Профессиональное самоопределение как поиск смысла в трудовой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2011 в 08:21, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в системе непрерывного образования молодежи отсутствует целенаправленная, систематическая психолого-профориентационная работа, которая должна содействовать личности в профессиональном самоопределении с учетом не только потребностей и возможностей, но и с учетом ситуации на рынке труда; отсутствует система комплексного взаимодействия социальных институтов, призванных решать задачи профессионального самоопределения и занятости.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 6
1.1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ». 6
1.2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ 9
1.3. ТИПЫ И УРОВНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ 15
ГЛАВА 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК ПОИСК СМЫСЛА В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 17
2.1. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК ПРОЦЕСС САМОРЕАЛИЗАЦИИ 18
2.2. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 29

Работа содержит 1 файл

aktualizacia.docx

— 59.19 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ 4

Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей  профессионального самоопределения на разных этапах развития личности 6

         1.1. Основные подходы  к определению  понятия «профессиональное  самоопределение». 6

         1.2. Основные задачи  профессионального  самоопределения 9

         1.3. Типы и уровни  профессионального  самоопределения 15

ГЛАВА 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ  КАК ПОИСК СМЫСЛА В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 17

         2.1. Профессиональное  самоопределение  как процесс самореализации 18

         2.2. Профессиональное  самоопределение  старшеклассников 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     На  сегодняшний день треть незанятого населения, невостребованного на рынке  труда – это молодёжь. Наличие  образования уже не обеспечивает автоматически профессиональную карьеру, даже просто получение работы. Ещё  в более трудном положении  находятся молодые люди – выпускники средних школ. По данным органов  управления образованием, значительная их часть не имеет сформированных планов профессионального самоопределения, не делает осознанного выбора профессии. Выпускники нередко весьма смутно представляют содержание профессий, потребность  в них, путь из освоения, возможности  трудоустройства.

     Особого внимания в сложившейся ситуации требуют учащиеся выпускных классов, находящиеся накануне выбора профессии  и места учёбы или работы, так  как действующие учебные программы  не учитывают современных потребностей рынка труда 

     Как показывают исследования, молодежь не получает знаний о современном рынке  труда, о правилах поведения на рынке  труда, слагаемых построения успешной профессиональной карьеры о своих  правах и обязанностях в сфере трудовых отношений. Молодежь не готова конкурировать и быть субъектом на рынке труда.

     Столкновение  с трудовой реальностью приводит к переориентации либо деградации трудовых ценностей. Таким образом, безработица  негативно влияет на социально-психологическое  развитие молодых людей и часто  приводит к исчезновению взгляда  на труд как средство личной самореализации, а сам процесс нормальной социализации оказывается нарушенным.

     В настоящее время в системе  непрерывного образования молодежи отсутствует целенаправленная, систематическая  психолого-профориентационная работа, которая должна содействовать личности в профессиональном самоопределении  с учетом не только потребностей и  возможностей, но и с учетом ситуации на рынке труда; отсутствует система  комплексного взаимодействия социальных институтов, призванных решать задачи профессионального самоопределения  и занятости.

     Возникновение профессионального самоопределения  охватывает старший школьный возраст, однако ему предшествуют этапы:

  1. Первичный выбор профессии, он характерен для учащихся младшего школьного возраста, когда ещё не возникает вопросов о содержании профессии, условиях работы. Иногда  на этой стадии задерживаются и подростки;
  2. Этап профессионального самоопределения (старший школьный возраст). На этом этапе возникают и формируются профессиональные намерения и первоначальная ориентировка в различных сферах труда;
  3. Профессиональное обучение как освоение выбранной профессии осуществляется после получения школьного образования;
  4. Профессиональная адаптация характеризуется формированием индивидуального стиля деятельности и включением в систему производственных и социальных отношений;
  5. Самореализация в труде (частичная или полная) связана с выполнением или невыполнением тех ожиданий, которые связаны с профессиональным трудом. [22]

Итак, профессиональное самоопределение рассматривается  как процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности. Он пронизывает весь жизненный путь человека. Пиком этого процесса, переломным моментом в жизни является акт выбора профессии. По времени  он обычно совпадает с окончанием школы и тесно связан с предшествующими  этапами профессионального самоопределения. 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей  профессионального самоопределения на разных этапах развития личности

1.1. Основные подходы  к определению  понятия «профессиональное  самоопределение».

     Важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального становления  личности является её способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить свою профессиональную жизнь, ответственно принимать решения  о выборе профессии, специальности  и места работы. Эти проблемы встают  перед личностью в течение  всей её жизни. Постоянное уточнение  места в мире профессий, осмысление своей социально – профессиональной роли, отношения к профессиональному  труду, коллективу и самому себе становятся важными компонентами жизни человека.

     Перед личностью постоянно возникают  проблемы, требующие от неё определения  своего отношения к профессиям, иногда анализа и рефлексии собственных профессиональных достижений, принятия решения о выборе профессии или её смене.

     Весь  этот комплекс проблем в профессиоведении объясняют понятием профессиональное самоопределение.

     Существует  ряд исследователей, которые в  той или иной мере рассматривают  проблему профессионального самоопределения, рассмотрим далее их высказывания для  определения собственной позиции  по этому вопросу.

     А. Маслоу предложил концепцию профессионального  развития и выделил в качестве центрального понятия самоактуализацию как стремление человека совершенствоваться, выражать, проявлять себя в значимом для него деле. В его концепции  близкими к понятию «самоопределение»  являются такие понятия как «самоактуализация», «самореализация» и «самоосуществление». [15]

     П.Г. Щедровицкий рассматривает самоопределение  как способность человека строить  самого себя, свою индивидуальную историю, как умение переосмысливать собственную  сущность. [26]

     Подробно  анализируя точку зрения Е.А. Климова, можно увидеть,  что он понимает самоопределение как важное проявление психического развития, как активный поиск возможностей развития, формирования себя как полноценного участника  сообщества «делателей» чего-то полезного, сообщества профессионалов. Ценной является мысль Климова, о том, что наблюдаемый  и осознаваемый процесс принятия окончательного решения о выборе профессионального учебного заведения, рода работы может представляться однократным  или даже мимолётным. Это лишь кажущаяся  «мгновенность» событий. [5 ,11, 10]

     У личности в предшествующие годы развития сложилось определённое отношение  к различным областям труда, представление  о многих профессиях и самооценка своих возможностей, ориентировка в  социально – экономической ситуации, представление о «запасных вариантах» выбора профессии и многое другое, что характеризует состояние готовности к очередному профессиональному самоопределению. Обобщая рассуждения Климова, можно констатировать, что профессиональное самоопределение не сводится к одномоментному акту выбора профессии и не заканчивается завершением профессиональной подготовки по избранной специальности, оно продолжается на протяжении всей профессиональной жизни.

     Профессиональное  и личностное самоопределение стало  предметом исследования Н.С. Пряжникова.

     Пряжников существенно обогатил теорию и практику профессионального самоопределения. Он постоянно подчёркивал неразрывную  связь профессионального самоопределения  с самореализацией человека в  других важных сферах жизни. Исследуя профессиональное самоопределение  личности, Пряжников обосновал содержательно  процессуальную модель:

Осознание ценности общественно – полезного  труда и необходимости профессиональной подготовки.

Ориентировка  в социально – экономической  ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда.

Общая ориентировка в мире профессионального  труда и выделение профессиональной цели – мечты.

Определение ближних профессиональных целей  как этапов и путей к дальней  цели.

Информирование  о профессиях и специальностях, соответствующих  профессиональных учебных заведениях и местах трудоустройства.

Представление о препятствиях, осложняющих достижение профессиональных целей, а так же знание своих достоинств, способствующих реализации намеченных планов и перспектив.

Наличие системы резервных вариантов  выбора на случай неудачи по основному  варианту самоопределения.

Начало  практической реализации личной профессиональной перспективы и постоянная корректировка  намеченных планов по принципу обратной связи. [18,19,20]

     Итак:

  1. Профессиональное самоопределение – это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.
  2. Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учётом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально – экономических условий.
  3. Профессиональное самоопределение осуществляется в течении всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает своё профессиональное бытие и самоутверждается в профессии.
  4. Актуализация профессионального самоопределения личности инициируется разного рода событиями, такими как окончание общеобразовательной школы, профессионального учебного заведения, смена местожительства, и др.
  5. Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально – психологической зрелости личности, её потребности в самореализации и самоактуализации.

     1.2. Основные задачи  профессионального  самоопределения

     Условно можно выделить следующие основные группы задач профессионального самоопределения:

    • информационно-справочные, просветительские;
    • диагностические (в идеале - помощь в самопознании);
    • морально-эмоциональная поддержка клиента;
    • помощь в выборе, в принятии решения.

     Каждая  из этих задач может решаться на разных уровнях сложности: [4]

     1) проблема решается "вместо" клиента  (клиент занимает пассивную позицию  и еще не является "субъектом"  выбора);

     2) проблема решается "вместе" (совместно)  с клиентом - диалог, взаимодействие, сотрудничество, к которому еще  надо прийти (в случае успеха  клиент уже является частичным  субъектом самоопределения);

     3) постепенное формирование у клиента  готовности самостоятельно решать  свои проблемы (клиент становится  подлинным субъектом).

     Например, при решении информационно-справочной задачи на первом уровне клиенту просто сообщается нужная информация (это  тоже помощь!), на втором уровне - психолог вместе с клиентом анализирует определенную информацию, на третьем уровне - психолог объясняет клиенту, как самостоятельно получить необходимую информацию (какие  задавать вопросы специалистам по данной профессии, куда обращаться и т.п.).

     Чтобы выйти на третий уровень помощи, часто надо сначала организовать взаимодействие с клиентом на втором уровне. К сожалению, иногда приходится помогать клиенту, ограничиваясь только первым уровнем (например, в случаях, когда надо принимать быстрое  решение, а времени для этого  не хватает).

     Главная (идеальная) цель профессионального  самоопределения - постепенно сформировать у клиента внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного). [18].

     Можно сформулировать главную цель профессионального  самоопределения и несколько  иначе: постепенное формирование у  клиента готовности рассматривать  себя развивающимся в рамках определенного  времени, пространства и смысла, постоянно  расширять свои возможности и  максимально их реализовывать. 

Информация о работе Профессиональное самоопределение как поиск смысла в трудовой деятельности