Профессионально-личностное становление человека в системе непрерывного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 15:05, реферат

Описание работы

Цель исследования: изучить этапы становления личности профессионала.

Задачи исследования:

Определить сущность этапов становления личности профессионала,

Выделить профессионально важные качества личности профессионала.

Провести методику исследования по изучению мотивации личности

профессионала.

Изучить методическую литературу по данной теме.

Содержание

ГЛАВА 1. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛА КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

1.1. Понятие «становление», «формирование» и «развитие» личности профессионала

1.2. Содержание этапов становления личности профессионала

1.3. Профессионально важные качества личности профессионала

ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ МОЦИВАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПРОФЕСИОНАЛА

2.1. Методика проведения исследования по изучению мотивации личности профессионала

2.2. Анализ результатов исследования и эффективности проведенной работы

2.3. Выводы по исследованию и психолого-педагогические рекомендации по изучаемой проблеме

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат по психологии.docx

— 50.91 Кб (Скачать)

Нормативный кризис середины жизни (40-44 года) в профессиональной деятельности воспринимается как возможность  последнего рывка в достижении желаемого  профессионального уровня. В целом  прохождение кризисов профессионального  развития оказывает существенное влияние  на весь профессиональный цикл.

 

 

3.3. Этапы профессионального  пути по Е. А. Климову 

В профессиональной деятельности становление личности происходит особенно интенсивно, поскольку она концентрирует  на себе основную активность субъекта. Формирование личности здесь представляет собой процесс образования особого  типа системных отношений. Е. А. Климовым выделены основные фазы развития профессионала, дающие представление о целостном  жизненном пути и о системных  отношениях, характеризующих личность. Оптант (фаза оптанта, оптации). Это  период, когда человек обретает озабоченность  вопросами выбора профессии или  ее вынужденной перемены и делает этот выбор. Точных временных границ этой фазы, как и других, нет, поскольку  они задаются условиями жизни, культурой.

Если в роли оптанта  оказывается профессионал (частично утративший трудоспособность или оказавшийся  без работы и вынужденный переменить профессию), то календарный возраст  здесь может быть любым в интервале  трудоспособности. Фазе оптации предшествует профессиональная ориентация. Ее возрастные границы определяются социальными  факторами (дети из неблагополучных  семей, воспитывающиеся в школах-интернатах, относительно рано, уже в подростковом возрасте, определяют свое профессиональное будущее, поступая в профессиональные училища; оканчивая кратковременные  курсы, приступают к работе на производстве).

Адепт (или фаза адепта), так  называемая "заспинная" подготовка, объединяющая все категории стартующих профессионалов. Адепт - человек, ставший на путь приверженности к профессии и осваивающий ее (учащиеся профессиональных училищ, средних и высших учебных заведений, а также обучающиеся через систему краткосрочных форм профессиональной подготовки на производстве - слушатели, курсанты, ученики мастеров-наставников). В зависимости от типа профессии фаза адепта может быть многолетней или совсем кратковременной (простой инструктаж).

Адаптант (или фаза адаптации, привыкания молодого специалиста к работе). Молодой специалист адаптируется к нормам коллектива, в который он попадет, привыкает решать разнообразные профессиональные задачи.

Интервал (или фаза интернала) - это уже опытный, что называется "наторевший" в своем деле работник, который устойчиво любит свое дело, может самостоятельно справляться с основными профессиональными функциями.

Мастер (или фаза мастерства, которая будет продолжаться и  далее, а характеристики основных фаз  как бы добавляются к ее характеристикам). Работник может решать и простые, и самые трудные профессиональные задачи. Он выделяется или какими-то специальными качествами, умениями или  универсализмом, широкой ориентировкой  в профессиональной области, или  тем и другим. Он обрел свой индивидуальный, неповторимый стиль деятельности, его  результаты стабильно хороши, и он имеет основания считать себя в чем-то незаменимым. Обычно он уже  имеет некоторые формальные показатели своей квалификации (разряд, категорию, звание).

Авторитет (или фаза авторитета). Он, как и фаза мастерства, суммируется  также с последующей. Это мастер своего дела, уже хорошо известный, как минимум, в профессиональном кругу или даже за его пределами (в отрасли, на межотраслевом уровне, в стране). В зависимости от принятых в данной профессии форм аттестации работников он имеет те или иные формальные показатели квалификации (разряд, категорию, ученую степень и пр.). Профессиональные задачи он решает за счет большого опыта, умелости, умения организовать свою работу, окружить себя помощниками.

Наставник (фаза наставничества, наставника в широком смысле слова  как человека, у которого коллеги  готовы поучиться, перенять опыт). Авторитетный мастер своего дела в любой профессии "обрастает" единомышленниками, учениками, последователями.

Кризисные моменты, отмечаемые в периодизациях возрастного  развития, частично совпадают с кризисами  профессионального развития. Особенно отчетливо это обстоятельство проявляется  при анализе нормативных кризисов взрослой жизни. Так, первый нормативный  кризис взрослой жизни, выпадающий на период ранней взрослости, связан с  задачей перехода к самостоятельной  жизни и независимости от родителей. На этот же период выпадает и начало самостоятельной профессиональной деятельности, по сути, "кризис рождения профессионала". Он включает в себя целый ряд сложностей: трудность  вхождения в жесткий режим, неуверенность  в своих возможностях, необходимость  доучиваться, а иногда и переучиваться, адаптации к профессиональным взаимоотношениям.

После завершения периода  адаптации молодому специалисту  требуется некоторое реальное подтверждение  его профессиональных достижений в  виде прибавки в зарплате, повышения  статуса или предложения интересных перспектив. Если этого не происходит после 4-5 лет работы, появляются эмоциональный  дискомфорт, неосознанная неудовлетворенность  трудом, дальнейшее сохранение ситуации становится залогом более тяжелого протекания следующего нормативного психологического кризиса - кризиса 30-летия, одного из самых  острых кризисов нормативного развития. С профессиональной стороны основным его содержанием становится потребность  в подведении промежуточных итогов, чувство некоторого застоя и потребность  в некоторых ощутимых переменах. Возможны 5 основных путей разрешения этого кризиса: 1 - прекращение профессионального  роста; 2 - стабилизация на достигнутом  уровне; 3 - ограничение профессиональных притязаний; упрочение одной из сторон профессиональной деятельности; 4 - поиск  новых путей развития, выводящих  на более высокий профессиональный уровень; 5 - деструктивное разрешение-конфликт, смена работы, попытка начать все  сначала.

Нормативный кризис середины жизни (40-44 года) в профессиональной деятельности воспринимается как возможность  последнего рывка в достижении желаемого  профессионального уровня. В целом  прохождение кризисов профессионального  развития оказывает существенное влияние  на весь профессиональный цикл.

Подводя итоги, следует отметить, что профессиональное развитие личности представляет собой системное явление, определяемое общими закономерностями психического развития и происходящее в определенных социокультурных условиях. При этом следует говорить об индивидуальном цикле профессионального развития, имеющем свое психологическое содержание.

В психологической литературе достаточно хорошо изучен начальный  этап профессионального самоопределения  – этап формирования профессиональных намерений и выбора профессии  выпускниками общеобразовательной  школы. Как показывают многочисленные исследования, стремление найти своё место в жизни, в профессиональной деятельности, потребность в профессиональном самоопределении являются одним  из важных психологических новообразований старшего школьного возраста. Отвечая на новые ожидания общества, старшие школьники активизируют поиск профессии, способной удовлетворить эти ожидания, а также и их личные нужды, в значительной степени определяемые уровнем развития мотивационной сферы. С этой целью они анализируют свои возможности с точки зрения развития у себя профессионально значимых качеств, формирует самооценку собственной профессиональной пригодности.Содержанием последующих этапов профессионального самоопределения личности, совпадающих во времени с соответствующими стадиями профессионального становления, является формирование её отношения к себе как к субъекту собственной профессиональной деятельности.

1.3. Профессионально важные  качества личности профессионала

Профессиональное становление  личности – это целостный динамически  развёртывающийся во времени процесс  от формирования профессиональных намерений  до полной реализации себя в деятельности. Основным противоречием профессионального  становления является противоречие между сложившимися свойствами личности и объективными требованиями ведущей  деятельности, значение которой состоит  в том, что она обусловливает  дальнейшее развитие личности. Осуществляя  себя в ведущей деятельности, личность постепенно изменяется, что приводит к перестройке мотивов ведущей  деятельности, формированию новых свойств  личности.

Профессиональное становление  предполагает использование совокупности приёмов социального воздействия  на личность, её включение в различные  виды деятельности, имеющие целью  формировать систему профессионально  важных качеств.

В образовании комплексов профессионально важных качеств  личности участвуют не только совокупности свойств личности, связанные с  видом деятельности, но личностные качества, профессионально важные для  любого вида профессиональной деятельности. Это прежде всего ответственность, самоконтроль, профессиональная самооценка, являющаяся важным компонентом профессионального самосознания, и несколько более специфические эмоциональная устойчивость, тревожность, отношение к риску.

Среди собственно личностных свойств чаще всего упоминается  в качестве универсального профессионально  важного качества ответственность. Ответственность рассматривается  рядом авторов как одно из свойств, характеризующих направленность личности, влияет на процесс и результаты профессиональной деятельности прежде всего через отношение к своим рабочим обязанностям и к своим профессиональным качествам.

«Профессиональное становление  сопровождается профессиональными  кризисами, которые соответствуют  возрастным периодам. Под кризисом понимаются трудности профессионализации личности, противоречивость профессиональной жизни и реализации карьеры. Кризисы  профессионального становления  – непродолжительные по времени  периоды (до года) кардинальной перестройки  личности, изменения вектора ее профессионального  развития.

Эти кризисы протекают, как  правило, без ярко выраженных изменений  профессионального поведения. Однако происходящая перестройка смысловых  структур профессионального сознания, переориентация на новые цели, коррекция  и ревизия индивидуально-профессиональной позиции подготавливают смену способов выполнения деятельности, ведут к изменению взаимоотношений с окружающими людьми, а в отдельных случаях – смене профессии».

Рассмотрим факторы, инициирующие кризисы профессионального развития. Прежде всего ими могут выступать постепенные качественные изменения (совершенствование) способов выполнения деятельности. На стадии профессионализации наступает момент, когда дальнейшее эволюционное развитие деятельности, формирование ее индивидуального стиля невозможны без коренной ломки нормативно-одобряемой деятельности. Личность должна совершить профессиональный поступок, проявить сверхнормативную активность, которая может выразиться в переходе на новый образовательно-квалификационный, либо на качественно новый инновационный уровень выполнения деятельности.

Другим фактором, инициирующим кризисы профессионального становления  может стать возросшая социально-профессиональная активность личности. Неудовлетворенность своим социальным и профессионально-образовательным статусом нередко приводит к поиску новых способов выполнения профессиональной деятельности, ее совершенствованию, а также к смене профессий или места работы.

Факторами, порождающими профессиональные кризисы, могут выступить социально-экономические  условия жизнедеятельности человека: ликвидация предприятия, сокращение рабочих  мест, неудовлетворительная зарплата, переезд на новое место жительства и др. Кризисы профессионального  развития нередко связаны с возрастающими  изменениями: ухудшением здоровья, снижением  работоспособности, ослаблением психических  процессов, профессиональной усталостью, интеллектуальной беспомощностью, синдромом  «эмоционального сгорания» и  т.д. Профессиональные кризисы нередко  возникают при вступлении на новую  должность, участии в конкурсах  на замещение вакантной должности, аттестации специалистов.

Наконец, фактором длительного  кризисного явления может стать  полная поглощенность профессиональной деятельностью. Специалисты-фанаты, одержимые  работой как средством достижения признания и успеха, иногда серьезно нарушают профессиональную этику, становятся конфликтными, проявляют жесткость  во взаимоотношениях.

Кризисные явления могут  сопровождаться нечетким осознанием недостаточного уровня компетентности и профессиональной беспомощностью. Иногда наблюдаются  кризисные явления при уровне профессиональной компетентности, более  высоком, чем требуется для выполнения нормативной работы. Как следствие, возникает состояние профессиональной апатии и пассивности.

 «Профессионализм мы  будем понимать не как просто  высший уровень знаний, умений  и результатов человека в конкретной  деятельности, а как определенную  системную организацию сознания, психики человека, включающую, как  минимум, следующие, компоненты:

Свойства человека как  личности, субъекта деятельности:

1 образ мира; направленность, социально ориентированные мотивы; отношение к внешнему миру, к  людям, к деятельности; отношение  к себе, особенности саморегуляции; интеллектуальные черты индивидуальности; эмоциональность, ее особенности и проявления; представление о своем месте в профессиональной общности.

2. Праксис профессионала: моторика; умения навыки, действия, ориентированные на предметную область труда; умения, навыки действия коммуникативные, социально-воздейственные; умения, навыки, действия саморегуляционные.

3. Гнозис профессионала: прем информации, профессиональная специфика внимания, ощущения и восприятия; переработка информации и принятие решений, память, мышление, воображение, их профессиональная специфика.

4. Информированность, опыт  и культура профессионала.

5. Психодинамика, интенсивность переживаний, быстрота их смены» .

Профессионализм может быть описан через соотношения мотивационной  сферы человека труда (профессиональные ценности, профессиональные притязания и мотивы, профессиональное целеполагание  и т.д.) и операциональной сферы (профессиональное самосознание, профессиональные способности, обучаемость, приемы и технологии как составляющие профессионального мастерства и творчества и др.). Таким образом, профессионализм – это интегральная характеристика деятельности, общения и личности человека труда.

Информация о работе Профессионально-личностное становление человека в системе непрерывного образования