Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2011 в 08:21, курсовая работа
В настоящее время в системе непрерывного образования молодежи отсутствует целенаправленная, систематическая психолого-профориентационная работа, которая должна содействовать личности в профессиональном самоопределении с учетом не только потребностей и возможностей, но и с учетом ситуации на рынке труда; отсутствует система комплексного взаимодействия социальных институтов, призванных решать задачи профессионального самоопределения и занятости.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 6
1.1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ». 6
1.2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ 9
1.3. ТИПЫ И УРОВНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ 15
ГЛАВА 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК ПОИСК СМЫСЛА В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 17
2.1. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК ПРОЦЕСС САМОРЕАЛИЗАЦИИ 18
2.2. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 29
1.2. Особенности профессионального самоопределения на разных этапах развития личности
Выделяют профессиональное самоопределение на разных этапах развития личности, включающих в себя: дошкольное детство, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношеский возраст.
В
этот период особое место занимают
сюжетно ролевые игры, имеющие
профессионально
Доступным и посильным для дошкольников видом производительного труда является дежурство по столовой. Как пишет В.И. Тютюнник: «Дети охотно предлагают свои услуги в качестве дежурных. Результат работы дежурных (накрытые столы) неоднократно воспринимался детьми, что делает возможным его предвосхищение. Он имеет значение для других людей. Необходимость достижения результата очевидна: не поставишь чашки – не из чего будет пить». Описаны наблюдаемые признаки поведения детей, свидетельствующие о стремлении их дежурить, и признаки поведения взрослого (воспитателя, помощника воспитателя), свидетельствующие о понимании и поддержке им стремления детей трудиться. [9]
Все трудовые действия, предпринимаемые детьми дошкольного возраста развивают интерес к труду, составляют основу воспитания положительной мотивации к любой деятельности вообще, обогащают знание детей о труде взрослых.
Младший
школьный возраст – начало школьной
жизни. Вступая в него, ребёнок
приобретает внутреннюю позицию
школьника, учебную мотивацию. Учебная
деятельность становится для него ведущей,
на протяжении этого периода у
ребёнка развивается
Младший школьник, оказавшийся в условиях, когда он должен овладевать ответственными действиями по обязательному заданию, сталкивается с целой системой новых для него обстоятельств и требований.
В
младшем школьном возрасте при правильном
педагогическом руководстве развитием
ребёнка существенно
Ребёнок сталкивается с большим количеством собственно учебной информации и необходимостью освоить обобщённые приёмы её использования, переработки, усвоения, что также является ценной лептой в арсенал средств деятельности его как будущего субъекта труда.
Возросшие возможности младшего школьника приводят к следующему. Более разнообразными могут быть работы по самообслуживанию.
Представления младшего школьника о труде взрослых могут теперь расширяться не только за счёт наблюдений, но и за счёт чтения. Это ценно в перспективе, так как в мире труда как раз многие важные вещи являются умопостигаемыми через слово. [17]
Становление
планов на будущее составляет важнейшее
содержание развития социальной взрослости
в подростковом периоде. Существенным
показателем социально-
В подростковом возрасте детские формы мечты о профессии сменяются размышлениями, о ней с учетом собственных возможностей и обстоятельств жизни, появляется стремление реализовать намерения в практических действиях. Однако некоторые подростки полностью живут настоящим, о будущей профессии размышляют мало.
Многое может стимулировать появление интереса к определенной профессии: учение, люди, книги, телевидение. Подростки интересуются многим, часто ориентируются в нескольких направлениях сразу, посещают различные секции и кружки. Очень часто они переоценивают свои возможности в привлекающей их профессии. Занятия в кружках помогают подростку осознать свои склонности, возможности, недостатки. Проверка себя в деятельности – лучший способ и для осуществления мечты, и для предотвращения разочарований. [17]
Для
многих подростков время обучения в
8-9 классах – период интенсивных
размышлений о будущем. Одни стараются
перевести мечтания в действия, другие
примеривают себя к разным вариантам
будущего. Третьи думают о соответствии
своих возможностей требованиям
профессии, четвертые – собирают
информацию о привлекающей профессии
и учебном заведении, где её получают.
Подростки интересуются планами
одноклассников, обсуждают сомнения,
колебания, они отказываются от прежних
мечтаний. Многие склонны поддаваться
влиянию авторитетных или более
взрослых друзей. Периодически возникают
споры и разногласия
Приближающееся окончание 9 класса стимулирует размышления подростков о своём будущем, так как им необходимо решить: куда идти дальше – в десятый класс, ПТУ или техникум.
Для ранней юности характерна устремлённость в будущее. Если в пятнадцать лет жизнь кардинально не изменилась, и старший подросток остался в школе, он тем самым отсрочил на два года выход во взрослую жизнь и, как правило, сам выбор дальнейшего пути. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план – решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное самоопределение). Старшеклассник должен не просто представлять себе своё будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных жизненных целей. [14]
В выпускном классе дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребёнок мог стать представителем любой, самой привлекательной профессии. Старшеклассникам приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессиям лежит не свой собственный, а чужой опыт – сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых, из телепередач и так далее этот опыт обычно абстрактен, не пережит, не выстрадан ребёнком. Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности – уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности. [14]
В восьмидесятые годы для ориентирования старшеклассников наиболее значимыми были 3 фактора; престижность профессии, качества личности, присущие представителям этой профессии; и принципы, нормы отношений, характерные для данного профессионального круга. Сейчас одним из наиболее важных факторов становится материальный – возможность много зарабатывать в будущем. [14]
То, насколько престижной окажется выбранная профессия или вуз, в который ребёнок собирается поступать, зависит от его уровня притязаний. Существует чёткая тенденция, проявляющаяся на протяжении старших классов: чем больше школьный выпуск, тем чаще пересмотры своих жизненных планов, ниже уровень притязаний. Это может быть следствием разумного отказа от напрасных надежд, но может быть и проявления малодушия, страха перед решительным шагом. [14]
Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нём.
Поскольку в старшем школьном возрасте появляются планы и желания, реализация которых отсрочена, а в юности возможны существенные коррективы, иногда новообразованием считается не само самоопределение, а психологическая готовность к нему. Самоопределение связано с новым восприятием времени – соотнесением прошлого и будущего, восприятием настоящего с точки зрения будущего.
Устремлённость в будущее только тогда благотворно влияет на формирование личности, когда есть удовлетворённость настоящим.
При благоприятных условиях развития старшеклассник стремится в будущее не потому, что ему плохо в настоящем, а потому, что впереди будет ещё лучше. [12]
Условно можно выделить следующие основные типы самоопределения: профессиональное, жизненное и личностное. Возникает вопрос, как эти типы между собой соотносятся? На высших уровнях своего проявления эти типы почти взаимопроникают друг в друга. Например, профессионал, который обнаружил в работе главный смысл всей своей жизни, несомненно, реализует себя и как личность. В другом случае, человек в своем хобби (например, при сочинении песен и стихов) достигает таких высот, которым мог бы позавидовать иной "профессионал", да и окружающие говорят о таком человеке как о "настоящем поэте".
Основными отличиями (отличительными, специфическими признаками) этих типов самоопределения могут быть следующие: [18]
1. Для профессионального самоопределения характерны:
а) большая формализация (профессионализм отражается в дипломах и сертификатах, в трудовой книжке, в результатах труда и т.п.);
б)
для профессионального
2. Для жизненного самоопределения характерны:
а) глобальность, всеохватность того образа и стиля жизни, которые специфичны для той социокультурной среды, в которой обитает данный человек;
б) зависимость от стереотипов общественного сознания данной социокультурной среды;
в) зависимость от экономических, социальных, экологических и других "объективных" факторов, определяющих жизнь данной социальной и профессиональной группы.
3. Для личностного самоопределения характерны:
а) невозможность формализации полноценного развития личности (как уже отмечалось, трудно представить себе на уровне здорового воображения, чтобы у человека был диплом или сертификат с записью о том, что "обладатель данного документа является… Личностью");
б) для полноценного личностного самоопределения лучше подходят не "благоприятные" в обывательском представлении условия, а, наоборот, сложные обстоятельства и проблемы, которые не только позволяют проявиться в трудных условиях лучшим личностным качествам человека, но часто и способствуют развитию таких качеств.
В
современном мире, когда основную
часть времени взрослые люди проводят
на работе, личностное самоопределение
в большей степени связано
с профессиональным самоопределением
(с "главным делом" жизни). Хотя
в перспективе возможны ситуации,
когда у человека будет все
больше появляться свободного от работы
времени для личного развития.
Понятие "самоопределение" вполне соотносится с такими модными ныне понятиями, как самоактуализация, самореализация, самоосуществление, самотрансценденция, самосознание… При этом многие мыслители связывают самореализацию, самоактуализацию и т.п. именно с трудовой деятельностью, с работой. Например, А. Маслоу считает, что самоактуализация проявляет себя "через увлеченность значимой работой"; К.Ясперс связывает самореализацию с "делом", которое делает человек. И.С. Кон говорит, что самореализация проявляется через труд, работу и общение. П.Г. Щедровицкий отмечает, что "смысл самоопределения - в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность" [19].
Е.А. Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения:
1) гностический (перестройка сознания и самосознания);
2)
практический уровень (
Самоопределение предполагает не только "самореализацию", но и расширение своих изначальных возможностей - "самотрансценденцию" (по В. Франклу [25]): "…полноценность человеческой жизни определяется через его трансцендентность, т.е. способность "выходить за рамки самого себя", а главное - в умении человека находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни" Таким образом, именно смысл определяет сущность самоопределения, самоосуществления и самотрансценденции.
Информация о работе Профессиональное самоопределение как поиск смысла в трудовой деятельности