Профессиональное самоопределение как поиск смысла в трудовой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2011 в 08:21, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в системе непрерывного образования молодежи отсутствует целенаправленная, систематическая психолого-профориентационная работа, которая должна содействовать личности в профессиональном самоопределении с учетом не только потребностей и возможностей, но и с учетом ситуации на рынке труда; отсутствует система комплексного взаимодействия социальных институтов, призванных решать задачи профессионального самоопределения и занятости.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 6
1.1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ». 6
1.2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ 9
1.3. ТИПЫ И УРОВНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ 15
ГЛАВА 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК ПОИСК СМЫСЛА В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 17
2.1. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК ПРОЦЕСС САМОРЕАЛИЗАЦИИ 18
2.2. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 29

Работа содержит 1 файл

aktualizacia.docx

— 59.19 Кб (Скачать)

     Н.А. Бердяев в работе "Самопознание" отмечает, что еще "на пороге отрочества и юности был потрясен однажды  мыслью: "Пусть я не знаю смысла жизни, но искание смысла уже дает смысл жизни, и я посвящу жизнь  этому исканию смысла" [2].

     Все это позволяет определить сущность профессионального самоопределения как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также - нахождение смысла в самом процессе самоопределения.

     При этом сразу обнаруживается парадокс самоопределения (как и парадокс счастья): найденный смысл тут  же обесценивает жизнь (образуется как  бы "пустота"). Поэтому важен  именно процесс поиска смысла, где  отдельные (уже найденные) смыслы - это  лишь промежуточные этапы процесса (сам процесс становится главным  смыслом - это и есть жизнь, жизнь  как процесс, а не как некое "достижение").

     2.1. Профессиональное  самоопределение  как процесс самореализации

     А. Маслоу предложил концепцию профессионального  развития и выделил в качестве центрального понятия самоактуализацию как стремление человека совершенствоваться, выражать, проявлять себя в значимом для него деле. В его концепции близкими к понятию «самоопределение» являются такие понятия, как «самоактуализация», «самореализация», «самоосуществление».

     Маслоу  указывает [16] следующие особенности самоактуализирующихся людей:

  1. "более эффективное восприятие реальности и более комфортабельные отношения с ней";
  2. "принятие (себя, других, природы)";
  3. "спонтанность, простота, естественность";
  4. "сосредоточенность на задаче" (в отличие от сосредоточенности на себе);
  5. "некоторая отстраненность и потребность в уединении";
  6. "самостоятельность, независимость от культуры и среды";
  7. "постоянная свежесть оценки";
  8. "мистичность и опыт высших состояний";
  9. "чувства сопричастности, единения с другими";
  10. "более глубокие межличностные отношения";
  11. "демократическая структура характера";
  12. "различение средств и целей, добра и зла";
  13. "философское, невраждебное чувство юмора";
  14. "самоактуализирующееся творчество";
  15. "сопротивление аккультурации, трансцендирование любой частной культуры".

     В своей последней книге "Дальнейшие рубежи развития человека" [15], Маслоу описывает восемь путей, которыми может самоактуализироваться индивид, восемь типов поведения, ведущих к самоактуализации.

  1. Если мыслить жизнь как процесс принятия решений, то самоактуализация означает, что в каждом решении мы делаем выбор в пользу роста. Нам часто приходится выбирать между ростом и безопасностью, между прогрессом и регрессом. Каждый выбор имеет свои позитивные и негативные стороны. Выбирать безопасное – значит оставаться при известном и знакомом, но рисковать стать устарелым и смешным. Выбирать рост – значит открыть себя новому, неожиданному опыту, но рисковать столкнуться с неизвестным.
  2. Актуализироваться – значит становиться действительным, фактически осуществлять свои потенциальные возможности. Под "собой", "самостью" или "Я" человека Маслоу подразумевает ядро, сущностную природу индивида, куда входят темперамент, уникальные вкусы и ценности. Таким образом, само-актуализация – это научение сонастраиваться со своей собственной внутренней природой. Это значит, например, решить для себя, нравится ли тебе самому то или иное явление, независимо от мнений и точек зрения других.

     "Нельзя  мудро выбирать жизнь, если  ты не смеешь прислушиваться  к самому себе в каждый момент  жизни" [16].

  1. Честность и принятие ответственности за свои действия - существенные моменты самоактуализации. Маслоу рекомендует искать ответы внутри, а не позировать, не стараться хорошо выглядеть или удовлетворять своими ответами других. Каждый раз, когда мы обращаемся за ответом внутрь, мы соприкасаемся со своим внутренним Я.
  2. Первые пять шагов помогают развить способность "выбирать в жизни лучшее". Мы учимся верить своим суждениям и инстинктам и действовать в соответствии с ними. Маслоу полагает, что благодаря этому индивид выбирает лучшее из того, что для него конституционно правильно, – как в области искусства, музыки и пищи, как и в серьезных жизненных вопросах, таких как выбор спутника жизни или профессии.
  3. Самоактуализация представляет собой также постоянный процесс раскрытия своих потенциальных возможностей. Это означает применение своих способностей и разума и "работа ради того, чтобы делать хорошо то, что ты хочешь делать" [16]. Большой талант или разумность – не то же самое, что самоактуализация. Многие одаренные люди не смогли полностью использовать свои способности, в то время как другие, может быть со средними талантами, сделали невероятно много.
  4. "Пиковые переживания" – переходные моменты самоактуализации" [16]. Мы более целостны, более интегрированы, больше сознаем себя и мир в "пиковые" моменты своей жизни. В такие моменты мы думаем, действуем и чувствуем наиболее ясно и точно. Мы больше любим и в большей степени принимаем других, более свободны от внутреннего конфликта и тревожности, более способны конструктивно использовать нашу энергию.
  5. Дальнейший шаг самоактуализации – это выявление своих "защит" и работа по освобождению от них. Нам нужно лучше сознавать, как мы искажаем образа себя и образы внешнего мира посредством подавления, проекций и других механизмов защиты.

     Самореализация  в труде, понимаемая как стремление утвердить свое достоинство через  служение идеалам добра и справедливости, реально сталкивается с серьезными трудностями:

     1. Готово ли общество справедливо  оценивать вклад каждого человека  в общее благосостояние? Мы считаем,  что пока не готово.

     2. Готов ли конкретный человек,  понимая, что его труд часто  по справедливости не оценивается,  тем не менее добровольно и  творчески реализовать свои лучшие  таланты в труде? Мы считаем,  что реально таких людей очень  немного, их иногда считают  "почти святыми" или …  дураками.

     3. Есть ли на данный момент  единство в понимании, того  что "достойно" и "недостойно"? Если бы такое понимание было  на уровне общественного сознания, то многим людям проще стало  бы ориентироваться на истинные  ценности культуры, и соответственно  проще реализовывать себя в  культуре в качестве полноценных  субъектов. Но пока даже многие  ведущие деятели современной  культуры сильно запутались в  этих вопросах, что проявляется  в постоянно сменяющих друг  друга "кризисах культуры". И если для самой культуры  эти кризисы помогают в рефлексии  своих проблем, то для неподготовленного  обывателя это сильно осложняет  проблемы личностного и профессионального  самоопределения. 

     Таким образом, проблема человеческого достоинства  может лишь быть вновь обозначена уже в контексте самореализации человека в трудовой деятельности, но само решение данной проблемы во многом еще представляется делом  самого человека. А зависит это  от того, насколько он сам воспримет  возможности своей профессиональной деятельности в качестве условия  для полноценного личностного развития.

     Работа играет важную роль в жизни каждого человека и оказывает большое влияние  на его состояние и самочувствие. Американские исследователи показали, что удачно выбрана профессия  повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе, сокращает  частоту физических и психических  проблем, связанных со здоровьем  и усиливает удовлетворенность  жизнью. Поэтому так важно для  человека, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор. [21]

2.2. Профессиональное самоопределение старшеклассников

     К моменту окончания школы девушки  и юноши из многих воображаемых, фантастических профессий должны выбрать  наиболее реальные и приемлемые варианты. Психологически устремлённые в будущее, они понимают, что благополучие и  успех в жизни, прежде всего, будут  зависеть от правильного выбора профессии. [5]

     На  основе оценки своих способностей и  возможностей, престижа профессии и  её содержания, а также социально  – экономической ситуации девушки  и юноши, прежде всего, самоопределяются в путях получения профессионального  образования и резервных вариантах  приобщения к профессиональному  труду.

     Таким образом, для старших подростков и для девушек и юношей актуальным является учебно-профессиональное самоопределение  – осознанный выбор путей профессионального  образования и профессиональной подготовки.

     Общеобразовательная школа с её романтическими устремлениями  и профессионально ориентированными мечтами осталась в прошлом. Однако многие переживают неудовлетворённость  и разочарование в сделанном  выборе учебно-профессионального поля. Предпринимаются попытки внести коррективы в профессиональный старт.

     У большинства же девушек и юношей в ходе профессионального обучения укрепляется уверенность в оправданности  сделанного выбора. Идёт процесс кристаллизации профессиональной направленности личности. Постепенное усвоение будущей социально  – профессиональной роли способствует конституированию себя как представителя  определённого профессионального  сообщества. [5] 

     По  мнению Е.А. Климова существует восемь углов ситуации выбора профессии. Ведь старшеклассник принимает во внимание сведения не только об особенностях различных  профессий, но и массу другой информации. [10]

     Позиция старших членов семьи - конечно, забота старших о будущей профессии своего ребёнка понятна; они несут ответственность за то, как складывается его жизнь. Очень часто родители предоставляют ребенку полную свободу выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители не согласны с выбором ребенка, предлагая пересмотреть свои планы и сделать другой выбор, считая, что он еще маленький. Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить. [23] Наблюдения показывают, что в большинстве случаев дети соглашаются с выбором родителей, рассчитывая на помощь родителей при поступлении в какое-либо учебное заведение. При этом дети, конечно же, забывают, что работать по данной специальности придется им, а не их родителям. [10]

     Позиция сверстников - дружеские отношения старшеклассников уже очень крепки и влияние их на выбор профессии не исключено, так как внимание своего профессионального будущего сверстников также возрастает. Именно позиция микрогруппы может стать решающим в профессиональном самоопределении.

     Позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя - каждый учитель, наблюдая за поведением учащегося только в учебной деятельности, все время «проникает мыслью за фасад внешних проявлений человека, ставит своего рода диагнозы относительно интересов, склонностей, помыслов, характера, способностей, подготовленности учащегося». Учитель знает множество той информации, которая неизвестна даже самому ученику.

     Личные  профессиональные планы – в поведении и жизни человека представления о ближайшем и отдаленном будущем играют очень важную роль. Профессиональный план или образ, мысленное представление, его особенности зависят от склада ума и характера, опыта человека. Он включает в себя главную цель и цели на будущее, пути и средства их достижения. Но планы различны по содержанию и то, какие они зависит от человека. [10]

     Способности - способности, таланты учащегося старших классов необходимо рассматривать не только в учебе, но и ко всем другим видам общественно ценной активности. Так как именно способности включает в себя будущая профессиональная пригодность.

     Уровень притязаний на общественное признание - реалистичность притязаний старшеклассника – первая ступень профессиональной подготовки [10]

     Информированность - важная, неискаженная информация – важный фактор выбора профессии.

     Склонности - проявляются и формируются в деятельности. Сознательно включаясь в разные виды деятельности, человек может менять свои увлечения, а значит и направления. Для старшеклассника это важно, так как до профессиональные увлечения – путь к будущему. [10]

     Процесс профессионального самоопределения  включает развитие самопознания и самооценки – одних из необходимых условий осуществления личностного подхода к выбору. Без самопознания и самооценки нельзя правильно наметить программу самовоспитания и саморазвития, трудно выбрать работу по душе. Старшеклассники стремятся выбрать тот вид деятельности, который соответствовал бы их пониманию собственных возможностей. Поскольку зачастую понимание собственных возможностей у школьников не адекватно показателям, то на пути выбора их ожидают неудачи. [14]

Информация о работе Профессиональное самоопределение как поиск смысла в трудовой деятельности