Психический дизонтогенез, его типы. Дети с ЗПР

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 17:32, лекция

Описание работы

Предметом специальной психологии является изучение лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях затруднено. О недостатке, отклонении в развитии можно говорить там и тогда, где и когда возникает несоответствие возможностей данного человека (в том числе и ребенка) общепринятым социальным ожиданиям, школьно-образовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения, то есть когда налицо ограничение возможностей. В этом контексте недостаток, ограничение возможностей выступают как переменная величина трудности педагогического воздействия, а не как неотъемлемая личностная характеристика такого человека.

Содержание

Специальная психология и коррекционная педагогика: предмет, классификация нарушений.
Психический дизонтогенез: основные типы.
Причины школьной неуспеваемости.
Дети с ЗПР.

Работа содержит 1 файл

лекции по спец. психологии.doc

— 411.50 Кб (Скачать)

Лекция 1 – 2.

 

Тема: Психический  дизонтогенез, его типы. Дети с ЗПР.

 

План:

 

  1. Специальная психология и коррекционная педагогика: предмет, классификация нарушений.
  2. Психический дизонтогенез: основные типы.
  3. Причины школьной неуспеваемости.
  4. Дети с ЗПР.

 

Литература:

  1. Еникеева Д. Популярная психиатрия.
  2. Степанов В. Г. Психология трудных школьников.
  3. Кулагина И. Ю. Личность школьника.
  4. Специальная педагогика под редакцией Назаровой Н. М.

 

1. Предметом специальной психологии  является изучение лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях затруднено. О недостатке, отклонении в развитии можно говорить там и тогда, где и когда возникает несоответствие возможностей данного человека (в том числе и ребенка) общепринятым социальным ожиданиям, школьно-образовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения, то есть когда налицо ограничение возможностей. В этом контексте недостаток, ограничение возможностей выступают как переменная величина трудности педагогического воздействия, а не как неотъемлемая личностная характеристика такого человека.

Субъектом изучения оказывается  человек с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий вследствие этого особые образовательные потребности.

Классификация нарушений  личностного развития.

  1. Дети с задержкой психического развития (ЗПР).
  2. Дети с акцентуацией характера.
  3. Тревожные дети.
  4. Дети с невротическими реакциями.
  5. «Трудные» учащиеся.
  6. Подростки с делинквентным поведением.

 

2. Под психическим дизонтогенезом понимаются нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте в результате расстройства созревания структур и функций головного мозга после рождения.

Основные типы:

  1. Ретардация – общее или частичное запаздывание или приостановка развития психических функций, компонентов психики, свойств личности.
  2. Асинхрония – искаженное, диспропорциональное дисгармоничное психическое развитие, характеризующееся выраженным опережением развития одних психических функций и свойств личности и значительным отставанием темпа и сроков созревания других, что становится основой дисгармоничной структуры личности и психики в целом.
  3. Регрессия – дизонтогенез, связанный с механизмами высвобождения и фиксации более ранних онтогенетических форм нервно-психического реагирования, что затрудняет дальнейшее созревание незрелых структур и функций. Подразделяется на три типа:

Первый тип – при  полном поражении проявляется общим  психическим недоразвитием (олигофрения), при частичном – инфантилизмом, невропатией и т. д.

Второй тип – представлен  синдромами раннего детского аутизма, психопатии и психопатоподобного поведения.

Третий тип – нарушение  навыков аккуратности, патологически  привычные действия, избирательная немота, психомоторная гиперактивность, патологические страхи и фантазии.

 

  1. Причины школьной неуспеваемости.

Школьная неуспеваемость бывает ранней и поздней. Ранняя неуспеваемость возникает с самого начала обучения, еще в первом классе. Причины:

    • Педагогическая запущенность. С такими детьми недостаточно занимались перед поступлением в школу и они не приобрели умений, необходимых первокласснику. Они плохо или совсем не умеют читать и считать. Чаще всего такие дети воспитываются в неблагополучных семьях, где им уделяют мало внимания. Стиль воспитания в семье – гипоопека. К этой группе детей относятся и недостаточно подготовленные к школе больные дети. Такие дети требуют особого внимания. Когда они болеют, они не занимаются, а когда курс лечения закончен, нагрузки должны быть очень дозированы. Но в этих случаях необходимо помнить о том, что избыток заботы, постоянный страх за здоровье ребенка могут привести и к отсутствию должной подготовки, и к избалованности, лени, нежеланию «напрягаться» ни при каких обстоятельствах.

Педагогически запущенные дети имеют  нормальное интеллектуальное развитие, иногда даже высокие потенциальные способности в некоторых областях. Но из-за отсутствия необходимой базы (знаний, умений и навыков) они не могут проявить свои сильные стороны в процессе обучения и производят впечатление учеников малоспособных или умственно ограниченных.

    • Низкая обучаемость. Под обучаемостью понимается общая умственная способность к усвоению знаний, это комплекс интеллектуальных свойств, от которого зависит продуктивность учебной деятельности. Это обобщенность, осознанность, гибкость, устойчивость и самостоятельность мышления, восприимчивость к помощи. Одним из показателей высокой обучаемости становится быстрота и легкость усвоения учебного материала.
    • Нарушения анализаторных систем. (речь, слух, зрение). В легких случаях процесс обучения таких детей в классе можно достаточно успешно организовать, посадив их на первые парты и уделяя им больше внимания. В более тяжелых случаях, при значительных нарушениях, учеников переводят в специальные школы.
    • Недостаточное развитие образного мышления.
    • Личностные особенности учеников (главным образом тревожность и демонстративность).

4. Задержка  психического развития

Задержка  психического развития — крайний  вариант нормы, один из видов дизонтогенеза (нарушения онтогенетического развития). Дети, имеющие такой диагноз, развиваются медленнее, чем их сверстники, на протяжении нескольких возрастных периодов. Задержка развития проявляется рано. Исходной причиной ее могут быть алкоголизм родителей, болезни матери в период беременности, родовые травмы, инфекции, перенесенные в первые месяцы жизни, и некоторые другие вредные факторы, вызывающие слабовыраженную органическую недостаточность центральной нервной системы. В западной психологии и невропатологии это явление называют минимальной мозговой дисфункцией.

Задержка  психического развития не относится  к стойким и необратимым видам психического недоразвития: это временное замедление темпа развития. Отставание преодолевается с возрастом, причем тем успешнее, чем раньше начинается коррекционная работа с ребенком. Очень важны своевременная диагностика и создание специальных условий воспитания и обучения. Лучшие результаты в коррекционной работе можно получить, когда ребенок еще не достиг младшего школьного возраста; занятия с дошкольниками наиболее эффективны. К сожалению, родители нередко не замечают или не придают значения отставанию в развитии до поступления ребенка в школу. Только в начале обучения обнаруживаются незрелость мышления и эмоциональной сферы, ограниченность представлений и знаний, недостаточность интеллектуальной активности. Маленький ученик оказывается не в состоянии усвоить учебную программу и становится неуспевающим.

При задержке психического развития наблюдаются  нарушения как эмоционально-потребностной, так и интеллектуальной сфер. Но в одних случаях преобладает эмоциональное недоразвитие, в других — нарушения познавательной деятельности. Вообще, группа детей с задержкой развития неоднородна. Выделяют чаще всего две подгруппы: дети с задержкой психического развития конституционального происхождения (психическим или психофизическим инфантилизмом) и дети с задержкой развития церебрально-органического происхождения.

При задержке развития конституционального происхождения младшие школьники даже внешне похожи на детей более раннего возраста — дошкольников. Они часто физически менее развиты, чем их сверстники, их отличают яркие эмоциональные реакции, детская непосредственность, большая внушаемость, несамостоятельность, игровые интересы. Инфантильность психики не дает им возможности адаптироваться к условиям обучения — включиться в длительную интеллектуальную деятельность на уроках и подчиняться школьным правилам поведения. В 1-м классе дети пытаются играть во время занятий и нарушают дисциплину.

Задержка  психического развития церебрально-органического происхождения оказывается, как правило, наиболее тяжелой. Недостаточность развития памяти и внимания, инертность психических процессов, их медлительность и пониженная переключаемость обусловливают существенные нарушения познавательной деятельности. Непродуктивность мышления, отсутствие содержательных обобщений и неразвитость отдельных интеллектуальных операций приводят к тому, что иногда детям с задержкой развития ставят неверный диагноз «олигофрения».

Дети с  задержкой развития церебрально-органического происхождения часто расторможены, повышенно возбудимы; реже наблюдаются заторможенность и эмоциональная вялость. У них могут появляться неврозоподобные явления (страхи, навязчивые движения, заикание, энурез), немотивированные колебания настроения. Нередко встречаются церебрастенические явления. Это повышенная истощаемость, резкое снижение работоспособности, а также ранимость, слезливость, понижение настроения.

Кроме этих двух вариантов задержки развития (конституционального и церебрально-органического происхождения) иногда выделяют и другие. К.С. Лебединская рассматривает также задержку психического развития соматогенного происхождения (появляющуюся при хронических инфекциях и аллергиях, пороках сердца и т.п.) и психогенного происхождения (связанную с неблагоприятными условиями воспитания). Следует подчеркнуть, что замедление темпа психического развития и возникновение отклонений в развитии личности ребенка возможны только при длительной и серьезной соматической недостаточности и крайне неблагоприятном воспитании, приводящем к патологическому формированию личности. Обычно в других, не столь тяжелых случаях наблюдается только педагогическая запущенность, не представляющая собой патологического явления.

Лекция 3 – 4.

Тема: Подростки с акцентуацией характера.

План:

  1. Акцентуации и динамика их развития.
  2. Типы акцентуаций.

 

  1. Об акцентуациях характера говорят, когда отдельные черты чрезмерно усилены, «заострены». Акцентуации бывают скрытыми, так что даже при длительном наблюдении трудно определить тип характера. Это привычные варианты нормы.

Заостренные черты характера могут  ярко и неожиданно выявиться в  определенных ситуациях, при психических  травмах. Только та тяжелая ситуация, которая предъявляет повышенные требования к месту наименьшего сопротивления в характере, может способствовать проявлению акцентуации. Когда черты характера определенного типа становятся достаточно постоянными и выраженными, акцентуацию называют явной. Чаще всего акцентуации проявляются в подростковом возрасте. У подростков с явными ацентуациями характера, попадающих в тяжелые для них ситуации, могут наступать временные нарушения адаптации, появляться отклонения в поведени, неврозы, острые аффекты. Это степень акцентуации относится к крайним вариантам нормы. Усиление явной акцентуации приводит к заострению черт характера до психопатического уровня. При психопатии появляются тотальность и относительная стабильность патологических черт характера, их выраженность до степени, нарушающей социальную адаптацию.

  1. Когда чрезмерно усилены отдельные черты, характер становится негармоничным. При различного типа акцентуациях возникают разные проблемы. Тип акцентуации определяет в этом возрасте и особенности отношений с родителями и сверстниками.

Гипертимный тип. Гипертимные подростки с детства общительны, болтливы, склонны к озорству. Всюду, где они появляются, много шума. При поступлении в школу оказываются недисциплинированными, неусидчивыми, легко отвлекаются от занятий. Поэтому, несмотря на свои способности, учатся неровно. В подростковом возрасте их главной чертой становятся приподнятое настроение. (Оптимизм + кипучая энергия + обаяние = солнечный характер). Они очень общительны, в компаниях оказываются лидерами. У них есть неудержимый интерес ко всему новому – людям, местам, занятиям. Оборотная сторона – часто не доводят дело до конца, постоянно меняют увлечения, неразборчивы в выборе знакомств и могут попасть в асоциальную группу. Они плохо переносят одиночество и жесткий контроль со стороны взрослых. Есть склонность к самовольным отлучкам, побегам из дома, к конфликтам с учителями и родителями.

Из острых подростковых проблем им свойственны делинквентность  и алкоголизация. Оказавшись в неблагоприятной  среде, гипертимные подростки становятся участниками или даже вдохновителями групповых правонарушений. Пьют всегда в компаниях, могут пробовать наркотики. Характерны ранние сексуальные связи.

Циклоидный  тип. Эти подростки в детстве ничем не отличаются от сверстников или производят впечатление гипертимов. В начале или при завершении полового созревания наступает длительное снижение настроения (субдепрессивная фаза). Появляются апатия, раздражительность, все валится из рук, ощущается упадок сил. Учиться становится труднее, шумные компании сверстников больше не привлекают. Бойкие подростки превращаются в унылых домоседов. Обычно состояние меняется через 2 недели. Но по мере развития акцентуации периоды подъема, полные общения и наверстывания упущенного в учебе, случаются реже и становятся не такими яркими, как прежде.

В периоды подъема  циклоидные подростки плохо переносят одиночество, однообразную размеренную жизнь, кропотливую работу. Им свойственны те же проблемы, что и гипертимам. В субдепрессивной фазе тяжело переживаются изменения привычного образа жизни, в частности, переход в новую школу. Остро воспринимаются мелкие неприятности и неудачи в учении. Повышается чувствительность к укорам, упрекам, обвинениям, а серьезные неудачи и нарекания могут усилить депрессивное состояние или вызвать острую аффективную реакцию. В последнем случае возможны суицидные попытки.

Информация о работе Психический дизонтогенез, его типы. Дети с ЗПР