Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 15:05, реферат
Цель исследования: изучить этапы становления личности профессионала.
Задачи исследования:
Определить сущность этапов становления личности профессионала,
Выделить профессионально важные качества личности профессионала.
Провести методику исследования по изучению мотивации личности
профессионала.
Изучить методическую литературу по данной теме.
ГЛАВА 1. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛА КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
1.1. Понятие «становление», «формирование» и «развитие» личности профессионала
1.2. Содержание этапов становления личности профессионала
1.3. Профессионально важные качества личности профессионала
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ МОЦИВАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПРОФЕСИОНАЛА
2.1. Методика проведения исследования по изучению мотивации личности профессионала
2.2. Анализ результатов исследования и эффективности проведенной работы
2.3. Выводы по исследованию и психолого-педагогические рекомендации по изучаемой проблеме
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФГОУ ВПО “СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ”
САЯНО-ШУШЕНСКИЙ ФИЛИАЛ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Реферат по психологии и педагогики на тему
“Профессионально-личностное становление человека в системе непрерывного образования”
Ст-т гр.Э09-01
Проверил:Преподаватель
Романенко Л.А
Саяногорск 2012
ГЛАВА 1. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛА КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
1.1. Понятие «становление», «формирование» и «развитие» личности профессионала
1.2. Содержание этапов
становления личности
1.3. Профессионально важные
качества личности
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ МОЦИВАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПРОФЕСИОНАЛА
2.1. Методика проведения
исследования по изучению
2.2. Анализ результатов исследования и эффективности проведенной работы
2.3. Выводы по исследованию
и психолого-педагогические
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Юношеский возраст связан
с развитием абстрактного и логического
мышления, ростом интеллектуальных возможностей,
моделированием своего будущего, стремлением
к самокритичности. У старшего школьника
формируется потребность в
Таким образом, в юношеском возрасте формируются предпосылки для дальнейшего развития профессиональной деятельности. К таким предпосылкам можно отнести определенность в обучении (целенаправленность), сознательное отношение к обучению, профессиональную направленность (профильность), вариантность форм обучения, положительную мотивацию к процессу обучения и т.д.
Итак, мы подошли к тому моменту, когда старшеклассники выбирают дальнейшую профессию, для этого им надо поступить в высшие учебные заведения. Чтобы быть квалифицированным специалистом в любой деятельности, нужно пройти этапы становления личности профессионала. Именно им (этапам становления личности профессионала) будет уделено внимание в следующей главе нашей работы. Нужно отметить, что такие ученые как Т.В. Зеер, Т.В. Кудрявцев, В.А. Сластенин и др. занимались изучением данной проблемы.
Нами была выбрана тема курсовой работы: «Этапы становления личности профессионала».
Цель исследования: изучить этапы становления личности профессионала.
Задачи исследования:
Определить сущность этапов становления личности профессионала,
Выделить профессионально важные качества личности профессионала.
Провести методику исследования по изучению мотивации личности
профессионала.
Изучить методическую литературу по данной теме.
Объект исследования: студенты высшего учебного заведения.
Предмет исследования: содержание этапов становления личности
профессионала.
Методы исследования: теоретический
анализ научной психолого-
Гипотеза исследования: личность
может стать профессионалом в
том случае, если у нее присутствует
мотивация к будущей
Важно отметить, что в
процессе профессионального становления
у человека должна присутствовать не
только мотивация, но также должно быть
развитие способов профессионального
самосознания, профессионально важных
качеств личности, должна повышаться
профессиональная компетентность и
профессиональная готовность. В этот
период имеет место становление
индивидуального стиля
Глава 1-ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛА КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
1.1 Понятия «становление», «формирование» и «развитие» личности профессионала.
Термин «становление» является, пожалуй, одним из самых часто употребляемых как в философии, педагогике, так и в психологии, однако его семантическая наполненность столь же часто расплывчата и неопределенна.
В современном общепринятом научном понимании «становление – философская категория, выражающая спонтанность, изменчивость вещей и явлений – их непрерывный переход в другое, приобретение новых признаков и форм в процессе развития, приближение к определенному состоянию» .Этот термин привлек к себе внимание многих мыслителей. Наиболее распространенное понимание становления в истории философии – это его трактовка как перехода от одной определенности бытия к другой: все существующее является становящимся, а его бытие есть становление. Позже, в процессе развития философии, становление опять получило приоритет перед бытием. По мнению Гегеля, каждый имеет представление о становлении и при этом каждый признает, что «это есть лишь одно представление; каждый, далее признает, что если проанализировать это представление, то мы убедимся, что в нем содержится определение бытия, а также того, что полностью противоположно – определение ничто; далее два эти определения нераздельны в одном представлении, так что становление есть единство бытия и ничто» . Само становление, по Гегелю, выступает в качестве «первой истины», являющейся отправным пунктом всего последующего развития, начальной точкой возникновения, порождения вещей и явлений.
Исследование проблем
становления и развития человека
как профессионала в
Чаще всего становление
характеризуется в неразрывной
связи с развитием или
Развитие определяется как
объективный процесс
Развитие личности профессионала происходит путем качественных изменений, ведущих к новому уровню ее целостности. Оно предполагает изменения сущностных сил личности, преобразование сложившихся установок, ориентации, мотивов поведения под влиянием изменяющихся общественных отношений.
С точки зрения Л.И. Анциферова,
«развитие – основной способ существования
личности, социальное и психическое
становление которой не ограничено
какими-то определёнными отрезками
времени. Оно осуществляется на всех
этапах жизненного пути человека. Период
зрелости не может рассматриваться
как конечное состояние, к которому
направлено развитие и которым оно
завершается. Наоборот, чем более
зрелой в социальном и психологическом
смысле становится личность, тем более
возрастает её способность к дальнейшему
развитию» Таким образом, постоянная
незавершённость, а, следовательно, нескончаемость
процесса становления – характерная
черта психологической
Личность, развиваясь, формируется, принимает определённую форму. Эта форма представляет собой целостную систему социальных свойств, позволяющую общественной жизни человека функционировать не только в коллективной, но и индивидуальной форме. Под формированием обычно понимают совокупность приёмов и способов социального воздействия на индивида, имеющих целью создать у него систему определённых отношений, ценностных ориентаций, убеждений, воспитать профессионально значимые качества. Прогнозируя себя в будущее, личность сама себя формирует. Таким образом, формирование личности – процесс становления социально значимых качеств личности, ее убеждений, взглядов, способностей, черт характера. По мере становления личности растёт целостность её психологической организации, накапливается новый потенциал развития.
Но как отмечают в своём исследовании Э.Н. Гусинский и Ю.И. Турчанинова, пытаясь точно указать момент появления личности в процессе индивидуального развития, мы обязательно наталкиваемся на трудноопределимый период своеобразной «подготовки» к появлению объекта, которую, как правило, обозначают словом «становление». В этот период внешний наблюдатель иногда уже может разглядеть отдельные черты будущего объекта, но они ещё не складываются в то определённое целое, которое наблюдателю известно по другим образцам. Отделить становление от развития нелегко: размышляя о становлении и развитии личности, мы рассматриваем, как правило, именно тот период, когда личность формируется, но ещё не выявилась вполне. Когда мы говорим о развитии какого-то объекта, мы обычно имеем в виду, что этот объект как-то совершенствуется, усложняется, развивается.
Говоря о личности профессионала
вообще, как о сложившейся целостной
системе профессиональных знаний, умений,
навыков и, главное, наполнении их личностным
смыслом, мы рассматриваем подготовку
будущих профессионалов именно как
период профессионального становления.
Это индивидуализированное
В психолого-педагогической
литературе широко используется термин
«профессиональное становление» личности.
Современные исследователи
Важно подчеркнуть, что почти всеми учеными, занимающимися проблемой профессионального развития, признается, что человек достигает вершины своего профессионального развития на стадии осуществления самостоятельной профессиональной деятельности. Поэтому профессиональное развитие зависит от особенностей деятельности и индивидуальных возможностей конкретного человека. Из этого следует, что процесс профессионального становления является индивидуальным и неповторимым для каждого человека.
1.2. Содержание этапов
становления личности
Современный этап развития общества характеризуется автоматизацией и компьютеризацией производства, внедрением новых технических средств и технологий, сменой монопрофессионализма на полипрофессионализм. Это приводит к тому, что профессиональный и деловой мир нуждается в специалистах, способных успешно и эффективно находить и реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях в связи с планированием и устройством своей карьеры. Таким образом, проблема профессионального становления личности относится к числу активно разрабатываемых психологических проблем.