Профессиональное самоопределение как поиск смысла в трудовой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2011 в 08:21, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в системе непрерывного образования молодежи отсутствует целенаправленная, систематическая психолого-профориентационная работа, которая должна содействовать личности в профессиональном самоопределении с учетом не только потребностей и возможностей, но и с учетом ситуации на рынке труда; отсутствует система комплексного взаимодействия социальных институтов, призванных решать задачи профессионального самоопределения и занятости.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 6
1.1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ». 6
1.2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ 9
1.3. ТИПЫ И УРОВНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ 15
ГЛАВА 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК ПОИСК СМЫСЛА В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 17
2.1. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК ПРОЦЕСС САМОРЕАЛИЗАЦИИ 18
2.2. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 29

Работа содержит 1 файл

aktualizacia.docx

— 59.19 Кб (Скачать)

     1.2. Особенности профессионального  самоопределения  на разных этапах  развития личности

     Выделяют  профессиональное самоопределение на разных этапах развития личности, включающих в себя: дошкольное детство, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношеский возраст.

  1. Дошкольное детство:

     В этот период особое место занимают сюжетно ролевые игры, имеющие  профессионально ориентированный  характер. Дети в своих играх повторяют  действия своих родителей, других взрослых людей, а также проигрывают те ситуации, которые они когда-либо видели. Происходят первоначальные трудовые пробы, такие как уход за одеждой, растениями, уборки помещений и так  далее.

     Доступным и посильным для дошкольников видом производительного труда  является дежурство по столовой. Как  пишет В.И. Тютюнник: «Дети охотно предлагают свои услуги в качестве дежурных. Результат работы дежурных (накрытые столы) неоднократно воспринимался  детьми, что делает возможным его  предвосхищение. Он имеет значение для других людей. Необходимость  достижения результата очевидна: не поставишь  чашки – не из чего будет пить». Описаны наблюдаемые признаки поведения  детей, свидетельствующие о стремлении их дежурить, и признаки поведения  взрослого (воспитателя, помощника  воспитателя), свидетельствующие о  понимании и поддержке им стремления детей трудиться. [9]

     Все трудовые действия, предпринимаемые  детьми дошкольного возраста развивают  интерес к труду, составляют основу воспитания положительной мотивации  к любой деятельности вообще, обогащают  знание детей о труде взрослых.

  1. Младший школьный возраст:

     Младший школьный возраст – начало школьной жизни. Вступая в   него, ребёнок  приобретает внутреннюю позицию  школьника, учебную мотивацию. Учебная  деятельность становится для него ведущей, на протяжении этого периода у  ребёнка развивается теоретическое  мышление, он получает новые знания, умения, навыки – создаёт необходимую  базу для всего своего последующего обучения. Но значение учебной деятельности этим не исчерпывается: от её результативности непосредственно зависит развитие личности младшего школьника. [14]

     Младший школьник, оказавшийся в условиях, когда он должен овладевать ответственными действиями по обязательному заданию, сталкивается с целой системой новых  для него обстоятельств и требований.

     В младшем школьном возрасте при правильном педагогическом руководстве развитием  ребёнка существенно преобразуются, совершенствуются такие важные для  будущего субъекта труда качества, как способность произвольной саморегуляции  психики и поведения: приходится соблюдать временной режим, принятый в школе, управлять своим вниманием, не отвлекаться.

     Ребёнок сталкивается с большим количеством  собственно учебной информации и  необходимостью освоить обобщённые приёмы её использования, переработки, усвоения, что также является ценной лептой в арсенал средств деятельности его как будущего субъекта труда.

     Возросшие возможности младшего  школьника  приводят к следующему. Более разнообразными могут быть работы по самообслуживанию.

     Представления младшего школьника о труде взрослых могут теперь  расширяться не только за счёт наблюдений, но и за счёт чтения. Это ценно в перспективе, так как в мире труда как  раз многие важные вещи являются умопостигаемыми  через слово. [17]

  1. Подростковый возраст:

     Становление планов на будущее составляет важнейшее  содержание развития социальной взрослости в подростковом периоде. Существенным показателем социально-психологической  зрелости подростка является именно его отношение к своему будущему. Определенность планов многое изменяет в подростке: появляется важнейший  стержень личности – определенные цели, задачи, мотивы. [17]

     В подростковом возрасте детские формы  мечты о профессии сменяются  размышлениями, о ней с учетом собственных возможностей и обстоятельств  жизни, появляется стремление реализовать  намерения в практических действиях. Однако некоторые подростки полностью  живут настоящим, о будущей профессии  размышляют мало.

     Многое  может стимулировать появление  интереса к определенной профессии: учение, люди, книги, телевидение. Подростки  интересуются многим, часто ориентируются  в нескольких направлениях сразу, посещают различные секции и кружки. Очень  часто они переоценивают свои возможности в привлекающей их профессии. Занятия в кружках помогают подростку  осознать свои склонности, возможности, недостатки. Проверка себя в деятельности – лучший способ и для осуществления  мечты, и для предотвращения разочарований. [17]

     Для многих подростков время обучения в 8-9 классах – период интенсивных  размышлений о будущем. Одни стараются  перевести мечтания в действия, другие примеривают себя к разным вариантам  будущего. Третьи думают о соответствии своих возможностей требованиям  профессии, четвертые – собирают информацию о привлекающей профессии  и учебном заведении, где её получают. Подростки интересуются планами  одноклассников, обсуждают сомнения, колебания, они отказываются от прежних  мечтаний. Многие склонны поддаваться  влиянию авторитетных или более  взрослых друзей. Периодически возникают  споры и разногласия относительно разных профессий и того, где именно продолжать учение. [17].

     Приближающееся  окончание 9 класса стимулирует размышления  подростков о своём будущем, так  как им необходимо решить: куда идти дальше – в десятый класс, ПТУ  или техникум.

  1. Юношеский возраст:

     Для ранней юности характерна устремлённость в будущее. Если в    пятнадцать лет жизнь кардинально не изменилась, и старший подросток остался  в школе, он тем самым отсрочил на два года выход во взрослую жизнь  и, как правило, сам выбор дальнейшего  пути. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный  план – решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и  каким быть (личностное самоопределение). Старшеклассник должен не просто представлять себе своё будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных жизненных целей. [14]

     В выпускном классе дети сосредотачиваются  на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, в  которых ребёнок мог стать  представителем любой, самой привлекательной  профессии. Старшеклассникам приходится ориентироваться в различных  профессиях, что совсем не просто, поскольку  в основе отношения к профессиям лежит не свой собственный, а чужой  опыт – сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых, из телепередач и  так далее этот опыт обычно абстрактен, не пережит, не выстрадан ребёнком. Кроме того, нужно верно оценить  свои объективные возможности –  уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности. [14]

     В восьмидесятые годы для ориентирования старшеклассников наиболее значимыми  были 3 фактора; престижность профессии, качества личности, присущие представителям этой профессии; и принципы, нормы  отношений, характерные для данного  профессионального круга. Сейчас одним из наиболее важных факторов становится материальный – возможность много зарабатывать в будущем. [14]

     То, насколько престижной окажется выбранная  профессия или вуз, в который  ребёнок собирается поступать, зависит  от его уровня притязаний. Существует чёткая тенденция, проявляющаяся на протяжении старших классов: чем  больше школьный выпуск, тем чаще пересмотры своих жизненных планов, ниже уровень  притязаний. Это может быть следствием разумного отказа от напрасных надежд, но может быть и проявления малодушия, страха перед решительным шагом. [14]

     Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нём.

     Поскольку в старшем школьном возрасте появляются планы и желания, реализация которых  отсрочена, а в юности возможны существенные коррективы, иногда новообразованием считается не само самоопределение, а психологическая готовность к  нему. Самоопределение связано с  новым восприятием времени –  соотнесением прошлого и будущего, восприятием настоящего с точки  зрения будущего.

     Устремлённость  в будущее только тогда благотворно  влияет на формирование личности, когда  есть удовлетворённость настоящим.

     При благоприятных условиях развития старшеклассник стремится в будущее не потому, что ему плохо в настоящем, а потому, что впереди будет  ещё лучше. [12]

     1.3. Типы и уровни  профессионального  самоопределения

     Условно можно выделить следующие основные типы самоопределения: профессиональное, жизненное и личностное. Возникает  вопрос, как эти типы между собой соотносятся? На высших уровнях своего проявления эти типы почти взаимопроникают друг в друга. Например, профессионал, который обнаружил в работе главный смысл всей своей жизни, несомненно, реализует себя и как личность. В другом случае, человек в своем хобби (например, при сочинении песен и стихов) достигает таких высот, которым мог бы позавидовать иной "профессионал", да и окружающие говорят о таком человеке как о "настоящем поэте".

     Основными отличиями (отличительными, специфическими признаками) этих типов самоопределения могут быть следующие: [18]

     1. Для профессионального самоопределения характерны:

     а) большая формализация (профессионализм  отражается в дипломах и сертификатах, в трудовой книжке, в результатах  труда и т.п.);

     б) для профессионального самоопределения  требуются "подходящие", благоприятные  условия (социальный запрос, соответствующие  организации, оборудование и т.п.).

     2. Для жизненного самоопределения характерны:

     а) глобальность, всеохватность того образа и стиля жизни, которые специфичны для той социокультурной среды, в которой обитает данный человек;

     б) зависимость от стереотипов общественного  сознания данной социокультурной среды;

     в) зависимость от экономических, социальных, экологических и других "объективных" факторов, определяющих жизнь данной социальной и профессиональной группы.

     3. Для личностного самоопределения характерны:

     а) невозможность формализации полноценного развития личности (как уже отмечалось, трудно представить себе на уровне здорового воображения, чтобы у  человека был диплом или сертификат с записью о том, что "обладатель данного документа является…  Личностью");

     б) для полноценного личностного самоопределения  лучше подходят не "благоприятные" в обывательском представлении  условия, а, наоборот, сложные обстоятельства и проблемы, которые не только позволяют  проявиться в трудных условиях лучшим личностным качествам человека, но часто и способствуют развитию таких  качеств.

     В современном мире, когда основную часть времени взрослые люди проводят на работе, личностное самоопределение  в большей степени связано  с профессиональным самоопределением (с "главным делом" жизни). Хотя в перспективе возможны ситуации, когда у человека будет все  больше появляться свободного от работы времени для личного развития.  

     ГЛАВА 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК ПОИСК СМЫСЛА В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     Понятие "самоопределение" вполне соотносится  с такими модными ныне понятиями, как самоактуализация, самореализация, самоосуществление, самотрансценденция, самосознание… При этом многие мыслители  связывают самореализацию, самоактуализацию и т.п. именно с трудовой деятельностью, с работой. Например, А. Маслоу считает, что самоактуализация проявляет  себя "через увлеченность значимой работой"; К.Ясперс связывает самореализацию с "делом", которое делает человек. И.С. Кон говорит, что самореализация проявляется через труд, работу и  общение. П.Г. Щедровицкий отмечает, что "смысл самоопределения - в  способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в  умении постоянно переосмысливать  собственную сущность" [19].

     Е.А. Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения:

     1) гностический (перестройка сознания  и самосознания);

     2) практический уровень (реальные  изменения социального статуса  человека) [11].

     Самоопределение предполагает не только "самореализацию", но и расширение своих изначальных  возможностей - "самотрансценденцию" (по В. Франклу [25]): "…полноценность человеческой жизни определяется через его трансцендентность, т.е. способность "выходить за рамки самого себя", а главное - в умении человека находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни" Таким образом, именно смысл определяет сущность самоопределения, самоосуществления и самотрансценденции.

Информация о работе Профессиональное самоопределение как поиск смысла в трудовой деятельности