Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 17:49, контрольная работа
Любой руководитель хотя бы раз в жизни сталкивался с проблемой улаживания конфликтов между подчиненными ему сотрудниками или подразделениями. Как правило, такая ситуация воспринимается как сбой в работе организации, как что-то из ряда вон выходящее, как помеха в нормальной деятельности. Большинство руководителей оттого, что приходится отвлекаться от прямых задач и тратить время на улаживание мелких дрязг или крупных склок, чувствуют раздражение и недовольство.
ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие конфликта.
2. Типы конфликтов.
3. Причины возникновения и развития конфликтов.
4.Типы конфликтных личностей.
5. Стадии конфликта.
6. Способы управления производственными конфликтами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
конфликты справедливости
Близки к позиционным конфликтам и конфликты справедливости. Они возникают на почве расхождений в оценке трудового вклада. Но если предыдущая группа конфликтов локализована в сфере символического признания («кто важней?»), то конфликты справедливости обычно возникают в сфере распределения материального вознаграждения, как правило, конфликты этого типа возникают по вертикали и связаны с неясностью или неопределенностью критериев оплаты труда и премирования.
соперничество за ресурсы
Соперничество за ресурсы существует в организации всегда. Характер конфликта же оно принимает тогда, когда исполнители, между которыми распределяется тот или иной ресурс, ставят в зависимость от его получения выполнение своих служебных задач.
Соперничество за ресурсы
приобретает драматический
В сущности, ситуация соперничества за ресурсы представляет проблему для вышестоящего руководителя. При нехватке ресурсов (а она есть почти всегда) он должен определить степень важности задач и выделять ресурсы в соответствии с приоритетами.
динамические конфликты
Эти конфликты имеют
социально-психологическую
Приведенная ситуация типична для групп, функционирующих в условиях ролевой и функциональной неопределенности. Когда все делают все, когда нет четкого распределения обязанностей и ответственности, когда нет четких и всеми принятых критериев выполнения работы, на первый план выступают социально-психологические законы групповой динамики. Особенно сильно они проявляются при нарушениях внутренней коммуникационной сети и недостаточности ресурсов. В данной ситуации руководитель подразделения (кафедры) пытался организовать работу по командным принципам, пытаясь за счет энтузиазма и командного духа преодолеть дефицит ресурсов. Недостаточность ресурсов заставляла каждого из сотрудников работать с ощущением сильной перегрузки. При этом слабая информированность о том, что делают остальные, создавала впечатление, что другие работают меньше. Растущая неудовлетворенность и yгpoза развала коллектива сделали неизбежным появление .козла отпущения.. На эту роль обычно выбирается человек, наиболее отличающийся от остальных по характеристикам, имеющим в группе ценностный смысл.
В данном случае сначала это были уровень интеллекта и эрудиции, а затем тактичность, деликатность и доброжелательность друг к другу.
3. Причины возникновения и развития конфликтов.
Причинам возникновения конфликтных отношений особое внимание уделяют многие авторы. Например, В. Р. Дольник считает, что в основе человеческих конфликтов лежат биологические программы, направленные на стремление выжить в схватке за существование (соревнование особи с враждебным миром, с представителями других видов, с сородичами). Даже у стадных животных, где существуют определенные правила поведения, предполагается соперничество за лучшую пищу, за самку, за лидерство в стае. Таким образом, стремление к соперничеству заложено еще предками человека .
Дж. Ролз главную причину конфликтов в человеческом обществе связывает с нарушением норм социальной справедливости и как следствие - ущемленное чувство собственного достоинства. При этом сама справедливость - это соответствие между вкладом человека в решение каких-то вопросов и получаемыми за это благами (моральными или материальными). Данное «соответствие» определяется уровнем развития конкретного общества, группы или отдельного индивида. Исходя из этого часто конфликт порождается либо нарушением существующих и общепринятых норм справедливости, либо столкновением разных представлений о нормах справедливости.
С.Ф. Фролов выделяет общие причины конфликтов: противоположные ориентации вступающих во взаимодействие людей (различие потребностей); идеологические причины, причины экономического и социального порядка; противоречия между элементами социальной структуры (например, когда цели и задачи разных уровней организации или управления обществом не соответствуют друг другу).
Перечисляются также и более конкретные причины конфликтов:
- социально-психологические причины (неудовлетворенность отдельных людей своим положением в группе, в организации, в обществе);
- причины морально-этического порядка (отрицание некоторых общественных норм и ценностей данного коллектива или группы);
- причины организационного характера (проблемы взаимоотношений руководителя и подчиненных);
- причины конфликтов по информационным факторам; например: неполные или неточные факты о каком-либо объекте (порождают неправильное представления и слухи); нежелательное обнародование информации; невольная (или осознанная) дезинформация; некорректная интерпретация фактов и т. п..;
- причины конфликтов по структурным факторам; например: неопределенность вопросов законности власти; неопределенность вопросов подотчетности; неясность в вопросах собственности и т.п.;
- ценностные факторы конфликта; например: нарушение групповых верований и норм поведения; нарушение профессиональных ценностей и интересов; нетерпимость в отношении ценностей других групп или людей и т. п.;
- факторы отношений; например: неудовлетворенность существующими отношениями; несогласованные цели взаимоотношений (непонимание друг друга); неудовлетворенность длительность отношений и т. п.;
- поведенческие факторы; например: поведение угрожает безопасности кого-либо; поведение создает для кого-то дискомфорт и т.п.
М. Х. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоурн выделяют основные причины производственных, организационных конфликтов
- проблемы распределения ресурсов в организации (проблема несправедливости распределения);
- различия в целях (чем больше специализация внутри организации, тем больше взаимного непонимания, так как у каждого структурного подразделения свои интересы);
- различия в представлениях о ценностях (например, о такой ценности, как право выражать свое мнение в присутствии начальника);
- различия в манере поведения и жизненном опыте (особенно если люди работают в одном подразделении);
- неудовлетворительные коммуникации, часто ведущие к взаимному непониманию сотрудничающих сторон.
4. Типы конфликтных личностей.
Ф. М. Бородкин И Н. М. Коряк выделяют общие характеристики и основные типы конфликтных личностей, провоцирующих или усугубляющих конфликтные отношения. В целом конфликтные личности характеризуются:
1) резким отличием партнёров по своим психологических характеристикам (например, если мы медлительны и основательны, нас будут раздражать чья-то суетливость и торопливость);
2) недостатком общей
культуры и психологической
З) общим уровнем конфликтности (или не конфликтности) данного человека.
Авторы выделяют шесть типов конфликтных личностей:
Конфликтная личность демонстративного типа характеризуется следующими особенностями поведения:
хочет быть в центре внимания (любыми путями); отношение к другим определяется тем, как к нему самому относятся другие; легко даются поверхностные конфликты (часто выходит «победителем», так как окружающие воспринимают такие конфликты как «хохму»);рациональное поведение выражено слабо, более выражено эмоционально- импульсивное; плохо планирует свою деятельность; избегает кропотливой, систематической работы; конфликтов не боится и чувствует себя в них уверенно (конфликт как способ продемонстрировать себя);часто оказывается источником споров, но сам себя таковым не считает. Соответственно руководителям и коллегам следует чаще делать им комплименты по принципу «Лучше подыграть в малом, чем потом иметь дело с потенциальным врагом» мстящим за отсутствие знаков внимания».
Конфликтная личность ригидного типа:
подозрителен; обладает завышенной самооценкой; постоянно требует подтверждения собственной значимости; прямолинеен и негибок, не учитывает конкретную ситуацию; с трудом принимает чужую точку зрения; очень обидчив. Руководителям и коллегам проще вести себя с такими людьми так, чтобы не провоцировать лишние обиды и подозрения. Таким сотрудникам лучше не поручать работы, связанные с гибким поведением.
Конфликтная личность неуправляемого типа:
импульсивен, плохо контролирует себя; поведение непредсказуемо; часто ведет себя вызывающе и агрессивно; постоянно требует подтверждения собственной значимости; в своих неудачах любит обвинять других; не умеет планировать свою деятельность; не учится на ошибках прошлого опыта. В общении с такими работниками следует помнить, что на самом деле они предсказуемы, поскольку их «неконтролируемость» часто повторяется. Поэтому, если изучить типичные реакции таких людей, можно фактически управлять ими, используя даже в решении ряда деловых вопросов (например, брать таких вспыльчивых сотрудников на те переговоры, где многое решается с помощью эмоций, а не разума). К сожалению, «управление» поведением таких работников чем-то смахивает на манипуляцию.
Конфликтная личность сверхточного типа:
скрупулезно относится к своей работе; предъявляет повышенные требования к себе; очень требователен к окружающим; обладает повышенной тревожностью; чувствителен к деталям и мелочам; иногда может порвать отношения с кем-либо, так как ему показалось, что его обидели; сам страдает от своей скрупулезности и подозрительности (нередко мучается бессонницей, головными болями и т. п.); сдержан во внешних, особенно в эмоциональных, проявлениях; плохо чувствует ситуацию общения, часто бывает неадекватен и даже смешон. В общении с такими людьми лучше не травмировать их напрасно, тем более что они и так часто страдают из-за своих странностей. Лучше поручать им такую работу, где они смогут проявить свою скрупулезность и ответственность, т. е. давать им возможность использовать свои недостатки с пользой для общего дела, а значит, повышать хотя бы таким образом их чувство собственной значимости.
Конфликтная личность «бесконфликтного» типа:
неустойчив в оценке
и мнениях (часто меняет
Целенаправленно конфликтный тип личности:
рассматривает конфликт как главное средство достижения своих целей; часто провоцирует конфликты; склонен к манипуляции во взаимоотношениях (с кем-то ласков, а на кого-то давит); рационально действует в конфликте, просчитывает варианты ходов, оценивает противников; владеет хорошо отработанной техникой поведения в «горячем» (эмоциональном) споре. Таких людей надо постараться (по возможности) сделать своими сторонниками и использовать их таланты в конструктивном русле. Проблема для руководителей (и психологов труда) - подыскать для таких «рвущихся в бой» людей интересные проблемы, где они могли бы и рискнуть, и изобразить из себя стратега (или героя).
5. Стадии конфликта.
По Л.А. Петровской:
Если на этой стадии не