Проблемы социализации подростков в современном Российском обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 11:25, курсовая работа

Описание работы

Анализ проблем и особенностей социализации молодежи нельзя не начать с уточнения понятия «молодежь». Молодежь – это социально– демографическая группа с характерными для нее возрастными, социально– психологическими свойствами и социальными ценностями, которые обуславливаются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе. Т.е. среди факторов социологического определения «молодежь» исследователями выделяются: возрастные границы и социально-психологические особенности; специфика социального статуса, ролевых функций, социокультурного поведения; процесс социализации как единство социальной адаптации подростков и индивидуализации.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы проблем социализации подростков в современном Российском обществе………...

6
1.1. Основные положения теории социализации, фазы, этапы и факторы социализации.……………………………
6

1.2.

1.3.

Институты и механизмы социализации современных подростков.………………………………………………...
Проблемы социализации подростков в современном Российском обществе……………………………………..

17

25
Глава 2. Психолого-педагогическая работа по исследованию проблем социализации подростков в современном Российском обществе ……….…………………………..…….
2.1. Методика измерения уровня социализированности учащегося…………………………………………………..

2.2. Опросник измерения уровня социальной зрелости…….. 30
Заключение ………………………………………………………………… 31
Список литературы ……………………………………………………….. 33
Приложения

Работа содержит 1 файл

мой курсач.doc

— 76.95 Кб (Скачать)

     Макро- и мезофакторы могут влиять на социализацию личности как прямо, непосредственно, так и через микрофакторы. Очевидно, что информация, получаемая человеком из СМИ, влияет на процесс его социализации без всяких «посредников». Однако значительная доля этого влияния распространяется путем его трансформации через факторы конкретного социума, через агентов социализации, т.е. тех людей, с которыми индивид непосредственно взаимодействует. Понятно, что на каждом этапе социализации состав людей меняется, хотя «ядро» агентов социализации может оставаться одним и тем же долгие годы. Это, прежде всего ближайшее семейное окружение: родители, жена (муж), дети, братья (сестры), а также друзья или близкие товарищи [10, c.325].

     Теперь  разобравшись с теоретическими предпосылками  каналов социализации можно перейти  к освещению проблемы факторов оказывающих  влияние на социализацию молодежи в  современном обществе.

     На  основе вышеназванной типологии  можно выстроить иной иерархический  ряд социальных факторов, определяющих вектор процесса социализации, например, студенческой молодежи.

     Факторы макроуровня – социально-экономические и социально-политические процессы, протекающие в обществе в целом. От них непосредственно зависит возможность освоения молодым поколением ценностных идеалов и норм, декларируемых обществом.

     Факторы среднего уровня – система высшего образования, реформирование которой должно скорректировать мотивацию обучения в высшей школе и смысл образовательной деятельности.

     Наконец, к факторам микроуровня можно  отнести влияние процесса организации  учебной деятельности в вузе, Студенческую группу, преподавательский состав вуза. От этой группы причин непосредственно зависят характер и содержание воспитательного процесса в вузе [24, c.97-99].

     Выделенные  три группы факторов должны друг друга  дополнять и резонировать. Однако такое их гармоничное взаимодействие не является обязательным: возможно и  противоречие этих факторов. В условиях системного кризиса российского общества, бесспорно, доминирующая роль в процессе социализации принадлежит факторам макро и мезоуровней.

     Большой интерес представляет не только изучение конкретного развертывания процесса социализации, но и анализ его противоречий [12, с.22].

     Таким образом, из всего вышесказанного можно  сделать вывод, что социализация представляет собой процесс развития личности длинною в жизнь, который  осуществляется в процессе ее взаимодействия с многообразными факторами и  чем больше социальных факторов вовлечено  в процесс социализации, тем насыщеннее и интенсивнее он протекает. 

    1. Институты и механизмы социализации современных подростков
 

     Быстрые темпы радикальных перемен в  жизни современных народов, усиление вероятностных и стохастических тенденций в социальном бытии населения Земли делают жизнь любого общества подверженной многочисленным социальным рискам и особенно актуализируют процессы выживания человечества; в связи, с чем на первый план выходит проблема социализации подростков [7, c.135].

     Общество  и группа передают становящейся личности некоторую систему норм и ценностей посредством знаков. Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации. Выявление их роли в процессе социализации опирается на общий социологический анализ роли социальных институтов в обществе.

     Семья первичная социальная группа, осуществляющая социализацию ребенка, семья является связующим звеном между ребенком и другими социальными микро  и макроструктурами.

     В основе социализации лежит одна из важных проблем формирования ролевого поведения, которая определяется в  значительной мере качеством ролевого поведения близких людей –  матери, отца и т.д. Отношение ребенка  и членов семьи могут характеризоваться  различными типами межличностных взаимодействий, которые экстраполируются на типы взаимосвязи  ребенка с другими социальными  структурами, а также на видение  ролевой концепции собственного поведения. Можно считать, что именно семья дает «образ мира», в котором  предстоит жить ребенку. Из семьи  индивид выходит с уже сформировавшимся самосознанием (структурой ценностей, образцов поведения, сложившимся «образом»  общества) и дальнейшая социализация, как по характеру (адаптация или  интеграция), так и по направленности будет проходить с учетом результатов  социализации первичной.

     Семья, являясь источником первоначального  развития природных свойств человека, где формируется основа для развития собственно человеческих потенций, а  также специфические роли и отношения в макро и микрогруппах, могла бы оказать существенное воздействие на формирование и развитие подрастающего поколения. [9, с. 124-128]

     В подростковый период основным институтом является школа. Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само есть важнейший элемент социализации, но кроме того, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смысле. По сравнению с семьей школа в большей мере зависит от общества и государства. Школа задает первичные представления человеку как гражданину и, следовательно, способствует его вхождению в гражданскую жизнь. Школа расширяет возможности ребенка в плане его общения: здесь, кроме общения с взрослыми, возникает устойчивая специфическая среда общения со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт социализации. Привлекательность этой среды в том, что она независима от контроля взрослых, а иногда и противоречит ему. Мера и степень значимости групп сверстников в процессе социализации варьируют в обществах разного типа.

     Более активно социализация школьников осуществляется через систему внеклассных мероприятий. Важное место в объеме школьной работы по социализации учащихся занимают массовые мероприятия. Внутришкольные вечера, беседы, диспуты по различным проблемам, недели музыки, детской книги и другие мероприятия способствуют социальному становлению и развитию учащихся.

     Указанное выше во многом способствует процессу социализации подрастающего поколения  в условиях школы. Однако, внеклассная  работа не носит для школьников обязательного  характера и поэтому не охватывает всех учащихся. Кроме того, в этой деятельности не используется все многообразие форм и методов работы, она не всегда целенаправленна, эпизодична и  не имеет массового характера  по причине слабой оснащенности школы  и недостатка специалистов для осуществления  процесса социализации детей, подростков. [23, с.57]

     Кроме того, существуют естественно сложившиеся  учреждения и организации, функционирование которых направленно на «включение»  индивидов в общество. Это:

  • культурно-досуговые учреждения;
  • спортивные комплексы;
  • научно-технические центры и т.п.

     Досуг не является показателем ценностей. Самое главное заключается в характере его использования, степени его социальной насыщенности. Досуг может стать сильным стимулом для развития личности. В этом заключены его прогрессивные возможности. Но досуг может превратиться в силу, калечащую личность, деформирующую сознание и поведение, привести к ограничению духовного мира и даже к таким проявлениям ассоциальности как пьянство, наркомания, проституция, преступность. [19, с.47-56]

     Важным  и эффективным фактором социализации детей, подростков является досуговое  учреждение, которое по природе своей  является учреждением полифункциональным и мобильным, способным объединять и активно использовать все социальные институты, оказывающие социализирующее  воздействие на личность. Именно приложением  сил творческих союзов и организаций  определяется многообразие форм и средств  воздействия досугового учреждения на детей, подростков и юношество.

     Возможность вбирать в себя функции всех социальных институтов, способствующих формированию и развитию подрастающего поколения, делает работу досуговых учреждений привлекательной, интересной и содержательной, а это, в свою очередь, способствует привлечению в них школьников. Досуговое учреждение дает возможность  широким массам школьников развивать  свои творческие способности и открывает  пути самореализации личности. В своих  высших формах досуговая деятельность служит целям воспитания, просвещения  и самовоспитания подрастающего  поколения. Причем решаются эти задачи в досуговом учреждении своеобразно, в ограниченном сочетании с культурным отдыхом и разумными развлечениями. Это вызывает благоприятный психологический  настрой и облегчает процесс социализации подрастающего поколения.

     Досуговая деятельность базируется на принципе интереса. Если посетителю будет неинтересно  в досуговом учреждении, то он не пойдет в него. Это обязывает их учитывать конкретные интересы и  запросы своих посетителей, формировать  их, направлять в нужное русло и  строить свою работу с их учетом. Направленный интерес создает благоприятную  психологическую установку у  посетителей и делает процесс  социализации более эффективным. На такой основе базируется досуговая  деятельность.

     В результате, в обществе создается  вакуум в сфере социализации подрастающего  поколения. В конечном итоге улица  все больше превращается в одно из самых действенных средств социализации подрастающего поколения. И результат – безудержный рост детской преступности и страстное желание детей разбогатеть, не прикладывая при этом на физических, ни интеллектуальных усилий. [22, с.140]

     В условиях усиления тенденции сокращения вложений государственных средств  в развитие детско-юношеских досуговых учреждений, исходя из посылки вредоносности «растаскивания» личности ребенка по ведомствам и сферам влияния, а также опираясь на международный опыт организации детского досуга, представляется целесообразным сконцентрировать материальные средства, кадровый потенциал и основную досуговую деятельность детей, подростков и юношества в детских садах и учебных заведениях. В результате чего, все без исключения дети, подростки и юноши (девушки) будут вовлечены в орбиту педагогически направленной культурно-досуговой деятельности.

      Реальностью российского общества в первой половине 90-х гг. ХХ в. стало включение России в глобальное информационное пространство. Средства массовой коммуникации, включающей все виды информации, функционирующие в этом пространстве, созданном при помощи новых технологий (мультимедиа, аудиовизуальные средства коммуникации), стали важнейшим агентом социализации подростков. Они распространяют и популяризируют определенные образцы, стили и нормы поведения, моделируют и внедряют в массовое сознание образ реальности, к которой необходимо стремиться. Напрямую такое воздействие осуществляется через рекламу.

     Следует заметить, что влияние телекоммуникации можно оценивать и как отрицательное  и как положительное. С одной  стороны, коммерциализация телеканалов  приводит к преобладанию на телеэкранах  низкопробных западных фильмов, насыщенных насилием, агрессией, жестокостью. Кроме  того, значительное место на экране занимает реклама. С другой стороны, появление новых типов видеопрограмм  помогает подросткам, как в занятиях, так и в расширении кругозора, открывая совершенно новые горизонты знания. Информационное поле нового типа пронизывает все сферы социальной жизни, затрагивая социализационные процессы в различных институтах социализации.

     Повседневная  деятельность человека постепенно заряжается «экстриализацией» из-за чрезмерного воздействия аудиовизуальных средств информации, компьютерных игр и т.п., вытесняющих свободное мышление, индивидуальность мышления, социальное общение [11, c.56].

     Распространенным  феноменом российской действительности стала молодежная субкультура, представляющая собой полифункциональное явление, отвечающее сущностным потребностям развития личности, и, прежде всего, потребности  в социальной и культурной идентичности, «встроенности» человека в некое  социокультурное сообщество. Возрастные группы, которые оформляются как  носители молодежной субкультуры, становятся социализирующим фактором. Их роль возрастает тогда, когда основные институты, обеспечивающие социализацию подростков (семья, школа, общественные организации, СМИ), пропагандируют весьма разнообразные и отличные друг от друга ценности и модели поведения, что осложняет процесс поиска себя, обретения социального статуса [20, c.298].

     Таким образом, из всего вышесказанного можно  сделать вывод, что среди новых  механизмов социализации подростков наибольшее значение приобретают СМИ и Интернет. В роли мощных каналов социализации выступают аудиовизуальный мир: телевидение, реклама, игровые технологии современных СМИ, а также деятельность радикально изменившихся социальных организаций. В противовес глобальным развиваются и усиливаются региональные и локальные традиции в современной духовной культуре подрастающих поколений, что необходимо учитывать в процессе работы с подросками.

     Говоря  о влиянии названных социальных факторов, необходимо отметить, что  они проявляют себя через особый рефлексивный механизм. Этот механизм выступает как его внутренний диалог, своеобразная автокоммуникация, в рамках которой они анализируют, оценивают, принимают или отвергают  «предлагаемые» им социальными факторами  нормы, стандарты, ценности, правила. Сам  этот диалог наедине с собой можно, вероятно, представить в двух планах: как мысленный разговор с другими  людьми (которые как бы представляют собой социальные факторы социализации: семью, дружескую микросреду, общественные институты и организации, СМИ, трудовые и учебные коллективы и т.д.) и  с различными собственными Я.

     По  мнению социологов, существуют не только рефлексивный, но и другие механизмы  социализации. При этом под таким  механизмом следует понимать определенное соединение, «сцепление» факторов, характеризующих условия социальной среды, с факторами внутриличностными. В этом смысле говорят о традиционном механизме, представляющем собой процесс  усвоения подросками норм, ценностей, эталонов поведения семьи, ближайшего социального окружения (товарищеского, профессионального, досугового и другого). Называют межличностный механизм социализации, означающий процесс общения молодого человека со «значимыми другими» (родителями, педагогами, уважаемыми взрослыми, сверстниками–друзьями). Здесь вместе с тем нужно подчеркнуть, что общение со «значимыми другими» из определенных социальных групп и организаций и их влияние на социализирующуюся личность не идентично воздействию, оказываемому этой группой или организацией в целом [5, с.164].

Информация о работе Проблемы социализации подростков в современном Российском обществе