Проблемы социализации подростков в современном Российском обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 11:25, курсовая работа

Описание работы

Анализ проблем и особенностей социализации молодежи нельзя не начать с уточнения понятия «молодежь». Молодежь – это социально– демографическая группа с характерными для нее возрастными, социально– психологическими свойствами и социальными ценностями, которые обуславливаются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе. Т.е. среди факторов социологического определения «молодежь» исследователями выделяются: возрастные границы и социально-психологические особенности; специфика социального статуса, ролевых функций, социокультурного поведения; процесс социализации как единство социальной адаптации подростков и индивидуализации.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы проблем социализации подростков в современном Российском обществе………...

6
1.1. Основные положения теории социализации, фазы, этапы и факторы социализации.……………………………
6

1.2.

1.3.

Институты и механизмы социализации современных подростков.………………………………………………...
Проблемы социализации подростков в современном Российском обществе……………………………………..

17

25
Глава 2. Психолого-педагогическая работа по исследованию проблем социализации подростков в современном Российском обществе ……….…………………………..…….
2.1. Методика измерения уровня социализированности учащегося…………………………………………………..

2.2. Опросник измерения уровня социальной зрелости…….. 30
Заключение ………………………………………………………………… 31
Список литературы ……………………………………………………….. 33
Приложения

Работа содержит 1 файл

мой курсач.doc

— 76.95 Кб (Скачать)

     Еще один механизм социализации подростков имеет название стилизованного, поскольку связан со стилем жизни группы людей, характеризующихся определенной субкультурой комплексом морально- психологических и поведенческих черт, типичных для тех или иных молодежных групп. Субкультура способна надолго стать мощным социализирующим фактором в той степени, в какой ее носители окажутся представителями референтной группы для данной личности [16, с.34].

     Особо следует сказать об институциональном  механизме социализации, что означает, как это следует из самого термина, социализацию личности в процессе ее взаимодействия с социальными институтами, созданными как специально для этой цели, так и попутно реализующими ее в ходе своей деятельности. К числу первых следует отнести, прежде всего, институты образования и воспитания, к числу вторых производственные, политические, учебные, религиозные, досуговые институты, СМИ и другие.

     Значение  социальных институтов для процесса социализации молодых людей состоит, прежде всего, в том, что под их влиянием, в результате предлагаемых образцов поведения происходит усвоение тех или иных социальных ролей, норм, ценностей. Конечно, в первую очередь здесь наибольшее влияние на личность оказывают институты семьи, образования и воспитания. Однако с точки зрения задач социализации они не тождественны в своих функциях. Если в семье происходит освоение личностью социокультурных стандартов и общечеловеческих норм и ценностей, то в рамках институтов образования происходит освоение знания, аккумулированного в нем социального опыта, реализация способностей и дарований личности [24, c.97- 99].

     Таким образом, можно сделать вывод, что  молодой человек формируется как личность по мере того, как развиваются его социальные качества, определяющие его как члена конкретно-исторического общества. Социализация подрастающего поколения должна быть опережающей, учитывающей возможные в будущем изменения. Существуют, как минимум, три системы социализации – «врастания» молодых в мир взрослых. Первая – так называемая направленная социализация. Ее создает социальная система. Вторая система «стихийной» социализации. Сюда относят обычно как все то, что обобщают словом «улица» (детские и подростковые компании), так и влияние средств массовой информации, книг, искусства, и т.д. И третья система самовоспитание личности, ее способность к принятию грамотных решений. 

    1. Проблемы  социализации подростков в современном Российском обществе
 

     Все механизмы социализации, так или  иначе, касаются решения трех групп проблем: социально-психологических, естественно-культурных и социально-культурных.

     Социально-психологические проблемы связаны со становлением самосознания молодых людей, их самоопределением, самоактуализацией, самоутверждением и саморазвитием. В подростковом возрасте эти проблемы социализации имеют особое, специфическое содержание, появляются разные способы их решения [13, с.101].

     Естественно-культурные проблемы также оказывают влияние на процесс социализации подростков в современном Российском обществе. Его содержание связано с достижением человеком определенного уровня физического и сексуального развития. Проблемы эти часто касаются региональных различий, поскольку темпы физического и полового созревания могут заметно разниться: на юге они оказываются значительно более высокими, чем на севере. Естественно-культурные проблемы социализации могут затрагивать также вопросы формирования эталонов мужественности и женственности в различных культурах, этносах, регионах.

     Социально-культурные проблемы социализации имеют своим содержанием приобщение личности к определенному уровню культуры, к той или иной совокупности знаний, умений и навыков. Все перечисленные проблемы социализации и их решения являются объективной необходимостью для личности. В случае осознания таких проблем она вполне способна их плодотворно решать конечно, при наличии необходимых объективных предпосылок для этого. Значит, тогда человек выступает субъектом собственного развития, субъектом социализации [21, с.90].

     Однако  нужно иметь в виду, что если какие-либо проблемы социализации не решаются на том или ином ее этапе, это может тормозить процесс развития личности, делать его неполноценным. Осмысление такой ситуации может заставить человека ставить перед собой новые цели, менять способы их достижения. В целом это не страшно. Гораздо хуже, если нерешенные или не решаемые проблемы не будут осознаны личностью, и она не станет искать никаких поворотов в процессе социализации.

     В этом случае может возникнуть явление, которое некоторые авторы применительно к такой личности определяют термином «жертва социализации». Дело в том, что процесс социализации противоречив. С одной стороны, он предполагает успешность освоения личностью социальных ценностей, норм, стандартов поведения, с другой способность человека определенным образом противостоять обществу в том случае, если оно (или eгo отдельные структуры) мешают удовлетворению его потребностей в социализации [6].

     Следовательно, необходима, с одной стороны, идентификация  личности с обществом, с другой обособление в нем. Здесь и возможны две крайности, которые приводят личность к тому, что она становится «жертвой социализации». Во-первых, в случае полной идентификации с обществом и «абсолютного» принятия его ролевых предписаний и ролевых ожиданий, неспособности хоть в чем-то ему противостоять личность превращается в конформиста. Во- вторых, неприятие многих социальных требований принципиального для общества характера способно превратить человека в борца против его устоев (что особенно характерно для тоталитарного или авторитарного режима). Острота этого противоречия сопряжена не только с характером общества, но и процесса социализации, а также влиянием социальных факторов на личность.

     Подведем  итог. В приведенных выше рассуждениях о личности и ее социализации акцентировалось внимание на факторах, которые способны сделать эффективным этот процесс. Между тем социализация предполагает высокую степень внутренней активности личности, необходимость ее самореализации. Другими словами, много зависит от человека, его умения управлять собственной деятельностью. Но этот процесс имеет место тогда, когда объективные условия жизни порождают определенные потребности и интересы, создают у личности те или иные стимулы деятельности. В этом и состоит существо перехода объективной детерминации личностной деятельности в субъективную.

     Социализация  связывает разные поколения, через  нее осуществляется передача социального  и культурного опыта. Центральное звено социализации значимая деятельность. И если ее нет, энергия направляется на «дискотечно потребительское» времяпрепровождение, утверждение себя лишь в сфере развлечений. Постоянное навязывание потребительской психологии и бездуховности подростков привело к кризису нравственных идеалов и смыслообразующих целей, культивированию сиюминутных гедонистических удовольствий, что способствует широкому распространению девиантно- делинквентного поведения [20, с.47-56].

     Самое опасное в нынешнем состоянии российского общества усиливающееся ощущение духовной пустоты, бессмысленности, бесперспективности, временности всего происходящего, которое зримо охватывает все новые и новые слои россиян. Ломка ценностных ориентации отражается в настроениях подростков. Самое главное и основное здесь – нарастание разочарованности в перспективах, психологии «ноувизма» («здесь и сейчас»), распространение правового нигилизма, снижение нравственных критериев. Молодое поколение оказалось в нелепой, тяжелой и сложнейшей ситуации, когда оно, логикой истории призванное продолжать развитие на базе унаследованных материальных и духовных ценностей, вынуждено, находясь в стадии становления, участвовать в выработке этих ценностей, зачастую осуществлять эту работу самостоятельно, нередко вопреки рецидивам старого мышления своих отцов, их попыткам реставрировать прошлое. В результате естественные противоречия «отцов и детей» в нашем обществе приняли гипертрофированный характер и также стали источником конфликтов на фоне процессов отчуждения подростков в обществе, снижения ее социального статуса, сокращения социальных молодежных программ, возможностей получения образования, работы, политического участия [18, c.136].

     Из  всего вышесказанного можно сделать  вывод, что обособленное от прошлого и будущего настоящее остается в «собственном соку» – в самозамкнутом, безвыходном пространстве. Социализация распадается, когда наряду с культивируемым веками должным (культ духа, традиции, пространства, качества) возникает, растет, оформляется как культ наличное (наружное временное, повседневное, количественное). Социализация современного российского общества – это своеобразная социализация, которая не учит, но научает ни на что не опираться ни в прошлом, ни в будущем, ни в настоящем, т.е. существовать на базе вакуума. Социализация – процесс с отложенным эффектом. Но в переставшем быть традиционным быстром Новом времени некогда ждать, а потому эффекта ждут недолго, стремятся к быстрой лучше срочной «окупаемости затрат». Существенное, должное, выработанное веками знание теряет авторитет и вместе с ним теряет смысл вера в прошлое. До поры до времени остается надежда на будущее. Но сколь ни отложен эффект пренебрежения прошлым он отложен же на бесконечность, он наступает и выражается в утрате и надежды на будущее. 

 

Глава 2. Психолого-педагогическая работа по исследованию проблем социализации подростков в современном российском обществе 

     Во  второй главе мы предложили методику измерения уровня социализированности учащегося. Дали опросник измерения уровня социальной зрелости. 

2.1. Методика измерения уровня социализированности учащегося 

     Социализация  подрастающих поколений есть сложный  непрерывный процесс, при котором, с одной стороны, потребности  отдельно взятой личности адаптируются к потребностям общественным. Эта  адаптация активный творческий процесс  присвоения общечеловеческих ценностей, когда индивид проявляет всю  мощь своих сущностных сил, добровольно  выстраивая свою роль в обществе, самоактуализируясь.

     Результатом социализации является социализированность.

     Социализированность представляет собой владение социальными нормами.

     В силу не типичности задачи измерения уровня социализации для социологии, мы определили, что в социологической литературе либо нет, либо очень мало методик по измерению уровня социализированности учащихся.

     Мы  предлагаем методику, которая позволит измерить уровень социальной адаптивности учащихся.

  1. Методика для изучения социализированнности учащегося (Разработана профессором М.И. Рожковым) (Приложение 1)

     Цель  предложенной методики выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

     Рассмотрев  данную методику, мы пришли к выводу, что она позволит нам рассмотреть  социализированность учащихся со всех ее сторон. 

     2.2. Опросник измерения уровня социальной зрелости 

      В связи с тем, что методик для  измерения социализации либо нет, либо очень мало, мы выявили, что уровень социализированности еще можно определить такой категорией, как социальная зрелость.

      Социализированный человек означает социально зрелый. Термин "социальная зрелость" достаточно нов для социологии. Под ним  понимается степень развитости социальных качеств у человека в конкретном социокультурном контексте.

     Социальная  зрелость интегральное качество личности, освоившей и принявшей нормы морали и права данного общества (с нацеленностью на их превышение), что проявляется в выполнении ею своих социальных функций.

     Социально зрелым является человек, освоивший и принявший нормы морали и права данного общества, человек нравственно сформированный.

     Мы  даем опросник из категории «социальная зрелость», по итогам которого можно определить уровень социальной корректности.

        1. Опросник ДУМЭОЛП – диагностика уровня морально– этической ответственности личности (Приложение 2)

     Этот  опросник предназначен для определения  уровня сформированности морально-этической ответственности и социальной желательности.

     Данный  опросник предназначен для учителей, воспитателей и педагогов-психологов, а также для работников учреждений дополнительного образования.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Исходя  из вышесказанного можно сделать  генеральный вывод, что одним  из важнейших универсальных аспектов взаимоотношения поколений является социализация молодежи. Термин «социализация» обозначает совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация – процесс, играющий значительную роль в жизнедеятельности, как общества, так и личности, обеспечивающий самовоспроизводство общественной жизни. Это процесс развития личности длинною в жизнь, который осуществляется в процессе ее взаимодействия с многообразными факторами и чем больше социальных факторов вовлечено в процесс социализации, тем насыщеннее и интенсивнее он протекает.

Информация о работе Проблемы социализации подростков в современном Российском обществе