей – это информационное общество.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1. Теоретические основы использования инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе начальной школы………………………..4
1.1Инновационные педагогические технологии………………………………..6
1.2.Методика критического мышления………………………………………….6
1.3 Модульное обучение: сущность, технологии ………………………….15 1.4 Метод проектов на уроках в начальной школе……………………………20

ГЛАВА 2. Использование технологии проектного обучения в учебно-воспитательном процессе начальной школы………………………………… .20
2.1.Метод проектов в урочное и внеурочное время .Эксперимент…………..31
2.2. Проектное обучения как фактор установления межпредметных связей на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, человек и мир и литературного чтения …………………………………………………………...39
2.3. Результативность использования проектной технологии в обучении и воспитании младших школьников……………………………………………...41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….45
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...46
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

Курсовая новая передел.doc

— 227.50 Кб (Скачать)


Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2

ГЛАВА 1. Теоретические основы использования инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе начальной школы………………………..4

1.1Инновационные педагогические технологии………………………………..6

1.2.Методика критического мышления………………………………………….6

1.3 Модульное обучение: сущность, технологии ………………………….15 1.4 Метод проектов на уроках в начальной школе……………………………20

 

ГЛАВА 2. Использование технологии проектного обучения в учебно-воспитательном процессе начальной школы………………………………… .20

2.1.Метод проектов в урочное и внеурочное время .Эксперимент…………..31                      

2.2. Проектное обучения как фактор установления межпредметных связей на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, человек и мир и литературного чтения …………………………………………………………...39

2.3. Результативность использования проектной технологии в обучении и воспитании младших школьников……………………………………………...41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….45

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...46

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества с одной стороны, а с другой – быстро теряет свою актуальность, устаревает и требует в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным взгляд на современное образование как на непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей,  изменение  задач, стратегий  развития образования. Современный мир пронизан потоками информации. Завтрашний день наших детей – это информационное общество. Поэтому одной из важнейших проблем образования становится проблема увеличения разрыва между реальным и необходимым для современного общества уровнем знаний и навыков выпускников общеобразовательных школ в области информационных технологий. Результатом обучения и воспитания в школе первой ступени должны стать умения находить нужную информацию и способность применять её для самостоятельного получения знаний. Кроме того, необходимо учить ребёнка брать на себя ответственность и участвовать в совместном принятии решений. Это означает переход с объяснительно-иллюстративного способа обучения на деятельностный, при котором ребёнок становится активным субъектом учебного процессе [9,с.46]

Все инновационные технологии обучения в качестве важного компонента содержат применение элементов компьютерных информационных технологий. В тематическое планирование включается перечень электронных учебных материалов, имеющихся в школе и соответствующих изучаемым темам курса. При планировании урока применяется иллюстративный материал, тренировочные или контрольные задания на различных этапах урока в соответствии с дидактическими целями. Применение элементов компьютерных технологий индивидуализирует и дифференцирует учебный процесс. Поэтому целью своей работы я считаю: изучить инновационные технологии в учебно-воспитательном  процессе начальной школы и их использование в обучении младших школьников.

Задачи:

1.      изучить возрастные особенности младших школьников.

2.      рассмотреть технологии существующие в учебно-воспитательном процессе.

3.      определить значимость использования инновационных технологий на уроках в начальной школе.

Объект: инновационные технологии.

Гипотеза: в процессе использования инновационных технологий в начальной школе у учащихся сформируется активная познавательная деятельность, которая будет способствовать лучшему восприятию и запоминанию учебного материала.  Повысится качество знаний и скорость их усвоения.

Методы исследования: цитирование, наблюдение, анкетирование, составление графиков ответов учащихся, диаграмм. [3,с.33]; [7,с.64]

Научно-экспериментальная база исследования: государственное учреждение образования «средняя школа №45» 3 «А» класс и 3 «Б» класс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Теоретические основы использования инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе начальной школы.

Обучение ребенка в начальной школе – чрезвычайно сложный процесс и один из наиболее сложных периодов в жизни ребенка не только в социальном, психологическом, но и в физиологическом плане. Начало обучения изменяет жизнь ребенка. Это новые условия жизни, новые контакты, новые требования, принципиально новый вид деятельности, значительные интеллектуальные и эмоциональные нагрузки и … постоянное ежедневное в течение 10 – 11 лет функциональное напряжение, а нередко и перенапряжение. В школе и за школьными уроками дети проводят до 70% времени бодрствования, на фоне и под влиянием учебных нагрузок растет ребенок, идет формирование его организма. И от того, насколько эти нагрузки соответствуют возрастным возможностям детского организма, от того, какую "физиологическую цену" платит организм за интенсивный и длительный учебный процесс, зависит физическое и психическое здоровье детей.

Для детей начальных классов главная деятельность – учебная. В процессе этой деятельности ребенок осваивает умения и знания, которые дает ему учитель. С другой стороны, он приобретает умения пользоваться полученными знаниями. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями. Уровень подготовки ребят разнообразен, так же, как и их индивидуальные особенности, которые связаны не только с учебной деятельностью, но и с познавательной сферой. Пренебрежение индивидуальными особенностями младших школьников при обучении ведет к возникновению разного рода трудностей [4,с.25].

Можно ли сделать процесс обучения педагогически эффективным и физиологически безопасным, безболезненным, не сказывающимся отрицательно на росте и развитии детей, или это невозможно – и ребенок обречен на перегрузки, перенапряжение, нарушения здоровья? Ответ на этот вопрос однозначен и прост: "Да, возможно". Возможно, если вся организация учебного процесса будет строиться с учетом возрастных особенностей ребенка, но позволит учитывать и его индивидуальные особенности. Для этого необходимы:

· рациональная организация учебного процесса (урок, учебный день, неделя и каждый год обучения) с учетом возрастных особенностей организации деятельности, внимания, способности работать не отвлекаясь, работоспособности, утомляемости и т.п.;

· соответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям учащихся, особенно при использовании компьютерных технологий;

· адекватность школьных требований (и прежде всего, всех требований педагога) психофизиологическим возможностям и индивидуальным особенностям учащихся.

Есть много дополнительных условий, не всегда зависящих от педагога, но выполнение трех перечисленных зависит только от его знания, желания и ответственности.

В процессе обучения имеет значение любая мелочь, вернее, при обучении мелочей нет. Значимо все – темп речи учителя, ее громкость, взгляд, интонация, четкость задания и требования, время, которое дается для выполнения задания, и то, как учитель оценивает работу ребенка, и многое, многое другое. Дело в том, что любая учебная деятельность связана со значительным функциональным напряжением всех систем организма

 

1.1 Инновационные педагогические технологии

В обучении и воспитании учащихся предпочтение должно отдаваться тем современным технологиям, которые помогают оживить урок, придают ему эмоциональную окраску, помогают воспитывать гражданственность, патриотизм, толерантность, следовательно, затронуть душу ребёнка, заинтересовать каждого ученика, соединять теорию с практикой, необходимой для жизни в целом. Чаще других инновационных методов использует здоровьесберегающие, интерактивные, проектные технологии, научно – исследовательскую деятельность. Все перечисленные методы обеспечивают развитие индивидуальности и самостоятельности ученика. Перечисленные технологии применяют при обобщении и систематизации знаний, при изучении нового материала, на уроках контроля знаний, а также во внеклассной работе [ПРИЛОЖЕНИЕ 1]

 

1.2 Методика критического мышления

Начало формы

Как лучше организовать урок.

В современной школе используется много различных методов обучения детей. В последние годы стала популярной методика критического мышления, включая три этапа или стадии. Это «Вызов – Осмысление – Рефлексия».

Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:

- получить новую информацию;

- осмыслить ее;

- соотнести с уже имеющимися знаниями.

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:

- целостное осмысление, обобщение полученной информации;

- присвоение нового знания, новой информации учеником;

- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» ничто иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения.

В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления? [7,с.53]

Элементы новизны, помимо философских идей, отмеченных выше, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. на каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. В данной статье даны рекомендации по использованию некоторых методических приемов, которые, как показала апробация, наиболее успешно могут применяться учителем на уроках.

Прием «Корзина» идей, понятий, имен…

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

Прием «Составление кластера»

Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Он связан с приемом «корзина», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание «корзины».

Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности.

На стадии осмысления – для структурирования учебного материала.

На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома. [9,с.39]

Прием «Пометки на полях»

Технология «критическое мышление» предлагает методический прием, известный как инсерт. Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.

Пометки должны быть следующие:

Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.

Информация о работе Психоаналитические концепции