Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2011 в 08:21, курсовая работа
В настоящее время в системе непрерывного образования молодежи отсутствует целенаправленная, систематическая психолого-профориентационная работа, которая должна содействовать личности в профессиональном самоопределении с учетом не только потребностей и возможностей, но и с учетом ситуации на рынке труда; отсутствует система комплексного взаимодействия социальных институтов, призванных решать задачи профессионального самоопределения и занятости.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 6
1.1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ». 6
1.2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ 9
1.3. ТИПЫ И УРОВНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ 15
ГЛАВА 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК ПОИСК СМЫСЛА В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 17
2.1. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК ПРОЦЕСС САМОРЕАЛИЗАЦИИ 18
2.2. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 29
Н.А. Бердяев в работе "Самопознание" отмечает, что еще "на пороге отрочества и юности был потрясен однажды мыслью: "Пусть я не знаю смысла жизни, но искание смысла уже дает смысл жизни, и я посвящу жизнь этому исканию смысла" [2].
Все это позволяет определить сущность профессионального самоопределения как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также - нахождение смысла в самом процессе самоопределения.
При этом сразу обнаруживается парадокс самоопределения (как и парадокс счастья): найденный смысл тут же обесценивает жизнь (образуется как бы "пустота"). Поэтому важен именно процесс поиска смысла, где отдельные (уже найденные) смыслы - это лишь промежуточные этапы процесса (сам процесс становится главным смыслом - это и есть жизнь, жизнь как процесс, а не как некое "достижение").
2.1. Профессиональное самоопределение как процесс самореализации
А.
Маслоу предложил концепцию
Маслоу указывает [16] следующие особенности самоактуализирующихся людей:
В своей последней книге "Дальнейшие рубежи развития человека" [15], Маслоу описывает восемь путей, которыми может самоактуализироваться индивид, восемь типов поведения, ведущих к самоактуализации.
"Нельзя мудро выбирать жизнь, если ты не смеешь прислушиваться к самому себе в каждый момент жизни" [16].
Самореализация в труде, понимаемая как стремление утвердить свое достоинство через служение идеалам добра и справедливости, реально сталкивается с серьезными трудностями:
1.
Готово ли общество
2.
Готов ли конкретный человек,
понимая, что его труд часто
по справедливости не
3.
Есть ли на данный момент
единство в понимании, того
что "достойно" и "недостойно"?
Если бы такое понимание было
на уровне общественного
Таким
образом, проблема человеческого достоинства
может лишь быть вновь обозначена
уже в контексте самореализации
человека в трудовой деятельности,
но само решение данной проблемы во
многом еще представляется делом
самого человека. А зависит это
от того, насколько он сам воспримет
возможности своей
Работа играет важную роль в жизни каждого человека и оказывает большое влияние на его состояние и самочувствие. Американские исследователи показали, что удачно выбрана профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе, сокращает частоту физических и психических проблем, связанных со здоровьем и усиливает удовлетворенность жизнью. Поэтому так важно для человека, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор. [21]
К
моменту окончания школы
На
основе оценки своих способностей и
возможностей, престижа профессии и
её содержания, а также социально
– экономической ситуации девушки
и юноши, прежде всего, самоопределяются
в путях получения
Таким образом, для старших подростков и для девушек и юношей актуальным является учебно-профессиональное самоопределение – осознанный выбор путей профессионального образования и профессиональной подготовки.
Общеобразовательная
школа с её романтическими устремлениями
и профессионально
У
большинства же девушек и юношей
в ходе профессионального обучения
укрепляется уверенность в
По мнению Е.А. Климова существует восемь углов ситуации выбора профессии. Ведь старшеклассник принимает во внимание сведения не только об особенностях различных профессий, но и массу другой информации. [10]
Позиция старших членов семьи - конечно, забота старших о будущей профессии своего ребёнка понятна; они несут ответственность за то, как складывается его жизнь. Очень часто родители предоставляют ребенку полную свободу выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители не согласны с выбором ребенка, предлагая пересмотреть свои планы и сделать другой выбор, считая, что он еще маленький. Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить. [23] Наблюдения показывают, что в большинстве случаев дети соглашаются с выбором родителей, рассчитывая на помощь родителей при поступлении в какое-либо учебное заведение. При этом дети, конечно же, забывают, что работать по данной специальности придется им, а не их родителям. [10]
Позиция сверстников - дружеские отношения старшеклассников уже очень крепки и влияние их на выбор профессии не исключено, так как внимание своего профессионального будущего сверстников также возрастает. Именно позиция микрогруппы может стать решающим в профессиональном самоопределении.
Позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя - каждый учитель, наблюдая за поведением учащегося только в учебной деятельности, все время «проникает мыслью за фасад внешних проявлений человека, ставит своего рода диагнозы относительно интересов, склонностей, помыслов, характера, способностей, подготовленности учащегося». Учитель знает множество той информации, которая неизвестна даже самому ученику.
Личные профессиональные планы – в поведении и жизни человека представления о ближайшем и отдаленном будущем играют очень важную роль. Профессиональный план или образ, мысленное представление, его особенности зависят от склада ума и характера, опыта человека. Он включает в себя главную цель и цели на будущее, пути и средства их достижения. Но планы различны по содержанию и то, какие они зависит от человека. [10]
Способности - способности, таланты учащегося старших классов необходимо рассматривать не только в учебе, но и ко всем другим видам общественно ценной активности. Так как именно способности включает в себя будущая профессиональная пригодность.
Уровень притязаний на общественное признание - реалистичность притязаний старшеклассника – первая ступень профессиональной подготовки [10]
Информированность - важная, неискаженная информация – важный фактор выбора профессии.
Склонности - проявляются и формируются в деятельности. Сознательно включаясь в разные виды деятельности, человек может менять свои увлечения, а значит и направления. Для старшеклассника это важно, так как до профессиональные увлечения – путь к будущему. [10]
Процесс
профессионального
Информация о работе Профессиональное самоопределение как поиск смысла в трудовой деятельности