Профессиональное самоопределение как поиск смысла в трудовой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2011 в 08:21, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в системе непрерывного образования молодежи отсутствует целенаправленная, систематическая психолого-профориентационная работа, которая должна содействовать личности в профессиональном самоопределении с учетом не только потребностей и возможностей, но и с учетом ситуации на рынке труда; отсутствует система комплексного взаимодействия социальных институтов, призванных решать задачи профессионального самоопределения и занятости.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 6
1.1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ». 6
1.2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ 9
1.3. ТИПЫ И УРОВНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ 15
ГЛАВА 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК ПОИСК СМЫСЛА В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 17
2.1. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК ПРОЦЕСС САМОРЕАЛИЗАЦИИ 18
2.2. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 29

Работа содержит 1 файл

aktualizacia.docx

— 59.19 Кб (Скачать)

     Объективно  и полно оценить себя старшеклассники  не в состоянии. В самооценке у  них нет единой тенденции: одни склонны  переоценивать себя, другие наоборот. Поэтому не правы те, кто считает, что старшеклассники только переоценивают  себя, а также те, кто помогает, что они себя недооценивают. Им свойственно  и первое, и второе. [14]

     Выбирая профессию, старшие школьники в  большинстве случаев ориентируются  на уровень выраженности у себя в  первую очередь нравственно-волевых, затем интеллектуальных и только потом организаторских качеств. [14]

     Для старшеклассников – выпускников  выбор профессии – серьезный  шаг. Но проблема в том, что они  слабо ориентируются в научных  основах профессионального самоопределения, прежде всего, психологических. Большинству  юношей и девушек не хватает общих  знаний психологии личности, им трудно разобраться в своих интересах, способностях, качествах и чертах характера. Их представления о личности часто остаются на уровне житейских, бытовых суждений. Все это дает право утверждать, что психологическое  образование как условие формирования объективной самооценки, как условие  правильного выбора профессии очень  нужно нашим старшеклассникам. [14]

     Адекватная  самооценка доступна незначительному  числу учащихся. В основном они  склонны либо к переоценке себя, либо к недооценке. При переоценке уровень притязаний ниже имеющихся  возможностей. Сделанный на такой  основе выбор профессии, в конце  концов, приводит к разочарованию. Заниженная самооценка также неблагополучно сказывается на выборе профессии и на развитии личности. [14] 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Профессиональное  самоопределение личности - это процесс формирования личностью своего отношения к окружающему его миру, к профессионально-трудовой среде и способ самореализации. Это процесс поэтапного принятия решения о том, как, посредством чего, можно согласовать собственные представления и потребности общества, процесс формирования индивидуального стиля деятельности, индивидуального стиля жизни. Профессиональное самоопределение является составной частью целостного жизненного самоопределения, предполагает взаимную адаптацию личностных запросов и интересов общества для решения сложных и многогранных задач, предъявляемых современным развитием социально-экономической ситуации, всем ходом общественного развития. Профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни.

     Проблема  формирования личности, готовой к  успешной самореализации в мире труда  решается в отечественной педагогической практике средствами профессиональной ориентации. Ведущей целью системы  профессиональной ориентации в рамках общеобразовательной школы является сегодня формирование у учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда. Таким образом, профессиональная ориентация в школе решает в первую очередь задачи формирования личности определенной социально значимой ориентации, для обеспечения кадровых потребностей общества и эффективного регулирования рынка труда.

     Размытость  социально-экономические перспектив развития общества выдвигает на первый план вопрос подготовки не профессионалов узкого профиля, а мобильных, готовых  к быстрой смене области профессиональной деятельности личностей, создающих  при необходимости свою собственную  профессиональную нишу, свое рабочее  место. Для формирования таких качеств  необходимо ввести процесс профессионального  самоопределения в более широкий  контекст личностной идентификации  человека, включающей в себя помимо профессиональной и другие области  самореализации человека (семейной, политической, религиозной и т.д.). В этой связи  перспективным оказывается процесс  планирования карьеры, позволяющий  ввести профессиональное самоопределение  человека в контекст всей его жизнедеятельности, т.е. сделать профессиональный выбор  одним из факторов личностной самореализации на основе жизненной стратегии человека.

  1. Профессиональное самоопределение – это эмоционально окрашенное отношение личности к своему месту в мире профессий. На профессиональное самоопределение личности оказывают влияние социальные условия и межличностные отношения в коллективе. Но ведущее значение в профессиональном самоопределении принадлежит самой личности, её активности, ответственности за своё становление.
  2. Профессиональное самоопределение является важным фактором самореализации личности в конкретной профессии и в культуре вообще. Постоянный поиск своего места в мире профессий позволяет личности найти область деятельности для полной реализации.
  3. Профессиональное самоопределение охватывает не только юношеский возраст, когда непосредственно уже происходит окончательный выбор профессии, но и предшествующие ему периоды. Так на этапе дошкольного детства характерны сюжетно ролевые игры, имеющие профессионально ориентированный характер. Происходят первоначальные трудовые пробы, которые развивают интерес к труду, составляют основу воспитания положительной мотивации к любой деятельности вообще, обогащают знание детей о труде взрослых. На этапе младшего школьного возраста, учебная деятельность, получение новых знаний, развитие воображения, развитие мыслительных процессов, способствуют получению дополнительной информации о профессиональном труде. На этапе подросткового возраста появляются профессионально окрашенные фантазии, формирование оценочных категорий, в том числе нравственных в отношении той или иной профессиональной деятельности. На этапе юношеского возраста происходит реальный выбор профессии на основе знания своих возможностей, склонностей, способностей, а так же состоянии рынка труда. На выбор профессии могут оказать влияние ряд факторов выделенных Е.А.Климовым такие как: позиция родителей, позиция товарищей, позиция учителей, личные профессиональные планы, способности, уровень притязаний, информированность и склонности.
  4. Не исключён и неправильный выбор в таком случае многие переживают неудовлетворённость и разочарование в сделанном выборе учебно-профессионального поля. Предпринимаются попытки внести коррективы в профессиональный старт. У большинства же девушек и юношей в ходе профессионального обучения укрепляется уверенность в оправданности сделанного выбора.
  5. На правильность профессионального самоопределения оказывает влияние самопознание и самооценка. Если они ошибочны, происходит неправильное самоопределение. К сожалению, адекватная самооценка доступна незначительному числу учащихся. В основном они склонны либо к переоценке себя, либо к недооценке. При переоценке уровень притязаний ниже имеющихся возможностей. Сделанный на такой основе выбор профессии, в конце концов, приводит к разочарованию. Заниженная самооценка также неблагополучно сказывается на выборе профессии и на развитии личности.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Берг В. Карьера - суперигра. М.: АО Интерэксперт, 1998. 272 с.
  2. Бердяев Н.А. Самопознание: Опыт философской автобиографии. М.: Мысль, 1990. 220 с.
  3. Вопросы профессионального самоопределения старшеклассников и доступность высшего образования. // Журнал "Образование в современной школе", (октябрь), 2003 г. стр. 51-55
  4. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка, 1988. 144 с.
  5. Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М.: Академический проект; Екатеринбург. 2003
  6. Карелин А.А. Психологические тесты. В 2-т. – М.: Владос. 2000
  7. Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // Социс, 2000, № 3.
  8. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990. 159 с.
  9. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов - на - Дону. 1996
  10. Климов Е.А. Школа … а дальше что? Лениздат.: 1971
  11. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. – М.: 1983. - №2.
  12. Колюцкий В.Н., Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М.: 2004
  13. Крылова А.А., Маничев С.А. Практикум по общей и прикладной психологии. СПб.: 2002
  14. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет. М.: Издательство УРАО. 1997
  15. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: 1997
  16. Маслоу А.Мотивация и личность: Перевод с английского. – СПб: Питер, 2006. – 352 с
  17. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Академия. 1997
  18. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во: Институт практической психологии, Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. 246 с.
  19. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997. 352 с.
  20. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия». 2003
  21. Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л.М. Митиной. М.: МПСИ, Флинта, 1998. 184 с.
  22. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2003
  23. Толстых А.В. Возрасты жизни. М.: Молодая гвардия. 1988
  24. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. - Служебный перевод. - http://www.vusnet.ru/forum
  25. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
  26. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. М.: 1993
 

Федеральное агентство по образованию

Филиал  ГОУ ВПО

«Сочинский  Государственный Университет Туризма  и Курортного Дела»

в г. Ейске

Факультет - Социально – Культурный Сервис и Туризм 

Реферат

по дисциплине: «Психологический практикум».

Тема: «Профессиональное самоопределение и актуализация человека в профессии». 
 
 

                                                                   Выполнила студентка  3 курса

                                     специальность 100103

                                                                   группа: 07-сте-2             

                                       зачетная книжка: №672

                                                                   Кобец Ксения Александровна

                                                                   Проверила: Бобылёва Н. И.

                                                                   Оценка:   ____________                                                                                                                                                                                                                                       

                                                            

                                                                                                                                                                                               
 

г. Ейск - 2010

Информация о работе Профессиональное самоопределение как поиск смысла в трудовой деятельности