Психический дизонтогенез, его типы. Дети с ЗПР

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 17:32, лекция

Описание работы

Предметом специальной психологии является изучение лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях затруднено. О недостатке, отклонении в развитии можно говорить там и тогда, где и когда возникает несоответствие возможностей данного человека (в том числе и ребенка) общепринятым социальным ожиданиям, школьно-образовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения, то есть когда налицо ограничение возможностей. В этом контексте недостаток, ограничение возможностей выступают как переменная величина трудности педагогического воздействия, а не как неотъемлемая личностная характеристика такого человека.

Содержание

Специальная психология и коррекционная педагогика: предмет, классификация нарушений.
Психический дизонтогенез: основные типы.
Причины школьной неуспеваемости.
Дети с ЗПР.

Работа содержит 1 файл

лекции по спец. психологии.doc

— 411.50 Кб (Скачать)

Лабильный тип. Главная черта – крайняя изменчивость настроения. Оно меняется слишком часто и слишком резко, нередко по самым ничтожным поводам. От сиюминутного настроения зависит самочувствие, сон и аппетит, работоспособность, поиски общения или стремление к одиночеству. При плохом настроении будущее представляется серым и унылым, прошлое кажется цепью неудач, ошибок и несправедливостей, а окружающие люди наделяются массой недостатков. Резкий подъем настроения расцвечивает будущее самыми радужными красками, прошлое складывается из приятных воспоминаний, и те же самые знакомые оказываются милыми и интересными людьми. Им свойственны глубокие чувства и привязанности, они отзывчивы и ценят доброе к себе отношение, участие и заботу. Возможны острые аффективные реакции, неврозы и депрессии.

Астено-невротический  тип. Главные черты – повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондрии. Утомляемость проявляется особенно сильно при умственных нагрузках, что сказывается на учебе. Раздражение по малейшему поводу тут же изливается на окружающих, но легко сменяется раскаянием и слезами. Ипохондрия проявляется в том, что подростки постоянно прислушиваются к своим телесным ощущениям. Любят проходить обследования и лечиться, охотно укладываются в постель. В их мыслях о будущем центральное место тоже занимают заботы о собственном здоровье. На основе этой акцентуации может начаться невротическое развитие. Ни делинквентность, ни побеги из дома, ни алкоголизация здесь не встречаются.

Сенситивный тип. Сенситивные подростки с детства пугливы, застенчивы и послушны, это – «домашние» дети. Школа сначала пугает их, но затем, привыкнув к одному классу, они стремятся остаться в нем, даже когда им досаждают одноклассники. Учатся обычно старательно. Боятся вызовов к доске, контрольных и экзаменов. Главные черты – высокая чувствительность и чувство неполноценности. Крайне тяжела ситуация, в которой они становятся объектом насмешек или подозрений, когда на их репутацию падает хоть малейшая тень. В себе видят много недостатков, пытаются с ними бороться или их маскировать, их жизнь полна укоров и самобичевания. К родственникам сохраняют детскую привязанность. Сверстники их часто пугают грубостью, цинизмом, жесткостью. Они предпочитают близкого друга большой компании. Прогулы или отказ ходить в школу всегда бывают вызваны тяжелой для подростка ситуацией в классе – насмешками сверстников, или несправедливыми оценками кого-то из учителей. Когда сенситивный подросток попадает в полосу неудач, разочарований или когда ему предъявляются серьезные несправедливые обвинения, появляются депрессивные реакции. Бывают попытки самоубийства.

Психастенический  тип. Становлению психастении способствует воспитание в условиях повышенной моральной ответственности. В подростковом возрасте проявляются такие черты, как нерешительность, склонность к рассуждательству, тревожная мнительность и любовь к самоанализу. Им трудно сделать любой, даже малозначительный выбор. Тревожная мнительность выражается в страхах, связанных с возможным будущим. Их волнует, как бы не случилось чего-то ужасного и непоправимого с ними и их близкими, к которым они обнаруживают страстную, иногда патологическую привязанность. Психологической защитой от постоянной тревоги за будущее становится педантизм, точное следование намеченному плану, и специально придуманные приметы и ритуалы. Основная проблема – легкость возникновения навязчивых страхов, действий, ритуалов, все более усложняющихся мыслей и представлений.

Шизоидный тип. Черты этого типа проявляются раньше, чем особенности всех других характеров. С детства ребенок обращает на себя внимание холодностью, избеганием сверстников, играми в одиночестве. С наступлением полового созревания с особенной яркостью выступают такие черты, как замкнутость, отгороженность от окружающих, неспособность или нежелание устанавливать эмоциональные контакты. Внутренний мир полон фантазий и увлечений, тщательно скрывается от посторонних. Они страдают от неумения общаться со сверстниками. Их неспособность к общению связана с недостатком интуиции и отсутствием сопереживания другим. Недоступность внутреннего мира, в который погружены подростки, и их сдержанность в проявлении чувств делают многие их поступки неожиданными и непонятными для окружающих. Наиболее острая проблема – использование наркотических средств, усиливающих фантазии, делающих их более красочными и чувственными. Противоправное поведение нечасто, но встречается, причем правонарушения совершаются в одиночку (хорошо продуманные кражи, сексуальная агрессия и др.)

Эпилептоидный тип. Главные черты – склонность к дисфории (состояние мрачного недовольства, злобы, негодования. Для этих подростков характерно злобно-тоскливое настроение), напряженность потребностей и вязкость, инертность мышления, эмоциональности, других личностных сфер. Накипающее раздражение приводит к поиску объекта, на котором можно сорвать зло, а после аффективного взрыва подросток долго не может остыть. Часто бурные эмоциональные реакции вызываются конфликтами с окружающими, неизбежными при властности неуступчивости и эгоизме таких подростков. Подростки требуют не только свободы, но и своей доли материальных благ, имущества и жилплощади. Если конфликт приводит к разрыву отношений с родными, проявляется озлобленность и мстительность. В группе сверстников и младших детей они пытаются установить свои порядки, их власть держится на страхе слабых. В подростковом возрасте появляется напряженное сексуальное влечение. Возможны сексуальные извращения. Ранняя алкоголизация. Является одним из самых неблагоприятных для социальной адаптации.

Истероидный тип. Истероидные дети не выносят, когда при них хвалят других, уделяют другим больше внимания. Любят выступать перед зрителями. Главные черты – демонстративность, не насыщаемая потребность во внимании окружающих, их восхищении и сочувствии, внушаемость, лживость и театральность в проявлении чувств. Тяжелая ситуация для таких подростков – утрата всеобщего внимания или внимания значимых людей, ущемленное самолюбие. В этих случаях появляются «бегство в болезнь». Нередко используются суицидальные демонстрации, причем способы самоубийства оказываются или безопасными, или рассчитанными на быструю помощь и предотвращение. Хотя подростки могут бурно конфликтовать в семье и бороться за самостоятельность, они совсем не стремятся избавиться от опеки родителей. Делинквентность обычно носит несерьезный характер. Это прогулы и нежелание учиться, в худшем случае – мошенничество. Алкоголизм встречается редко, но любят похвастаться огромным количеством выпитого. Вообще, их ложь, вернее, фантазии, касающиеся собственной жизни, могут на время создавать у слушателей какие угодно иллюзии, вплоть до принадлежности к криминальной среде.

Неустойчивый  тип. Подростки с детства непослушны, непоседливы, но трусливы, боятся наказаний, легко подчиняются другим детям. Занимаются только при постоянном строгом контроле. Главная черта – неустойчивость поведения, слабоволие. Тянутся к удовольствиям, безделью. Никакой труд для них не привлекателен. Любят гулять, включаются в уличные компании, часто – в асоциальные группы. Основная проблема – противоправное поведение, связанное с желанием развлечься. Характерны кражи, угоны, хулиганство. Рано начинают пить – с 12-14 лет. Могут прийти к наркомании в поисках необычных впечатлений. Стремятся к «свободной жизни», уходят из дома. К родителям относятся безразлично, рассматривая их как источник средств для развлечений.

Лекция 5.

Тема: Тревожные  дети.

План:

  1. Тревожные дети.
  2. Дети с невротическими реакциями.
  3. Механизмы психологической защиты.

1. Тревожные дети.

Дети с высокой тревожностью не создают больших проблем для окружающих, им не свойственны серьезные нарушения поведения. Ситуативная тревожность возникает в детстве и помогает ребенку сдерживать свои непосредственные желания, побуждения к действиям, которые не одобряются близкими взрослыми. Ситуативная тревожность может стать устойчивой, фиксироваться в структуре личности ребенка, когда кто-то из членов семьи постоянно недоволен им, его поведением, и выражает свое недовольство достаточно ясно и открыто. Устойчивая личностная тревожность возникает не у всех детей, а у детей с такими чертами, как ранимость, повышенная впечатлительность, мнительность.

Ранняя личностная тревожность, возникающая до подросткового возраста, считается результатом нарушения отношений между родителями и детьми. Но чаще всего становление личностной тревожности происходит в старшем дошкольном возрасте, в период подготовки к школьному обучению, когда родители начинают предъявлять ребенку непосильно высокие требования. Ребенок, которого ругают за любой промах и за каждую ошибку, начинает заранее ожидать неудачи. Низкие школьные оценки вызывают дальнейший рост тревожности, неуверенности в себе.

Порочный круг: тревожность  – снижение продуктивности деятельности – низкая оценка взрослых – усиление тревожности – разрушение деятельности – должен быть разорван в звене «оценка». Сам ребенок из этого круга выбраться не может, изменить ситуацию могут только близкие ему взрослые люди, от мнения и оценок которых он зависит.

2. Дети с невротическими реакциями.

  • Школьный невроз. Неврозы – это пограничные состояния, возникающие под влиянием травмирующих ситуаций. Невротические реакции разнообразны. Чаще всего у детей в период обучения в школе наблюдаются неврастения, невроз навязчивых состояний и истерия. Наиболее ярко они проявляются в подростковом возрасте.
      • Неврастения связана с истощением нервной системы и организма в целом. У школьников возникает обычно из-за нервных перегрузок. У детей нарушаются сон и аппетит, появляется физическая слабость. Они сосредоточенно работают в начале урока, но затем утомляются и отвлекаются; резко снижается работоспособность. Неврастения похожа на сильное утомление, которое не проходит после отдыха. У детей снижается настроение, появляются робость, застенчивость, постоянное чувство усталости, переживание своей неполноценности. Чаще всего возникает у астеничных, физически ослабленных подростков, быстро утомляющихся, с высоко развитым чувством долга, берущих на себя непосильную нагрузку.
      • Невроз навязчивых состояний. У школьников наиболее часто проявляется в ритуалах – навязчивых действиях, как бы защищающих от грозящей опасности. Ритуалы со временем усложняются, число их увеличивается. Образуются целые цепи действий: чтобы удачно выполнить одно, ребенок для подстраховки выполняет другое и т. д. Его внимание сосредоточено на этих бесконечных действиях, на них уходит время и душевные силы. Особенно легко возникает у тревожно-мнительных, боязливых, «совестливых» детей.
      • Истерия. Истерические состояния возникают тогда, когда это выгодно ребенку. Они привлекают к нему внимание взрослых, вызывают заботу о себе, иногда обеспечивают возможность «уйти в болезнь» и избавиться, хотя бы на время, от тяжелой ситуации в школе.
      • Конфликтные переживания. В неблагоприятных условиях у ребенка может появиться внутренний конфликт – противоречивое, двойственное отношение к значимому для него объекту. Одна из особенностей конфликтных переживаний состоит в том, что конфликт оказывается как бы в центре сознания ребенка. Ученик, имеющий внутренний конфликт по отношению к школе, полностью центрирован на своей тягостной школьной ситуации, говорит только о недоброжелательности учителей, об их несправедливости и т. д. Собственно учебная деятельность, другие отношения, увлечения отходят на второй план или вообще перестают существовать для ребенка. Если ему вовремя не помочь, не изменить ситуацию, вызывающую эти переживания, его состояние ухудшится. Тяжелые длительные переживания могут привести к уходу из школы, к асоциальному поведению. Те отрицательные особенности, черты характера, которые начали развиваться из-за внутреннего конфликта, закрепятся в структуре личности.

     

    1. Механизмы психологической защиты.

    Объективно трудные ситуации не всегда приводят к появлению соответствующих переживаний и невротических реакций. Часто включаются механизмы психологической защиты.

    Уход – один из простейших защитных механизмов, бегство ребенка от тех  ситуаций, в которых у него наверняка возникают тяжелые или хотя бы неприятные переживания. Уход в деятельность называют компенсацией, а если при этом становятся невозможными другие занятия – сверхкомпенсацией. Компенсация может привести к достижению высоких результатов в учении или избранной подростком сфере науки, искусства и т. д.

    Отрицание – уход из травмирующей ситуации. Ситуация перестраивается в сознании ребенка, лишается тех моментов, которые вызывают болезненные переживания. Может быть и более простой уход – в фантазии, мечты, грезы. Воображаемое решение имеющихся у ребенка проблем, конфликтов самих проблем не снимает. Оно лишь снижает эмоциональное напряжение, смягчает неудачи и разочарования. Фантазии дают ребенку временную передышку и надежду на счастливые перемены в будущем, реальность преображается, трансформируется и потому принимается.

    Если особенно неприятная ситуация осталась в прошлом, она вытесняется из сознания. Вытеснение – простой защитный механизм, благодаря которому забываются мучительные события, а в памяти остается то, что не ранит.

    Рационализация – искреннее приписывание себе благородных или хотя бы приемлемых мотивов, оправдывающих поведение ребенка, смещающих вину на других людей или обстоятельства.

    Проекция – приписывание другим своих «отрицательных» качеств.

    Идентификация – приписывание себе свойств и качеств другого человека, отождествление себя с ним.

    Формирование реакций – если ребенок страдает оттого, что ему присуще какое-то нежелательное качество – застенчивость, трусость и т. п., он начинает держаться так, как будто обладает противоположным свойством. Контрастные реакции формируются импульсивно и бессознательно.

    С одной стороны, механизмы психологической  защиты личности полезны. Они избавляют от тяжелых переживаний, от невротических реакций. С другой стороны, приносят лишь временное облегчение. При использовании психологической защиты не создается новых конструктивных видов поведения.

    Лекция 6.

    Тема: Нарушения поведения у  подростков.

    План:

    1. Основные поведенческие реакции подростков.
    2. Нарушения, связанные с едой.

     

    1. Проблема нарушения поведения в подростковом возрасте стала наиболее актуальной в последнее время и во многом связана с акселерацией. Выделяют следующие нарушения поведения.

    Информация о работе Психический дизонтогенез, его типы. Дети с ЗПР