Психический дизонтогенез, его типы. Дети с ЗПР

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 17:32, лекция

Описание работы

Предметом специальной психологии является изучение лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях затруднено. О недостатке, отклонении в развитии можно говорить там и тогда, где и когда возникает несоответствие возможностей данного человека (в том числе и ребенка) общепринятым социальным ожиданиям, школьно-образовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения, то есть когда налицо ограничение возможностей. В этом контексте недостаток, ограничение возможностей выступают как переменная величина трудности педагогического воздействия, а не как неотъемлемая личностная характеристика такого человека.

Содержание

Специальная психология и коррекционная педагогика: предмет, классификация нарушений.
Психический дизонтогенез: основные типы.
Причины школьной неуспеваемости.
Дети с ЗПР.

Работа содержит 1 файл

лекции по спец. психологии.doc

— 411.50 Кб (Скачать)

Реакция отказа.

Реакция отказа от общения, игр, приема пищи, выполнения домашних обязанностей или школьных уроков может возникать у подростков, когда родители запрещают им общаться с привычной компанией сверстников, у подростков, внезапно оторванных от привычного места жительства или общения; при помещении подростка в детский дом или интернат. При этом подросток испытывает чувство отчаяния, ему кажется, что в его жизни произошло непоправимое событие. Он не хочет ни с кем разговаривать, ничем не хочет заниматься, даже своими любимыми увлечениями, не проявляет интереса к окружающему. Внешне подростки выглядят подавленными, поникшими, печальными, ходят с опущенной головой, сторонятся сверстников и воспитателей, могут пассивно подчиняться требованиям взрослых, но сами на контакт не идут.

Реакция протеста.

Это одна из наиболее частых реакций в подростковом возрасте. Это непостоянная и преходящая реакция, характеризующаяся избирательностью и направленностью. Причиной реакции протеста могут быть конфликты между родителями или их равнодушное отношение к подростку, несправедливое или болезненное для его самолюбия наказание, запрещение чего-либо, что значимо для подростка. Протестные реакции могут быть у подростков из-за предъявляемых родителями чрезмерных претензий, требований выдающихся успехов. Реакции протеста подростки могут проявить и в школе, если учителя ругают их за плохую успеваемость или какие-то проступки.

Реакции протеста бывают активными  и пассивными. Пассивные реакции – это замаскированная враждебность, недовольства, обида на взрослого, который вызвал такую реакцию, утрата прежнего эмоционального контакта и стремление избегать общения с ним. Активные реакции проявляются в виде непослушания, грубости, вызывающего и даже агрессивного поведения в ответ на конфликт, неправильные методы воспитания, наказания, упреки, оскорбления.

 

Реакция группирования  со сверстниками.

Стремление к группированию  со сверстниками присуще подростковому возрасту, даже если это не достигает степени крайних, асоциальных проявлений.

Но если лидер группы имеет криминальные наклонности или опыт, то такая подростковая группа может превратиться в банду, тщательно охраняющую свою территорию. Подростки начинают увлекаться силовыми видами спорта, лидер становится для них непререкаемым авторитетом, он всегда готов вступить в драку и отстоять свое право управлять группой с позиции силы. Группа собирается во дворе или в подвалах, на чердаках, на пустырях или заброшенных стройках. В дальнейшем подростки проводят время в пьянках, картежных играх, сексуальных оргиях – для этого в группу вовлекаются и девочки, хотя вначале группа обычно бывает однополой. Могут совершаться и криминальные действия. Такая группа становится грозой своего района, подростки дают устрашающее название, называют себя организацией, придумывают различные лозунги.

 

Реакция эмансипации.

Это борьба подростка за свою самостоятельность, независимость, самоутверждение. Он хочет освободиться от контроля и опеки взрослых любыми способами. Крайние формы эта реакция приобретает именно при неправильном поведении родителей – если они его гиперопекают или проявляют деспотизм и требования беспрекословного подчинения. Чем больше родители проявляют свой деспотизм, тем не правильнее ведут себя подростки.

 

Побеги из дома.

Есть много причин, например, когда  с детьми плохо обращаются, унижают или бьют, когда родители – алкоголики. Многие девочки убегают после сексуального насилия со стороны отчима или отца, когда мать не смогла или не захотела защитить их от этого. Обычно первый побег бывает после какой-то ссоры или психической травмы, а затем эта форма реагирования закрепляется, и в дальнейшем подросток уже на любую неприятность отвечает побегом из дома. В некоторых случаях побег из дома случается после того, как подросток совершил проступок и боится наказания взрослых, особенно часто это происходит с робкими, «забитыми» подростками, которых часто и жестоко наказывают их родители.

 

Дромомания.

Это склонность к бродяжничеству. Рассматривается как один из вариантов расстройства контроля над импульсивными побуждениями. Обычно это неудержимое влечение к дальним странствиям. Истинная дромомания встречается сравнительно редко, в основном при психических заболеваниях – шизофрении, эпилепсии.

 

Реакции, обусловленные  формирующимся сексуальным влечением.

Сюда относятся различные виды онанизма у подростков, включая групповую  и совместную мастурбацию, раннее начало половой жизни, беспорядочные половые связи, например, в подростковой группе.

 

Малолетняя проституция.

Многие девочки становятся малолетними  проститутками после побега из дома. Не имея возможности зарабатывать на жизнь, они чаще всего попадают под влияние асоциальных личностей, которые приобщают их к пьянству и проституции. Сами девочки не испытывают сексуального влечения ни к своим сверстникам, ни к взрослым мужчинам. Раннее начало сексуальной жизни, в отличие от мальчиков, не связано с рано пробудившимся сексуальным влечением. Некоторые из таких девочек подверглись изнасилованию в подростковой группе, но сами не считают это изнасилованием и никаких сожалений по этому поводу не испытывают. Их ранняя сексуальная жизнь – обыденное понятие для них, они не связывают ее с возможным материнством, не испытывают ни отвращения, ни удовольствия. Большинство из них злоупотребляют алкоголем и наркотиками. Они совершенно не тяготятся своей ролью, не протестуют, когда их унижают и бьют, смиряются со всеми трудностями своей «профессии», их даже не интересуют заработки.

 

  1. Нервная анорексия и нервная булимия.

Нервная анорексия – это расстройство, которое характеризуется преднамеренной потерей массы тела, вызванной и поддерживаемой самим пациентом. Это расстройство чаще всего встречается у девочек подросткового возраста и молодых женщин. Расстройство вызвано патологической боязнью ожирения, которая становится доминирующей идеей. Имеются значительные нарушения в представлении о своем теле: больные анорексией считают себя толстыми, даже будучи истощенными. Возрастной группой повышенного риска считается диапазон от 10 до 13 лет, но чаще всего нервная анорексия встречается в подростковом возрасте.

Нервная анорексия выражается в  упорном стремлении похудеть с помощью самоограничения в еде. Это болезненная убежденность в собственной излишней полноте, которая не соответствует действительности. Эта убежденность носит навязчивый, сверхценный или даже бредовый характер и не поддается переубеждению. Подростки тщательно скрывают от своих родителей основное нарушение поведения, направленное на потерю массы тела, причину такого самоограничения в еде и методы. Для этого они хитрят и используют различные уловки. Если они не могут выдержать длительного голодания, то после еды вызывают искусственную рвоту, регулярно пользуются слабительными, клизмами и мочегонными. Активно занимаются спортом. Нервная анорексия – это одна из немногих психических болезней, которая может привести к смерти, и в этом состоит ее главная опасность.

Нервная булимия – это расстройство, которое характеризуется повторными приступами переедания и выраженным беспокойством по поводу массы тела (пример: принцесса Диана). Нервная булимия – это быстрое поглощение пищи за короткий промежуток времени, причем сам человек не может контролировать свое поведение, связанное с едой, поэтому такте эпизоды возникают регулярно. Пища съедается тайно, торопливо и иногда даже не прожевывается. После таких эпизодов утоления «волчьего голода» (булимия – обжорство) у больного может возникать чувство физического дискомфорта – тошнота, боли в животе, а также чувство вины, пониженное настроение, депрессия и даже ненависть к самому себе за невоздержанность в еде.

Приступы переедания при нервной  булимии сопровождаются регулярным вызовом искусственной рвоты, использованием слабительных средств, клизм, мочегонных и других чрезвычайных искусственных мер. Но после больные снова могут есть и снова испытывают муки. Нервная булимия обычно встречается в подростковом и раннем юношеском возрасте. Чаще всего нервная булимия и анорексия сосуществуют.

 

3. Развитие личности  и условия обучения

Как уже отмечалось, дети с задержкой развития при  отсутствии специальной коррекционной работы в массовой школе с 1-го класса становятся неуспевающими. В становлении их самооценки и мотивации прослеживаются те же особенности, что и у всех неуспевающих младших школьников.

Позиция неуспевающего  — это, прежде всего, низкий социальный статус в классе. Учитель, ставящий низкие отметки и делающий замечания ученику, в глазах других детей низко оценивает его как личность в целом. Дети полностью принимают эту оценку. Они считают неуспевающих не только глупыми, но и наделенными прочими отрицательными качествами, даже некрасивыми.

Кроме того, что  ребенок, отстающий в учении, оказывается в невыгодном положении в школе, он, как правило, теряет и привычное отношение дома. В семье его низкие оценки становятся источником раздражения родителей, наказаний, повышения требований.

А.И. Липкина, изучавшая самооценку младших школьников с разным уровнем успеваемости, выявила тенденцию ее развития. Первоначально в 1—2-м классах ребенок не принимает позицию неуспевающего, как бы не соглашается со своим объективным положением в классе, переоценивая свои отдельные успехи и надеясь на внезапное счастливое изменение ситуации. Самооценка неуспевающих первоклассников является неадекватно завышенной.

В это время  дети или не понимают, что мешает им учиться лучше, или объясняют неудачи внешними причинами: «У меня ручка плохая. Папа купит мне хорошую ручку, и я буду писать лучше» (1-й класс); Мне мешает лучше учиться мой маленький братик. Он все время хочет со мной играть» (2-й класс). Для них характерен внешний локус контроля.

Если ребенок  не получает нужной ему помощи и  не достигает в учении успеха, пусть и относительного, его субъективное восприятие ситуации постепенно меняется. Он начинает осознавать свою несостоятельность по сравнению с хорошо успевающими одноклассниками. К концу начальных классов возникает чувство неполноценности и даже безнадежности. Самооценка становится заниженной.

Низкая оценка своих способностей не позволяет  неуспевающим ставить перед собой достойные цели. В эксперименте, выявляющем уровень притязаний, детям предлагали решить любые задачи — от самых легких до наиболее трудных. Ученики с заниженной самооценкой выбирают более легкую задачу, а не ту, что в действительности им по силам. Успешно решив ее, они не пытаются взять более трудную — их уровень притязаний остается низким. На вопрос: «Ты ведь сразу решил две легкие задачи, почему ты опять взял легкую? Почему не выбрал потруднее?» — дети обычно отвечают: «Не знаю... Боялся, что не решу».

В западной психологии есть понятие «выученная беспомощность». Появилось оно благодаря экспериментам с собаками. Дж. Овермайер и М. Селигман вырабатывали у них страх по методике классического обусловливания: собак крепко привязывали в деревянном станке, и они не могли избежать ударов тока, которые следовали за сигнальными звонками. Животные приобретали опыт беспомощности — все их усилия вырваться после очередного звонка ни к чему не приводили. В тестовой ситуации они уже могли после сигнала перепрыгнуть через барьер и избежать болезненного удара, но этого не делали. Сначала они возбужденно и хаотично бегали, а затем ложились на пол и, поскуливая, терпеливо ждали, когда их перестанет бить током. Разумеется, другие собаки, не имевшие опыта беспомощности, легко решали эту задачу.

Длительная  неуспеваемость тоже приводит к «научению беспомощности». Представления о своих низких способностях к обучению (заниженная самооценка) и ожидание дальнейших неудач приводят к тому, что у ребенка пропадает желание действовать, что-то изменить, а собственные усилия теряют для него смысл. Любая учебная задача кажется ему слишком трудной.

По данным дефектологов, при задержке психического развития наблюдаются раздражение, отказ выполнять сложные учебные действия, эмоциональные срывы при затруднениях в выполнении заданий, отказы отвечать из боязни ответить неправильно, повышенная чувствительность к замечаниям учителя и родителей.

Положение отстающего в массовой школе помимо появления чувства неполноценности иногда приводит и к попыткам личностной компенсации, ложного самоутверждения — в нарушениях дисциплины, позже, в подростковом возрасте, в асоциальных формах поведения. Наиболее благоприятно компенсаторная самооценка развивается, когда неуспевающий ученик может найти социально приемлемый способ самореализации — в спорте, в заботах о большой семье и т.п. Тогда общий уровень самооценки повышается за счет высокой оценки своих позитивных качеств и способностей, а низкая оценка «ума» оказывается не столь значимой.

Самооценка  — один из аспектов самосознания. При  задержке психического развития своеобразно складывается еще одна сторона самосознания ребенка —возрастная идетификация (отождествление). Как показала Н.Л. Белопольская, дети с задержкой развития, испытывающие значительные трудности в учении, не идентифицируют себя с образом школьника. Наиболее привлекательным для них остается образ дошкольника, с которым сохраняется идентификация до 9—10 лет. Неадекватная возрастная идентификация свидетельствует об отсутствии внутренней позиции школьника и страхе перед будущим.

Информация о работе Психический дизонтогенез, его типы. Дети с ЗПР