Профессиональная деформация и эмоциональное выгорание руководителя, обусловленные экстремальностью и стрессогенностью его деятельност

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 21:25, курсовая работа

Описание работы

Проблематика стрессоустойчивости человека в различных профессиях с давних пор привлекала внимание психологов. Существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошённости вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми. «Ничто не является для человека такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием, как другой человек», – эту метафору можно положить в основу исследований психологического феномена – синдрома эмоционального выгорания.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Особенности и характеристики эмоционального выгорания и профессиональной деформации деятельности руководителей………………………...5
1.1 Содержание, понятие профессиональной деформации……………………...5
1.2 Особенности эмоционального выгорания руководителя……………………9
Глава 2. Особенности и специфика эмоционального выгорания медицинской
сестры……………………………………………………………………………...17
Заключение……………………………………………………………………………….27
Список используемой литературы……………………………………………………...30

Работа содержит 1 файл

СиПУ.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

     Другой  шаг –  предоставление пациенту обратной связи о своих впечатлениях. Необходимость в этом шаге и его уместность зависит от многих обстоятельств. В некоторых случаях искренняя и правильно выраженная обратная связь полезнее, чем «пластиковые чувства». Чем глубже и длительнее контакт с пациентом, тем больший эффект и большую необходимость имеет открытое выражение чувств и для медсестры, и для пациента. Значение здесь имеет не столько тон чувств, сколько умение медсестры выражать их. Более того, такая открытость со стороны медсестры имеет свое психотерапевтическое значение. Обратная связь, предоставляемая собеседником, необходима любому человеку. Она имеет экзистенциальную функцию («Я услышан другим») и функцию коммуникативную («Я знаю, как другой человек ко мне относится»). Тем не менее, чаще всего люди лишены этой информации или имеют дело с некачественной обратной связью, неспособной выполнять эти функции. Отношения, складывающиеся между пациентом и медсестрой –  это частный случай взаимоотношений пациента с другими людьми которые, скорее всего, точно также стараются щадить его и не рассказывают ему о своих негативных впечатлениях. В лучшем случае они ограничиваются директивными указаниями или уходят от контакта, не объясняя причин и предоставляя ему самостоятельно восполнить этот пробел (своими многочисленными проекциями). Правильно   выраженные чувства медсестры помогут пациенту пролить свет на волнующие его вопросы, то есть понять механизм, скрывающийся за непонятными действиями окружающих. Может быть полезнее расходовать энергию не на подавление естественных впечатлений, а на поиск подходящей формы для их выражения.

     Негативные  эмоции (страх, раздражение, отчаяние), возникающие у медсестры  во время  или после работы часто связывают  с негативными переживаниями  пациента. Плохое состояние медсестры  является как бы следствием «эмоциональной вовлеченности» в негативные переживания пациента. В основе лежит «заражение», то есть идея «непосредственного перехода» эмоций пациента к медсестре. Но это прямолинейное объяснение уводит в сторону от более сложных и тонких процессов, происходящих при встрече с пациентами, находящимися в кризисной ситуации. Даже поверхностный анализ «негативных переживаний» медсестры обнаруживает, что они являются внешним выражением различных менее осознаваемых состояний самого специалиста. Примером может служить страх медсестры предстать перед пациентом и собой беспомощной и некомпетентной. Более глубокий анализ переживаний специалиста приводит Тамар Крон: «Не испытываем ли мы тревогу за сохранность собственных схем и аксиом и не стараемся ли их защитить? Не пытаемся ли мы отдалиться от «опасного» для наших схем опыта клиента?».

     Большое количество разнообразных ситуаций, схем и представлений о жизни, с которыми встречается медсестра, должны приводить к осознанию  ею своей субъективности. По мере приобретения опыта это ощущение не уменьшается, а, напротив, растет. А вместе с ним растет осознание своей некомпетентности и крайней ответственности за судьбу пациента. Вероятно, только единицы могут комфортно переносить эти чувства, поэтому параллельно идут процессы, защищающие человека от «многообразия опыта» и «хаоса бытия». Имеются  ввиду обобщение и систематизация своего опыта, типологизация пациентов, создание своих и использование чужих схем работы с разными проблемами, поиск критериев эффективности своей работы.

     В основе решения быть специалистом в системе человек-человек всегда лежит несколько мотивов. Одни мотивы «правильные» принимаются, а значит – осознаются. Другие мотивы «неправильные» отвергаются или, по крайней мере, редко вербализуются. По мере работы индивидуальный спектр мотивов неизбежно меняется, поскольку мотивы –  это подвижные образования. Они могут усиливаться и ослабевать, исчезать и появляться. Такое уменьшение мотивации может возникнуть, когда:

     1) мотив входит в противоречие с конкретной ситуацией –  например, романтическое желание помогать людям «на деле» сталкивается с рутинной тематикой или реальными профессиональными трудностями;

     2) мотив исчерпывается – удовлетворение потребности (реализация мотива) приводит к исчезновению необходимости в данной работе; она становится «выжимающей силы» обузой; например, специалист решил свои личные проблемы, удовлетворил любопытство, испытал себя.

     Уменьшение (исчезновение) мотивации может не осознаваться специалистом, хотя внешне будет проявляться вполне конкретными симптомами «сгорания»: нежеланием работать, потерей интереса. Они могут свидетельствовать о том, что у медсестры больше нет внутренней необходимости в продолжение своей деятельности (или этой необходимости явно недостаточно). Почему же в этом случае не уйти? Потому что существуют другие мотивы, препятствующие этому, которые она тоже может не сознавать. Например, в некоторых случаях удобнее «гореть», чем менять свое настоящее место работы на неопределенное будущее, свою маленькую зарплату на отсутствие таковой.

     Трудоспособность  специалиста во многом зависит от понимания (осознания) им спектра своих  желаний, потребностей и ожиданий, связанных  с работой. Если рассматривать медицину как поле деятельности, направленной на удовлетворение личностных потребностей человека, то симптомы «сгорания» могут сигнализировать об окончании этого жизненного этапа, или другими словами –  о прохождении очередного этапа в развитии личности человека, реализовавшегося в работе.

     Некоторые личностные особенности  медицинских  работников могут делать  их более или менее уязвимыми к эмоциональному выгоранию. Склонная к стрессу,  напористая, «стресс – зависимая» личность представляет  собой хорошо известный стереотип, но интересно, что одна  из  моделей  Дж. Эдельвич, А. Бродски процесса эмоционального выгорания в качестве  своей  первой стадии имеет «идеалистический энтузиазм». Общепринятой является точка зрения, что именно оказывающий помощь и  преданный  человек является наиболее уязвимым; как говорится в поговорке  «вы  должны быть  в огне,  чтобы сгореть», и поэтому, некоторые из  наиболее  успешно и плодотворно работающих имеют самый   высокий   риск  эмоционального  выгорания.   У   них есть  тенденция к идеалистическим,  а не  реалистическим ожиданиям, они становятся сверхувлеченными  своей работой и им трудно оторваться от нее.

     По  мнению М. О. Винсент, они  могут  быть  созависимыми  и  испытывать сильную  потребность чувствовать  себя  необходимыми,  значимыми, ценимыми и принятыми. Кроме того, заметно  их стремление рвать связи со знакомыми и родственниками, при общении с которыми могут проявиться  их потребности и уязвимость. Поэтому они уединяются в своем маленьком мире,  где много или большинство положительных эмоций  они находят в своей профессиональной деятельности или учреждении,  в  котором работают.

     А. Пинес считает, что их экзистенциальные потребности удовлетворяются  через  их профессиональную идентичность и  поэтому профессиональные  угрозы  и  стрессы  они  переживают  как  вызов фундаментальным    надеждам,    целям,    смыслу   и   назначению,  что  практически  не  компенсируется поддержкой со стороны. 

     По  мнению М. Кинга, преобладающая особенность медицинской профессии - отрицать проблемы, связанные с личным здоровьем. Развитию этого состояния способствуют определенные личностные особенности - высокий уровень эмоциональной лабильности (нейротизма), высокий самоконтроль, особенно при выражении отрицательных эмоций со стремлением их подавить, рационализация мотивов своего поведения, склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям, связанным с недостижимостью «внутреннего стандарта» и блокированием в себе негативных переживаний, ригидная личностная структура.

     Существует  миф «о жертвенности», который способствует зарождению синдрома эмоционального выгорания. В нашей культуре жертвенность почти приравнена к святости. Кстати, «жертвующий» нередко подсознательно в глубине души ожидает награды за свою жертву. И со временем его начинает подтачивать обида на тех, кто не оценил его усилий, не сказал спасибо за сделанное. Вообще существуют четыре «ядовитых» чувства, которые составляют эмоциональную сторону синдрома эмоционального выгорания: вина перед собой и другими за то, что не сделал, не успел, стыд (не так получилось, не имел права на ошибку, должен всегда быть правильным), обида (о ней мы только что говорили), страх (не получится, не поймут). В «Обыкновенном чуде» Евгения Шварца есть потрясающий образ «Великий Охотник». Так вот, он перестал стрелять из-за того, что боялся нечаянно промахнуться и утратить звание великого охотника. 

       Каждой медсестре  необходимо  стать  своим  собственным   высококвалифицированным  специалистом  по устранению стресса и научиться  устанавливать   или  переустанавливать   приоритеты  и  думать  об  изменении  образа  жизни,  внося  перемены  в  свою  повседневную «рутину». Парадокс состоит в том, что способность медицинских работников отрицать свои негативные эмоции может иногда быть силой, но нередко это становится их слабостью. Поэтому полезно помнить о том, что мы сами всегда либо часть наших проблем, либо часть их решений.

     Деятельность  медицинской сестры связана с  повышенными психоэмоциональными  нагрузками в сочетании  с ответственностью в принятии решений при различных  экстремальных ситуациях. Наибольшее психоэмоциональное напряжение вызывают взаимоотношения с пациентами, испытывающими боль, боящимися врачебного вмешательства, встревоженными и напряженными, иногда агрессивно настроенными, недоверчивыми и их родственниками.

     Личность  медсестры, методы и стиль её работы, умение общаться с пациентами –  всё это само по себе может служить  лекарством. Добросовестная работа медсестры  повышает уверенность пациента в  выздоровлении. Практически невозможно провести резкой границы между физическим уходом за пациентом и психическим воздействием на него в ходе деятельности.

     Самым лучшим антидотом при таких  негативных чувствах как фрустрация, гнев, цинизм, чувстве неуверенности в себе перед лицом непрекращающихся страданий и неустранимых болей пациентов, которые являются действительной реальностью профессиональной атмосферы медсестры, является  развитие интеллектуальной стороны медицинской практики, творческий и личностный рост профессионала.

     Для медсестры необходимо осознание того, что, в конце концов, обращаться к человеку в себе может быть не так уж и плохо. Принимая на себя ответственность за характер переживания стресса, специалист обретает контроль над собой, и при  этом переходит из положения «жертвы» к состоянию «уцелевшего» и тем самым снижает уровень эмоционального выгорания. 
 

Заключение 

     Разработка  данной проблематики представляется весьма актуальной в связи с  прямым отношением синдрома эмоционального выгорания  к сохранению здоровья, психической  устойчивости, надёжности и профессиональному долголетию специалистов, включённых в длительные межличностные коммуникации.

     Под синдромом  эмоционального выгорания в курсовой работе понимается выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

     Эмоциональное выгорание представляет собой приобретённый  стереотип эмоционального, чаще всего  профессионального поведения. Эмоциональное  выгорание отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные последствия, когда эмоциональное выгорание отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.

     Деятельность  медсестры отличается исключительной сложностью, представляя собой единство объективных и субъективных переменных, требований к технологической  и  коммуникативной компетентности. Коммуникативная  деятельность медсестры характеризуется  высокой интенсивностью и напряжённостью общения, широкой сетью контактов разного уровня.

     Ответственный характер деятельности медсестры обусловливает  различные стрессогенные ситуации, которые создают предпосылки  для возникновения синдрома эмоционального выгорания. Наибольшее число предпосылок синдрома эмоционального выгорания связано с личностным фактором, охватывающим множество базисных, ситуативных, поведенческих индивидуальных особенностей.

     Последствия эмоционального выгорания могут  проявляться как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо психологических (когнитивных, эмоциональных, мотивационных) изменениях.

     В соответствии с  целями и задачами курсовой работы была выдвинута гипотеза, подтвердившаяся в ходе исследования о том, что личностные особенности медицинских сестёр, могут  являться предрасполагающими факторами  формирования у них синдрома эмоционального выгорания в процессе выполнения  профессиональной деятельности.

     В результате исследования выявлены следующие  личностные особенности, являющиеся предрасполагающими факторами формирования эмоционального выгорания у медицинских сестёр в процессе выполнения  профессиональной деятельности: консервативность как особенность интеллекта,  эмоционально-волевые особенности – эмоциональная неустойчивость,   низкий уровень стрессоустойчивости, низкая самооценка, склонность к чувству вины, чувствительность к замечаниям, повышенный самоконтроль, высокий уровень  тревожности, эмоциональность; особенности отношения к делу и социальным нормам – строгое следование нормам, обязательность, ответственность, дисциплинированность, высокая совестливость, социальная напряжённость; особенности  отношения к людям – подозрительность, раздражительность, высокомерие, ревнивость, завистливость, прямолинейность; особенности отношения к групповым нормам – зависимость от мнения других; интровертированность как особенность темперамента.

Информация о работе Профессиональная деформация и эмоциональное выгорание руководителя, обусловленные экстремальностью и стрессогенностью его деятельност