Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 15:05, реферат
Цель исследования: изучить этапы становления личности профессионала.
Задачи исследования:
Определить сущность этапов становления личности профессионала,
Выделить профессионально важные качества личности профессионала.
Провести методику исследования по изучению мотивации личности
профессионала.
Изучить методическую литературу по данной теме.
ГЛАВА 1. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛА КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
1.1. Понятие «становление», «формирование» и «развитие» личности профессионала
1.2. Содержание этапов становления личности профессионала
1.3. Профессионально важные качества личности профессионала
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ МОЦИВАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПРОФЕСИОНАЛА
2.1. Методика проведения исследования по изучению мотивации личности профессионала
2.2. Анализ результатов исследования и эффективности проведенной работы
2.3. Выводы по исследованию и психолого-педагогические рекомендации по изучаемой проблеме
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
Рассматривая профессиональное становление личности, многие исследователи выделяют стадии, уровни, этапы, которые проходит специалист в своём профессиональном продвижении. В настоящее время в науке нет общепринятого разбиения жизненного пути профессионала на этапы или фазы.
Воспользуемся одним из вариантов, предложенным Е.А. Климовым:
-оптант – фаза выбора профессии;
-адепт – человек, уже
ставший на путь
-адаптант – привыкания молодого специалиста к работе, вхождение во многие тонкости работы;
-интернал – опытный работник, который уже может самостоятельно и успешно справляться с основными профессиональными функциями;
-мастер, авторитет, наставник.
К.М. Левитан выделяет три основные стадии: подготовительная (довузовская) стадия, связанная с выбором профессии; начальная (вузовская) стадия, во время которой формируются основы профессионально важных умений и свойств личности профессионала; основная (послевузовская) стадия. Это период развития всех сущностных сил личности с целью её полной самореализации в профессиональной деятельности. Именно на этом этапе происходит становление личности профессионала.
В вузовский период профессионального становления личности мы выделяем несколько уровней. А именно (по концепции В.А.Сластенина):
1. Уровень становления – адаптивный. Приспособленческая стадия в профессиональную деятельность:
- адаптация к новым жизненным социокультурным реалиям;
- профессиональная деятельность
происходит по отработанной
- стимулирование различных
форм самостоятельности и
- формирование навыков самообладания эмоциональной саморегуляции;
- принятие субъект-субъектных взаимоотношений;
- нахождение прямых и
альтернативных способов
2. Уровень становления
– профессионально-
- развитие потребности в профессиональной реализации;
- актуализация познавательной рефлексии;
- овладение ценностями и смыслами профессиональной деятельности;
- развитие первоначальных
умений создавать проекты
- развитие мышления, понимания.
3. Уровень становления – личностно-продуктивный. Стадия принятия личностного смысла профессиональной деятельности:
- развитие регулятивных механизмов деятельности, общения, творчества;
- поиск и стимулирование
индивидуального стиля
- готовность к
- выработка адекватного
коммуникативного поведения
4. Уровень становления
– субъектно-креативно-
- субъектная реализация
личностно-профессионального
- умение осуществлять
необходимую коррекцию на
- усиление роли
- систематизация взглядов
и установок в отношении
- нахождение своего
- полная готовность к профессиональной деятельности ,
Т.В. Кудрявцев, Т.В. Зеер выделяют четыре стадии профессионального становления личности профессионала:
1. Формирование профессиональных
намерений: осознанный выбор
2. Профессиональная подготовка
или обучение: освоение системы
профессиональных знаний, умений
и навыков, формирование
3. Профессионализация или
профессиональная адаптация:
4. Мастерство, частичная
или полная реализация
Профессиональный путь человека и его основные этапы неразрывно связаны с возрастным развитием и общим становлением личности.
Этапы профессионального пути по Сьюперу
Весь профессиональный путь Сьюпер разделил на пять этапов. В первую очередь автора интересовало выяснение индивидом своих склонностей и способностей и поиск подходящей профессии, актуализирующей профессиональную "Я-концепцию".
1. ЭТАП РОСТА (от рождения
до 14 лет). В детстве начинает
2. ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЯ (от 15
до 24 лет). Юноши и девушки пытаются
разобраться и определиться в
своих потребностях, интересах, способностях,
ценностях и возможностях. Основываясь
на результатах такого
3. ЭТАП УПРОЧЕНИЯ КАРЬЕРЫ
(от 25 до 44 лет). Теперь работники
стараются занять прочное
4. ЭТАП СОХРАНЕНИЯ ДОСТИГНУТОГО (от 45 до 64 лет). Работники стараются сохранить за собой то положение на производстве или службе, которого они добились на предыдущем этапе.
5. ЭТАП СПАДА (после
65 лет). Физические и умственные
силы теперь уже пожилых
3.2. Этапы профессионального пути по Хейвигхерсту
Приобретение установок и трудовых навыков, которые позволяют людям стать полноценными работниками, являются критериями определения этапов профессионального пути:
1. ИДЕНТИФИКАЦИЯ С РАБОТНИКОМ (от 5 до 10 лет). Дети идентифицируются со своими работающими отцами и матерями, и намерение работать в будущем становится частью их "Я-концепции".
2. ПРИОБРЕТЕНИЕ ОСНОВНЫХ
ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ И
3. ПРИОБРЕТЕНИЕ КОНКРЕТНОЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (от
15 до 25 лет). Человек выбирает профессию
и начинает себя к ней
4. СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛА
(от 25 до 45 лет). Взрослые совершенствуют
свои профессиональные
5. РАБОТА НА БЛАГО ОБЩЕСТВА
(от 40 до 70 лет). Работники достигают
пика своей профессиональной
карьеры. Они реализуют свою
гражданскую и социальную
6. РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПРОДУКТИВНОМ
ПЕРИОДЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
3.3. Этапы профессионального пути по Е. А. Климову
В профессиональной деятельности
становление личности происходит особенно
интенсивно, поскольку она концентрирует
на себе основную активность субъекта.
Формирование личности здесь представляет
собой процесс образования
Если в роли оптанта
оказывается профессионал (частично
утративший трудоспособность или оказавшийся
без работы и вынужденный переменить
профессию), то календарный возраст
здесь может быть любым в интервале
трудоспособности. Фазе оптации предшествует
профессиональная ориентация. Ее возрастные
границы определяются социальными
факторами (дети из неблагополучных
семей, воспитывающиеся в школах-
Адепт (или фаза адепта), так называемая "заспинная" подготовка, объединяющая все категории стартующих профессионалов. Адепт - человек, ставший на путь приверженности к профессии и осваивающий ее (учащиеся профессиональных училищ, средних и высших учебных заведений, а также обучающиеся через систему краткосрочных форм профессиональной подготовки на производстве - слушатели, курсанты, ученики мастеров-наставников). В зависимости от типа профессии фаза адепта может быть многолетней или совсем кратковременной (простой инструктаж).
Адаптант (или фаза адаптации, привыкания молодого специалиста к работе). Молодой специалист адаптируется к нормам коллектива, в который он попадет, привыкает решать разнообразные профессиональные задачи.
Интервал (или фаза интернала) - это уже опытный, что называется "наторевший" в своем деле работник, который устойчиво любит свое дело, может самостоятельно справляться с основными профессиональными функциями.
Мастер (или фаза мастерства,
которая будет продолжаться и
далее, а характеристики основных фаз
как бы добавляются к ее характеристикам).
Работник может решать и простые,
и самые трудные
Авторитет (или фаза авторитета). Он, как и фаза мастерства, суммируется также с последующей. Это мастер своего дела, уже хорошо известный, как минимум, в профессиональном кругу или даже за его пределами (в отрасли, на межотраслевом уровне, в стране). В зависимости от принятых в данной профессии форм аттестации работников он имеет те или иные формальные показатели квалификации (разряд, категорию, ученую степень и пр.). Профессиональные задачи он решает за счет большого опыта, умелости, умения организовать свою работу, окружить себя помощниками.
Наставник (фаза наставничества, наставника в широком смысле слова как человека, у которого коллеги готовы поучиться, перенять опыт). Авторитетный мастер своего дела в любой профессии "обрастает" единомышленниками, учениками, последователями.
Кризисные моменты, отмечаемые
в периодизациях возрастного
развития, частично совпадают с кризисами
профессионального развития. Особенно
отчетливо это обстоятельство проявляется
при анализе нормативных
После завершения периода
адаптации молодому специалисту
требуется некоторое реальное подтверждение
его профессиональных достижений в
виде прибавки в зарплате, повышения
статуса или предложения