Объективно
и полно оценить себя старшеклассники
не в состоянии. В самооценке у
них нет единой тенденции: одни склонны
переоценивать себя, другие наоборот.
Поэтому не правы те, кто считает,
что старшеклассники только переоценивают
себя, а также те, кто помогает,
что они себя недооценивают. Им свойственно
и первое, и второе. [14]
Выбирая
профессию, старшие школьники в
большинстве случаев ориентируются
на уровень выраженности у себя в
первую очередь нравственно-волевых,
затем интеллектуальных и только
потом организаторских качеств.
[14]
Для
старшеклассников – выпускников
выбор профессии – серьезный
шаг. Но проблема в том, что они
слабо ориентируются в научных
основах профессионального самоопределения,
прежде всего, психологических. Большинству
юношей и девушек не хватает общих
знаний психологии личности, им трудно
разобраться в своих интересах,
способностях, качествах и чертах
характера. Их представления о личности
часто остаются на уровне житейских,
бытовых суждений. Все это дает
право утверждать, что психологическое
образование как условие формирования
объективной самооценки, как условие
правильного выбора профессии очень
нужно нашим старшеклассникам. [14]
Адекватная
самооценка доступна незначительному
числу учащихся. В основном они
склонны либо к переоценке себя,
либо к недооценке. При переоценке
уровень притязаний ниже имеющихся
возможностей. Сделанный на такой
основе выбор профессии, в конце
концов, приводит к разочарованию. Заниженная
самооценка также неблагополучно сказывается
на выборе профессии и на развитии личности.
[14]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Профессиональное
самоопределение личности - это процесс
формирования личностью своего отношения
к окружающему его миру, к профессионально-трудовой
среде и способ самореализации. Это процесс
поэтапного принятия решения о том, как,
посредством чего, можно согласовать собственные
представления и потребности общества,
процесс формирования индивидуального
стиля деятельности, индивидуального
стиля жизни. Профессиональное самоопределение
является составной частью целостного
жизненного самоопределения, предполагает
взаимную адаптацию личностных запросов
и интересов общества для решения сложных
и многогранных задач, предъявляемых современным
развитием социально-экономической ситуации,
всем ходом общественного развития. Профессиональное
самоопределение личности - сложный и
длительный процесс, охватывающий значительный
период жизни.
Проблема
формирования личности, готовой к
успешной самореализации в мире труда
решается в отечественной педагогической
практике средствами профессиональной
ориентации. Ведущей целью системы
профессиональной ориентации в рамках
общеобразовательной школы является
сегодня формирование у учащихся
способности выбирать сферу профессиональной
деятельности, оптимально соответствующую
личностным особенностям и запросам рынка
труда. Таким образом, профессиональная
ориентация в школе решает в первую очередь
задачи формирования личности определенной
социально значимой ориентации, для обеспечения
кадровых потребностей общества и эффективного
регулирования рынка труда.
Размытость
социально-экономические перспектив
развития общества выдвигает на первый
план вопрос подготовки не профессионалов
узкого профиля, а мобильных, готовых
к быстрой смене области профессиональной
деятельности личностей, создающих
при необходимости свою собственную
профессиональную нишу, свое рабочее
место. Для формирования таких качеств
необходимо ввести процесс профессионального
самоопределения в более широкий
контекст личностной идентификации
человека, включающей в себя помимо
профессиональной и другие области
самореализации человека (семейной, политической,
религиозной и т.д.). В этой связи
перспективным оказывается процесс
планирования карьеры, позволяющий
ввести профессиональное самоопределение
человека в контекст всей его жизнедеятельности,
т.е. сделать профессиональный выбор
одним из факторов личностной самореализации
на основе жизненной стратегии человека.
- Профессиональное
самоопределение – это эмоционально окрашенное
отношение личности к своему месту в мире
профессий. На профессиональное самоопределение
личности оказывают влияние социальные
условия и межличностные отношения в коллективе.
Но ведущее значение в профессиональном
самоопределении принадлежит самой личности,
её активности, ответственности за своё
становление.
- Профессиональное
самоопределение является важным фактором
самореализации личности в конкретной
профессии и в культуре вообще. Постоянный
поиск своего места в мире профессий позволяет
личности найти область деятельности
для полной реализации.
- Профессиональное
самоопределение охватывает не только
юношеский возраст, когда непосредственно
уже происходит окончательный выбор профессии,
но и предшествующие ему периоды. Так на
этапе дошкольного детства характерны
сюжетно ролевые игры, имеющие профессионально
ориентированный характер. Происходят
первоначальные трудовые пробы, которые
развивают интерес к труду, составляют
основу воспитания положительной мотивации
к любой деятельности вообще, обогащают
знание детей о труде взрослых. На этапе
младшего школьного возраста, учебная
деятельность, получение новых знаний,
развитие воображения, развитие мыслительных
процессов, способствуют получению дополнительной
информации о профессиональном труде.
На этапе подросткового возраста появляются
профессионально окрашенные фантазии,
формирование оценочных категорий, в том
числе нравственных в отношении той или
иной профессиональной деятельности.
На этапе юношеского возраста происходит
реальный выбор профессии на основе знания
своих возможностей, склонностей, способностей,
а так же состоянии рынка труда. На выбор
профессии могут оказать влияние ряд факторов
выделенных Е.А.Климовым такие как: позиция
родителей, позиция товарищей, позиция
учителей, личные профессиональные планы,
способности, уровень притязаний, информированность
и склонности.
- Не исключён
и неправильный выбор в таком случае многие
переживают неудовлетворённость и разочарование
в сделанном выборе учебно-профессионального
поля. Предпринимаются попытки внести
коррективы в профессиональный старт.
У большинства же девушек и юношей в ходе
профессионального обучения укрепляется
уверенность в оправданности сделанного
выбора.
- На правильность
профессионального самоопределения оказывает
влияние самопознание и самооценка. Если
они ошибочны, происходит неправильное
самоопределение. К сожалению, адекватная
самооценка доступна незначительному
числу учащихся. В основном они склонны
либо к переоценке себя, либо к недооценке.
При переоценке уровень притязаний ниже
имеющихся возможностей. Сделанный на
такой основе выбор профессии, в конце
концов, приводит к разочарованию. Заниженная
самооценка также неблагополучно сказывается
на выборе профессии и на развитии личности.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Берг В.
Карьера - суперигра. М.: АО Интерэксперт,
1998. 272 с.
- Бердяев Н.А.
Самопознание: Опыт философской автобиографии.
М.: Мысль, 1990. 220 с.
- Вопросы профессионального
самоопределения старшеклассников и доступность
высшего образования. // Журнал "Образование
в современной школе", (октябрь), 2003 г.
стр. 51-55
- Головаха
Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное
самоопределение молодежи. Киев: Наукова
думка, 1988. 144 с.
- Зеер Э.Ф.
Психология профессий. – М.: Академический
проект; Екатеринбург. 2003
- Карелин А.А.
Психологические тесты. В 2-т. – М.: Владос.
2000
- Карпухин
О.И. Молодежь России: особенности социализации
и самоопределения // Социс, 2000, № 3.
- Климов Е.А.
Как выбирать профессию. М.: Просвещение,
1990. 159 с.
- Климов Е.А.
Психология профессионального самоопределения.
Ростов - на - Дону. 1996
- Климов Е.А.
Школа … а дальше что? Лениздат.: 1971
- Климов Е.А.
Психолого-педагогические проблемы профессиональной
консультации. – М.: 1983. - №2.
- Колюцкий
В.Н., Кулагина И.Ю. Возрастная психология.
М.: 2004
- Крылова
А.А., Маничев С.А. Практикум по общей и
прикладной психологии. СПб.: 2002
- Кулагина
И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребёнка
от рождения до 17 лет. М.: Издательство
УРАО. 1997
- Маслоу А.
Дальние пределы человеческой психики.
СПб.: 1997
- Маслоу А.Мотивация
и личность: Перевод с английского. – СПб:
Питер, 2006. – 352 с
- Мухина В.С.
Возрастная психология. М.: Академия. 1997
- Пряжников
Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение.
М.: Изд-во: Институт практической психологии,
Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. 246 с.
- Пряжников
Н.С. Психологический смысл труда. М.: Изд-во
"Институт практической психологии";
Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997. 352 с.
- Пряжников
Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда
и человеческого достоинства. Учеб. пособие
для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский
центр «Академия». 2003
- Психологическое
сопровождение выбора профессии / Под
ред. Л.М. Митиной. М.: МПСИ, Флинта, 1998. 184
с.
- Столяренко
Л.Д. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону.
«Феникс». 2003
- Толстых
А.В. Возрасты жизни. М.: Молодая гвардия.
1988
- Фейдимен
Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост.
- Служебный перевод. - http://www.vusnet.ru/forum
- Франкл В.
Человек в поисках смысла. М.: Прогресс,
1990. 368 с.
- Щедровицкий
П.Г. Очерки по философии образования.
М.: 1993
Федеральное
агентство по образованию
Филиал
ГОУ ВПО
«Сочинский
Государственный Университет Туризма
и Курортного Дела»
в г. Ейске
Факультет
- Социально – Культурный Сервис
и Туризм
Реферат
по дисциплине:
«Психологический практикум».
Тема:
«Профессиональное
самоопределение и актуализация
человека в профессии».
Выполнила студентка 3
курса
специальность 100103
группа: 07-сте-2
зачетная книжка: №672
Кобец Ксения Александровна
Проверила: Бобылёва
Н. И.
Оценка: ____________
г. Ейск
- 2010