Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 11:25, курсовая работа
Анализ проблем и особенностей социализации молодежи нельзя не начать с уточнения понятия «молодежь». Молодежь – это социально– демографическая группа с характерными для нее возрастными, социально– психологическими свойствами и социальными ценностями, которые обуславливаются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе. Т.е. среди факторов социологического определения «молодежь» исследователями выделяются: возрастные границы и социально-психологические особенности; специфика социального статуса, ролевых функций, социокультурного поведения; процесс социализации как единство социальной адаптации подростков и индивидуализации.
Введение ……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы проблем социализации подростков в современном Российском обществе………...
6
1.1. Основные положения теории социализации, фазы, этапы и факторы социализации.……………………………
6
1.2.
1.3.
Институты и механизмы социализации современных подростков.………………………………………………...
Проблемы социализации подростков в современном Российском обществе……………………………………..
17
25
Глава 2. Психолого-педагогическая работа по исследованию проблем социализации подростков в современном Российском обществе ……….…………………………..…….
2.1. Методика измерения уровня социализированности учащегося…………………………………………………..
2.2. Опросник измерения уровня социальной зрелости…….. 30
Заключение ………………………………………………………………… 31
Список литературы ……………………………………………………….. 33
Приложения
Введение ……………………………………………………………………. | 3 | ||
Глава 1. | Теоретические основы проблем социализации подростков в современном Российском обществе………... | 6 | |
1.1. | Основные положения теории социализации, фазы, этапы и факторы социализации.…………………………… | 6 | |
1.2. 1.3. |
Институты и механизмы социализации современных подростков.………………………………………………. Проблемы социализации подростков в современном Российском обществе…………………………………….. |
17 25 | |
Глава 2. | Психолого-педагогическая работа по исследованию проблем социализации подростков в современном Российском обществе ……….…………………………..……. | 29 | |
2.1. | Методика измерения уровня социализированности учащегося………………………………………………….. | 29 | |
2.2. | Опросник измерения уровня социальной зрелости…….. | 30 | |
Заключение ………………………………………………………………… | 31 | ||
Список литературы ……………………………………………………….. | 33 |
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы, состоит в том, что в настоящее время, когда в нашей стране радикально меняются все общественные отношения и социальные институты, изучение особенностей социализации подростков становится особенно востребованной и актуальной исследовательской проблемой, привлекающей внимание не только ученых, но и практических работников разного уровня от политиков до учителей и родителей.
Проблематика данной темы состоит в том, что появление новых и радикальное изменение традиционных каналов социализации подрастающих поколений в современном переходном обществе привели к увеличению количества подростков, ведущих асоциальный, аморальный образ жизни. В силу различных причин и в разной степени к ним относятся: инвалиды, алкоголики, бродяги, «профессиональные нищие», лица, отбывшие заключение в исправительно-трудовых учреждениях. В настоящий момент происходит люмпенизация и криминализация молодежи.
Социализация же представляется как процесс включения личности в сферу социальных отношений в качестве субъекта этих отношений. Цель социализации, таким образом, видится в формировании социально активной личности, действия которой регулируется социальными нормами и общественными интересами.
Анализ проблем и особенностей социализации молодежи нельзя не начать с уточнения понятия «молодежь». Молодежь – это социально– демографическая группа с характерными для нее возрастными, социально– психологическими свойствами и социальными ценностями, которые обуславливаются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе. Т.е. среди факторов социологического определения «молодежь» исследователями выделяются: возрастные границы и социально-психологические особенности; специфика социального статуса, ролевых функций, социокультурного поведения; процесс социализации как единство социальной адаптации подростков и индивидуализации.
Проблема социализации подростков очень важна на сегодняшний день. От этого зависит будущее любого государства.
Все вышеизложенное определило выбор темы исследования: «Проблемы социализации подростков в современном Российском обществе».
В связи с этим цель, может быть сформулирована как определение основных проблем социализации современных подростков в России.
Объект: социализация подростков.
Предмет: проблемы социализации подростков в современном Российском обществе.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Теоретико-
Общие проблемы социализации, сущности и содержания этого процесса анализируется в работах Б.Г. Ананьева, Н.В. Андреенкова, С.С. Батенина, Л.П. Буевой, В.В. Москаленко, А.В. Мудрика, В.Г. Немировского, Б.Д. Парыгина и др. Постановка проблем социализации молодежи в условиях НТП дана в работах Ю.Н. Давыдова и И.Б. Роднянской, С.Н. Иконниковой, И.С. Кона, Г.А. Чередниченко и В.Н. Шубкина, М. Коршунова, О.И. Шкаратина и А. К.Г. Мяло.
Стадии и этапы процесса социализации, их характеристики и критерии выделения рассматриваются в работах Л.А. Антипова, Г.И. Гилинского, И.С. Кона, А.Я. Кузнецовой. Институты социализации анализируются в работах Н.В. Андреенковой, В.Я. Титаренко.
Работы
зарубежных ученых, в которых анализируются
взаимоотношения между
Уникальным по своему энциклопедическому характеру является издание под редакцией Д. Гозлинга, которое охватывает около 30 проблем социализации. Анализу процесса социализации в современном динамичном мире посвящена работа Р. Маротц-Бадена, П. Пиндаса, И. Таллмана.
Для решения перечисленных задач были использованы такие методы исследования как: анализ психолого-педагогической литературы и учебных пособий по вопросам социализации подростков.
Практическую
значимость данные разработанные рекомендации
имеют для родителей и педагогов.
Глава 1. Теоретические
основы проблем социализации
подростков в современном
росссийском обществе
В
первой главе мы охарактеризовали понятия,
фазы этапов и факторов социализации.
Рассмотрели институты и
механизмы социализации современных подростков.
Выявили проблемы социализации
подростков в современном Российском
обществе.
Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни [4, c.427].
Существует
два наиболее выраженных взгляда
на существо социализации. Согласно одному
из них, она означает процесс развития
родившегося человеческого
Склоняясь больше к последней точке зрения, в самом общем виде под социализацией можно понимать процесс усвоения личностью образцов поведения, ценностей и норм, принятых в обществе, в конкретных социальных общностях. Социализация может быть представлена как процесс освоения социальных норм, становящихся неотъемлемой стороной жизни личности не в результате внешней регуляции, а вследствие внутренней необходимости следовать им. Это – один аспект социализации.
Второй
аспект касается характеристики ее как
существенного элемента социального
взаимодействия, предполагающего; что
люди хотят изменить свой собственный
имидж, улучшить представление о
себе в глазах других, осуществляя
свою деятельность в соответствии с
их ожиданиями. Следовательно, социализация
связана с выполнением
Такая интерпретация социализации широко распространена в западной социологии. Наиболее полно ее изложили Т. Парсонс и Р. Бейлс в книге, посвященной проблемам семьи, социализации и процессов взаимодействия. В ней особое внимание уделено рассмотрению такого органа первичной социализации, как семья, которая «включает» личность в социальные структуры [1, c.267].
Таким образом, можно сделать вывод, что социализация представляет собой двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.
Следует сказать также, что одним из важнейших в теории социализации личности является вопрос о ее этапах и фазах. При пристальном внимании оказывается, что это не одно и то же. Количество этапов называют разное, а фазы, как правило, рассматриваются одни и те же. При этом каждый этап социализации личности может включать в себя те же фазы, что присущи другим этапам.
Фазы имеют предметный, конкретный характер, по-разному проявляясь на каждом этапе социализации. Их принято определять как фазы адаптации и интериоризации. Выявляем ли мы особенности социализации ребенка, школьника, студента или работника члена трудового коллектива, в любом случае придется анализировать обе эти фазы. Поэтому, прежде чем рассматривать последовательно этапы социализации, необходимо раскрыть содержание каждой из ее фаз.
Фаза адаптации. Понятие адаптации, занимающее одно из центральных мест в биологии, означает приспособление живого организма к условиям окружающей среды. Применительно к социологии оно стало обозначать процесс приспособления человека к условиям социальной среды [5, c.164].
Смыслом этого освоения выступает принятие личностью норм и ценностей среды, будь то социальная общность, организация, институт, включение человека в различные формы предметной деятельности и взаимодействия, имеющиеся в этих социальных образованиях. Адаптация – это начальный этап процесса включения и интеграции индивида в социальную, образовательную, профессиональную среду, основанный на реальном, повседневном, регулярном взаимодействии с ним. Основная функция адаптации освоение относительно стабильных условий среды, решение повторяющихся, типичных проблем путем использования принятых способов социального поведения, действия.
Адаптация выступает как недостаточно глубокий, преимущественно внешний процесс социализации, приобретая при этом активную и пассивную форму. Активная форма заключается в стремлении личности не только понять и освоить нормы и ценности социальной среды, виды деятельности и взаимодействия, принятые в ней, но и выразить свое индивидуальное отношение к ним, часто проявляющееся в неудовлетворенности ими и желании их изменить. Пассивная форма адаптации проявляется в «молчаливом» принятии этих норм и ценностей и безусловном подчинении им. Разумеется, она не обязательно означает одобрение всего того, к чему нужно приспосабливаться.
Сутью
адаптационных процессов
Информация о работе Проблемы социализации подростков в современном Российском обществе