Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 15:05, реферат
Цель исследования: изучить этапы становления личности профессионала.
Задачи исследования:
Определить сущность этапов становления личности профессионала,
Выделить профессионально важные качества личности профессионала.
Провести методику исследования по изучению мотивации личности
профессионала.
Изучить методическую литературу по данной теме.
ГЛАВА 1. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛА КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
1.1. Понятие «становление», «формирование» и «развитие» личности профессионала
1.2. Содержание этапов становления личности профессионала
1.3. Профессионально важные качества личности профессионала
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ МОЦИВАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПРОФЕСИОНАЛА
2.1. Методика проведения исследования по изучению мотивации личности профессионала
2.2. Анализ результатов исследования и эффективности проведенной работы
2.3. Выводы по исследованию и психолого-педагогические рекомендации по изучаемой проблеме
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
Нормативный кризис середины жизни (40-44 года) в профессиональной деятельности воспринимается как возможность последнего рывка в достижении желаемого профессионального уровня. В целом прохождение кризисов профессионального развития оказывает существенное влияние на весь профессиональный цикл.
3.3. Этапы профессионального пути по Е. А. Климову
В профессиональной деятельности
становление личности происходит особенно
интенсивно, поскольку она концентрирует
на себе основную активность субъекта.
Формирование личности здесь представляет
собой процесс образования
Если в роли оптанта
оказывается профессионал (частично
утративший трудоспособность или оказавшийся
без работы и вынужденный переменить
профессию), то календарный возраст
здесь может быть любым в интервале
трудоспособности. Фазе оптации предшествует
профессиональная ориентация. Ее возрастные
границы определяются социальными
факторами (дети из неблагополучных
семей, воспитывающиеся в школах-
Адепт (или фаза адепта), так называемая "заспинная" подготовка, объединяющая все категории стартующих профессионалов. Адепт - человек, ставший на путь приверженности к профессии и осваивающий ее (учащиеся профессиональных училищ, средних и высших учебных заведений, а также обучающиеся через систему краткосрочных форм профессиональной подготовки на производстве - слушатели, курсанты, ученики мастеров-наставников). В зависимости от типа профессии фаза адепта может быть многолетней или совсем кратковременной (простой инструктаж).
Адаптант (или фаза адаптации, привыкания молодого специалиста к работе). Молодой специалист адаптируется к нормам коллектива, в который он попадет, привыкает решать разнообразные профессиональные задачи.
Интервал (или фаза интернала) - это уже опытный, что называется "наторевший" в своем деле работник, который устойчиво любит свое дело, может самостоятельно справляться с основными профессиональными функциями.
Мастер (или фаза мастерства,
которая будет продолжаться и
далее, а характеристики основных фаз
как бы добавляются к ее характеристикам).
Работник может решать и простые,
и самые трудные
Авторитет (или фаза авторитета). Он, как и фаза мастерства, суммируется также с последующей. Это мастер своего дела, уже хорошо известный, как минимум, в профессиональном кругу или даже за его пределами (в отрасли, на межотраслевом уровне, в стране). В зависимости от принятых в данной профессии форм аттестации работников он имеет те или иные формальные показатели квалификации (разряд, категорию, ученую степень и пр.). Профессиональные задачи он решает за счет большого опыта, умелости, умения организовать свою работу, окружить себя помощниками.
Наставник (фаза наставничества, наставника в широком смысле слова как человека, у которого коллеги готовы поучиться, перенять опыт). Авторитетный мастер своего дела в любой профессии "обрастает" единомышленниками, учениками, последователями.
Кризисные моменты, отмечаемые
в периодизациях возрастного
развития, частично совпадают с кризисами
профессионального развития. Особенно
отчетливо это обстоятельство проявляется
при анализе нормативных
После завершения периода
адаптации молодому специалисту
требуется некоторое реальное подтверждение
его профессиональных достижений в
виде прибавки в зарплате, повышения
статуса или предложения
Нормативный кризис середины жизни (40-44 года) в профессиональной деятельности воспринимается как возможность последнего рывка в достижении желаемого профессионального уровня. В целом прохождение кризисов профессионального развития оказывает существенное влияние на весь профессиональный цикл.
Подводя итоги, следует отметить, что профессиональное развитие личности представляет собой системное явление, определяемое общими закономерностями психического развития и происходящее в определенных социокультурных условиях. При этом следует говорить об индивидуальном цикле профессионального развития, имеющем свое психологическое содержание.
В психологической литературе
достаточно хорошо изучен начальный
этап профессионального
1.3. Профессионально важные
качества личности
Профессиональное становление
личности – это целостный динамически
развёртывающийся во времени процесс
от формирования профессиональных намерений
до полной реализации себя в деятельности.
Основным противоречием
Профессиональное становление
предполагает использование совокупности
приёмов социального
В образовании комплексов профессионально важных качеств личности участвуют не только совокупности свойств личности, связанные с видом деятельности, но личностные качества, профессионально важные для любого вида профессиональной деятельности. Это прежде всего ответственность, самоконтроль, профессиональная самооценка, являющаяся важным компонентом профессионального самосознания, и несколько более специфические эмоциональная устойчивость, тревожность, отношение к риску.
Среди собственно личностных
свойств чаще всего упоминается
в качестве универсального профессионально
важного качества ответственность.
Ответственность
«Профессиональное становление сопровождается профессиональными кризисами, которые соответствуют возрастным периодам. Под кризисом понимаются трудности профессионализации личности, противоречивость профессиональной жизни и реализации карьеры. Кризисы профессионального становления – непродолжительные по времени периоды (до года) кардинальной перестройки личности, изменения вектора ее профессионального развития.
Эти кризисы протекают, как
правило, без ярко выраженных изменений
профессионального поведения. Однако
происходящая перестройка смысловых
структур профессионального сознания,
переориентация на новые цели, коррекция
и ревизия индивидуально-
Рассмотрим факторы, инициирующие
кризисы профессионального
Другим фактором, инициирующим
кризисы профессионального
Факторами, порождающими профессиональные
кризисы, могут выступить социально-
Наконец, фактором длительного
кризисного явления может стать
полная поглощенность профессиональной
деятельностью. Специалисты-фанаты, одержимые
работой как средством
Кризисные явления могут
сопровождаться нечетким осознанием недостаточного
уровня компетентности и профессиональной
беспомощностью. Иногда наблюдаются
кризисные явления при уровне
профессиональной компетентности, более
высоком, чем требуется для выполнения
нормативной работы. Как следствие,
возникает состояние
«Профессионализм мы
будем понимать не как просто
высший уровень знаний, умений
и результатов человека в
Свойства человека как личности, субъекта деятельности:
1 образ мира; направленность,
социально ориентированные
2. Праксис профессионала: моторика; умения навыки, действия, ориентированные на предметную область труда; умения, навыки действия коммуникативные, социально-воздейственные; умения, навыки, действия саморегуляционные.
3. Гнозис профессионала: прем информации, профессиональная специфика внимания, ощущения и восприятия; переработка информации и принятие решений, память, мышление, воображение, их профессиональная специфика.
4. Информированность, опыт и культура профессионала.
5. Психодинамика, интенсивность переживаний, быстрота их смены» .
Профессионализм может быть
описан через соотношения