Проблемы социализации подростков в современном Российском обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 11:25, курсовая работа

Описание работы

Анализ проблем и особенностей социализации молодежи нельзя не начать с уточнения понятия «молодежь». Молодежь – это социально– демографическая группа с характерными для нее возрастными, социально– психологическими свойствами и социальными ценностями, которые обуславливаются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе. Т.е. среди факторов социологического определения «молодежь» исследователями выделяются: возрастные границы и социально-психологические особенности; специфика социального статуса, ролевых функций, социокультурного поведения; процесс социализации как единство социальной адаптации подростков и индивидуализации.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы проблем социализации подростков в современном Российском обществе………...

6
1.1. Основные положения теории социализации, фазы, этапы и факторы социализации.……………………………
6

1.2.

1.3.

Институты и механизмы социализации современных подростков.………………………………………………...
Проблемы социализации подростков в современном Российском обществе……………………………………..

17

25
Глава 2. Психолого-педагогическая работа по исследованию проблем социализации подростков в современном Российском обществе ……….…………………………..…….
2.1. Методика измерения уровня социализированности учащегося…………………………………………………..

2.2. Опросник измерения уровня социальной зрелости…….. 30
Заключение ………………………………………………………………… 31
Список литературы ……………………………………………………….. 33
Приложения

Работа содержит 1 файл

мой курсач.doc

— 76.95 Кб (Скачать)

     Если  эта среда обеспечивает ряд необходимых  условий для достижения совместимости  с нею адаптанта, то его действия будут направляться на ускорение темпов этого процесса, сознательное овладение теми или иными способами адаптивной деятельности. В итоге признаки адаптированности будут нарастать, а социализация – благополучно осуществляться.

     Следовательно, процесс адаптации может быть успешным и безуспешным, что выражается в соответствующих социологических показателях. В первом случае это может быть высокий социальный и профессиональный статус индивида, его удовлетворенность содержанием предметной деятельности и взаимодействием с социальной средой. Во втором случае эти показатели будут диаметрально противоположными, крайней же формой безуспешной адаптации станет дезадаптация и ее конкретные проявления текучесть кадров, миграция, разводы, отклоняющееся поведение и т.д. Именно эти характеристики дезадаптации и выступают десоциализирующими факторами.

     Адаптация подростков имеет большое видовое разнообразие, выступая как социально-профессиональная, социально-бытовая, социально-политическая, социально-психологическая, социокультурная [3, c.214]. В основу этой классификации положено видовое разнообразие адаптационных процессов. Конечно, в объективной реальности все названные направления адаптации не изолированы, а взаимосвязаны и взаимообусловлены.

     В условиях современной России, переживающей переходное состояние от социализма и постсоветского общества к новому социальному обустройству, проблема адаптации молодежи приобретает особое значение в рамках общего процесса их социализации. Адаптация превращается в социальную и психологическую способность молодых людей пережить чрезвычайную, кризисную ситуацию перехода от одних общественных порядков к другим.

     Фаза  интернализации. Второй фазой социализации личности является интернализация (интериоризация). Она означает сущностное, глубинное включение индивида в процесс, освоение его таким образом, что происходит органичное превращение норм, стандартов, стереотипов поведения, ценностей, характерных для внешней среды, во внутреннюю «принадлежность» личности. Это процесс перевода внешних требований во внутренние установки человека [17, с.25].

     Интернализация  как фаза социализации осуществляется всегда на основе адаптации и в  этом смысле оказывается более «затянутой»  по времени своего осуществления, более длительной и фундаментальной. В результате интернализации у личности появляется система твердых социальных регуляторов поведения, соответствующих как требованиям общества, так и конкретной социальной общности (либо социального института, организации).

     Интернализация  личности означает полное ее включение  в ту или иную социальную структуру, в ряде случаев даже «сращивание» с ней. Последнее происходит тогда, когда деятельность какой-либо конкретной структуры трудно представить себе без того или иного человека. Это может быть руководитель или основатель данной структуры (хотя, в общем, такое совсем не обязательно); Человек, становящийся необходимым и незаменимым в той или иной среде, самим фактом подобного статуса свидетельствует об успешности его интериоризации. Ее важным фактором является активное и плотное взаимодействие с членами данной социальной среды по поводу осуществления того или иного вида предметной деятельности.

     Теперь  необходимо рассмотреть этапы социализации. Эта проблема является дискуссионной, начиная с вопроса о том, имеет  ли социализация границы, и кончая обсуждением количества ее этапов. В отношении первого есть две основные точки зрения. Одни авторы их подавляющее большинство полагают, что процесс социализации «сопровождает» человека на протяжении всего жизненного пути и завершается лишь с его смертью. Другие считают, что социализация, начинаясь с самого раннего детства, завершается периодом достижения социальной зрелости и вступления в этап профессионально- трудовой деятельности. [14, с.134]

     Еще большее разнообразие взглядов связано  с вопросом о том, в рамках каких  этапов осуществляется социализация личности. Одна из наиболее распространенных точек  зрения состоит в том, что существует три основных этапа социализации дотрудовой, трудовой, послетрудовой (связанный с выходом человека на пенсию). В этой позиции нетрудно обнаружить присутствующий в качестве критерия выделения этапов социализации известный тезис К. Маркса и его последователей о решающей роли труда в жизни человека. Такой подход представляется вполне обоснованным и имеющим полное право на существование и изучение основных этапов социализации. Однако его уязвимым местом является значительная, даже чрезмерная длительность каждого этапа. На самом деле в рамках любого из них существует ряд более дробных по времени протекания периодов социализации.

     Такой же уязвимостью отличается и другой подход, в соответствии с которым  его авторам более целесообразным представляется выделением первичной  и вторичной социализации (или  ресоциализации). При этом к этапу  первичной социализации относят  период от рождения человека до формирования зрелой личности, к этапу вторичной социализации (ресоциализации) период ее социальной зрелости.

     Говоря  о критериях этапов социализации, нужно иметь в виду, прежде всего  три главных: время физического  и социального созревания; характер (особенности) доминирующих форм (видов) деятельности; основные социальные институты (агенты) социализации. В соответствии с этим критериями можно выделить следующие этапы социализации [1, c.267]:

     Первый  младенчество (от рождения до примерно трехлетнего возраста), основная форма деятельности на этом этапе общение. По мнению некоторых исследователей (достаточно спорному), на данном этапе «социализация фактически еще не доносит до ребенка свои воздействия». Основными агентами социализации выступают семья, ближайшие родственники.

     Второй детство (от 3 до 6-7 лет). Здесь основной формой деятельности, становится игра, причем, прежде всего ролевая. Ребенок учится, «примеривает» на себя различные социальные роли мамы, папы, воспитательницы детского сада, продавца магазина и многие другие. Наряду с семьей возникает новый социальный институт социализации дошкольное образовательное учреждение.

     Третий  этап охватывает период от 6-7 до 13-14 лет. В рамках этого этапа происходит несколько крутых перемен, настоящих переломов, характеризующих особенности социализации. Во– первых, меняется основная форма деятельности: вместо игры (хотя oнa часто продолжает сохранять значительное место, в жизни ребенка) появляется учеба, которая становится основным средством познания мира, жизни, отношений. Во-вторых, на смену дошкольному учреждению приходит институт школы как основной (наряду с семьей) фактор социализации. В– третьих, происходит половое созревание, накладывающее свою особую печать на процесс социализации.

     Четвертый этап имеет нижней границей подростковый возраст (13-14 лет) и характеризуется известной временной неопределенностью верхнего рубежа. В содержательном отношении это завершение учения и переход к профессионально-трудовой деятельности. У одних он происходит в 18 лет, у других в 23-25 и даже позже. Основной формой деятельности продолжает оставаться образовательная, однако серьезную конкуренцию ей составляют досуговая деятельность и общение. Завершается половое созревание личности, и чаще всего начинается половая жизнь.

     В рамках именно этого этапа происходит выбор профессии, способа достижения карьеры, путей построения дальнейшей жизни, что имеет подчас решающее значение в процессе социализации. Создаются все условия для мировоззренческой рефлексии, адекватного осознания себя, своих способностей и предназначения. Рассматривая роль институтов социализации на этом этапе, необходимо отметить снижающееся значение семьи, сохраняющееся учреждений образования и резко возрастающее социальной микросреды, товарищеского окружения. [8, с.45]

     Пятый этап охватывает временные рамки  функционирования социально зрелой личности (от 20-25 до 35-40 лет). Он характеризуется ее (как правило) высокой активностью в профессиональной сфере, созданием собственной семьи, в связи с этим превращением личности из «объекта» в «субъект» социализации. На этом этапе происходит полное раскрытие личностного потенциала, чему могут способствовать основные институты социализации производственный (трудовой) коллектив, семья, средства массовой информации, образование и др.

     Ведущими  формами деятельности, наряду с профессионально-трудовой, могут быть семейно– бытовая, образовательная, общественно-политическая, досуговая, деятельность общения.

     Шестой  этап связан с возрастным периодом от 35-40 до 55-65 лет, т.е. от времени пика зрелости до выхода на «заслуженный отдых» пенсионерского бытия. Некоторые ученые придают этому этапу социализации чрезвычайное значение. Так, Э. Эриксон (США) считает, что именно в это время проявляется ярко выраженное стремление человека либо к активному развитию, творчеству, либо к постоянству, покою и стабильности. В связи с этим особую роль приобретает институт работы и его способность создать условия для интересного, насыщенного, активного труда.

     Основными формами деятельности, наряду с профессионально-трудовой, являются семейно-бытовая (включая воспитание детей и внуков), социально- политическая, досуговая. Если этот этап социализации, полагает Эриксон, не будет ознаменован интересом к труду и активной профессиональной деятельности, то возникнет желание стабильности, а боязнь нового и его отвержение остановят процесс саморазвития и станут гибельными для личности [23, с.57].

     Завершающий, седьмой этап социализации наступает в условиях пенсионного возраста и отказа личности от активной профессионально– трудовой деятельности. Большое значение в процессе социализации может иметь переключение человека на иные формы деятельности, которые могли бы стать для него доминантными и приносить глубокую удовлетворенность.

     На  этом этапе происходит осмысление пройденного  жизненного пути, его оценивание, что может приводить к последствиям двоякого порядка: имеет место либо осознание идентичности, целостности прожитой жизни, либо неудовлетворение ею и даже отчаяние от того, что она оказалась никчемной и не принесла никому пользы. Не очень хорошее физическое состояние человека, вызванное возрастом и пошатнувшимся здоровьем, может усугубиться психологически и привести к невротизации [1, c.232].

     При рассмотрении социализации молодого поколения  важнейшим периодом является либо фаза начала трудовой деятельности, либо профессиональная подготовка к ней. Именно здесь формируется самосознание, социальное сознания и ценностные установки, которые будут определять траекторию личностного развития на протяжении последующей жизни. Для этого этапа характерна большая роль воспитательного воздействия. Поэтому практически в любом обществе социализация, протекающая на первых этапах, имеет ярко выраженный воспитательный характер. Отказ общества, от целенаправленного проведения воспитательной функции через официальные институты приводит к деформации социализации, доминированию в ней адаптационного, т.е. приспособительного, аспекта. Эта тенденция особенно опасна для социализации молодежи в транзитивном обществе, отличающемся потерей четких социальных ориентиров и норм. Как отмечают современные отечественные исследователи, «в условиях крайне негативной социальной среды, при отсутствии официально декларируемых норм поведения и допустимых способов достижения личностью своих целей, санкций за их нарушение, одним словом, при отсутствии социального контроля адаптация приводит к подчинению личности среде, пассивному восприятию ею действительности к уходу от жизни как следствию неприятия этой действительности или разного видам отклоняющегося поведения» [15, c.141].

     В настоящее время особую роль на стадии; профессиональной подготовки играет социализация в период обучения в вузе. Это объясняется тем, что вузовский этап социализации отличается содержанием большой доли воспитательного воздействия на личность. Социализация проходит в условиях стихийного взаимодействия индивида с социальной средой. Воспитание же представляет собой процесс целенаправленного воздействия на личность, когда воспитатель (в лице ли членов семьи, учителя или целого института, религии, вуза) изначально имеет некую программу воспитания, направленную на формирование у личности заданных качеств [24, c.97– 99].

     В условиях спада производства и массовой безработицы, которой охвачена в  наибольшей степени молодежь, учебные заведения остаются тем социальным институтом, который направлен на формирование профессиональных ориентиров и трудовой этики. Высшая школа определяет формирование трудовой этики у той группы, которая пополнит ряды управленческого и интеллектуально-гуманитарного слоев профессионалов и которые, в хвою очередь, будут определять вектор дальнейшего социального развития [5, c.166].

     Факторы социализации можно рассматривать  в их различных сочетаниях. Одно из них выявление макро- , мезо- и микрофакторов, влияющих на социализацию личности. Макрофакторы – это, прежде всего общество, государство, его социальные институты, средства массовой информации. К мезофакторам относятся те, что составляют социум личности в широком плане: тип поселения (регион, город, село), этнос, к которому она принадлежит (или относит себя), местные средства массовой информации, предприятие, учебное заведение, учреждение, в котором личность работает или учится. К мезофакторам, видимо, следует отнести и церковь. Микрофакторами являются те, что непосредственно влияют на процесс социализации личности: семья, товарищеское окружение, учебная группа, первичный трудовой коллектив, иные структуры, с которыми человек непосредственно взаимодействует. Другими словами, это социум в узком плане, или микросоциум личности.

Информация о работе Проблемы социализации подростков в современном Российском обществе